Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Россия - исследование на материале проведенных опросов



2015-11-11 584 Обсуждений (0)
Россия - исследование на материале проведенных опросов 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача исследования - обосновать предположение о том, что особенности мужской и женской речи проявляются в разной степени при выражении мыслей, то есть при конструировании монологической речи.

Для проверки установленной гипотезы было опрошено мужчины и женщины в возрасте от 20 до 30 лет. Им было предоставлено несколько актуальных проблем и событий в России.

Респондентам нужно было составить собственное мнение по поводу предложенных проблем и событий и изложить его в письменном в виде так, как бы они высказались устно. На основании анкет русскоговорящих респондентов, а также высказываний остальных опрошенных можно проанализировать особенности мужской и женской речи и сделать выводы.

Респондентам предлагались следующие темы для размышления:

. Олимпиада в Сочи-2014.

. Наводнение в Крымске.

. Метеорит в Челябинске.

. Проблема алкоголизма.

. Конец света.

Сравнивая предложения представителей разных гендерных групп, можно выявить следующую тенденцию - мужчины используют короткие предложения в то время, как женщины активно используют сложные предложения, причастные и деепричастные обороты.

Данное заключение доказывает различие речи мужчин и женщин также с точки зрения психологии. Мужчины строят предложение логически, бес прикрас, четко и лаконично выражая свою мысль и стараясь минимализировать количество языковых средств. Женщины говорят сложными конструкциями, делая свою речь яркой, эмоциональной и экспрессивной. Женщины могут настолько запутанно говорить, разрывая предложения, не оканчивая свою мысль, что многие их высказывания начинают уходить все дальше и дальше от проблемы, и в конце возможен переход совершенно к другому предмету разговора [Клецина 2003: 272].

Например, проблема «Наводнения в Крымске» вызвала следующие комментарии:

. «говоря о наводнении в Крымске, хочу выразить свое участие всем пострадавшим. я лично участвовал в, эээм, оказании помощи жителям крымска, как волонтер. мы разбирали и ремонтировали начальную школу в одном из пострадавших районов. хочется надеяться, что пусть в таком небольшом деле, но мне удалось внести некий вклад в общее дело.»

. «Радует, что мир не без добрых людей. Не ожидала, честно, что будет столько откликнувшихся. Посмотришь новости - так люди и одеяла и одежду и игрушки, лекарства - короче все везли. Некоторые типа даже с работы отпрашивались, но я считаю, что это единицы. Опять же на счет помощи. Некоторые боятся помогать, тк думают, что денежные переводы приберут к рукам, вещи тоже разберут. Государство себя с лучшей стороны не проявило. Ну что это? компенсация маленькая, всех расходов не покроет. Те дома, что строились, тоже как и в Сочи стадионы, наверняка строились в спешке и не из самых лучших материалов…»

Очевидно, что первый комментарий принадлежит мужчине-респонденту. Высказывание конкретное, оно не несет никакой дополнительной информации, кроме той, что человек имеет представление о проблеме и судит, опираясь на свой собственный опыт.

Второй образец - пример женской речи. С основного вопроса о проблеме наводнения, респондент переводит тему в область глобальных проблем России и акцентирует внимание на проблеме строительства и некачественного жилья.

Мужское и женское видение мира не могут оцениваться по параметрам «лучше - хуже» или «выше - ниже». Однако женщина способна внести во все сферы деятельности такие общечеловеческие ценности, как сочувствие, забота, взаимопонимание, поддержка, являющиеся первостепенными в опыте материнства. Именно образ матери является основным ориентирующим образом для формирования полоролевой идентичности. Как мать, женщина формирует будущее поколение - от ее образованности, социального статуса, здоровья зависит, каким будет человечество в будущем [Стернин 1997: 46]. В данной работе женщины продемонстрировали заложенные природой особенности, отличные от мужских. Женщины чаще упоминали о надежности, защите, и все высказывания содержали оценку: «хорошо-плохо», «вредно-безопасно».

