Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нравственно-философские проблемы современности в творчестве В. Астафьева, В. Распутина и др



2015-11-20 1781 Обсуждений (0)
Нравственно-философские проблемы современности в творчестве В. Астафьева, В. Распутина и др 0.00 из 5.00 0 оценок




Виктор Астафьев принадлежит к трагическому поколению , квстретилось с войной в семнадцать-восемнадцать лет и понесло самые большие потери на фронтах Великой Отечественной. Вот почему военная тема стала болью В. Астафьева и других писателей - его ровесников (Ю. Бондарева, Е. Носова и др.). В художественном мире В. Астафьева два смысловых центра – деревня и война. Писатель прошел тяжелую жизненную школу: пережил голодное деревенское детство, раннее сиротство, пребывание в детском доме, школе фабрично-заводского обучения, был составителем поездов, воевал на фронте, имеет ранения. Демобилизовался в 1945-м. Был ему тогда 21 год: ни среднего образования, ни профессии, ни здоровья. Мечтал об институте, но нужно было кормить семью. В 1959 - 61 выходят в свет повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», принесшие известность и обозначившие ведущие темы творчества: детство, природа и человек, война и любовь. С появл в нач 60-х рас-в, составивших первую книгу повествований «Последний поклон», критики начинают относить творчество Астафьева к «деревенской прозе». Как отмечают в советском и зарубежном литературоведении, Астафьев «принадлежит к школе критического реализма в русской литературе… утверждает интуитивную, нерациональную связь человека с природным миром и отмечает нравственные и духовные потери, происходящие в случае разрыва этой связи».

Многие критики отмечали продолжение традиций Ф. Достоевского в разработке «вечной темы» русской литературы - «преступление и наказание» - в повести Астафьева «Кража» (1961 - 65), открывшей еще одно проблемно-тематическое направление в творчестве писателя. На локальном, казалось бы, материале о судьбе советских сирот в заполярном детдоме в 1939, в период сталинских репрессий, поставлен вопрос о милосердии и сострадании к униженным и оскорбленным, о том, какой должна быть подлинно партийная власть в России. Многие полаг, что все беды России проистекают из города. Их называли «почвенниками», и группировались они вокруг журналов «Молодая гвардия» и «Наш современник». Спор о «почве» и «асфальте» длился довольно долго, но, похоже, был исчерпан после публикации рассказа В.Астафьева «Людочка» (1989). Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности, героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего распада, гниения и маразма Людочка кончает жизнь самоубийством. Так где же лучше? Сельская тема, в частности, связана у него с экологическими проблемами. В первую очередь привлекает внимание его «повествование в рассказах», как он сам определил жанр своего сочинения «Царь-рыба» (1972 - 1975). Люди у Астафьева не делятся на городских и деревенских. Он различает их по отношению к природе. Дикой представляется писателю мысль о покорении природы, о ее враждебности людям.

Валентин Распутин «Живи и помни». Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в таком течении событий, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим человеком. В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея очень достоверен и убедителен. Гуськов решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. Он видит свое спасение в будущем ребенке. У него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал, что рождение ребенка — перст Божий, указующий возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

1.Николай Семенович Лесков (1831-1895) В 1861 году переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е годы Лесков создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: "Погасшее дело" (1862), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865) и др., в которых широко показана русская жизнь. романы "Некуда" (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и "Обойдённые" (1865) направлены против "новых людей"; Лесков пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создаёт шаржированные типы нигилистов - в повести "Загадочный человек" (1870) и особенно в романе-пасквиле "На ножах" (1870-1871). Сам Лесков не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных. В середине 70-х в мировоззрении происходит перелом. В повести "Смех и горе" (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Лесков начинает создавать целую галерею типов праведников - могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман "Соборяне" (1872), повести и рассказы "Очарованный странник". Праведники Лескова не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они - из самой гущи народной. В творчестве Лескова чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" (1881) и др. Левша в "Сказе..." противостоит миру злых кукол, облечённых властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаётся за ним. Необычайно оригинален и красочен язык "Сказа...". Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Лесковым в повести "Тупейный художник" (1883). Сближение писателя с демократическимлагерем в 80-90-е годы усиливается. Лесков идёт по пути углубления критики социального строя царской России"Административная грация" (опубликован 1934) и многих др. Лесков раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими. Лесков тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов.

 

 

43. Творческий путь А. Т. Твардовского. Темы и образы его поэзии.начал в середине 1920-х годов. В раннем творчестве воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм назвал "Путь к социализму". Его поэзия стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века. Сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций: Итогом раннего периода творчества стала поэма "Страна Муравия". Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял и осознал, что счастье может быть только в колхозной жизни. были раскулачены и сосланы на север. Переломными стали годы ВОВ, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. В военные годы в его стихах звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение "Две строчки". Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная - через нее то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:

"Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий Как будто это я лежу..." Уже после войны, в 1945-46 годах, создает, может быть, самое сильное свое произведение о войне - "Я убит подо Ржевом"- это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа. В военные годы "Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. Теркин - не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. Стихи 50-60-х годов - одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А.Ахматовой, Б.Пастернака. Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал "Новый мир", который редактировал А.Т, так и вошел в историю литературы как "Новый мир" Т. Л.г. его поздней поэзии – это, прежде всего, мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени.

Но главная, самая больная для поэта тема - тема исторической памяти, пронизывающая его лирику 1950-60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века:

"Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны..."

 

Я знаю, никакой моей виныВ том, что другие не пришли с войны,В том, что они - кто старше, кто моложе -Остались там, и не о том же речь,Что я их мог, но не сумел сберечь,-Речь не о том, но все же, все же, все же...

45. Содержание и смысл понятия УНТ, фольклор. Специфика создания и бытования народной поэзии. Роды и жанры фольклора. Фольклор в школьном изучении.Фолькло́р. — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.УНТ возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с др. видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества, выражавшего интересы разных общественных групп и слоев. Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. Коллективность устного Н. т. (означающая не только выражение мыслей и чувств коллектива, но прежде всего — процесс коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность, т. е. изменчивость текстов в процессе их бытования . При этом изменения могли быть весьма различными — от незначительных стилистических вариаций до существенной переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значительную роль играют своеобразные стереотипные формулы — так называемые общие места, связанные с определёнными сюжетными ситуациями, переходящие из текста в текст (например, в былинах — формула седлания коня и т.п.).В процессе бытования жанры словесного Н. т. переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей — крестьян. Род - наиболее широкое явление и понятие: в него входят различные виды, в которых конкретно и осуществляется.Жанры устного народного творчества:обрядовая поэзия: календарная (зимний, весенний, летний, осенний циклы);семейно-бытовая (родильная, свадебная,похоронная);заговоры.Внеобрядовая поэзия:эпические прозаические жанры:сказки;предания;легенда. Эпические стихотворные жанры:былины; исторические песни; балладные песни. Лирические стихотворные жанры:песни социального содержания;любовные песни;семейные песни.Малые лирические жанры (частушки, припевки) Малые нелирические жанры:пословицы; поговорки;загадки.Драматические тексты:ряжания, игры, хороводы;сцены и пьесы.В последнее время в школьные программы по литературе все чаще стали включать изучение устного народного творчества. Обращение к фольклору позволяет глубже понять и почувствовать дух собственного народа, его миросозерцание, культуру историю. Но, помимо этого, изучение фольклора расширяет и обогащает восприятие литературы. Литература многим обязана фольклору. Исторически он «старше», предшествует литературе. К моменту ее возникновения (на русской почве это XI-XII вв.) в фольклоре уже сложилась система жанров, изобразительных средств, символов. Из фольклора заимствуются сюжеты, образы, жанры (Жуковского). В XIX в. нет практически ни одного крупного писателя, творчество которого не было связано с фольклором (Пушкинские «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин»; «Песнь про купца Калашникова» Лермонтова; «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя; лирика Некрасова; сказки Салтыкова-Щедрина). На рубеже веков складывается особая литературно-фольклорная культура – культура городского романса, оказавшая огромное влияние на поэзию того времени (в частности, на Блока), давшая позже мощный толчок авторской песне. XX в. тоже отдал свою дань фольклору – не только Есенин, Шолохов, Твардовский, но и Цветаева, Платонов, Пастернак. Уже простое перечисление этих имен говорит нам о настоятельной необходимости серьезного изучения устного народного творчества в школе.

