История тимбилдинга в мире и в России
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ Марина ИСХАКОВА ТИМБИЛДИНГ Раскрытие ресурсов организации и личности Несмотря на историческую принадлежность к определенному крылу тимбилдинга, автор максимально широко представляет все практики, виды, формы тимбилдинга, дает анализ тимбилдинга как отрасли. Думаю, что это первый анализ такого масштаба и детальности на русском языке. Мультиспортивная закалка и амбиции и здесь не изменили автору! Впечатляет и объем проделанной автором типологической работы. Эта книга — замечательное пособие и для заказчиков тимбилдинга, и для самих тимбилдеров, как расширение горизонтов! Марк Кукушкин, Старший партнер «Тренинг-Бутика» Директор компании «Бест-тренинг», Руководитель проекта ОТУМКа, Соучредитель Тренингово-Игровой корпорации РЕЧЬ Санкт-Петербург 2010 УДК 159.9 ББК 88.4 И91 Исхакова М. Г. И91 Тимбилдинг: раскрытие ресурсов организации и личности. — СПб.: Речь, 2010. — 256 с. ISBN 978-5-9268-0938-8 Первая книга в России, которая посвящена глубокому и многостороннему анализу феномена тимбилдинга. Книга предназначена для директоров и менеджеров по персоналу, руководителей и сотрудников тимбилдинговых и тренинговых компаний, а также для молодых женщин, которые мечтают открыть свой бизнес. Предназначение книги — внести вклад в развитие концепции тимбилдинга в России и способствовать созданию сильных и успешных российских бизнес-команд. УДК 159.9 ББК 88.4 ISBN 978-5-9268-0938-8 © М. Г. Исхакова, 2010 © Издательство «Речь», 2010 © П. В. Борозенец, обложка, 2010 ПЕРЕД ТИМБИЛДИНГОМ Это первая в России книга о российском тимбилдинге. Данная книга предназначена для менеджеров и специалистов по персоналу, для сотрудников и руководителей тимбилдинговых и тренинговых компаний, для тех сотрудников, кто прошел корпоративные тим-билдинти или кого они ожидают. Книга будет также необычайно интересной и полезной для руководителей российских и западных компаний, желающих узнать больше о природе этого экзотического бизнес-продукта. Эта книга также для экстремалов и любителей путешествий, для моих друзей и для моих соратников. Предназначение Книги в том, чтобы внести свой вклад в развитие цивилизованного российского бизнеса и достойное место России в мировом бизнесе! Автор верит, что настанет такое время, когда российские тим-билдинговые компании по своему уровню профессионализма и компетенций выйдут на международный уровень и займут достойное место в мировой индустрии Experience based learning and development (Обучения и развития, основанного на опыте) в мире. Область тим-билдинга необычайно творческая и многообразная. Автор не претендует на изложение истины, но, опираясь на свое образование (российскую степень Ph.D. и западную степень МВА) и трехлетний опыт работы в области тимбилдинга в качестве директора петербургской тимбилдинг-компании Adventure Races, излагает свою позицию. Но также книга написана и для молодых женщин, мечтающих об открытии своего бизнеса, но не решающихся на это, и для всех тех, кто готов преодолевать трудности и следовать за мечтой! Для женщин, которые рождены бороться и побеждать, и для женщин, желающих стать таковыми! Книга состоит из двух частей. Первая часть — это первая попытка теоретического анализа индустрии тимбилдингов в России. Автор задает границы феномена тимбилдинга и определяет фактическую ситуацию в России. Изучаются основные драйверы отрасли и ключевые конкурентные силы в отрасли. Анализ продолжается классификацией компаний, оперирующих в отрасли тимбилдингов и смежных с ней отраслях, подробным анализом существующих продуктов на рынке тимбилдингов. Далее книга фокусируется на максимально полном исследовании направления Экстрим-тимбилдингов. Анализ завершается классификацией Клиентов и классификацией Перед тимбилдингом Участников тимбилдингов. Основной изюминкой Первой части является прогнозирование о Тимбилдинге 2020 в России и в мире. Вторая часть книги — это взгляд автора на Экстрим-Тимбилдинг изнутри. Это честная история о себе и своей жизни — истории бизнес-женщины — предпринимателя! Книга честно рассказывает и делит с Читателем самые счастливые и тяжелые