Следующий пример сочетает в себе проявление подхода женщины-матери к проблеме и оценку с позиции женщины:

«Возмущаюсь! Возмущалась, когда сама туда поехала, возмущаюсь и сейчас! до сих пор! Когда я видела, как люди радуются даже бутылке воды, когда я чувствовала трупный запах, когда послушала всякие теории, то просто была в шоке!!! да я и щас в шоке!! и думаю, что виновата не природа. И ничего не изменится… А если бы там были мои родственники, моя семья, мои дети!? Да даже чужим людям такого не пожелаешь же»

Идентифицировать пол автора по данному фрагменту речи не представляет сложности, даже если бы респондент не использовал глагол в форме женского рода, то по упомянутым факторам психологического характера, можно было бы установить принадлежность высказывания к той или иной гендерной группе.

Кроме того, нашел подтверждение тот факт, что мужские предложения и высказывания, в целом, короче и четче; женские предложения которые могут быть длиннее даже в тех случаях, когда проблема не заинтересовала. Женщины обоснуют свое равнодушие, а мужчины напишут кратко, грубо и неободрительно, например, в теме про конец света:

«Конец света вызывал и вызывает у меня эмоции выражаемые таким смайлом =/»

«Техногенная катастрофа»

«Сказки о конце света придумывали во все времена чтобы отвлечь народ от более важных реальных проблем»

В женской речи много неопределенности, в ней одновременно незримо присутствуют и «да», и «нет», и «может быть». А это требует большего времени для изложения.

«Конец света. крутые вечеринки были, опять же респект предприимчивым людям, которые во время наварились на этом деле. Старушек и умалишенных жалко, но тут уж закон жизни»

«Я помню, как конец света обещали еще в 2000 году - типа миллениум, все дела)) нифига, потом каждые два года обещали, поэтому в 21.12.2012 я уже не верила, смеялась с тех, кто продавал и покупал билеты на ковчег))) а с другой стороны…а вдруг???»

Проведенное исследование опровергает мнение о том, что женщины чаще ссылаются на собственный опыт или опыт знакомых при рассмотрении ситуации. Мужчины и женщины в равной степени считают свой опыт основанием для последующих выводах:

«говоря о наводнении в Крымске, хочу выразить свое участие всем пострадавшим. я лично участвовал в, эээм, оказании помощи жителям крымска, как волонтер. мы разбирали и ремонтировали начальную школу в одном из пострадавших районов. хочется надеяться, что пусть в таком небольшом деле, но мне удалось внести некий вклад в общее дело»

«Ой, у меня подруга под Сочи гостиницу держит, я рада за неё, будет хороший заработок на время олимпиады, нооо всё-таки плохо что некоторых людей потеснили с этой стройкой. Ну и конечно - взятки и откаты - куда без этого, чинуши ведь хапают в обе руки там»

«…прошёл чемпионат по дзюдо, колоссальный по размаху и затратам, и что? я был и участником и дзюдоистом, но не выступавшим, я его сейчас уже почти не помню. Так же и с олимпиадой, кто-то помнит те вложения и красоту олимпиады 2008 в пекине, незнаю, лично я помню рекорд бегуна Усейна Болта и всё, хотя смотрел всю Олимпиаду»

«Всю жизнь что-то падает, а тут упало на нашу территорию - и пипец, катастрофа! На Америку постоянно обрушиваются ураганы, цунами, метеориты, а у нас раздули из этого! И нет чтобы адекватная реакция была, они все на камеры снимают и ВАУ, ППЦ! А вообще, это на нас Америка все специально пускает.»

«Я никогда не пил алкоголь, не пробовал пить и надеюсь, пить не буду! Но почти все кто меня окружают, его употребляют в малых или крупных дозах, любой клуб, ресторан, посиделки дома, не обходятся, хотя бы без пива. Но активным образов в социальных сетях, да и уже в обществе идет пропаганда ЗОЖ, не пей, не кури и занимайся спортом. Лично я думаю, что это полный абсурд, это так для лайка, репоста, и потравить байки. Но когда я тренируюсь, бегаю и т.д., я вижу как много людей занимается, старается и ведет относительно ЗОЖ, и я начинаю понимать, что возможно алкоголь для них просто привычка или элемент расписания, как тот же бег для меня.»

«Проблема не нова и мусолится каждый год. Рекламу конечно не показывают днем, паспортв магазине спрашивают (выгляжу молодо). Нужно бешено, просто бешено поднимать цены на алкоголь. Особенно на коктели и пиво, чтобы у подростков не было возможности покупать такую хрень.»

Женщин выдают даже знаки препинания. Восклицательными предложениями они выражают свое отношение к теме и чувства, возникшие после прочтения. Например, респонденты женского пола писали:

«Это абсолютная глупость!»

«Читала о случае когда узбек рабочий бегал по жилому кварталу будил людей когда вода пошла, Узбек! а свои русские чиновники разбежались как крысы до наводнения…»

«Всю жизнь что-то падает, а тут упало на нашу территорию - и пипец, катастрофа! На Америку постоянно обрушиваются ураганы, цунами, метеориты, а у нас раздули из этого! И нет чтобы адекватная реакция была, они все на камеры снимают и ВАУ, ППЦ!»

«Тут погоды не могут точно предсказать, а конец света прям день в день и время в время!»

«Ну у нас в стране, всё как у нас в стране!»

«Возмущаюсь! Возмущалась, когда сама туда поехала, возмущаюсь и сейчас! до сих пор! … … то просто была в шоке!!! да я и щас в шоке!!»

«Пронесло нас, ну что еще сказать! Всю планету пронесло!»

«А сколько передач, фильмов, рекламных роликов, приколов, опросов было! сколько же денег некоторые на этом заработали!»

«Это преступление века: против людей в мирное время!!!»

«Совсем охренели чиновники!!!!!»

«Ткачева давно убирать пора раз и навсегда!!!! Нам такое дерьмо не надо!!!!!»

«Ужасно! И ведь никто? не ответит за это… Сил людям все это пережить!»

Представленные высказывания респондентов подтверждает мысль о том, что женская речь действительно включает в себя большую концентрацию эмоционально оценочной лексики, а мужская оценочная лексика чаще стилистически нейтральна. Выше перечисленные примеры принадлежат женщинам-респондентам, в мужских ответах не выделяется такая особенность.

Спецификой женской речи является употребление междометий («О!», "…о Боже…», «Ой!», «Да,…»), а мужчинам свойственно начинать предложение с вводных конструкций, таких как «На мой взгляд», «Я считаю», «По моему мнению».

Поэтому можно утверждать, что женщины неосознанно засоряют речь, мужчины, наоборот, стремятся упорядочить свою речь и сделать предложения четко структурированными.

Рассматривая речь на лексическом уровне, можно убедиться, что выбор слов мужчинами отличается от той лексики, которую употребляют женщины. Мужчины чаще употребляют сленговые слова и выражения, а также нелитературную и ненормативную лексику [Стернин 1996: 55]. Женщины используют уменьшительно-ласкательные слова, высказываясь совершенно иначе, чем противоположный пол:

«Строят, строят, потом просят еще пару мильончиков на обьект - это нормально?»

«…а в научных передачках твердят, что мы вошли в пространство, в котором нас теперь активно бомбить будут, вот так)))»

«…ну выпить там бутылочку в выходной, ну выпить там стопочку в хорошей компании, замудрить новый коктельчик - потом у мужчин с потенцией проблемы, бабский животик и ещё уйма проблем. Посмотри на многих парней сейчас, худенькие, убогонькие но пивной животик торчит и сосут, сосут свое пиво из бутылочки.»

В речи мужской гендерной группы практически отсутствуют качественные прилагательные в сравнительной степени [Стернин 1999: 178]. В женской речи употребление таких форм прилагательных доминируют («сделать дороже», «относиться строже»,»… это даже страшнее», «следить надо внимательнее…»). Женская речь имеет закономерную особенность - стремление всеми лексическими и синтаксическими средствами выразить оценку.

В мнениях мужчин встретились следующие отступления от нормы и примеры стилистически сниженной лексики:

«…знаешь, в печенках сидит этот ажиотаж.»

«из олимпиады сделали не… как его… не фестиваль, не спортивный фестиваль, а какую-то хренову большую тусу с предварительной починкой дорог в Сочи.»

«Наводнение в Крымске - ярчайший пример того, что не так с нашим руководством, нашим… короче высшим уровнем, нашей верхней жердочкой в курятнике, самое то сравнение, самая верхная жердь в курятне, которую мы называем Россией.»

«хня все это»

«правительство г………. слов нет ради своего блага пожертвовали мирными людьми. вова ты г…… и тд и тп»

«Обидно, такой мужик казалось клевый… А на деле - очередной зажравшийся бумажкофил»

«все и так про него до сих пор заткнуться не могут, а я сижу и просто поражаюсь, охреневаю.»