46. А.П. Чехов. Этапы творческого развития. Своеобразие реализма.два этапа: ранний период и годы творческой зрелости. Имеются в работах о Чехове и попытки выделить в периодизации творческого пути писателя особый период-переходный, или переломный. Еще А. Измайлов в своей монографии "Чехов" (1916) выделил в обзоре творчества писателя особый раздел "Первые лавры (1886- 1889)", считая, что собственно с 1886 г. начинаются признание и известность Чехова как писателя, что 1886- 1889 гг. - это пора больших литературных успехов Чехова, когда из беззаботного юноши, сотрудника юмористических листков, формировался писатель-художник. начался "переплав", превращение его из "литературного подмастерья в молодого преуспевающего и достаточно взыскательного к себе мастера". 1886 год - это год "творческого половодья", когда появляется большое количество художественно разнообразных произведений Чехова, юмористических и серьезных, когда "внушительный шаг был сделан Чеховым в области социально-психологического углубления сюжетов и образов, их идейного обогащения Некоторые авторы датируют "переломный период" в творчестве Чехова 1888-1889 годами. Юр. Соболев назвал четыре периода в творчестве Чехова: 1) восьмидесятые годы; 2) годы перелома; 3) зрелость; 4) предсмертный Чехов. Юр. Соболев, отойдя от традиционной периодизации творчества Чехова, дал более дифференцированную и в общем правильную периодизацию, только, на наш взгляд, нельзя (выносить годы перелома за рамки восьмидесятых годов. «социологическим реализмом», поскольку главной темой Чехова является проблема социального устройства общества и судьбы в нем человека. Это направление исследует объективные социальные отношения между людьми и обусловленность всех прочих важных явлений человеческой жизни этими отношениями. Таким образом, объектом пристального внимания Чехова – писателя и исследователя стала «казенная» Россия – среда чиновничества и чиновничьи отношения, т.е. отношения людей к грандиозному государственному аппарату и отношения людей внутри самого этого аппарата. Поэтому не случайно именно чиновник стал в творчестве Чехова одной из центральных фигур (если не самой главной), а представители других социальных категорий стали рассматриваться в их чиновничьеподобных функциях и отношениях.

 

47. СОПИ «Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий. Автор «Слова» заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде. Автор вносит в «Слово» лирическую стихию и горячий общественно-политический пафос. Автор обращается к своим князьям-современникам и в целом, и по отдельности. По именам он обращается к двенадцати князьям, но в число его воображаемых слушателей входят все русские князья и, больше того, все его современники вообще. Это лирический призыв, широкая эпическая тема, разрешаемая лирически. «Сло­во...», созданное в конце 17 века неизвестным древне­русским поэтом, сохранилось в единственном списке, найденном знатоком древнерусской письменности А. И. Мусиным-Пушкиным в конце18в в г. Ярославле в Спасо-Преображенском монастыре. Найденная рукопись была довольно поздним списком, отделенным от оригинала тремя веками. В «СОПИ» рассказывается о неудач­ном походе новгород-северского князя Игоря Свято­славича, его брата Всеволода, сына Владимира против половцев в 1185 году. Феодальная раздробленность Руси XII века, отсутствие политического единства, вражда князей и, как следст­вие, слабость обороны Руси давали возможность по­ловцам совершать постоянные набеги, грабить раз­дробленные княжества. Игорь собирает войско и идет походом на половцев. Они терпят страшное поражение. Автор рисует образ Игоря как воплощение княжеских доблестей. авт показывает, что причина поражения кро­ется в феодальной раздробленности Руси, и убеждает в необходимости единения. Призыв к единению автор во­плотил в образе Русской земли. Это центральный об­раз. В круг повествования введены огромные географичес­кие пространства: половецкая степь, Дон, Азовское и Черное моря, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина; города Киев, Полоцк, Корсунь, Курск, Черни­гов, Переяславль, Белгород, Новгород — вся Русская земля. Необъятность Русской земли передается описанием событий, одновременно происходя­щих в разных ее частях. Плач Ярославны — это стихийное, неосознанное неприятие воины. СОПИ обращена к будущему. Чтобы сделать Русь мощным государством, нужна бы­ла централизованная власть, которая смогла бы объ­единить мелких князей. Автор видит центром единой Руси Киев. Киевский князь Святослав представляется ему как силь­ный и грозный властитель, способный воплотить идею сильной княжеской власти и объединить Русскую зем­лю.

