Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, структура и основные функции культуры



2015-11-20 362 Обсуждений (0)
Сущность, структура и основные функции культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятия, термины:

 

Адаптация   Культурфилософия
Аккультурация   Манкуртизм
Аксиология   Маргинальность
Актуальная культура   Массовая культура
Альтернативная культура   Материальная культура
Антропология   Менталитет
Артефакт   Мировая культура
Археология   Молодёжная культура
Архетип   Народная культура
Вербальный язык   Национальная культура
Гедонизм   Невербальный язык
Гносеология   Обыденная культура
Гуманизм   Семиотика
Доминирующая культура   Социализация
Духовная культура   Структура культуры
Контркультура   Субкультура
Культ   Фольклор
Культура   Цивилизация
Культурная ксенофобия   Эвдемонизм
Культурные универсалии   Элитарная культура
Культурный ареал   Этническая культура
Культурный нигилизм   Этнография
Культурный релятивизм   Этнос
Культурология

  Этноцентризм

своё крушение». Основные культурологические идеи в работах: «Основы христианской культуры» (1938) «Родина. Русская философия. Православная культура» (1992) и другие. С 1922 г. в эмиграции.

Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) –русский философ, литературовед, культуролог. В 1929 г. репрессирован. РаботыБахтина стали широко публиковаться в 60-80 гг. 20 в. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который истолковывался им как форма общения отдельных личностей, а так же как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе. Бахтин ввёл в научный оборот понятие смеховой «карнавальной культуры», характерной для средневековья («Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», 1949;1965). Понятие «карнавальной культуры» прочно вошло в понятийный аппарат культурологии.

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – русский ученый, представитель русского космизма, создавший учение о биосфере и ноосфере (сфере разума) и ее воздействии на все биологические и геологические процессы, происходящие на нашей планете. Культурологические идеи Вернадского оказали влияние не только на современные биосферные концепции культуры, но и на развитие современной культурологии. Основные работы: «Начало и вечность жизни» (1922), «Научная мысль как планетарное явление» (1977).

Чижевский Александр Леонидович (1897-1964) –русский ученый, создал гелиоцентрическую концепцию мировой истории, в которой прослеживает неразрывную связь между процессами, происходящими на солнце и социокультурными процессами на Земле. Его основная работа: «Земное эхо солнечных бурь» (1937) оказала огромное влияние на учёных, занимающихся проблемами биосферной концепции культуры.

Рерих Николай Константинович (1874-1947) –художник, мыслитель, учёный, исследователь индийской и тибетской культуры. Как культуролог, подчеркивал необходимость формирования и укрепления межкультурных контактов народов мира, указывая, в

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) –русско-американский социолог, философ, культуролог. Культура, по Сорокину, – совокупность всего сотворённого или признанного определённым обществом на той или иной стадии развития, в ходе которого общество создаёт различные культурные системы. Он выделил три социальные суперсистемы, из которых две являются основными, а третья – переходной и представляет типы культуры: 1)чувственный; 2)идеационный; 3)идеалистический.

 

Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965)– русский философ. С 1922 года в эмиграции. В своих работах уделял большее внимание анализу характерных черт русской философии и культуры. В книге «Условия абсолютного добра» (1949) Лосский раскрыл особенности русского национального характера, заметил, что «к западноевропейской культуре Россия приобщилась только при Петре Великом и поразительно быстро усвоила её настолько, что начала творчески проявляться в этой области». Лосский негативно относился к концепции локальных культур. Он сторонник их взаимопроникновения. В работе «Характер русского народа» (1957), определяющими чертами русского народа он назвал повышенную религиозность и постоянное искание идеала абсолютного добра.

 

Лосев Алексей Федорович (1893–1988) –русский философ, филолог, культуролог. В 1930 году по идеологическим причинам власти запретили печатать его работы; разрешили печатать лишь в 50-е годы. Всего им опубликовано около 400 работ. Самая знаменитая работа Лосева – 8-ми томная «История античной эстетики» (1963-1988) с широкими культурологическими обобщениями, блестящими портретами Платона, Сократа, Аристотеля и других. В фундаментальном труде «Эстетика Возрождения» показывает противоречивость Ренессанса. В «Диалектике мифа» миф раскрывается не как вид поэтической образности, а как «сама жизнь», реальность. Культурологические идеи Лосева оказали значительное влияние на гуманистическую мысль и культуру современников.

