Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий



2015-11-11 824 Обсуждений (0)
Тема 13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая структура речи. Лингвистические единицы речи. Эк­спрессивная (как процесс высказывания) и импрессивная (как процесс понимания) речь. Виды речевой деятельности. Речевые функции. Пе­риферические и центральные механизмы речи. Афферентные и эффе­рентные звенья речевой системы. Афазия: определение. Афазия как систем­ный дефект, ее отличие от других речевых расстройств (дизартрии, алалии, логоневрозов и др.). Классификация афазий, предложенная А.Р.Лурия (7 видов). Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной сис­темы (сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, аффе­рентная моторная, так называемая семантическая афазии). Нарушения эфферентной основы речевой функциональной системы (эфферентная моторная, динамическая афазии). «Речевые зоны» коры левого полуша­рия мозга (у правшей). Нарушения разных видов речевой деятельности при различных формах афазии. Нейролингвистический подход к изуче­нию афазий. АР.Лурия о нарушении парадигматической и синтагмати­ческой организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Роль правого полушария и глубоких структур мозга в организации речевой деятельности. Псевдоафазия. Методы иссле­дования нарушений речевых функций.

Тема 14. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Проблема ам­незий

Память как система, обладающая механизмами записи, сохране­ния, считывания и воспроизведения следов. Психологическая орга­низация процессов памяти. Виды, формы памяти. Мгновенная, крат­ковременная и долговременная память. Непроизвольная и произволь­ная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятель­ность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память. Нарушения памяти: амнезии, гипермнезии, гипомнезии, парамне­зии. Теории забывания. Ретроактивное и проактивное торможение. Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении раз­ных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефаль-ных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром. Модально-специфические нару­шения памяти при поражении различных анализаторных систем: зри­тельной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Наруше­ния памяти как мнестической деятельности при поражении лобных долей мозга. Нарушения семантической памяти. Методы исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений па­мяти (метод гомогенной и гетерогенной интерференции, метод узна­вания и др.).

Тема 15. Нарушения внимания при локальных поражениях мозгаПсихологическая структура внимания. Внимание как селективное про­текание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Формы внимания: сенсорное, двигательное, эмоциональное, интеллек­туальное. Непроизвольное и произвольное внимание. Внимание и речь. Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении раз­личных уровней неспецифической системы: уровня ствола, диэнцефаль-ных, лимбических структур, медиобазальных отделов лобных долей моз­га. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга. Гиперреактивность. Модально-специфи­ческие нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слухо­вой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактиль­ное, двигательное невнимание при двойной стимуляции. Психо­физиологические исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания. Методы исследования нарушений внимания.

Тема 16. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга Психологическая структура мышления. Мышление как деятельность. Виды мышления. Мышление и эмоции. Теория умственных действий П.Я.Гальперина. Нарушения наглядно-образного и вербально-логичес-кого мышления в клинике локальных поражений головного мозга. Структурные и динамические нарушения интеллектуальной деятельности. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга: рас­пад мотивов, планирования и контроля за интеллектуальным процес­сом при сохранности различных умственных действий (операций). Ин­теллектуальные персеверации, стереотипы, неучет собственных оши­бок. Нарушения динамического аспекта интеллектуальной деятельнос­ти. Неустойчивость семантических связей («семантических полей»). На­рушения мышления при поражении задних отделов мозга: распад отдельных операций (наглядно-пространственных, счетных и др.) при сохранности планирования и контроля. Первичная и вторичная акаль-кулия. Нарушения конструктивной деятельности, «технического» мыш­ления. Нарушения мышления при поражении височных и премоторных отделов мозга. Особенности нарушений мышления при поражении ле­вого и правого полушарий головного мозга; при поражении различных уровней неспецифической системы (истощаемость, низкая продуктив­ность, нарушения избирательности семантических связей и др.). Нару­шения мышления при поражении глубоких структур. Нейропсихологи-ческий анализ нарушения различных компонентов интеллектуальной деятельности (на примере решения задач). Методы исследования нару­шений наглядно-образного и вербально-логического мышления.



2015-11-11 824 Обсуждений (0)
Тема 13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 13. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (824)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)