Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Открытие непроявленного




В каждой ситуации содержатся «зерна света». Иногда их называют «семенами блаженства», иногда – «природой Будды», иногда – «зернами Духа». Наша задача – открыть их. Причем, часто эти зерна не проявлены вообще никак в жизни человека, ни тогда, в прошлом, ни в настоящем, и являются потенциалом, который нуждается в раскрытии. Именно для этого и существуют проблемы. «Благословенны трудности, вами мы растем». Задача терапии – помочь человеку в этом.

Складывается впечатление, что некоторые потенциалы можно раскрыть только в том месте и том времени, когда они должны были быть раскрыты, но этого не произошло и ситуация, потенциально инициирующая, способствующая развитию, превратилась в психотравму.

Причем то, что эта история давно в прошлом и то, что во взрослом состоянии уже как будто были проявлены те качества, которых не хватило там, похоже, не стирает значимости этой истории. По крайней мере, у тех, кто нуждается в психотерапии. То есть история должна быть прожита полностью и в том месте и времени, когда она произошла. Что значит полностью? Здесь мы говорим о трех уровнях реальности: проблемном, причинном и потенциальном, или – в терапии – принятия, понимания и открытия потенциала. Если о первых двух мы уже поговорили, то третий открывается вопросами: «А что хотелось вам тогда?», «Что было бы лучше?», «Что могло помочь или кто мог помочь?» и т.д. Часто это трогательно до слез видеть, как мышление человека меняется на глазах в сторону поиска позитивного развития событий. Возможного, но не реализованного в силу определенных обстоятельств, отчасти уже понятых на предыдущем этапе. Такой своеобразный коучинг прошлого. Часто психотерапевт – первый, кого на самом деле интересует желание маленького человека в его непростой ситуации. И который ждал этого вопроса много лет. Пример: Женщина обращается по поводу проблем во взрослой жизни, связанных с зажатостью или вроде этого. Ощущения в теле выводят на историю, когда он с мамой и отчимом находится в светлой горнице их дома, взрослые – за столом, она играет на полу просторная комната. После осознания всех чувств в этой ситуации, понимания ее причин и тому подобное, на вопрос «А что тебе хотелось?» вырывается вздох облегчения, и радости, и восторга – от простоты, видимо, решения, которое отложило отпечаток на всю ее жизнь: «Мне нужно было просто позволить кататься на велосипеде!». От этого открытия возможности, которая не случилась, но, тем не менее, воспринимается как реальная, а не фантазийная, освобождается напряжение, сидевшее в теле множество лет.



Как будто проблемы существуют для того, чтобы напомнить о таких ситуациях прошлого и помочь осознать их. Через это происходит принятие произошедшего, освобождение от негативных реакций и чувств и их последствий в настоящем, проявляющихся в виде переноса на другие, более или менее подходящие ситуации. Все иррациональные чувства и состояния имею в себе этот «довесок» из прошлого, который может быть освобожден.

Важный прием, который может быть применен для открытия нереализованных реакций, проявления и развития их во взрослом состоянии – «обмен посланиями» с эмоционально значимыми людьми – персонажами историй осознавания прошлого. «Что хотелось бы сказать или услышать – нянечке в детском саду, учительнице в школе, родителям, бабушке, дедушке?» - всем тем, с кем не завершен обмен эмоциональной энергией. Это поистине открывающая процедура может быть произведена мысленно или вслух с представлением клиентом себе этого человека в настоящем времени. По сути, мы работаем с психическим пространством самого клиента, с его образом другого, с его картиной мира. Хотя, я думаю, снижение напряженности в отношении к нему положительно влияет и на самого человека, где бы он ни находился. Здесь важно не путать воспоминания о привычных реакциях этого человека на попытки поговорить с ним в прошлом в реальности с настоящим мысленным обменом посланиями, обращенными к его сути.

Полезный ход, который можно использовать в открытии потенциалов ситуации – это привлечение ресурсов взрослого в прошлое. Мы отчасти уже говорили об этом. «Чем бы ты сам мог помочь себе маленькому, если бы оказался рядом с собой в той ситуации?» Это такой своеобразный «шаманский» прием – возвращение «потерянной души». Как будто образ человека остается в том месте и в том времени, где он столкнулся с психотравмой и застывает там. И мы отправляемся туда, встречаемся с ним и помогаем ему. Причем делает это сам клиент, вполне в духе психотерапии. «Эвакуирует» себя из той ситуации и интегрирует в себя настоящего. Этот процесс приносит много радости и сил, до этого бывших связанными и в теле, и в сознании.

Таким образом, открытие потенциала – это не просто делание выводов, а перепроживание ситуации, в результате меняется состояние в настоящем, а воспоминание теряет свою негативную значимость, лишается того напряжения, которое было с ним связано и становится полностью проработанным опытом. В настоящем меняются (освобождаются) те следы, напряжения, блоки, которые оставляла та ситуация до сих пор. Они и были проявлением проблемы настоящего в теле.

Происходит развитие человеческой индивидуальности, тех ее частей, которые отстали из-за столкновения с непереносимым тогда опытом. Он как будто хранится в памяти тела для того, чтобы быть принятым и интегрированным, но не в болезненной, а своей освобожденной форме. И симптом в настоящем – психосоматика, невротическая, психологическая проблема – это напоминание о нем.

Психотерапия становится не только решением проблем, но помощью человеку в развитии, можно сказать, до-развитии отставших его частей или сторон личности. Это создает возможность говорить о надежном и настоящем эффекте психотерапии, поскольку не остается ничего, что могло бы еще скрываться за симптомом. Любой срыв или возобновление проблемы при этом говорит о том, что есть еще нечто, что нужно из нее извлечь и никогда, на самом деле, не бывает в прежнем виде. От такого рода работы всегда есть эффект движения вперед.

