По поручению западных держав из представителей ландтагов был создан Парламентский совет, разработавший конституцию западногерманского государства. Совету передан был подготовленный тремя державами "Оккупационный статут", ограничивший суверенитет будущего государства. Устанавливался международный (западный) контроль над Руром ("Рурский статут"). 23 мая 1949 г. был декларирован Основной закон Федеративной Республики Германия. Конституция ФРГ исходит из гарантии прав частной собственности, установления свободного парламентского строя, признания прав и свобод человека. Она предусматривает созыв нижней палаты парламента - бундестага (избирался 1 раз в 4 г. на всеобщих выборах), бундесрата - верхней палаты парламента, состоящего из представителей земель пропорционально численности населения. Федеральное собрание избирает на 5 лет президента (не более чем на 2 срока). Бундестаг избирает федерального канцлера, определяющего направления внутренней и внешней политики. 14 августа 1949 г. прошли выборы в бундестаг. 7 сентября произошло конституирование бундестага и бундесрата. 20 сентября К. Аденауэр (ХДС) представил парламенту состав первого правительства.
С 1950 г. по начало 60-х гг. ФРГ переживала "экономическое чудо": средний ежегодный прирост ВВП=9,6% .
Причины:
· помощь США по плану Маршалла (получение товаров на 4 млрд. долларов) и крупные инвестиции западных компаний в экономику ФРГ;
· восстановление и обновление основных фондов (к 1956 г. удельный вес новейшего оборудования = 43%);
· наличие дешевой рабочей силы (в том числе переселенцев и перемещенных лиц);
· низкие военные расходы (до вступления в НАТО);
· правильное избрание модели экономики: дискуссия между сторонниками планового ведения хозяйства и неолибералами закончилась признанием концепции "социального рыночного хозяйства" (авторы В.Ойкен и Л.Эрхард). Концепция СРХ, основанная на использовании рыночных механизмов, не отвергала государственного вмешательства в экономику (использование косвенных методов - мобилизации финансовых ресурсов для субсидирования индустрии ("Фонд выравнивания тягот") и др.) и ответственности государства за решение социальных проблем.
В 50-е гг. созданы правовые основы социальной политики (политика патернализма; 48-часовой рабочий день, закон о коллективных договорах, наблюдательных советов крупных фирм). В ФРГ получило развитие патерналистские формы и системы выплат. Во 2-й половине 50-х гг. в ФРГ почти не было безработицы.
Правительство Аденауэра пришло к власти под антимилитаристскими лозунгами. Но в 1952 г. ФРГ вместе с Францией, Италией и странами Бенилюкса подписала договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Тогда же в Бонне был подписан "Общий договор", отменявший оккупационный статут, но закреплявший особые права трех западных держав на территории ФРГ.
После провала планов ЕОС в октябре 1954 г. были подписаны Парижские соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. Несмотря на антимилитаристические выступления, соглашения были ратифицированы бундестагом 5 мая 1955 г.. 8 мая ФРГ стала официально членом НАТО. В 1956 г. она создала первое соединение бундесвера. С 1957 г. ФРГ - член ЕЭС.
В сентябре 1955 г. были установлены дипломатические отношения между ФРГ и СССР, но это не привело к взаимопониманию и добрососедству. Во второй половине 50-х гг. произошли изменения в политической жизни ФРГ. В ноябре 1952 г. ЦК КПГ выдвинул лозунг свержения правительства Аденауэра. В 1956 г. КПГ была запрещена. СДПГ, приспосабливаясь к новым реальностям, приняла в 1959 г. Бад-Годесбергскую программу, где говорилось о необходимости замены капитализма новым социальнымм строем, государственном и общественном контроле за крупными компаниями. Источники "демократического социализма виделись в христианской этике, гуманизме.
Уже в начале 60-х гг. источники экономического роста в значительно мере были исчерпаны. В 1958 и 1963-м гг. произошли частичные кризисы. Это вызвало подъем стачечного движения. Государство усилило практику вмешательства в автономию тарифных партнеров.