Ильин Иван Александрович (1883-1954)–русский философ, теоретик историк религии и культуры. Автор наиболее значительного в истории русского идеализма труда о Гегеле. Исследовал особенности православной культуры. Полагал, что культура «без веры, без сердца, без созерцания, без совести… являет собой бессилие и переживает

Исследователи, учёные:

  Эдуард Тайлор
  Джеймс Фрезер
  Йохан Хейзинга
  Альберт Швейцер
  Клайд Клакхон
  Альфред Кребер
  Лесли Уайт
  Н.А.Бердяев
  А.Ф.Лосев
  Н.О.Лосский
  И.А.Ильин
  Н.К.Рерих
  Ю.М.Лотман
  М.М.Бахтин
  Н.А.Данилевский
  Освальд Шпенглер
  В.Вернадский
  А.Чижевский
  Л.Н.Гумилев
  Х.Ортега-и-Гассет
  Д.С.Лихачев
  П.А.Сорокин
  Зигмунд Фрейд
  Фридрих Ницше
  Карл Ясперс
  Л. Морган

 
 


Термины и понятия

(краткий словарь)

АДАПТАЦИЯ(от лат. Adaptation –приспособить) – процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к окружающей среде.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ. acculturation; от лат. ad + cultura – образование, развитие) – процесс взаимовлияния,как правило, различных по уровню развития культур. Выражается в том, что менее развитая культура полностьюили частично воспринимает другую, более развитую. Термин возник в 30-х гг. XX столетия в США и используется при рассмотрении многообразия процессов ассимиляции и этнической консолидации.

АКСИОЛОГИЯ(от греч. axia – ценность + logos) – философское учение о ценностях. В А. культура понимается как ценность сама по себе, ее содержание – совокупность ценностей, а не артефактов или образ жизни.

АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА –это та культура, которая находится в массовом обиходе. У каждой эпохи она своя. Актуальность культуры – это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА–культура, противостоящая традиционной, господствующей в обществе культуре и пытающаяся выступать в качестве более перспективной, «спасительной» альтернативы. Это так называемые «новые культуры». В число альтернативных культур входит большая часть молодежных субкультур.

АНТРОПОЛОГИЯ(от anthropos + logos) – наука о происхождении и эволюции физической организации человека, образовании человеческих рас. Сформировалась в сер. XIX в.

АРТЕФАКТ(от лат. Artefaktum – искусственно сделанное) – любой искусственно сделанный объект (например: предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, художественная утварь, жилище, дороги и т.д., созданные людьми). К артефактам культуры относятся также любые феномены духовной жизни общества – научные теории, произведения искусства, фольклора и т.п.

 

 


биологическим организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой и проходят определённые стадии возмужания, дряхления и гибели. История – это смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов (цивилизаций). Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого культурно-исторического типа. Каждый тип создаёт свою собственную цивилизацию, испытывая большее или меньшее влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций. Идеи Данилевского на полвека предвосхитили аналогичные концепции немецкого философаО. Шпенглера. Исторически перспективным Данилевский называл молодой славяно-русский культурно-исторический тип, вступающий в стадию расцвета и противостоящий культурам Запада. По мнению Данилевского, причина враждебного отношения Запада к России в том, что Западная Европа и Россия принадлежат к разным культурно-историческим типам. Труды Данилевского были взяты на вооружение славянофилами.

 

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) –крупнейший русский философ, в молодости марксист, в 1922 году выслан из Советской России по идеологическим причинам. В центре его творчества проблемы личности, свободы духа, религии и культуры. Критиковал современную ему буржуазную цивилизацию с культом денег и техники, забывшую духовность. Автор 40 книг, в том числе «Смысл творчества» (1916), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949) и другие. Бердяев считал, что «культура родилась из культа. Истоки её сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной». Бердяев противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация». В современную эпоху, считал Бердяев, человек использует все достижения науки и техники для подчинения природы. Однако машинная техника разрушает не только природу, но и самого человека, ибо человек утрачивает свою индивидуальность, начинает терять свою человечность. Бердяев выступал за возрождение духовной православной культуры в противовес бездуховной машинной цивилизации. Философия Бердяева – попытка выразить христианское мировоззрение в его оригинальной форме.

 

 
 


рождение русско-сибирской культуры; полагал, что в современном мире культура сохраняется лишь у крестьянства.

