Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историческая школа: основные идеи и представители



2015-11-20 5507 Обсуждений (0)
Историческая школа: основные идеи и представители 4.25 из 5.00 4 оценки




Историческая школа- направление экономической мысли второй половины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве. Это направление возникло в противовес неоклассическому. В развитии исторической школы выделяют два этапа ("старая" историческая школа и "новая", которую можно разделить на "молодую" и "юную"):

1) "старая" историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами являлись Ф. Лист, В. Рошер, К. Книс, Б. Гильдебрант;

2) "молодая" историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями были Л. Брентано, Г. Шмоллер;

3) "юная" историческая школа (начало 20-г в.): В. Зомбарт, М. Вебер, К. Бюхер.

1) Экономические взгляды «старой» школы по Фридриху Листу (1789 – 1846):

- для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собственным законам;

- задача национальной политической экономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации;

- богатство нации составляют ее производительные силы;

- выделил три стадии развития производства (земледельческую, земледельческо-промышленную, промышленную);

- защищал государственную политику протекционизма;

- считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые неконкурентоспособны на мировом рынке.

2) Экономические взгляды «молодой» школы по Луйо Брентано(1844 - 1931):

- экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними;

- справедливость заключается в праве и обычаях (в то время как, по мнению классиков, справедливость устанавливается благодаря конкуренции);

- ученый не признавал математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна.

3) Экономические взгляды «юной» школы по Максу Веберу(1864 - 1920):

- капитализм - это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства;

- для "экономического человека" характерны трудолюбие, честность, скромность;

- существует связь между религией и экономической организацией общества.

46. Экономическая теория благосостояния А. Пигу.

Артур Сесил Пигу (1877–1959) – английский экономист представитель кембриджской школы. В работе «Экономическая теория благосостояния» (1924 г.) разработал практический инструментарий для обеспечения благосостояния на основе посылок неоклассической теории: теория убывающей предельной полезности, субъективные и психологические подходы в оценке благ и принципы утилитаризма.

На основе этих посылок Пигу выводит теорию налогообложения и дотаций, где основным принципом налогообложения является принцип наименьшей совокупной жертвы, т. е. равенство предельных жертв для всех членов общества. На основе теории убывающей предельной полезности Пигу обосновывает необходимость прогрессивного налогообложения, поскольку при условии убывающей предельной полезности денег трансфертные доходы от богатых к бедным увеличивали бы общее благосостояние.

Максимизация благосостояния, по Пигу, предполагает не только систему прогрессивного налогообложения доходов, но и измерение так называемых внешних эффектов и организацию перераспределения доходов через механизм государственного бюджета.

Пигу отмечает, что размеры ВНП неточно отражают уровень общего благосостояния, поскольку и состояние окружающей среды, и характер работы, и формы досуга являются реальными факторами благосостояния. Поэтому возможны ситуации роста уровня общего благосостояния при неизменности уровня экономического благосостояния.

Пигу подробно анализирует ситуации, когда деятельность предприятия и потребителей имеет «внешние эффекты», которые не имеют денежной меры, но реально влияют на благосостояние. Можно привести пример отрицательных «внешних эффектов» – загрязнение окружающей среды в результате промышленной деятельности предприятий. В зависимости от знака внешних эффектов общественные затраты и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных.

При расчете благосостояния должно учитываться расхождение между предельным частным чистым продуктом и предельным общественным чистым продуктом. Побочные отрицательные последствия экономической деятельности должны облагаться налогом, который в дальнейшем получил название «налогообложение в духе Пигу».

Интересны теории благосостояния Пигу и вывод, который он делает из признания теории процента, разработанной Бем-Баверком, который считал, что процент является вознаграждением за ожидание в условиях предпочтительности текущих благ в будущем. Признавая, что наш дар предвидения несовершенен и мы будущие блага оцениваем по убывающей шкале, Пигу делает вывод о трудностях осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости (в том числе инвестиций в образование) и расточительности в использовании природных ресурсов.

Он делает вывод, что государство должно не только обеспечивать максимизацию общественного благосостояния через механизм перераспределения доходов и учет «внешних эффектов», но и обеспечивать развитие фундаментальной науки, образования, осуществлять природоохранные проекты, защищая «интересы будущего».



2015-11-20 5507 Обсуждений (0)
Историческая школа: основные идеи и представители 4.25 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Историческая школа: основные идеи и представители

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)