Политические позиции блока ХДС/ХСС и влияние Аденауэра ослабли. 17 сентября 1961 г. во время выборов в бундестаг блок потерял большинство и пошел на коалицию с СвДП. Последняя выдвинула условием вхождения в правительство удаление Аденауэра с поста канцлера. Позже, в октябре 1963 г., Аденауэр ушел в отставку.
Л. Эрхард (ХДС), став канцлером, не смог стабилизировать экономику. При нем, в соответствии с доктриной Хальштейна, статс - секретаря МИД "о представительстве ФРГ всех немцев" правительство разрывало связи с рядом государств, стабилизировавших отношения с ГДР. Мирные предложения Л. Эрхарда весной 1966 г. не привели к нормализации отношений с социалистическими государствами; из этого процесса исключалась ГДР.
В ФРГ молодое поколение стало переосмысливать прошлое и искать альтернативные пути развития. В то же время была создана крайне правая Национал- демократическая партия (1964 г.). Ее появление вызвало противодействие демократических сил. Экономический кризис 1966 г., "бунт" СвДП против партнера ХДС, стремление СДПГ получить ответственные посты в правительстве и доказать свою способность управлять государством привели к уходу Эрхарда в отставку (октябрь 1966 г.).
Возникло правительство "большой коалиции" (1 декабря 1966 г.) во главе с К. Кизентером (ХДС). Вице-канцлером и министром иностранных дел стал В. Брандт (СДПГ). Правительство стало осуществлять концепцию "глобального регулирования". В июне 1967 г. законом о содействии стабильности и оживлению экономики вводилось индикативное программирование с целью стабилизировать цены, обеспечить занятость и уравновешенный платежный баланс. В том же году приняты антикризисные меры в рамках двух программ (предоставление субсидий строительной индустрии, черной металлургии, электротехнике на оплату заказов).
Была снижена банковская учетная ставка. В 1967 г. экономика стала оживать. СДПГ вынудила ОНП отказаться от требований повышения зарплаты. Вводилась "согласованная акция": ОНП, предприниматели и государство договаривались об уровне зарплаты.
В 1968 г. бундестаг принял "чрезвычайное законодательство": в критической ситуации могли быть ограничены демократические свободы, прерогативы парламента и автономии земель.
Активизировалась внепарламентская оппозиция. В сентябре-октябре 1968 г. конституировалась легальная ГКП. В апреле 1969 г. она провела свой съезд.
Во внешней политике коренных изменений не произошло. Правительство вступило в переговоры с СССР о неприменении силы, но по-прежнему не признавало послевоенные границы, отказывалось признать ГДР. В то же время благодаря усилиям В. Брандта создавались благоприятные условия для диалога с социалистическими странами. В СДПГ "молодые социалисты" стали требовать разрыва коалиции с ХДС/ХСС. В январе 1968 г. правое руководство СвДП было сменено леволиберальным во главе с В. Шеелем.
3. "Малая коалиция" у власти (1969-1982). Новая восточная политика.
На выборах в бундестаг 28 сентября 1969 г. блок ХДС/ХСС потерпел поражение. НДП не удалось преодолеть 5% баръер.
У власти оказалась "малая коалиция" СДПГ - СвДП, возглавляемая В. Брантом и В. Шеелем. Политический спектр сдвинулся влево.
В. Брандт представил себя как "канцлер внутренних реформ". Не отказываясь от рыночной экономики, лидеры СДПГ решили усилить ее государственное регулирование и внести в нее элемент плановости. Под давлением рабочих, служащих, ОНП была повышена зарплата, снижен пенсионный возраст - до 63 лет, повышены наиболее низкие пенсии, до 18 лет снижен возраст избирателей.
Был принят новый закон о статусе предприятия (1972 г.), направленный на "социальный мир". Но в наблюдательном совете рабочим отводилась лишь треть мест. Закон о "перераспределении собственности" вдвое увеличивал "инвестиционную зарплату", выделяемую в "фонд накопления". Рабочие получали сертификаты и другие титулы собственности.
В центре внимания кабинета оказалась внешняя политика. Это была "новая восточная политика". 12 августа 1970 г. был подписан Московский договор с СССР о нормализации отношений и признании послевоенных границ всех государств в Европе. В декабре 1970 г. был заключен договор с Польшей, в декабре 1972 г. - с ГДР, в декабре 1973 г. - с Чехословакией. Попытки ХДС/ХСС сорвать ратификацию "восточных договоров" провалились.