 

Тойнби Арнольд (1889-1975) –английский историк, философ и культуролог. Главный труд «Постижение истории». Создал теорию исторического круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Представлял всемирную историю как совокупность отдельных и замкнутых цивилизаций, количество которых варьировалось от 14 до 21. Каждая цивилизация, подобно организму, проходят стадии зарождения, роста, кризиса (надлома, разложения), после чего уступает место другим. На этом основании делал вывод о повторяемости общественного развития. По его мнению, движущей силой развития общества является элита – творческое меньшинство; считал анимистические верования минимумом всякой религии. Считал, что формирование единой религии в будущем приведёт к ликвидации культурных конфликтов и созданию единой мировой культуры. Тойнби отождествлял понятия «культура» и «цивилизация».

 

Ясперс Карл (1883-1969) –немецкий историк и философ. Дал анализ европейской культуры и причин её своеобразия. Выступая против европоцентризма, Ясперс выдвигает положение о ценности азиатской культуры. Ввёл понятие «осевое время» в истории мировой культуры. Таким, «осевым временем» он называл VIII-V вв. до нашей эры. Именно в этот период происходит прорыв от мифологических культур к философии, религии, науке и начинается единство человеческой истории. В «осевое время» возникают важнейшие философские учения в Индии (буддизм), в Китае (конфуцианство, даосизм), переживает расцвет античная культура и философия (V-IV вв. до нашей эры). В этих философских учениях человек рассматривался как самостоятельная личность. В «осевое время» человек осмысливает бытие в целом и своё место в нём, осознает себя как самость. Основная работа: «Истоки истории и её цель» (1978).

 

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) –русский философ, идеолог славянофильства. Его основной труд «Россия и Европа» (1869). Разработал и обосновал законы возникновения, развития и заката цивилизаций. Автор теории обособленных культурно-исторических типов. Цивилизации он называет «культурно-историческими типами», которые развиваются подобно

АРХЕОЛОГИЯ–наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам. Исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

АРХЕТИП(от греч. arche – начало + typos - образ) – изначальная первичная форма, прообраз, образец, запечатленный в душе человека. В психоаналитической концепции К. Юнга понятие архетипа соотносится с бессознательной деятельностью людей. Согласно Юнгу, архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества. Они скрыты в «коллективном бессознательном», общем для всего человечества и являются совокупностью врожденных форм человеческого воображения. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественного творчества.

ВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК(лат. verbalis) – устный, словесный. В качестве знаковой системы используется речь, т.е. звуковой язык.

ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone –наслаждение, веселье, удовольствие) – направление в этике, согласно которому высшей целью жизни и основным мотивом поведения человека являются наслаждение, удовольствия. Отличительной чертой битничества, хиппизма и ряда других молодежных субкультур является именно гедонистское отношение к миру.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч.gnosis – познание + logos) – теория познания, описывает способ, метод приобретения новых знаний и созданную на основе этого метода теорию, которую называют теорией познания. Она является разделом философии, изучает закономерности и возможности познания, исследует ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

ГУМАНИЗМ(от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Понятие ввели гуманисты эпохи Возрождения

ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА– совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Д.к. может быть национальной и этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА –совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Д.к. – важнейшая, если не главная часть человеческой культуры в целом. Важнейшие формы духовной культуры – мифы, религия, мораль, философия, искусство, наука. Зарождение духовной культуры учёные связывают с появлением первых захоронений (150-80 тыс. лет назад).

КОНТРКУЛЬТУРА–1. Субкультура, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры;

2. Общее обозначение разнородных взглядов, форм поведения и идеалов, свойственных группам молодежи и интеллигенции, отвергающих общепринятые культурные ценности общества, его духовность (хиппи, панки, битники, скинхеды, криминальные группы, диссиденты, андеграунд и т.п.).

КУЛЬТ (лат. cultus –почитание)– 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-, чем-либо, почитание кого-, чего-либо, чрезмерное возвеличение (культ святых, культ личности).

КУЛЬТУРА (от лат. – cultura) – 1. Первоначально в античности: обработка, возделывание, облагораживание земли (термин связан с сельским хозяйством). Катон «Об агрикультуре» (II в.до н.э.);

2. «вторая природа» (Гегель);

3. Культура – это творческая созидательная деятельность человека по преобразованию природы и общества, результатами которой являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей и совершенствование самого человека.


его идеи были заимствованы идеологией немецкого национал – социализма.