дни ведения бизнеса. Если даже один из тысячи, прочитавших эту рукопись, решит больше не ждать, а действовать, начать действовать в выбранном им Направлении, я буду считать, что достигла своей цели. Это книга-мотивация! Это честная книга о бизнесе и о себе. Марина ИСХАКОВА Норвегия, Осло, 12 сентября 2008 года BEFORE TEAMBUILDING This is the first book about Russian Teambuilding. The book is intended for HR managers and HR professionals as well as for ordinary employees, managers and employees of teambuilding companies. The book will also be very interesting for Top-management of Russian and Western companies operating in Russia, who would like to deepen their knowledge about the nature and philosophy of this exotic business product. Among the named, this book will be particularly interesting for outdoor and adventure people, for my friends, my business partners and colleagues. The role of the book is to help the development of Russian civilized business, and to facilitate the improvement Russian business image on the global scale! The author believes that in the future Russian Teambuilding companies will enter the international market and will be able to compete equally. The author believes that Russian teambuilding companies will take the reputable place in the global industry of experience based Learning and Development. The area of Teambuilding is incredibly creative and diversed. The author doesn't pretend that her vision is the absolute truth, but it is based on her own education (Russian Ph.D. and Western MBA) and 3-years work experience in Teambuilding industry in Russia as Founder and as General Director of St. Petersburg Teambuilding company "Adventure Races". Перед тимбилдингом But besides that, the book is intended for young women, who are dreaming, but still do not dare to start their own business. The book is for the people who are ready to overcome challenges and difficulties and to follow their dream. The book consists of two parts. The first part is an attempt of theoretical analysis of Teambuilding industry in Russia. The author draws the borders to Teambuilding phenomenon and describes the factual situation in Russia. The author studies the key drivers and key competitive forces in the industry. Analysis is followed by classification of companies that are operating in teambuilding industry and related industries, and after that the detailed description of existing products is presented. Along with that the book is focused on the comprehensive study of ex-treme-teambuilding field. The classification of clients and teambuilding participants are presented. The special spice of the first part is forecasting for Teambuilding 2020 in Russia and on the global scale. The second part of the book is the internal view of the author on extreme Teambuilding. This is the truthful and honest book about author's personal experience — the thrilling history of business woman-entrepreneur in Russia! If one from thousands, who read this book, will open his own business, I will be very satisfied with my intention. This is the Motivational book! This is book about business and about myself. Marina ISKHAKOVA Norway, Oslo, 12 September 2008 FØR TEAMBUILDING (на норвежском языке) Dette er den fØrste boken i Russland om russisk teambuilding. Bo-ken er tiltenkt ledere og spesialister på personal, medarbeidere og ledere i bedrifter inncn teambuilding og idrett samt medarbeidere som enten har gjennomgått eller skal delta på teambuilding i sin bedrift. Boken vil også være meget interessant og nyttig for ledere i russiske og vestlige selskaper i Russland som Ønsker å vite mer om filosofien rundt dette ek-sotiske businessproduktet. Boken vil være spesielt interessant for perso-ner som trives i friluft, for mine venner og kolleger. Tanken med denne Перед тимбилдингом boken er å gi mitt bidrag til utviklingen av og forbedring av omdØmmet til rassiske bedrifter. Forfatteren tror at russiske teambuiidingselskaper i fremtiden vil bli aktive på det intemasjonale markedet, at de vil kunne være konkurran-sedyktige og dermed ta sin velfortjente plass i den globale industrien for