Однако опасения правых сил ФРГ, США, что "малая коалиция" может зайти "слишком далеко" во внутренней и внешней политике обусловили попытки этих сил свалить правительство В. Бранта. Воспользовавшись "делом Г. Гийома" (сотрудник аппарата В. Бранта Г. Гийом оказался разведчиком ГДР), правые круги добились отставки правительства (май 1974 г.).
Новое правительство Г. Шмидта (СДПГ) - Г.-Д. Геншера (СвДП) было более прагматичным. Был принят план развития народного хозяйства на 1975-1985 г., предусматривавший государственное стимулирование экономики и поддержание темпов роста не менее 5-6% в год.
Но кризис 1974-1975 гг. сорвал этот план. Промышленное производство сократилось на 7,5%. Одновременно возросли инфляция и безработица. В декабре 1974 г. правительство приняло антициклическую программу, поощрявшую частные инвестиции путем сокращения налогов на корпорации; стимулировался внутренний спрос. Но частный бизнес не спешил расширять производство. В 1975 г. принят закон об улучшении структуры бюджета: сокращались расходы на социальные нужды. Уровень занятости к 1981 г. сократился на 4%.
Заработная плата в конце 70-х гг. впервые в истории ФРГ стала снижаться. Правительство принимало меры против стачек, более жестко относилось к безработным. В июне 1980 г. был принят закон, разрешающий локауты. В 1982 г. был введен более строгий порядок заполнения вакантных мест.
Под давлением СвДП правительство в 1980-1981 гг. более чем на четверть сократило налоги на предпринимателей, увеличило взносы рабочих в фонд страхования по болезни, безработице и старости.
В то же время закон о высшей школе позволил увеличить за 10 лет (к 1980 г.) втрое численность студентов. Было открыто несколько новых университетов, увеличены расходы на образование. Но попытки создать единый тип государственной школы из-за сопротивления ХДС/ХСС был провален.
Забастовки 70-80-х гг.ослабили представления о ФРГ как о "цитадели классового мира". Сформировалось экологическое движение: в 1980 г. создана партия зеленых, требовавшая безотходной экономики, сокращения производства, 35-часовой рабочей недели, отказа от строительства АЭС, "базисной" (децентрализованной, прямой демократии).
Экономический кризис активизировал правые силы в СвДП. Новая программа (1977 г.) переносила центр тяжести в экономической политике на рыночные силы. Нарастали настроения "сменить партнера", укреплялись контакты с ХДС.
На выборах 1980 г. "малая коалиция" одержала победу: сработал "антиштраусский эффект" (Ф.-Й. Штраус - лидер ХСС стремился стать канцлером). Но программа правительства Г. Шмидта не содержала крупномасштабных идей.
Экономический кризис 1980-1982 гг., увеличивший безработицу до 2,5 млн. человек (более 9% работающих по найму), вызвавший волну банкротств (например, АЭГ-Телефункен), усилил настроения в пользу отказа от неокейнсианской политики. Г.-Д. Геншер и другие лидеры СвДП требовали уменьшения пособий по безработице, снижения госсубсидий семьям с низкими доходами. Призывы Г. Шмидта пойти навстречу СвДП не нашли поддержки на съезде СДПГ в апреле 1982 г.. Съезд показал, что партия не одобряет коалицию с СвДП.
Хотя в июле 1982 г., утверждая проект бюджета на 1983 г., СДПГ пошла на уступки партнеру, лидеры СвДП сочли их недостаточными. Министр экономики О.Ламбсдорф выступил с планом преодоления кризиса путем сокращения всех статей расходов (кроме военных) на 5-10%. Предложенная планом "экономия" означала сокращение государственных взносов в фонд социального страхования для пенсионеров, отказ от денежной формы помощи безработным и т. п. Лидеры СДПГ не могли пойти на эти шаги. Профсоюзы же в сентябре 1982 г. объявили о подготовке к стачке и походу на Бонн.