Юридический институционализм Дж. Коммонса
Джон Р. Коммонс (1862-1945)- лидер социально-правового (юридического) течения институционализма. Исследуя такие коллективные институты как семья, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, правовые отношения и другие, приоритетное внимание уделял юридико-правовым институтам Исходил из попытки «сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения», и неприятия классовой борьбы. Основные положения его теории: 1) В концепции стоимости Дж.Р. Коммонс использовал правовой аспект - стоимость товарной продукции есть результат юридического соглашения «коллективных институтов» - союзов корпораций, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения Марксистскому учению о классовой борьбе он противопоставил положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Был убежден в необходимости такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло бы демонополизацию экономики. 2) Центральная идея главных трудов «Правовые основания капитализма» (1924), «Институциональная экономика. Ее место в политической экономии» (1934) и др. - эволюция капитализма свободной конкуренции в финансовую стадию. Ее суть - «нечестная монополистическая конкуренция предпринимателей»вызывает усиление «социального конфликта», который могут устранить только государственные правовые решения в рамках экономических реформ. Это ознаменует переход к стадии административного капитализма. Следует отметить, что идеи Дж.Р. Коммонса, как и идеи Т. Веблена, нашли свое отражение уже в 30-е годы в «новом курсе» президента США Ф. Рузвельта. 50. Эмпирико-прогностический институционализм У. К. Митчелла. Уэсли Клер Митчелл (1874-1948)- ученик и последователь Т. Веблена, автор конъюнктурно-статистического (эмпирико-прогностического) течения институционализма, руководитель Национального бюро экономических исследований (1920-1945). Основная работа «Лекции о типах экономической теории» (1935). Исходя из идей Т. Веблена, доказывал взаимосвязь экономических проблем с неэкономическими - в области социологии, культуры и др. обуславливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе. Его личный вклад в институциональную теорию заключается: • в выявлении влияния на экономические факторы (денежное обращение, кредит, финансы и др.) неэкономических факторов (психологии, поведения и пр.) посредством конкурентного изучения цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки; • в попытке обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику. У.К. Митчелл является основателем Национального бюро экономических исследований, один из первых исследователей циклов в экономике. Считал необходимым государственное воздействие на экономику в области денег, финансов и кредита во взаимосвязи с социально-культурными проблемами и с учетом психологического анализа. Представители этого направления еще в 20-е годы в «конъюнктурном барометре» в Гарварде на основе «анализа динамических рядов» публиковали первые прогнозы экономического роста, лежащие в основе новой отрасли экономической науки - эконометрики. Применение математики и статистики позволили У.К. Митчеллу и его коллегам рассчитывать длительность малых и больших циклов, привели к попыткам создания модели бескризисного (нециклического) развития экономики, предсказания отклонений в динамике показателей и предотвращении спада Средством смягчения циклических колебаний, по его мнению, должен являться специальный государственный планирующий орган, осуществляющий свою деятельность не на директивной, а на рекомендательной основе, используя прогнозирование реальных и достижимых конечных целей.
54. Монетарная концепция чикагской школы неолиберализма. Монетаризм – главная школа современного неоконсерватизма. Основателем и лидером этой школы является Милтон Фридмен (род. 1912), профессор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии 1976 г. за разработку монетарной теории. Монетарный – значит денежный, т. е. монетаризм предполагает, что рыночная экономика имеет внутренние регуляторы и регулирование должно опираться преимущественно на денежно-кредитные инструменты. Внимание к монетаризму возникло со второй половины 70-х, начала 80-х годов ХХ века, когда обнаружилось, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои: начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у кейнсиацев наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономический рост, то с середины 70-х гг. на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Таким образом, во второй половине ХХ века в западной экономической мысли соперничают два крупных течения: кейнсианство и неоклассические концепции, в том числе монетарная теория. Можно выделить три основные работы М. Фридмена: «Количественая теория денег» (1956), «Капитал и свобода» (1962), «Хозяева своей судьбы» (1980). Все работы проникнуты идеей о том, что из всех социальных систем, наиболее справедливым является общество, основанное на свободе предпринимательства. В основе теории монетаризма лежит основное положение теории денег И. Фишера: изменение количества денег, т. е. денежной массы в обращении, ведет к пропорциональному изменению цен. Согласно представлениям моне-таристов инфляция - чисто денежное явление. По словам Фридмена, инфляция – это избыток денежной массы, и она всегда связана с ожиданиями в экономике. Именно фридменовская школа разработала политику борьбы с инфляцией, методы которой признаны во всем мире. Борьба против таких бедствий, как массовая безработица и инфляция, была и остается самой актуальной проблемой социально-экономического развития государств с рыночной организацией и, конечно, экономической науки.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1140)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |