Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснокамском муниципальном районе



2015-11-20 768 Обсуждений (0)
Проблемы профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснокамском муниципальном районе 0.00 из 5.00 0 оценок




При выпуске из детского закрытого учреждения дети-сироты и дети ОБПР должны уметь «строить» и осуществлять свою жизнь самостоятельно поэтому вопрос профессионального и жизненного самоопределения, эффективности и действенности этих процессов чрезвычайно важны на данном этапе. Социальная ситуация становления и развития детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей обуславливает их специфические личностные качества и поведенческие особенности, которые затрудняют социальную адаптацию выпускников детских домов и интернатов.

Исходя из вышесказанного, автором совместно со специалистами ГКУ ЦЗН г.Краснокамска было проведено исследование профессионального самоопределения воспитанников детского дома (см. приложение 4). Исследование проводилось на базе Краснокамского детского дома. Экспериментальная группа включала в себя 101 выпускника. Целью данного исследования выступило [47]:

1) изучение основных структурных компонентов профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) изучение результата процесса профессионального самоопределения профессиональных намерений и профессионального выбора [32; 99].

В качестве гипотез данного исследования были выдвинуты следующие выводы: для воспитанников детского дома характерно специфическое отношение к будущей профессиональной деятельности – будущая профессиональная деятельность не видится воспитанниками детских домов и школ-интернатов как значимая для собственной самореализации; в процессе профессионального самоопределения в период пребывания в детском закрытом учреждении подростки не занимают субъектной позиции, не активны в самоопределении.

Результаты, проведенного авторского исследования показали, что итогом профессионального самоопределения детей – сирот, и детей ОБПР становятся сформированные профессиональные предпочтения, а профессиональный выбор воспитанников детских домов и школ-интернатов подавляющее большинство респондентов (87%) уже сделали, выбрали будущую профессию и имеют четкие профессиональные предпочтения. Остальные 13% опрашиваемых еще не определились с выбором будущей профессии [15; 12].

Анализ мотивации респондентов при выборе профессии показал, что преобладающий мотив выбора профессии и у воспитанников интернатных учреждений – это собственный интерес к профессии (42% опрашиваемых), 31% воспитанников детских домов и школ-интернатов не смогли назвать ни одного мотива, почему ими была выбрана та или иная профессия; 10% опрашиваемых выбрали в качестве основного мотива высокую заработную плату, а оставшиеся 17 % респондентов не определились с мотивом выбора профессии [15; 20].

Относительно работы самосознания в процессе профессионального самоопределения можно сказать, что эта составляющая процесса недостаточно развита у данной категории детей. По результатам исследования воспитанники детских домов и школ-интернатов называют в качестве особо значимых качеств, такие как воля, лидерство, память, физические способности (57 %). Из личностных способностей и качеств менее всего у воспитанников детского дома, школы-интерната развита способность общаться с другими людьми (24 %). Также ниже они оценивают внешние данные, предприимчивость, логичность, координацию движений (19 %) [15; 25].

В своих профессиональных намерениях выпускники детских учреждений более ориентированы на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (профессии культурной и научно-технической сферы, образование – 85 %). Профессии, связанные с умственным трудом, а также профессии в сфере торговли и бизнеса менее популярны у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу реалистичности профессиональных намерений выпускников детских домов (15 %).

При выборе профессии большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наиболее важным для себя считают будущую заработную плату (61 %), далее следуют интересы и сходные увлечения (28 %), 9 % опрашиваемых обозначили собственный интерес к выбранной ими профессии, а 2 % опрашиваемых ответили, что у них не было выбора.

Относительно информированности о разнообразных профессиях около 58% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указали, что они были информированы из различных источников, таких как ГКУ ЦЗН г.Краснокамска (28%), от воспитателей детского дома (15%), от друзей и знакомых (2%), а также в качестве источников были указаны разнообразные ярмарки вакансий (3%) – см. приложение 3. Однако 42% детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указали, что они не были информированы о тех или иных профессиях, следовательно, можно выделить в качестве проблемы данное обстоятельство [15; 27].

Наиболее важными для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детском доме являются разнообразные мероприятия, которые проводятся в детских учреждениях. Они оказывают колоссальное воздействие на профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам исследования 71 % респондентов указали, что данные мероприятия проводились у них в детском доме (например, в детском доме осуществляются программы «Школа жизни». «Поделись своей мечтой», которые направлены на помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в профессиональном выборе).

21 % опрашиваемых указали что в их детских домах никаких мероприятий не проводилось, и 8 % респондентов указали что не знают, проводились они или нет. Безусловно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с множеством трудностей в плане профессионального самоопределения и трудоустройства [47].

В качестве основных проблем данной категории детей специалист ЦЗН выделила следующие: низкая правовая грамотность в сфере трудоустройства (19 %); страх перед мошенничеством и обманом (16 %); психологические трудности (травмирование личности самой ситуацией брошенности) (11 %); слабые коммуникативные способности, ограниченность общественных контактов(19 %); отсутствие эталона подражания (не от кого отталкиваться, строя свой образ) (17 %); недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий) (18 %) [15; 28].

Таким образом гипотеза, выдвинутая в начале исследования, на основе сложивщегося общественного мнения, не нашла своего подтверждения, так как исследование показало, что большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей занимают активную позицию в профессиональном самоопределении.

 

Заключение

Рассматриваемая тема представляется сложной и неоднозначной потому, что вопрос трудоустройства в нашей стране стоит очень остро. В настоящее время многие предприятия становятся банкротами и вынуждены закрываться. Вследствие этого появляются новые безработные, но это не единственный вариант, когда человек остается без работы. Ежегодно сотни ПТУ, техникумов, вузов выпускают молодых специалистов, из которых только половина сможет трудоустроиться.

Поэтому, с одной стороны, меры, которые принимает Центр занятости по решению проблемы безработицы, довольно эффективны, а с другой напоминают, замкнутый круг. И остается только радоваться за то, что на самом деле намного проще. Процент трудоустройства с каждым годом повышается, а процент безработицы колеблется примерно на одном уровне, что позволяет надеяться на то, что рано или поздно проблема занятости будет решена.

Нами рассмотрены подробно направления, касающиеся содействия трудоустройства молодежи, несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данным категориям граждан своевременно оказывается социально-правовая помощь. Приоритетным является содействие в трудоустройстве, консультативная юридическая помощь, психологическая поддержка, профессиональное обучение. Безусловно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с множеством трудностей в плане профессионального самоопределения и трудоустройства. В качестве основных данная категория детей специалист ЦЗН выделила следующие:

- низкая правовая грамотность в сфере трудоустройства (19 %);

- страх перед мошенничеством и обманом со стороны работодателя (16 %);

- психологические трудности (травмированность личности самой ситуацией брошенности) (11 %);

- слабые коммуникативные способности, ограниченность общественных контактов(19 %);

- отсутствие эталона подражания (не от кого отталкиваться, строя свой образ) (17 %);

- недостаточная информированность, незнание возможностей для профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий) (18 %).

В силу высокой значимости для воспитанников детских домов профессионального самоопределения и выбора к концу воспитания в детском закрытом учреждении они имеют значительно больше сформированных реалистичных профессиональных предпочтений. Воспитанники детских домов, в отличие от детей-сирот, которые воспитывались в условиях приемных семей и опекунами, ориентированы на более простой, низко квалифицированный труд и на те профессии, которые чаще встречаются в их непосредственном социальном окружении (педагогов, воспитателей, медработников, водителей), а также на специальности среднего уровня профессионального образования. Профессиональные предпочтения воспитанников детских домов и школ-интернатов достоверно более соответствуют их профессиональным ценностям, но достоверно менее соотносятся с их личностными качествами, способностями и умениями. Таким образом, большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей занимают активную позицию в профессиональном самоопределении.

Исходя, из вышеуказанного, наиболее необходимыми в направлении работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, считаем реализацию следующих мер:

- проведение мероприятий по трудоустройству, по окзанию содействия трудоустройства выпускников детского дома;

- повышение пособия по безработице;

- усиление мер по поиску вакансий для безработных;

- информирование выпускников детского дома об имеющихся вакансиях, курсов профессиональной переподготовки, профессиональном обучении.