«вот блин это не просто идиотизм, это контраргумент для теории Дарвина.»

«Есть люди которым занятся нечем и придумают всякую хрень (мое мнение не верю!!!)»

Итак, в социально ориентированном общении следует учитывать особенности речевого поведения, где соблюдение норм сопровождается более строгим контролем, значение приобретают применяемые коммуникантами речевые стратегии и тактики, направленные на гармонизацию в коммуникативном акте, где гендер является средством упорядочивания картины мира в целом и организации всей системы социальных отношений.

Сравним речь женщины и речь мужчины, изложенные по одному и тому же вопросу. Респонденты высказали следующие мнения по теме «Олимпиада в Сочи-2014»

1. «естественно, олимпиада - это, я думаю, показатель, хм, развития страны, уровня ее жизни. если мы можем себе ее позволить, то, значит, ээ, мы, как нация готовы к этому. мы долго шли к ней и потому, я считаю, заслужили. я лично верю, что россия себя еще покажет.»

2. «Ждали, ждали и, наконец дождались. Студентов и активных набирают - работать там в качестве обслуживающего персонала. Для кого то это шанс выйти замуж и уехать за границу, для других - подтянуть язык. Да и сейчас мне кажется нет уже такой радости, какая была в 80-м (Дружба народов и тп фигня). На счет стороительства - ну как строят эти все стадионы? хреново строятся и в спешке, как бы чего не обрушилось прямо во время соревнований. А еще раздули из этого всего нехилую рекламу, понаделали кучу сувениров шапки, варежеки, игрушки, заварочные чайники, магниты. Я бы не купила. Иностранцы может и расхватают. Ой, еще бесит что сюда же влезла кока-кола - ко всякой бочке затычка!»

Итак, перед нами два фрагмента, первый из которых принадлежит респонденту мужского пола, а второй - женского пола. Здесь представлены два образца, отражающих особенности мужской и женской речи, что подчеркивает гендерные различия на языковом и психологическом уровнях. Очевидно, что женская речь длиннее и сложнее. Женщина сконструировала целую ситуацию и рассмотрела проблему с разных сторон, при этом респондент начинает говорить о глобальных вещах, захватывая не только жизнь россиян, но и иностранцев. Мужчина же мыслит уже. Его суждения конкретны и основательны.

Проиллюстрированный пример выявляет у женщин еще одну особенность построения речевого высказывания, отличную от мужской. Женщина задает вопросы и сама на них отвечает. Таким образом, искусственно создается структура «вопрос-ответ». Так женщина упорядочивает свою речь, придавая ей одновременно и форму, и эмоциональность. А мужчина, как уже упоминалось ранее, оформляют свою речь только вводными конструкциями («естественно», «я считаю»). И по экспрессивности мужское высказывание уступает женскому, насыщенному междометиями и восклицаниями.

Итак, в ходе данной курсовой работы нам удалось выявить отличительные особенности мужской и женской разговорной речи. Анализируя синтаксис и лексику, и принимая во внимание определенные тенденции использования грамматических форм, можно идентифицировать автора речевого высказывания. Стоит учитывать, что данные отличия свойственны в большей степени спонтанной, неподготовленной речи, чем другим видам речи, когда говорящий старается использовать нейтральные средства для выражения мысли.

В тоже время мы выявили противоречащую теории особенность. И мужчинам, и женщинам свойственно обращаться к собственному опыту, оценивая ту или иную ситуацию, хотя эту специфическую черту речи чаще приписывают женскому полу.

Таким образом, примеры проведенного исследования доказывают, что существует тенденция различий между мужской и женской разговорной речью.

В современном обществе пол говорящего играет важную роль в выборе не только лексических единиц, но и структуры предложения, а также тона голоса. Выполнение определенных социальных ролей обязывает говорящего соответствовать языковым стереотипам. Поэтому исследование языковых особенностей мужской и женской речи представляет особый интерес с точки зрения описания языка.

Разделение на мужскую и женскую речь наблюдается во многих языках, но выражена она в разной степени. Главным образом это зависит от конкретных культурных и общественных традиций общества, в котором используется язык. Однако обе подсистемы равноценны и заслуживают внимания и изучения.