 

Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский врач-психиатр, психолог, философ, основоположник психоанализа, представитель натуралистической школы культурологии. Обосновал метод исследования бессознательного, а так же конфликта между сознательным и бессознательным. Раскрыл значение сублимации либидо как своего рода компромисса между бессознательными влечениями и требованиями человеческого общежития. Культура по Фрейду, имеет двоякое значение: с одной стороны, она налагает запреты на подсознательные влечения человека (агрессия, страх, половой инстинкт) и создает механизмы охраны этих запретов; с другой – средствами искусства, религии и т.п. смягчает тяжесть этих запретов. Культура основана на отказе (добровольном или принудительном) от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, осуществляя жесткий контроль, цензуру инстинктов. Он выделил две цели культуры: 1) защита человека от природы; 2) урегулирование отношений между людьми. Основные работы: «Введение в психоанализ», «Либидо», «Психология сновидений», «Тотем и табу».

 

Шпенглер Освальд (1880-1936) –немецкий философ и культуролог. Главная его работа «Закат Европы» (1918) имела большой успех и оказала серьезное влияние на последующее развитие философской мысли. Шпенглер – сторонник дискретного характера истории. Он полагал, что единой общечеловеческой культуры нет и не может быть. Шпенглер противопоставлял понятия «культура и цивилизация», рассматривал их как две фазы развития культурно – исторических ценностей. Ему принадлежит идея культурно – исторического круговорота: каждому культурному «организму» заранее отмерен определённый (около 1000 лет) срок; родившись, культурный «организм» проходит естественный круг, достигает своего расцвета и, истощаясь, в форме цивилизации приходит к своему естественному концу. Таким образом, умирая, культура теряет свою духовность, перерождается в цивилизацию. Шпенглер выделял восемь типов культур, достигших своего завершения: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, античную, византийско-арабскую, западноевропейскую и культуру майя. Предсказал

предшествует культуре и творит ее. Культура родилась в игре». Особенно это видно на примере жизни первобытного общества, народов, находящихся на примитивной стадии развития (имитация охоты, танец в честь охоты и т.д.). Культура возникла как игра в процессе эволюции человека. Основные ее проявления – религиозный культ, обряды, обычаи, поэзия, музыка, танцы, карнавалы, мистерии, театр. Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания. Основные труды: «Человек играющий» (Homo ludens), «Осень средневековья» (1992).

 

Швейцер Альберт(1875-1965) – немецко-французский протестантский мыслитель, миссионер, врач, музыковед. Исходный принцип мировоззренияШвейцера – «благоговение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества. Культура – это этика. Культура, лишенная нравственно – гуманистического содержания, превращается в псевдокультуру и ведет к кризису цивилизации. Швейцер обостренно переживал мировые катастрофы ХХ в., войны и пришел к выводу, что технократизм и технократическая наука привели к гибели культурных идеалов, к обеднению духовной культуры. Нобелевский лауреат (1953). Основные труды: «Культура и этика» (1973), «Благоговение перед жизнью» (1992).

 

Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, автор книги «Рождение трагедии из духа музыки», «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра» и др. Критиковал западную европейскую буржуазную культуру за бездуховность. Считал, что человек изначально антикультурен, он природное существо. Культура же подавляет природные влечения человека, делает его несвободным и несчастным Ницше обосновал идею становления нового человека («сверхчеловека»). Лишь так называемый «сверхчеловек» может отбросить все табу, все условности и сохранить волю к жизни, волю к власти (прежде всего над самим собой) и противостоять усреднённому «человеку-массе». Ницше рассматривал культуру как гармоническое единство двух начал: «дионисийского» – иррационального, темного, хаотичного, буйного и «аполлоновского» – рационального, упорядоченного и светлого. Творчество Ницше оказало большое влияние на многих философов и деятелей искусства 20 в. Отдельные


КУЛЬТУРНАЯ КСЕНОФОБИЯ (от греч.xenos – чужой + phobos –страх, боязнь) – проявление неприязни и страха перед чужими культурными обычаями, традициями и ценностями.

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis – общий, всеобщий) – нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода, и не зависят от географического места и социального устройства общества.

КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ–четко определенный географический район, пространство, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных, основных чертах.

КУЛЬТУРНЫЙ НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) – полное отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни, исходящее из уверенности в абсолютной ложности отрицаемого.

КУЛЬТУРНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ –такое состояниеобщества, когда в нем совершаются перемены в материальной культуре, опережающие развитие духовной культуры, в т.ч. и культуры человеческих отношений.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК –конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций; старых – присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл. Культурный шок – это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания. (К.ш. испытывает житель деревни, приехавший в большой город; эмигрант, покинувший свою страну и т.д.).