Необходимо признать сферу молодежной занятости приоритетной частью социальной политики государства, так как молодежь – важный стратегический ресурс страны.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конвенция ООН о правах ребенка 1989г. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

2. Конституция Российской Федерации

3. Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

4. Семейный кодекс РФ [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

5. Жилищный кодекс РФ [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

7. Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

8. Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

10. Постановление Правительства Пермского края от 23.03.2007 г. N 40-п. «О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

11. Постановление ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2011 N 976н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.09.2011 N 21914) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система].

 

Учебная и научная литература:

13. Адлер, А. Беспризорные дети. // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия/Ред.-сост. В.С.Мухина. -М.: Просвещение, 2010.-189с.

14. Актуальные проблемы современного детства: Сб.науч.тр.Вып.2 / Под общ. ред. Е.М.Рыбинского. -М.: НИИдетства РДФ, 2003,-120с.

15. Арямов, И.А. Изучение ребенка в детском доме // Детский дом.-2011,- №1,-145с.

16. Божович, Л.И. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания // Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И.Божович.-М.: Изд. Москва, 2008. Разд.1,-223с.

17. Виноградова, В.Е. Особенности межличностных отношений в детском доме и школе-интернате. Дисс.канд. психол. наук. - М., 2011,-123с.

18. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-сост. Н.П.Иванова. М.: АПО, 2012,-334с.

19. Галките, Г.И. Изучение влияния семьи на профессиональную направленность учащихся // Проблемы профориентации и профконсультации в школе. - М.: Просвещение, 2013,-269с.

20. Гейжан, Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков. Автореф. дисс.канд. психол. наук. - Д., 2010,-567с.

21. Гербеев, Ю.В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников II-III курсов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 2009,-555с.

22. Гербеев, Ю.В. Трудовое воспитание в детском доме // Народное образование, 2009.-№12,-163с.

23. Гордон, A.C. Общественно полезная работа, 2009,-155с.

24. Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка. 2009,-370с.

25. Добрынин, М.А. Влияние семьи на выбор профессии старшим школьником //Проблемы профориентации и профконсультации в школе. М.: Просвещение, 2009,-276с.

26. Земляков, А.Б. Профориентационная работа с учащимися на базе педагогических классов // Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях / Отв. ред. О.Г.Максимова. Чебоксары, 2011,-159с.

27. Иванова, Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. -М.: Дом, 2003,-221с.

28. Касаткина, Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Автореф. дисс.докт. пед. наук. - М., 2008,-122с.

29. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к профессиональному самоопределению. Ярославль, 2010,-121с.

30. Кухарчук, A.M., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн., 2010,-339с.

31. Лиханов, A.A. Дети без родителей: Книга для учителей. М.: Просвещение,2011,-219с.

32. Опыт воспитания в детском доме / Под ред. Г.Я. Арнаутова. М.: Изд-во Волга, 2009,-128с.

33. Осьмак ,Л.П. Психологические особенности самоутверждения подростков. -Автореф. дисс.канд. психол. наук. Киев, 2000,-339с.

34. Ошанин, М. О призрении покинутых детей. Москва, - 2010.

35. Павлютенков, Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. Киев: Роднянская школа, 2011,-39с.

36. Профессиональное самоопределение: Учебное пособие / В.Д. Симоненко и др. Брянск, 2011,-390с.

37. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: ИПП - Воронеж: НПО «МОДЭКС», 2009,-111с.

38. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2008,- 264с.

39. Раттер, М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 2007,-С.420.

40. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 2008,-С.59.

41. Толстых ,H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 2007.-№3,-С.86.

42. Чистяков, H.H., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Кемерово, 2008,-178с.

43. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 2009,-72с.

44. Юницкий, В.А. Психологические особенности детей, потерявших родителей. Дисс. канд. психол. наук. - М., 2012,-172с.

45. http://www.szn.permkrai.ru

46. http://www.consultant.ru/

47. http://www.depedu.yar.ru

48. http://www.bagraniki.edu.yar.ru

 

 



2015-11-20 768 Обсуждений (0)
Проблемы профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснокамском муниципальном районе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснокамском муниципальном районе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)