На основании проведенного анализа и обобщения полученных результатов можно сделать следующие выводы.

К особенностям речи мужской гендерной группы в европейской и восточной культурах можно отнести: использование ненормативной, инвективной лексики, а также терминологических единиц; употребление большого количества абстрактных существительных; однообразие лексических приемов при передаче эмоций; использование газетно-публицистических клише; частое использование вводных слов, выражающих уверенность.

В свою очередь, к особенностям речи женской гендерной группы в европейской и восточной культурах можно отнести: использование более «престижных» форм языка, нейтральных по значению слов и выражений; наличие в речи эвфемизмов (нецензурно выражался вместо матерился; в нетрезвом виде вместо пьяный); использование слов ответной реакции и вводных слов, снимающих категоричность высказывания; частое использование восклицательных и эмфатических предложений.

Однако, при сравнении двух культур, европейской и восточной, можно обнаружить некоторые различия в речи двух гендерных групп. Для мужчин в европейских странах характерна нейтральная или нисходящая восклицательная интонация, в то время как мужчины в восточных странах преимущественно используют только нисходящую императивную интонацию. Их речь доминантна и звучит более категорично и утверждающе. Восточные женщины, в свою очередь, используют только восходящую интонацию, воспринимается как более эмоциональная и дружелюбная. В европейских странах женщины используют более разнообразные интонационные модели. Для них характерна восклицательная и вопросительная интонация, которая произносится восходящим тоном. Такие различия связаны с женской эмоциональностью, а также со скованностью и замкнутостью мужчин.

Кроме того, в восточных странах существуют слова, которые запрещено употреблять женщинам - им приходится искать нейтральные инварианты, или использовать описательный способ составления высказывания. В европейских странах, имеет более высокий общественный статус, чем на Востоке, поэтому такая проблема не имеет места в Европе. Более того, в восточных странах существуют слова и выражения, которые принадлежат только женщинам - мужчины не употребляют их даже в кругу семьи. В речи женщин старшего поколения в восточных странах сохраняется больше женских слов и частотность их употребления выше. Речь мужчин старшего поколения не сильно отличается от языка других возрастных групп.

Сегодня количество работающих женщин в восточных странах возрастает; им приходится использовать на работе язык, считающийся мужским, далее они начинают использовать его в простой бытовой речи. Поэтому можно сказать, что четкие границы между мужским и женским языком на Востоке начинают разрушаться, однако, нельзя с уверенностью сказать, что эти серьезные различия когда-либо полностью исчезнут.

Таким образом, основные различия в речи двух гендерных групп можно обосновать тем, что мужчины в любом обществе обладают большей психологической уверенностью и раскрепощенностью, чем женщины, а женщины, в свою очередь, обладают большей эмоциональностью и способностью к заботе и состраданию.

В данной работе были проанализированы только некоторые особенности мужской и женской речи, многие аспекты требуют более тщательного исследования и анализа. Представляется интересным подробно изучить новые тенденции в различных языках, факторы, влияющие на эти изменения, а также на основе анализа исторических изменений, эволюции языков попытаться предсказать их дальнейшее развитие.

 

Задание 4.

Разработайте Тренинг гендерной эгалитарности (тренинг полоролевого равенства), направленный на формирование гендерной эгалитарности методами групповой работы.

Тренинг ориентирован на развитие и рост личностных качеств, гендерную компетентность участников в период старшего подросткового возраста или период ранней юности (15-17 лет).

Программа

Социально – психологического тренинга: «формирования толерантных гендерных установок у подростков»

Составитель: канд. психол. Наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии РГУ, Воронцов Д.В.,

Основание социально – психологического тренинга: школа выступает доминирующим институтом управляемой социализации подростков в соответствии с нормативными представлениями об идеальной модели личностного развития и функционирования. На современном этапе развития российского общества наблюдается значительное обострение глубинного противоречия между двумя системами ценностей, с которыми связаны представления о должном социальном устройстве и о личности, вписывающейся в эту идеальную социальную систему. Это система ценностей традиционного общества, ориентированная на асимметричную гендерную структуру, в которой доминирующее положение занимает конструкт агрессивно-властной инструментальной маскулинности, противопоставляемый конструкту пассивно-зависимой фемининности. И система ценностей современного общества, ориентированная на равенство в сфере гендерных отношений. В российском обществе эти две системы ценностей до сих пор находятся в конкурирующем взаимодействии, что в одних случаях приводит к состоянию аномии (полного бездействия норм, регулирующих гендерное взаимодействие членов общества), а в других – к трансляции и воспроизведению школой традиционной модели асимметричных гендерных отношений. Это противостояние в последнее десятилетие усугубляется формированием новой социальной структуры современного общества, в которой признается вариабельность и равнозначность самых различных моделей гендерных отношений.