КУЛЬТУРОЛОГИЯ (от лат. cultura + греч. logos – учение, слово) – гуманитарная, интегративная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Становление культурологии как науки началось в последней трети XIX в. В широкий научный оборот термин ввел американский ученый Лесли Уайт (примерно в середине 50-х гг. ХХ в.). В культурологии выделяется три основных раздела: 1) теория (философия) культуры; 2) социология культуры; 3) история культуры. В настоящее время культурология занимает все более прочное место среди других гуманитарных наук и является необходимой составляющей профессиональной подготовки специалистов практически во всех областях человеческой деятельности.

КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ (от нем. Kullurphilosophie) – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Это – осмысление культуры. Культурфилософия обозначает подходы к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условий и форм проявления. Термин был введен в научный оборот немецким романтиком Адамом Мюллером (1779-1829) в начале XIX в. То же, что и философия культуры.

МАНКУРТИЗМ –утрата человеком исторической памяти, нравственных и духовных ценностей и ориентиров, а так же связь со своим народом. Манкурт – персонаж романа Ч.Айтматова « И дольше века длится день».

МАРГИНАЛЬНОСТЬ– ситуация,когда человек (маргинал) находится в промежуточном, пограничном положении между социальными группами, утрачивает прежние социальные связи и не может приспособиться к новым условиям жизни ( эмигрант; люмпен; бродяга; бомж; крестьянин, переехавший в город и т.п.). Массовая миграция из села в город вызвала не только «размывание» традиционных особенностей городской культуры, но и породила особое явление – маргинальную культуру.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА(от лат. massa – ком, кусок) – общедоступная, коммерческая, потребительская, поп-культура – явление культуры ХХ в., порожденное научно-технической революцией, урбанизацией, развитием и постоянным обновлением средств массовой информации, радио, телевидения, кино и т.д., которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей культурной продукции. Первоначально массовая культура возникла, как рынок сбыта для бизнеса, специализирующегося в области развлечений. Массовая культура неглубокая, стандартная, является культурой повседневной жизни и проявляется в нивелировании творческих индивидуальностей, в тиражировании и доступности (в смысле понятности всем и каждому) культурных ценностей. Она рассчитана на человека, с «усредненным» уровнем развития, с невысокими культурными потребностями. Наиболее низкий слой массовой культуры – китч (халтура, подделка).

Авторство термина принадлежит М. Хоркхаймеру (впервые применил в работе «Искусство и массовая культура», 1941 г.).

Массовая культура может использоваться правящей элитой для манипулирования массовым сознанием. Вместе с тем массовая культура способствует приобщению огромной аудитории к культурным ценностям. Массовая культура и ее роль в жизни общества исследовал и подверг критике испанский ученый Хосе Ортега-и-Гассет (в книге «Восстание масс», 1930).

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА– понятие, в область определения которого включаются:

  1. производственная культура (орудия труда, машины, средства коммуникации, транспорт и т.п.);
  2. культура быта (одежда, предметы быта);
  3. культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);
  4. вооружение и военная техника;
  5. культура отношения к собственному телу (гигиена, физическая культура, здоровый образ жизни и т.п.).

Материальная культура – это все материальные предметы, а также изобретения и перемены в развитии технологии. Деление культуры на материальную и духовную очень условно, поскольку любой артефакт представляет собой сложное сочетание и материальных и духовных элементов культуры.

МЕНТАЛИТЕТ (от лат. mentalis – умственный, духовный) – мироощущение, мировосприятие; склад ума, умственный настрой, образ, способ мышления личности или общественной группы; глубокий психологический уровень коллективного и индивидуального сознания. Менталитет представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, которая формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека. Целостный образ жизни человека определяется менталитетом, объединяющим ценностные формы сознания (мораль, религия, философия и др.) с миром бессознательных психических состояний.

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА–это синтез достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА–совокупность взглядов, ценностей и норм поведения, моды, присущих подросткам и молодежи в возрасте от 13 до 19 лет и старше (до 30). Часть массовой культуры, поскольку молодежь является ее основным субъектом и потребителем.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ, УЧЕНЫЕ

Уайт Лесли Алвин(1900-1975) – ведущий американский антрополог и культуролог. Проводил полевые исследования среди индейцев пуэбло. Создал одну из наиболее сильных кафедр антропологии. Открыто защищал непопулярную в середине XX в. эволюционную теорию, лишь в 60-е г. концепции учёного получили широкое признание как основоположника неоэволюционизма. В книге «Наука о культуре» (1949) ввёл в научный обиход понятие «Культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук; определил различие между социологией и культурологией. Предметом культурологии, по Уайту, является содержание общественной жизни (обычаи, технологии, идеологии и др.)

 

Тайлор Бернетт Эдуард(1832-1917)английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Основоположник эволюционной теории. Тайлор утверждал, что прогресс культуры осуществляется благодаря тому, что все народы, на каком бы уровне развития они не находились, вносят в нее свой вклад, что культуры народов неуклонно развиваются от простых форм к более сложным. Тайлор дал первое определение культуры. Основоположник анимистической теории происхождения религии: Основной труд: «Первобытная культура» (1871).

Фрезер Джеймс (1854-1941) – английский историк религии. Исследуя культуру первобытных и древних народов, он составил классификацию магических или колдовских представлений и приемов. Он выявил связь между первобытными мифами и культурами и религиями древних классовых обществ (иудаизмом, христианством, буддизмом). Основные работы: «Золотая ветвь. Исследования магии и религии» (1890), «Фольклор в Ветхом завете» (1923).

 

Хёйзинга Йохан (1872-1945) – нидерландский философ и историк. Предмет его исследования – история культуры (Средние века, эпоха Возрождения). Кризисное состояние культуры он объясняет не ее внутренним состоянием, а давлением на нее авторитарных режимов и государств. Хёйзинга основоположник игровой концепции культуры: «Игра старше культуры, она

ЭТНОС (от греч. ethnos – племя, народ) – исторически сложившаяся устойчивая группировка людей: племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения этноса – общность территории и языка. Характерные черты этноса:

1) самосознание, которое может восходить к наименованию территории; 2) территориальная целостность как условие формирования этноса, 3) расовые признаки; 4) культурные особенности (орудия труда, жилище, одежда, пища, язык, народное искусство).

ЭТНОЦЕНТРИЗМ(ethnocentrism) – склонность считать свою культуру лучшей, судить об иных культурах с позиции превосходства собственной национальной или этнической культуры, отвергать ценности другой культуры как худшие, неправильные. Этноцентризм присущ индивидам, группам, народам, причем, часто очень культурным. Сегодня этноцентризм – признак бескультурья, низкой образованности и может стать источником национальных конфликтов.

 

 


Молодежная субкультура-явление сравнительно новое, о нем стали говорить в Америке и Зап. Европе в 50-е, в России – в 50-е – 60-е гг. XX в. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным кумирам. Молодежная субкультура обладает своим языком (сленгом), модой, искусством и стилем поведения.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА– непрофессиональная, анонимная, коллективная культура. Включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы, обряды, обычаи и традиции. Синоним: фольклор. Народная культура-основа национальной культуры.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА –совокупность традиций, обычаев, норм, правил и ценностей, общих для представителей одной нации, государства. Нац. культура не совпадает с государством, т.к. государство может быть многонациональным.

Н.к. объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Обязательным условием появления Н.к. считается изобретение письменности. О возникновении Н.к. судят по факту рождения литературного (письменного) языка и национальной литературы. Образование рассматривается в качестве важнейшего условия приобщения народа к своей Н.к., под которой понимается, прежде всего, культура, создаваемая художественной и научной интеллигенцией.

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК –передача информации без помощи слов. Делится на четыре основные вида: взгляд (угрожающий, пристальный, подмигивание и др.); движения рта (ухмылка, улыбка, гримасы и др.); позы (наклоны и поклоны, повороты, приседания, отворачивание и т.д.); жесты (прежде всего при помощи пальцев рук); ориентация (направление и перенаправление движения своего тела); дистанция; обоняние; кожа; волосы; одежда. Невербальный язык нередко требует словесного дополнения и в отрыве от вербального языка существовать не может.

ОБЫДЕННАЯ КУЛЬТУРА –владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Человек осваивает ее с первых дней своей жизни. О.к. – сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня); обучению в школе и получению общего образования; средствам массовой информации. Социальным пространством для проявления О.к. становятся приватное пространство (квартира), публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т. п.).

СЕМИОТИКА (от греч. Semeiotike –учение о знаках) – наука о знаках и знаковыхсистемах, изучающая различные свойства знаковых систем как способов общения между людьми, а также особенности различных знаковых систем и сообщений, (естественный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, нотные знаки в музыке, язык балета и живописи, логические и математические символы и т.п.).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ(от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения индивидом определенных систем норм, знаний, навыков, правил жизни, которые позволяют ему стать членом общества, жить в нем, быть полноправным его членом, правильно действовать и взаимодействовать со своим культурным окружением.

2015-11-20 362 Обсуждений (0)
Сущность, структура и основные функции культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, структура и основные функции культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)