erfaringsbasert læring og utvikling. Teambuilding er et utrolig kreativt og diversifisert område. Forfatteren mener ikke at hennes perspektiver er de eneste sanne, men hun mener at hun har tyngde i faget basert på egen utdanning (russisk Ph.D. og vestlig MBA) og 3 års yrkeserfaring i teambuildingsindustrien i Russland som grunnlegger og direktor for det St. Petersburg baserte teambuildingselskapet Adventure Races Boken er også skrevet for unge kvinner som drØmmer om, men ikke tØr å åpne egen business. Boken er for alle dem som er villige til å overvinne vanskeligheter og å fØlge sin egen drØm Likeså er boken tiltenkt kvinner som er fØdt for å kjempe og å vinne og for kvinner som onsker å bli slike. Boken bestar av to deler. Den fØrste delen er et fØrste forsØk på en teoretisk analyse av teambuildingsindustrien i Russland. Forfatteren trekker linjen for teambuildingsfenomenet og definerer den faktiske situasjonen i Russland. Forfatteren ser på de viktigste drivkreftene og konkurransekreftene i industrien. Anaiysen fortsetter med en klassifise-ring av bedrifter som opererer i teambuildingindustrien og annen rela-tert industri. Deretter blir en detaljert analyse av eksisterende produk-ter presenters Videre fokuseres det i boken på en omfattende analyse av spesialfeltet ekstrem teambuilding. Klientklassifisering av klienter og teambuildingsdeltakere presenteres også. Den fØrste delen gir dessuten en prognose for teambuildingsindustrien i Russland og verden i 2020. Den andre delen av boken er forfatterens syn på ekstrem teambuilding fra innsiden. Dette er den sannferdige og ærlige historien om forfatteren og hennes liv — den spennende historien om en kvinnelig business entreprenØr i Russland. Selv om bare en av tusen lesere av denne boken bestemmer seg for ikke å vente lenger, men starter sin egen business innenfor sitt valgte omrade, vil mitt mål være oppnådd. Dette er en motivasjonsbok! En ærlig bok om business og om meg selv. Marina ISKHAKOVA Norge, Oslo, 12 September 2008 Часть 1 ТИМБИЛДИНГ Глава 1 КОНЦЕПЦИЯ ТИМБИЛДИНГА История тимбилдинга в мире и в России Происхождение Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров. Платон В бизнес-литературе сложно найти единую дату первого упоминания термина «тимбилдинг». Большинство ученых склонно считать родоначальником концепции тимбилдинга американского профессора, психолога и социолога Элтона Мэйо (Elton Mayo, 1880— 1949), который был автором и основателем Хоторнских экспериментов в 1927 — 1932 гг. (The Hawthorne Experiments). Элтон Мэйо, изучая влияние различных факторов (условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений, стиля руководства и др.) на повышение производительности труда на промышленном предприятии Western Electric Hawthorne Works в Чикаго, доказал особую роль человеческого и группового фактора. Во время данных экспериментов Мэйо обнаружил так называемый Хоторнский эффект, состоявший в том, что индивидуальное поведение участников эксперимента менялось благодаря повышению их осведомленности о проводимом с их участием тестировании. Наиболее важным для основ тимбилдинга было обнаружение того, что производительность участников эксперимента увеличивалась в ответ на психологические стимулы, такие как проявление интереса и внимания к работе участника эксперимента, усиление его чувства вовлеченности в процесс и ощущения важности и значимости. Самыми важными выводами Мэйо были следующие: 1) взаимоотношения между руководителем и подчиненным влияют на производительность; 2) рабочие нормы значительно влияют на производительность; 3) рабочее место имеет свою культуру; 4) забота и поддержка более важны, чем физические условия труда. Основной вывод был таков: в ходе пятилетних экспериментов сотрудники стали более осведомлены о важности и значимости для них позитивной рабочей атмосферы, культуры и отношений и поддержания таковой атмосферы на предприятии. Многие ученые склонны заключить, что Глава 1. Концепция тимбилдинга результаты и выводы Хоторнских экспериментов были первым импульсом к зарождению концепции тимбилдинга. Однако приведем здесь несколько других психологических и поведенческих концепций