Развитие мира в направлении пост-современной концепции общества требует от школы целенаправленного формирования у подростков чувствительности к дискриминации отдельных гендерных моделей бытия личности, а также предъявляет особые требования к развитию у них такого личностного качества, как толерантность к многообразию в сфере гендерных отношений. В противном случае жесткая нормативность педагогического общения в контексте традиционной гендерной асимметрии приведет к развитию у подростков личности, несоответствующей современной тенденции развития глобального общества, основанного на пост-современной системе ценностей и мировосприятия. Результатом традиционной управляемой социализации является воспроизводство членов общества, обладающих повышенной конфликтностью и уязвимостью в децентрированном мире гибких моделей поведения и социальных представлений. Поэтому предлагаемая программа ориентирована на одновременное развитие качества гендерной толерантности личности самих педагогов как агентов управляемой социализации и подростков в соответствии с пост-современной системой социальных ценностей.

Основная цель социально – психологического тренинга: формирование у подростков толерантных гендерных установок.

Вспомогательные цели: 1)развитие толерантности в сфере гендерных отношений у педагогов; 2)снижение уровня конфликтности и агрессивности в гендерных отношениях среди подростков; 3)развитие у подростков навыков сотрудничества и сосуществования с людьми, придерживающимися разных моделей гендерных отношений.

Задачи программы:

выявление педагогами и подростками специфики процесса собственной гендерной социализации;

осознание педагогами и подростками личных гендерных стереотипов;

осознание ограничений, налагаемых на личность традиционными асимметричными гендерными стереотипами;

выявление особенностей гендерной структуры межличностных взаимодействий подростков между собой и с педагогами;

обнаружение асимметричных и сексистских гендерных образов в доступных подросткам источниках информации о гендерных отношениях (явного и скрытого плана);

коррекция асимметричного содержания гендерных установок в общении и взаимодействии подростков между собой и с педагогами.

Методы реализации программы: методологической основой программы является теория социального конструирования гендера; основными методами формирования толерантных гендерных установок являются групповая дискуссия, ролевое взаимодействие, структурированное наблюдение для анализа структур и особенностей взаимодействия; работа в малых группах; экспрессивные методы; упражнения на межгрупповое взаимодействие. Занятия проводятся в формате интерактивной обучающей группы, когда все участники располагаются по кругу.

Условия формирования тренинговой группы: группа должна быть разнородной по гендерному признаку; желательно, чтобы соотношение разнополых участников группы было приблизительно равным. Группа должна быть однородной по возрастному признаку. Возраст участников-подростков: от 14 до 17 лет. Количество участников группы – не более 20 человек. Если число участников группы будет больше 10-12 человек, необходимо наличие со-ведущего тренинговой группы (при возможности, со-ведущий должен иметь другой пол, чем у основного ведущего).

Режим работы: занятия проводятся 1 раз в неделю в среднем по 90 минут. Всего планируется проведение 9 занятий общим объемом 14 часов. Предполагается выполнение домашних заданий. Параллельно со школьниками такой же курс проходят их классные руководители.

Технико-методическое оснащение: стулья с подставкой для ведения записей (по числу участников занятия), рабочие тетради, ручки, цветные карандаши (5 наборов для группы 20 человек), доска с демонстрационными листами, маркеры для пометок на демонстрационных листах, теннисный мячик.

Демонстративно-иллюстративный материал: набор популярных среди подростков журналов или вырезок журнальных, газетных статей, иллюстраций, образцы рекламной продукции.

Результаты тренинга: в процессе активного социального обучения ожидается изменение асимметричных гендерных установок среди подростков, повышение толерантности по отношению к разнообразию гендерных моделей взаимодействия.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1. Вводное (90 минут).



2015-11-11 584 Обсуждений (0)
Россия - исследование на материале проведенных опросов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Россия - исследование на материале проведенных опросов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)