Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международный Фонетический Алфавит



2015-11-20 1025 Обсуждений (0)
Международный Фонетический Алфавит 0.00 из 5.00 0 оценок




Теоретическая Фонетика Английского Языка

 

П Р О Г Р А М М А

(фрагмент для подготовки к ГИА)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Часть I

 

Фонетика как раздел языкозания.

 

Место и роль фонетики в языкознании. Связи фонетики с другими лингвистическими науками: общим языкознанием, историей языка, грамматикой, лексикологией, стилистикой. Фонетика и смежные науки: физика (акустика), биология (анатомия и физиология), психология, социология, математика (статистика), теория информации, эстетика. Связь фонетики с теорией речевой деятельности, психолингвистикой, социолингвистикой.

 

Определение фонетики. Фонетика как наука о звуковом строе языка. Роль звука в коммуникации. Специфика фонетических средств языка (их принадлежность к устной речи). Звуковые средства речи: сегментные и суперсегментные. Компоненты фонетической системы. Звуки речи, ударение, ритм, интонация, правила слогообразования, соотношение устной и письменной языковой формы.

 

Разделы фонетики. Фонология. Орфоэпия. Графика, орфография и транскрипция. Общая и частная фонетика. Историческая фонетика. Частная описательная фонетика как основа овладения иноязычным произношением.

 

Фонетика и методика преподавания иностранных языков. Значение данных теоретической и экспериментальной фонетики для практики обучения иноязычному произношению.

 

 

Методы исследования фонетических явлений.

 

Метод прямого наблюдения (аудитивного и визуального).

 

Экспериментальные методы. Экспериментально-акустические и экспериментально-физиологические методы. Комбинирование экспериментальных методов. Краткая хронология развития инструментов экспериментальной фонетики: изобретение ларингоскопа, аппаратов звукозаписи и звуковоспроизведения. Современные лаборатории экспериментальной фонетики.

 

Лингвистические методы. Сравнительно-сопоставительный метод (сравнение, исторический анализ, эксперимент).

 

Метод структурного анализа. Исследование структуры фонетико-лингвистических средств речи (модели типов предложения и т.п.)

 

Метод семантического и стилистического анализа в фонологических исследованиях.

 

Статистические методы в фонетике. Метод прямого подсчёта. Вероятностно-статистический анализ употребления (частотности) различных звуковых явлений. Фонетические анкеты и опросы. Статистическая оценка достоверности экспериментальных данных и результатов фонетических анкет. Значение фоностатистических методов для прикладных, в том числе лингвометодических исследований.

 

Акустические и артикуляционные характеристики звуков речи.

 

Троякий аспект звуков речи. Звуки речи как явление физиологическое, физическое и социальное.

 

Анатомо-физиологический (биологический) аспект. Физиологическая фонетика (антропофоника). Произносительный аппарат, его составные части и функции. Стадии формирования звука. Фазы артикуляции. Физиологические различия в образовании гласных и согласных звуков. Зависимость артикуляционной базы от фонематической системы языка и от используемых в ней дифференциальных признаков. Значение артикуляционной базы для овладения иноязычным произношением.

 

Акустический (физический) аспект. Акустическая фонетика (фоноакустика). Слуховой аппарат, его составные части и функции. Основные понятия акустики в применении к звукам речи. Качественные характеристики звуков: высота, сила (интенсивность), тембр. Количественная характеристика звука: долгота. Деление звуков на шумы (согласные) и музыкальные тоны (гласные). Значение тренировки фонетического слуха для овладения иноязычным произношением.

 

Лингвистический аспект. Семантическая функция звуков речи.

 

 

Часть II.

 

Учение о фонеме.

 

Краткий очерк развития концепции фонемы. Учение о звуках и “ фонетических единицах” И. Бодуэна де Куртенэ как первый этап теории фонемы в русском языкознании. Концепция фонемы Л.В. Щербы. Развитие положения Бодуэна де Куртенэ об оттенках фонемы. Учение о коммуникативной роли фонемы.

 

Термин “фонема” в зарубежной лингвистике. Исследование фонетических явлений языка в акустико-физиологическом аспекте. Концепция фонемы Ф. де Соссюра. Психологизм и субъективизм в определении и понимании фонемы.

 

Ленинградская и московская фонетические школы. Различные позиции в толковании фонемы.

 

Фонема как стабильный элемент структуры языка. Система фонем как основа звуковой структуры определённого языка, служащая смыслоразличительным целям в зависимости от лексического состава и характера грамматического строя языка.

 

Методы выявления состава фонем языка: противопоставление (оппозиция), замена (субституция), отсечение и прибавление (трансформация). Минимальные пары фонем.

 

Понятие дифференциального признака. Фонологическое содержание фонем как совокупности дифференциальных признаков. Корреляция. Коррелятивные ряды фонем. Фонемный состав языка как система.

 

Варианты фонем (аллофоны). Варианты фонем как конкретная реализация фонем в потоке речи. Зависимость варианта от фонетического контекста. Виды аллофонов: обязательные и свободные. Обязательное варьирование: комбинаторно-позиционное и стилистическое. Свободное варьирование: индивидуальное и диалектальное. Роль аллофонов в изменении фонемного состава языка. Фонетические и фонологические изменения.

 

Значение и роль фонологии в обучении иноязычному произношению. Важность развития фонологического речевого слуха.

 

Международный Фонетический Алфавит

 

Международная фонетическая ассоциация. Система символов Международного фонетического алфавита. Различные типы транскрипций (фонематическая и фонетическая). "Широкая" и "узкая" формы транскрипции Международной фонетической ассоциации. Вспомогательная роль системы записи звуков символами при изучении произношения.

 



2015-11-20 1025 Обсуждений (0)
Международный Фонетический Алфавит 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международный Фонетический Алфавит

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1025)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)