и теорий, элементы которых также повлияли на формирование теории тимбилдинга. Мередит Белбин (Meredit Belbin) изучал максимизацию результативности команд и командную динамику и стал первым в организационной науке, кто провозгласил максимальный вклад ролевого распределения в повышение эффективности работы команды. Теория девяти ролей Мередита Белбина активно используется в теории командообразования. Четкое ролевое распределение многократно повышает эффективность деятельности команды. Невозможно не упомянуть здесь о великом Абрахаме Маслоу (Abraham Maslow) и его пирамиде — иерархии человеческих потребностей. Пирамида мотивации Маслоу активно применятся в тимбилдингах для изучения мотивации команд и выявления степени развития команды и ее потребностей. Джон Эдейр (John Adair) внес свой вклад в тимбил-динг созданием теории лидерства. Он определяет лидерство как передаваемый и приобретаемый навык и выделяет основные лидерские функции, выполнение которых приведет команду к успеху. Заслуга Katharine Cook Briggs и ее дочери Isabel Briggs Myers для тимбилдинга состоит в создании MBTI (Myers Briggs Types Indicator) — 16-типичной типологии личностей. Типология ярко иллюстрирует наличие различных, даже полярных друг другу типов личности, и теория тимбилдинга учит использовать полярные различия с максимальной выгодой для достижения максимальной эффективности работы в команде. Стоит упомянуть здесь также классика поведенческой теории организации Дугласа МакГрегора (Douglas McGregor), автора всемирно известной теории X и Y (и впоследствии Z). Понимание двух полярных концепций X и Y и теории Z рабочего поведения помогает формировать правильные ожидания и восприятие процесса, ставить реалистичные задачи. И еще одной, не менее важной концепцией, активно использующейся в теории командообразования, стала концепция Брюса Тукмана (Brace Tuckman) — концепция FSNP: «Формирование — Шторм — Нормализация — Результаты» («Forming — Storming — Norming — Performing»). В своей концепции он фиксирует четыре важные и неотъемлемые стадии, через которые предстоит пройти каждой команде в своем развитии, если она стремится к достижению высоких результатов. Многие известные психологи, не работая явно над концепций тимбилдинга, внесли в ее формирование свои элементы. Курт Левин (Kurt Lewin) — созданием концепции групповой динамики. Уильям Шутц (William Часть 1. Тимбилдинг Schutz) — созданием теории межличностных отношений и психологической совместимости, согласно которой три самых важных фактора межличностных отношений — включенность, контроль, влияние — определяют большинство ситуаций человеческого взаимодействия. Однако в некоторых немногочисленных источниках наиболее явным основоположником веревочного курса считают француза Джорджа Хеберта (George Hebert), офицера Французской армии. Хеберт был известен своими многократными африканскими экспедициями, в ходе которых встречал умных, сильных и физически гораздо более развитых, чем европейцы, людей. В результате он начал систематизировать свои знания и изобрел метод физического образования, получивший название «Натуральный метод» («Natural Method»). Это образование предполагало физическое и моральное развитие, наряду с формированием мужественности, и проходило в открытой среде. Во Франции это направление вскоре получило название хебертизма (Hebertism) и активно развивалось в течение Второй мировой войны, став стандартом физического образования во Французской Армии. Поэтому многие веревочные курсы в Европе и во Французской Канаде, в Квебеке называются Курсами Хеберта. Видный американский исследователь и практик в области организационного развития, Уильям Дайер (William Dyer) написал первую книгу, посвященную тимбилдингу, в 1977 г. В США считается, что это была первая современная работа по тимбилдингу, в которой были обозначены границы этого феномена. Впоследствии вышло несколько переизданий первой книги. Другая книга этого же автора [Dyer, 1994J начинается словами о том, что трудно представить, как много компаний во всем мире формулируют в своих слоганах, корпоративных ценностях и миссиях утверждения про приоритетную роль команды и командной работы