 

48. Лирика А.А. Фета (1820—1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главныймотив и идея творчества великого русского лирика. Красота, явленная в поэзии Фета, — стержень бытия и мира. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия — храм искусства, а поэт — жрец этого храма. Основные темы поэзии Фета — природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. В 1843 году появилось стих-е Ф, к. можно назвать его поэтическим манифестом: «Я пришел к тебе с приветом». 3 поэтич.предмета — пр-да, лю-вь и песня — тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало... затрепетало». И поэт полон жажды любви и творчества.

Импрессионизм в лирике А. Фета. Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом становятся чаще всего чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое: Шепот, робкое дыханье, / Трели соловья, / Серебро и колыханье / Сонного ручья, / Свет ночной, ночные тени, / Тени без конца, / Ряд волшебных изменений / Милого лица,

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник — смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

Музыкальность поэзии А. Фета Стихи Ф. необыкновенно муз-ны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Ф. назвал «Мелодии».

ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬЕще светло перед окном,В разрывы облак солнце блещет,И воробей своим крылом,В песке купаяся, трепещет.А уж от неба до земли,Качаясь, движется завеса,И будто в золотой пылиСтоит за ней опушка леса.Две капли брызнули в стекло,От лип душистым медом тянет,И что-то к саду подошло,По свежим листям барабанит.

 

49. Д.И. Фонвизин как драматург. Анализ комедии «Недоросль». Традиционное и новаторское в комедии. Комедия «Недоросль» на уроке литературы в школе.

Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 г. в Москве. Он происходил из старинной дворянской семьи, учился в университетской гимназии, затем на философском факультете университета. Попав в числе «избранных учеников» в Петербург к куратору университета графу Шувалову, Фонвизин знакомится Ломоносовым, с видными деятелями Российского театра Ф. Г. Волковым и И. А Дмитриевским. Театральные представления произвели на него огромное впечатление. «...Ничто в Петербурге так меня не восхищало, — вспоминал Фонвизин впоследствии, — как театр, который я увидел в первый раз от роду». Это пристрастие к театру Фонвизин сохранил на всю жизнь. Уже в ранний период литературной деятельности, занимаясь переводами, Фонвизин выступает как прогрессивно мыслящий человек, испытавший на себе влияние просветительских идей. Наряду с переводами появляются оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Сатирический характер дарования Фонвизина определился довольно рано. Из ранних сатирических произведений Фонвизина наиболее существенными являются «Лисица-казнодей» и «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», в которых сказались общественно-социальный пафос и сатирическая острота, составляющие основную силу Фонвизина-сатирика. Комедия Фонвизина «Недоросль» — вершина идейно-художественного творчества писателя-сатирика. Она по праву вошла в русский классический репертуар. «Недоросль» — первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. И хотя Фонвизин, несмотря на смелость обличения социальных пороков в общегосударственном масштабе, будучи просветителем, не осознавал необходимости полной отмены крепостного права, а хотел лишь его ограничения введением «фундаментальных» законов, что нашло отражение в указе об опеке Простаковой, тем не менее его комедия, вскрывшая причины и следствия злонравия помещиков, пагубность крепостничества, давала возможность делать далеко идущие выводы. «Недоросль» — комедия, в которой побеждает реалистический принцип видения и отражения характеров, хотя и в этой комедии преодолеть окончательно традиции классицизма Фонвизину еще не удалось. В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига, но Фонвизин подчиняет ее задачам социальной сатиры. Любовь Софьи и Милона способствует прояснению характеров злонравных помещиков. Характерно, что комедия не кончается благополучным решением судьбы Софьи и Милона и прощением «презлой фурии» Простаковой. Развязка комедии — оглашение Правдиным указа об опеке, вызвавшего новый прилив бешенства Простаковой. Комедия Фонвизина обращена к реальной жизни. На глазах у зрителей развертывается жизнь семьи Простаковых, учителей, слуг. На сцене урок Митрофана, Тришка с кафтаном, которого ругает Простакова, драка Скотинина с Простаковой. Авторские ремарки тоже направлены на то, чтобы сделать более жизненными своих персонажей. В «Недоросле» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами — серьезные, поучительные разговоры, подчас драматические ситуации, характеры в комедии социально детерминированы. Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии Фонвизина. Вместе с тем в «Недоросле» сохраняется рационалистическая структура комедии. Соблюдение единства места и единства времени, поэтика имен-характеристик, и дидактическая заданность комедии. Однако новаторство Фонвизина находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими характерами в их индивидуальном проявлении, в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека. Фонвизин мастерски пользуется речевой характеристикой, язык персонажей индивидуализирован. Речь отрицательных персонажей груба, примитивна и немногословна, лишена какого-либо налета светскости, другие персонажи, в частности учителя Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, слуги Еремеевна, Тришка, говорят сообразно своему социальному положению. В своем сатирическом творчестве Фонвизин продолжил и развил традиции сатиры Новикова. «Недоросль» вызвал подражание в современной ему и последующей литературе: анонимные комедии начала XIX в. «Сватовство Митрофана», «Митрофанушкины именины», «Митрофанушка в отставке» Городчанинова (1800), пьеса Плавилыцикова «Сговор Кутейкина» (1789) и т. д. Оппозиционно-политическая направленность «Недоросля» вызвала трудности постановки комедии. Тем не менее передовое общественное мнение было на стороне Фонвизина, и спустя девять месяцев постановка «Недоросля» состоялась (24 сентября 1782 г.).

50. А.А. Блок. Тематика, лирический герой поэтических циклов. Творческий метод поэта.

Символизм. 2 поколен символистов — младосимволизму (Андрей Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов), — его творчество наиболее законченным и универсальным воплощением всего русского символизма… характерна устойчивая повторяемость важнейших образов. поэт трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения». В центре —личность соврем ч-ка. личность в ее отношениях со всем миром (и социальным, и при­родным, и «космическим»). Такая проблематика традиционно воплощалась в жанре романа. Сюжет не событийный, а лирический — движени­ем чувств и мыслей, с разворачиванием устойчивой системы мо­тивов. нет дистанции м/у автором и героем. 3 тома, 3 этапа «воч-я». «Вочеловечение»- воплощение Бога в человеческом облике. образ Христа связан с идеей творческой личности. «ром в стих» Путь такой личности основа сюжета трилогии. Для «романа пути» ситуация встречи — встречи лирического героя с другими «персонажами», с разнообразными фактами и явлениями социального или при­родного мира.

сложной внут композицией — системой мотивов. Центр цикл первого тома «Стихи о Прекрасной Даме.В них роман с будущей женой Л.Д. Менделеевой и увле­чение идеями И.С.Соловьева. через любовь возможно устранение эго­изма, единение человека и мира. Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» — это сюжет ожидания встречи с возлюбленной. Драматизм ситуации ожидания — в противопоставлении земного и небесного, в заведомом неравенстве лирического героя и Пре­красной Дамы, «Он» — влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению. «Она» — безмолв­ная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя.

«Предчув­ствую тебя...» мотив боязни Встречи. Прекрасная Дама может превратиться в греховное создание, а ее нисхождение в мир — оказаться падением… приметы «повседневности»: быт городской бедноты, людское горе («Фабрика», «Из газет»). 2. Новый этап связан с мотивами погружения в жиз­ненные стихии: природы (цикл «Пузыри земли»), урбанистической цивилизации (цикл «Город») и земной любви («Снежная маска) Жизнь в дисгармонии, это мир множества людей, драматичес­ких событий, борьбы.

Стихия — ключевой символ второго тома лирики. символ он называл «музыкой». М. пребывает везде. Близость обеспе­чивает подлинность и силу его чувств. Сближение серьезн нравст испытан. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой, неотразимо-притягательной «потусторонней» женщиной, шокирующей и одновременно очарова­тельной.

«Незнакомка» контрастно соотнесены «низкая» действительность (дисгармоничная картина пригорода, компания завсегдатаев дешевого рестора­на) и «высокая» мечта лирического героя (пленительный образ Незнакомки. воплощение высокой кра­соты, напоминание о «небесном» идеале, — и порождение «страшного мира» реальности, женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов». совмещении прекрасного и отталкивающего. Итоговым 2тома цикл «Воль­ные мысли». Главная идея - мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга«Принимаю» — вот волевое решение лирического героя. Но это не пассивное смирение перед неизбежностью: герой предстает в облике воина, он готов противостоять несовершенству мира.

В3 томе синтез 2 и 1. Он открывается циклом «Страшный мир». Ведущий мотив цикла - омертвение мира современной городской цивилизации («Ночь. Улица. Фонарь. Аптека »)… Тема России — важнейшая тема поэзии Блока. Наиболее полно и глу­боко эта тема воплощена в цикле «Родина». Перед этим важнейшим в «трилогии вочеловечения» циклом Блок помещает лирическую поэму «Соловьиный сад». Композиция строится на противопоставлении двух начал бытия лирического героя. 1повседневный труд на скалис­том берегу. 2завлекающий музыкой «сад» счастья, любви, искусства. цикл «Родина» — вершина «трилогии вочеловечения». В стихах о России ведущая роль принадлежит мотивам истори­ческих судеб страны: смысловое ядро патриотической лирики Блока составляет цикл «На поле Куликовом». Лирический герой предстает здесь безымянным воином войска Дмитрия Донского. Тем самым личная судьба героя отождествля­ется с судьбой Родины, он готов погибнуть за нее. Но в стихах ощутима и надежда на победное и светлое будущее: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами/ Степную даль». «Россия». Лирический герой прошел от неоформленных предчувствий грандиозных свершений — к ясному пониманию своего долга, образ родины в восприятии лирического героя напоминает о прежних воплощениях его идеала, «нищая Россия» наделена в стихотворении человеческими чертами. Подробности лирического пейзажа «перетекают» в портретные детали: «А ты все та же — лес да поле, / Да плат узорный до бровей». Важнейший мотив стихов о Родине — мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный» путь.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века -Все будет так. Исхода нет.Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала,Аптека, улица, фонарь.

 

51. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Своеобразие творческого метода Гоголя-драматурга.

Объявление темы урока. Цели и задачи урока.Слово учителя о комедии Гоголя “Ревизор”. История создания.О жанре комедии.Литературоведческий комментарий (работа с терминами).Композиция пьесы.Природа гоголевского юмора. Смех “единственное честное, благородное лицо в комедии”.Объявление домашнего задания (составление таблицы, работа по чтению).

Комедия “Ревизор”. Жанр комедии мыслился Г как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России ”. “Ревизор” был закончен 4 декабря 1835г. В апреле 36г. комедия была поставлена на сцене. Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно. После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Литературоведческий комментарий. Для того, чтобы понять произведение поговорим о том каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой). В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки. В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается,какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей); обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и гак он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

 

 



2015-11-20 1781 Обсуждений (0)
Нравственно-философские проблемы современности в творчестве В. Астафьева, В. Распутина и др 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нравственно-философские проблемы современности в творчестве В. Астафьева, В. Распутина и др

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1781)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)