Кроме того, человек обогащается опытом – своим собственным опытом жизни, из которого делает более совершенные выводы, истинность которых проверяется в его собственных ощущениях. Опора на тело просто не позволяет «навешать» что-то ложное в смысле результата психотерапии, тело всегда будет реагировать на это напряжением. И наоборот, истинные выводы всегда сопровождаются теплом и расслаблением в теле, приятным чувством покоя и освобождения.

Происходит также развитие сознания в смысле принятия нового и разнообразного опыта. Появляется опыт развития в плане изменения взглядов и отношения к чему бы то ни было в своей жизни. Меняется мировоззрение. Растет вера и доверие к себе, к миру и людям в их истинной сути. Все это очень обогащающий процесс, который в данном случае происходит почти незаметно, на пути переосмысления сложных случаев своей жизни. Такой своеобразный «case-study», метод обучения и развития на собственном опыте. Все это выглядит и является очень естественным процессом, не вызывает сомнений и ощущений «притянутости» опыта, поскольку мы просто следуем за осознаваниями клиента, распространяя их в глубину – в ощущения, эмоции, образы, мысли – и в ширину – в прошлое, настоящее и будущее - и в высоту – через принятие и понимание до достижения потенциала.

 

«В будущее» - означает, что нас может интересовать, какие перспективы развития образа ощущения видятся человеку? Часто это мотивирует к изменениям, особенно, если эти перспективы негативны. Или какое будущее образа хотелось бы иметь и что можно и нужно для этого сделать? Часто это приводит к трансформациям без затрагивания прошлого и тогда потенциал открывается не на пути его проработки, а впереди, в идее возможностей и целей. Так бывает, когда обнаруживается дефицит ресурсов – личностных или временных – на проработку прошлого, либо ситуация психотерапии, по каким-то причинам, не предполагает разговора об этом прошлом. В любом случае мы идем за клиентом, за тем, куда следует его энергия, воодушевление, интерес, и тем путем, который оказывается эффективным и не вызывает сопротивления. Таким образом, проработка прошлого не является обязательным условием терапии и изменений можно достигать в любом из трех времен, потому что настоящие изменения наступают всегда во всех и сразу. То есть изменение прошлого меняет настоящее и, соответственно, будущее, изменение настоящего может привести к изменению прошлого и будущего, и открытие вдохновляющего будущего может позволить переосмыслить и перепрожить настоящее и прошлое.

Так же это верно и для сфер жизни. Улучшение в любой из областей, если оно естественно, позитивно влияет на все остальные.

Такая открытость психотерапии прошлому, настоящему и будущему бесконечно расширяет ее возможности. То же можно сказать об открытости всем сферам опыта: телу, эмоциям, образам и мыслям. А также трем уровням их проживания. Человек освобождается и расширяется внутренне, становится сильнее и осознаннее, результат психотерапии «поднимает его с постели» по утрам и этот результат не нужно поддерживать – наоборот, он поддерживает вас. Такой результат является подлинным результатом психотерапии, тем максимумом, на который она может претендовать. И это шире банального решения проблем, которое происходит при этом само собой. Это рост и развитие человека за пределы себя к становлению собой в высшем смысле этого слова. Из этого состояния свободы проистекают все благие качества, которые мы хотели бы в себе развить. Главное из которых – доброжелательность к людям. И наоборот, доброжелательность способствует развитию этого осознавания себя тем, кем мы могли бы стать. Разумеется, это качество нельзя привить – оно возникает само собой, как солнце восходит из-за горизонта, когда приходит время. Мы же только помогаем увидеть его за облаками.

Я считаю, что психотерапия – это помощь в развитии людям, во всяком случае, эта гипотеза дает возможность смотреть на нее, как на естественный способ помочь в проявлении того, что уже есть потенциально. А не выдумывать нового. Есть в зародыше. Это повышает устойчивость психотерапевта в его профессиональной позиции и создает вдохновляющую перспективу для клиента.

 

Иногда проявлением потенциала является просто принятие того, что случилось или происходит, как неизбежного факта, и успокоение в этом. Но возможность открытия нового в настоящем и будущем при этом тоже остается.

 

В некоторых случаях человеку нужно получить реальный опыт и психотерапия перемежается с действиями в настоящем.

 

Иногда проработка прошлого приводит к тому, что появляются новые вдохновляющие задачи. Опыт показывает, что если идея развития принимается человеком – что происходит из опыта терапии – это служит профилактическим средством по отношению к новым появляющимся проблемам. Люди могут решить все свои проблемы и продолжать заниматься развитием – такие примеры уже есть. Как правило, количество психотравм не превышает десяти – самых крупных и значимых в жизни, остальные являются повторением их – и они могут быть проработаны во вполне определенное время, при наличии, конечно, ресурсов у терапевта и клиента.

 

Таким образом, терапия становится важным этапом на пути духовного развития, конечной точкой которого может стать блаженство – в ощущениях, любовь – в чувствах, свет – в образах и ясность – в мыслях, в прошлом, настоящем и будущем, в себе и других. Когда мы принимаем этот потенциал в себе, мы можем на других смотреть тоже с точки зрения потенциала.

 

Все эти рассуждения либо являются частью, либо остаются за бортом практического процесса психотерапии, в которой задача – получить реальный результат по конкретному запросу для клиента. Поэтому, когда мы прорабатываем ситуацию до открытия ее потенциала, то возвращаемся в рамку терапии к той точке, из которой стартовали в этот путь. Мне кажется честным вернуть клиента в ту точку, из которой мы его «взяли», и не размывать терапию дополнительными запросами. Они могут стать задачами дальнейших сессий – по желанию клиента. В данном случае мы переходим к получению результата.

 

Получение результата.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (926)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)