и как ма\о из них реализуют утверждения в действительности. «Трудно представить, как много компаний во всем мире формулируют в своих слоганах, корпоративных ценностях и миссиях утверждения про приоритетную роль команды и командной работы и как мало из них реализуют утверждения в действительности» [Dyer, 1994]. Позже, в 1980-е гг., стало активно формироваться направление «Образование вне помещения» (наиболее распространенный английский термин — «Outdoor Education»)1. Чаще всего приводится определение Брукеса [Brookes, 1991], где под «Outdoor Education» он понимает 1 www.wilderdom.com — Outdoor Education Research &Evaluation Center. Глава 1. Концепция тимбилдинга использование условий природной среды для образования, получения опыта и развития индивидуума. В 1990-е гг., в первую очередь в США и в Великобритании, стало формироваться отдельное направление в менеджменте — Outdoor Development Management, то есть область бизнес-обучения и развития посредством использования условий природной среды. Безусловно, в такой широкой и открытой для инноваций сфере достаточно быстро возникли смежные термины, очень широко используемые сейчас на Западе: Corporate Adventure Training (CAT), то есть корпоративный приключенческий тренинг, и Experience Based Training and Development (EBTD), то есть обучение и развитие, основанное на получении опыта. Читая англоязычную литературу и изучая теорию Outdoor Development Management, которая включает в себя концепцию тимбилдинга, вы заметите, что наряду с максимально используемым термином «Outdoor Education» в литературе менеджмента встречаются и другие термины: «Active Learning», «Experiential Education», «Adventure Education», «Outdoor Learning», «Wilderness Experience», «Adventure Therapy», «Environmental Education». Главным сущностным элементом в теории Outdoor Development Management является обучение через опыт. Обучение через опыт, то есть Experiential Education, включает в себя активное участие обучаемого в процессе обучения. Так, наиболее простой иллюстрацией традиционного обучения и обучения на опьгге будет изучение жизни жизотных. При традиционном обучении ученики читают книги с абстрактными знаниями и рассматривают картинки, в случае обучения через опыт ученики идут в зоопарк, изучают зверей и наблюдают за ними, слушают их крики и дыхание, замечают различныеповадки, испытываютсильные эмоции. Итак, в теории менеджмента сложилось две точки зрения. Первая рассматривает тимбилдинг как процесс построения команды, основываясь на разработанных в менеджменте и психологии направлениях — организационном развитии, организационной динамике, психологии группы и групповой динамике. И с данной точки зрения все видные деятели менеджмента и психологии, развивавшие эти направления, рассматриваются как активные участники развития концепции тимбилдинга. Согласно второй точке зрения, тимбилдинг — это альтернативное направление в обучении и развитии, потому что коренным образом отличается по своей природе — процесс проходит на природе, и участники учатся посредством опыта и активного взаимодействия. И концепция тимбилдинга трактуется как базовое направление Experiential Education и Active Learning. К сожалению, теория тимбилдинга в российской литературе по менеджменту практически Часть 1. Тимбилдинг не представлена. При этом имеется внушительное количество публикаций по теории командообразования, эффективности и взаимодействию команд, командному дизайну и командной динамике и просто целый спектр различных пособий по упражнениям и заданиям для тимбилдинга и тренинга построения команды. Природа тимбилдинга не была исследована в российской бизнес-литературе, где большинство публикаций по тимбилдингу в силу сильной неразвитости этой темы носят сугубо популярный и неглубокий характер. В большинстве статей и материалов источники знаний о «Веревочном курсе» поверхностны и противоречивы. Здесь, рассказывая о развитии концепции тимбилдинга в России, я приведу краткую историю веревочного курса, наиболее полно представленную в американской литературе.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1622)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |