Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Нейролингвистическое программирование




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие требования к комплектованию психотерапевтических групп.

Однородные и неоднородные психотерапевтические группы.

Организационные основы групповой психотерапии.

Роли группового психотерапевта.

Стиль руководства группой.

Личность руководителя психотерапевтической группы.

Понятие «групповая динамика» и ее основные законы.

Основные элементы групповой динамики.

Нормы группы.

Фазы развития группы.

Сходство индивидуальной и групповой терапии.

Различия индивидуальной и групповой терапии.

Перенос и контрперенос в психотерапевтических группах.

Ко-терапия. Особенности, преимущества, проблемы.

Советы начинающему групповому терапевту.

Подготовка и квалификация терапевта группы.

Классификация видов психотерапии.

Цели индивидуальной психотерапии в рассмотрении различных теоретических школ.

Психологическое консультирование и психотерапия.

Теоретические принципы современных психологических направлений.

Примерная структура процесса психотерапии.



Правила и установки терапевта в эффективном процессе индивидуальной психотерапии.

Аналитическая психотерапия.

Теоретические основы психоанализа.

Индивидуальная психотерапия А.Адлера.

Психотерапия, ориентированная на тело.

Психотерапия, центрированная на клиенте К. Роджерса.

Гештальттерапия.

Рациональная психотерапия.

Нейролингвистическое программирование.

1. Состав группы определяется направленностью, формой и со­держанием предполагаемой психотерапевтической работы (группа встреч, группа умений и т.п.).

Наиболее важный вопрос, который приходится решать тера­певту при формировании группы — это вопрос о показаниях и про­тивопоказаниях для участников групповой психотерапии.

Диапазон показаний к групповой психотерапии достаточно широк — от неврозов до ремиссии шизофрении. Однако соотноше­ния показаний и противопоказаний всегда представляют большую трудность. Показания зависят от типа группы и метода психотера­пии.

Принято считать, что обычные жизненные трудности легко преодолеваются «разговорной» терапией (К. Роджерс); при изоли­рованных симптомах (фобии) более целесообразна поведенческая психотерапия; характерологические нарушения легче корригиру­ются гештальттерапией или с помощью психодрамы; при алкого­лизме и наркомании более эффективна недирективная групповая психотерапия и т.д.

Противопоказаниями для групповой психотерапии являются низкий интеллект и психозы. Особую сложность, как отмечают В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донской, создают клиенты, склонные к бредовым идеям отношения, преследования и физического воздей­ствия.

Относительными противопоказаниями могут служить тяже­лые формы психопатий, особенно возбудимого круга (эксплозив­ные, эпилептоиды). С осторожностью следует включать в группу людей с выраженными физическими недостатками (уродов, глу­хих, слепых). Большинство психотерапевтов считает, что абсолют­но недопустимо включать в одну и ту же группу людей, находя­щихся за ее пределами в служебных, родственных, семейных или каких-либо иных отношениях [2].

По численному составу группы могут быть большими (до 30 человек) и малыми (3 – 4 человека). Когда группа слишком ве­лика, возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями. Такие группы трудноуп­равляемы, а их терапевтический эффект низок. Если группа слиш­ком мала, то резко снижается интенсивность межперсональных взаимодействий. Такая группа скорее напоминает группу клиен­тов, пришедших на консультативный прием.

Большинство отечественных и зарубежных психотерапевтов отдают предпочтение группам из 8 – 12 человек. Такое количество участников достаточно, чтобы обеспечить их эмоциональную бли­зость и создать между ними обратную связь. Если численность психотерапевтической группы более 12 человек, желательно при­влечение ассистента руководителя (ко-терапевта).

 

2. В основе определения однородности или неоднородности груп­пы обычно лежат три основных критерия:

1) демографический (возраст, пол, образование);

2) клинический (симптомы, синдромы, диагноз);

3) личностный (характер, интеллект, интересы).

Однородность означает отсутствие существенных различий между участниками группы по вышеназванным критериям. Одна­ко, как и любое явление, однородность группы имеет свои достоин­ства и ограничения.

Достоинства однородных групп:

– быстрее достигается групповая сплоченность;

– члены группы быстрее и легче начинают оказывать поддерж­ку друг другу и посещают занятия более регулярно;

– быстрее достигается положительный эффект;

– участники группы делятся друг с другом похожими пробле­мами, и это помогает им понять, что они не одиноки в своих переживаниях;

– у членов группы быстрее возникает чувство общности.

Недостатки однородных групп:

– слишком большое сходство мешает участникам увидеть раз­нообразие форм поведения и освоить новые навыки;

– взаимодействие между членами группы может быть слиш­ком поверхностным;

– сходство участников препятствует возникновению конструк­тивных противоречий между ними и пониманию существу­ющих индивидуальных и прочих различий между людьми.

Однородные группы лучше всего подходят для решения кон­кретных проблем и обсуждения конкретных ситуаций. Например, краткосрочные тематические группы работают лучше, если участ­вующие в них люди имеют схожие проблемы. Как показывает практика консультационных и других ориентированных на оказание психологической помощи учреждений, клиенты, имеющие сход­ный негативный опыт, быстрее находят общий язык друг с другом.

Неоднородность означает существенные различия между участниками группы — например, различия в социальном положе­нии, культурном воспитании, установках и навыках общения, спо­собах работать и справляться с проблемами. Неоднородные груп­пы также имеют свои достоинства и недостатки.

Достоинства неоднородных групп:

– участники группы имеют возможность ознакомиться с самыми разнообразными мнениями по поводу обсуждаемых проблем и увидеть различные формы поведения в одних и тех же ситуациях;

– участники группы могут устанавливать важную для них обратную связь с людьми, не похожими на них самих.

– неоднородная группа представляет больше возможностей для коррекции неадекватного восприятия себя и окружаю­щих.

Недостатки неоднородных групп:

– для получения видимых результатов групповой работы обыч­но требуется больше времени;

– сплоченность группы достигается большими усилиями (обыч­но за более длительное время, чем могут предоставить для работы учреждения образования);

– в начале работы существует опасность конфликтов, посколь­ку участникам группы трудно быстро наладить взаимодей­ствие.

Неоднородные группы более целесообразны в тех случаях, когда необходимы длительные сроки психотерапии, связанные с коррекцией личностных расстройств и нарушений поведения.

3. Открытые и закрытые группы. Создавая группу, психоте­рапевт организовывает ее как открытую или закрытую.

Закрытая группа, начав работу, «закрывает двери»: не прини­мает новых участников, а количество сессий в ней заранее опреде­лено. В открытой группе поддерживается постоянная численность участников — за счет замены покинувших ее клиентов новыми. Открытые группы функционируют в течение неопределенного отрезка времени, даже несмотря на то, что порой че­рез 1-2 года состав участников полностью обновляется, а на смену прежнему ведущему приходит другой.

Большинство закрытых групп представляют собой краткосроч­ные терапевтические группы, собирающиеся еженедельно в тече­ние шести месяцев или менее. Практика показывает, что в более долгосрочных закрытых группах возникают трудности с поддержа­нием стабильности состава. Неизменно получается так, что кто-то бросает терапию или неожиданно оказывается не в состоянии вписать посещение сессий в свой рабочий или житейский график. Формат долгосрочной закрытой группы целесообразен и эффективен в условиях, гарантирующих значительную стабиль­ность, например в тюрьме, в психиатрической клинике, где клиен­ты находятся подолгу, а порой и в амбулаторной группе, все участники которой одновременно с групповой терапией проходят курс индивидуальной психотерапии у ведущего группы. Некото­рые психотерапевты ведут закрытые группы в течение шести меся­цев. По истечении этого срока участники оценивают свой прогресс и решают, хотят ли они взять на себя обязательство продолжать те­рапию еще шесть месяцев [8].

Длительность и частота встреч. До недавнего времени считалось, что длительность терапевтической сессии должна быть фиксированной 45 – 50 мин. индивидуальной терапии и 80 – 90 мин. групповой, и это относилось к области глубоко укоренившейся «догмы» психотерапии. Большинство групповых терапевтов схо­дятся во мнении, что даже в твердо стоящих на ногах группах требуется по крайней мере 60 мин для «разогрева», разворачивания и проработки основных тем сессии. Среди терапевтов также достиг­нуто единодушие мнений по поводу того, что после двух часов ра­боты эффективность снижается: участники группы устают, начи­нают повторяться и работать с меньшей отдачей. Кроме того, многие терапевты, по-видимому, функционируют лучше всего на протяжении 80 – 90 мин.; более длительные сессии часто приводят к утомлению, и в последующие сессии, проводимые в тот же день, терапевт работает с меньшей эффективностью. В связи с этим во­обще не рекомендуется проводить более одной групповой сессии в день – это связано как с эффектив­ностью и отдачей в работе самой группы и терапевта, так и с уровнем «психической истощаемости» ведущего.

Частота встреч может варьироваться от 1 до 5 раз в неделю, однако большинство групп встречаются один раз в неделю. Как правило, организационно трудно составить удобный для всех участников график встреч группы, и большинство терапевтов отдают предпочтение именно этой модели. Вместе с тем, по мнению И. Ялома, у групп, собирающихся дважды в неделю, есть некоторые позитивные преимущества: подобные группы работают более интенсивно, сохраняется непрерывность, участники последо­вательно прорабатывают вопросы, поднятые на предшествующей встрече, и весь процесс приобретает характер одной продолжаю­щейся сессии. Группы, участники которых встречаются один раз в неделю, часто страдают от того, что интервал между собраниями получается чересчур длинный. Если в жизни кого-то из участни­ков на прошедшей неделе произошло важное событие, то группа уклоняется от взаимодействия в сторону разрешения кризиса. По той же причине группам, участники которых собираются реже раза в неделю, очень трудно сохранять фокусировку на взаимодей­ствии [3].

 

4.Психотерапевт в группе обычно игра­ет одну из следующих поведенческих ролей: эксперт, катализато­р, дирижер, активный партнер.

Экспертобычно комментирует поступки и диалоги участни­ков, стараясь связать ситуации, возникающие здесь и сейчас, с ситу­ациями и проблемами из повседневной жизни. Чрезмерное увлече­ние ролью комментирующего эксперта может нарушить групповой процесс и превратить терапевтическую группу в учебный класс.

В роли катализаторапсихотерапевт, по образному выраже­нию М. Фиберта, «как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение». Исполь­зуя свой профессионализм и интуицию, а главное, такие качества, как искренность и эмпатия, психотерапевт в роли катализатора стимулирует к действию здесь и сейчас, помогает наладить обрат­ную связь и быстрое реагирование участников группы на создавае­мые ситуации.

В роли дирижерапсихотерапевту обычно приходится высту­пать на первых этапах формирования группы или в трудных ситуа­циях, когда участники группы заходят в тупик. Тупиковая ситуа­ция в группе обычно сопровождается повышением уровня тревож­ности. Умеренная тревожность является хорошим терапевтичес­ким фактором. Задача психотерапевта в роли дирижера состоит в том, чтобы вывести группу из тупиковой ситуации, все время сохраняя невысокий уровень тревожности.

В группах с попустительским стилем руководства психотера­певт выступает обычно в качестве активного партнера, образцо­вого участника. В этой роли он может олицетворять образец открытости, аутентичности и на своем примере продемонстриро­вать процесс самораскрытия. Пример самораскрытия терапевта по­ложительно влияет на поведение участников группы, подталкивая их к подражанию, но здесь психотерапевту, как ни в какой другой роли, необходимо соблюдать чувство меры, так как интимное само­раскрытие лидера может грубо нарушить групповой процесс.

5. Стиль руководства. К Левин со своими коллегами выделили три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль. Все виды поведения клиентов в груп­пе определяются руководителем (психотерапевтом). Он дает зада­ния, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т.п. Психотерапевт при этом стиле — са­мый активный и авторитарный участник работы группы.

Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психотерапевт направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение, а сам занимает пози­цию активного партнера.

Попустительский стиль. Психотерапевт полностью устраня­ется от руководства группой и занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора. В отдельных случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.

Специально проведенные исследования показывают, что опти­мальный стиль руководства в психотерапевтической группе — де­мократический. Однако опытные психотерапевты знают, что стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые нередко возника­ют в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффективным, чем позиция невмешательства. Сущест­вует определенная закономерность: чем более сплочена труппа, тем менее активен и авторитарен может быть руководитель. Во вся­ком случае даже при полном, казалось бы, невмешательстве в рабо­ту группы опытный психотерапевт никогда не теряет контроля над группой и держит нити управления в своих руках.

6. Личность руководителя. Определенное влияние на эффектив­ность руководства группой оказывают личные качества психотера­певта. Этому вопросу посвящено огромное количество литературы. Не вызывает сомнения и тот факт, что для того, чтобы стать не­формальным лидером, нужно обладать определенными личност­ными качествами. Ясно также и то, что ни одна, даже самая яркая, черта личности еще не может определять личность, а тем более ее лидерские качества.

С. Славсон выделяет следующие основные качества, которые, по его мнению, необходимы для лидера: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности.

К. Рудестам к специфическим лидерским качествам относит: энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружаю­щих, уверенность в себе, ум.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (756)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7