РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМЫ ОРДЕРОВ. ОРДЕРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
Если представить себе ряд колонн, промежутки между которыми - интерколумнии - забраны стеной таким образом, что колонны оказываются частично утопленными в стену, выступая на половину своей толщины, то такаяих форма называется полу колоннами (рис. 52). Чаще встречает прием, когда колонны выступают из плоскости стены на 3/4 диаметра - трехчетвертные колонны (см. рис. 12, 47, 80) **. Полуколонна пластически менее выразительна, так как ствол колонны пересекается со стеной под тупым углом, вследствие чего светотень недостаточно выделяет ее на фоне стены. При трехчетвертной колонне острый угол примыкания колонны к стене образует углубление, где сгущается тень, которая выявляет ее форму. В случае, когда колонны расположены непосредственно у стены, не сливаясь с ней, они называются приставными (см. рис. 34, 52). Колонны, сгруппированные попарно, называются спаренным и (см. рис. 12). В классической архитектуре существует разновидность ордерной формы в виде прямоугольного в плане вертикального выступа на стене, обработанного аналогично ордерной колонне. Эта плоская колонна, выступающая из поля стены на 1/6 – 1/4 своей ширины, называется пилястрой. Пилястры применялись в качестве самостоятельного ордера или отвечали поставленной перед стеной колонне (см. рис. 9, 53, 55, 70, 79). Колонный ордер редко существует сам по себе, как самостоятельное сооружение, обычно он входит в общую архитектурную композицию здания. В наиболее самостоятельном виде ордер представлен в колоннаде, т. е. в виде одинарного или двойного ряда колонн, перекрытых антаблементом, например колоннада Аполлона в Павловске, а также колоннада, обрамляющая площадь св. Петра в Риме. Колоннады Казанского собора в Ленинграде, Александровского дворца в г. Пушкины, б. Странноприимного дома в Москве, обладая известной самостоятельностью, композиционно связаны с основным зданием и являются его неотъемлемой частью (рис. 54).
* В каноне Палладио для некоторых ордеров за модуль принят нижний диаметр колонны. ** Естественно, что полуколонны и трехчетвертные колонны появляются не в результате закладки интерколумний, а представляют собой самостоятельную пластическую форму.
Классическая архитектура дает много примеров применения ордера в различных композиционных построениях. Один из наиболее распространенных приемов - это колоннада, поставленная перед зданием или окружающая его, которая называется портиком. Примером могут служить портики Исаакиевского собора, Горного института, Таврического дворца в Ленинграде, монументальный порти Большого театра в Москве (рис. 55, 56). Портиком называют и отдельно стоящее сооружение в виде галереи или навеса, одна сторона которого представляет собой стену, а вторая - открытую колоннаду*. Такого рода портики образуют парадный въезд - пропилеи на территории Смольного.
Монументальный гранитный фонтан у Пулкова под Ленинградом решен в виде открытого портика на четырех колоннах. Колоннады, окружающие здание периптериального типа, как в древних греческих драмах или в здании Биржи в Ленинграде, также можно назвать портиками**. * В античной Греции они носили название стоа. **В Греции они назывались птерон. В классической архитектуре ордера широко применялись в композиции здания. Если каждый этаж или ярус обработан своим ордером, то этот ордер носит название малого, или поэтажного, как в римском Колизее (см. рис. 4, 32, 47). Когда ордер объединяет два или несколько этажей, он называется большим, или колоссальным (см. рис. 9, 24, 71). Он получил распространение в архитектуре позднего Возрождения. Это наименование является условным, не связанным с абсолютными размерами сооружения, а определяет лишь особенности композиционного решения. Сочетание ордерных колонн с аркадой (так называется ряд арок, опирающихся на пилоны*), широко применялось в римской архитектуре - это так называемая римская арочная ячейка (см. ряс. 4,47). Здесь сочетались как бы две параллельные системы - несущая конструкция аркады и наложенная на нее ордерная колоннада из приставных, трехчетвертных колонн или пилястр, по существу декоративная, создающая видимость ордерной конструкции**. Этот прием получил распространение и в позднейшей классической архитектуре. Сама арка обычно разрабатывалась пластически. Центральный клин арки, называемый замковым камнем, несколько выступает за плоскость стены. Криволинейный обвод арки обрамлен профилированным наличником, который называется архивольтом. Архивольт в классических арках заканчивается на уровне пяты и упирается в горизонтальный карнизик - импост. Замковый камень часто выполняется в виде вертикального кронштейна, украшается орнаментом или скульптурные изображением человеческой или львиной головы, называемым маскароном (см. рис. 81, 85, 87).
* Пилонами обычно называют столбы, на которые опираются арки. Этим термином обозначают устои, на которые опираются подпружные арки центрально-кулольных (главным образом церковных) сооружений. Столбы аркады иногда называют пильерами. ** Конструктивное назначение трехчетвертных колонн можно видеть в том, что они играют роль контрфорсов, воспринимающих распор от поперечных арок и увеличивающнх устойчивость пилонов. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРДЕРОВ В классической ордерной системе насчитывается пять ордеров - тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный, или композитный (рис. 57). Такая классификация (исключая сложный) применялась в античные времена, ею пользовался и Витрувий. Три из этих ордеров - дорический, ионический и коринфский - ведут свое начало от архитектуры античной Греции, видоизменяясь соответствующим образом в архитектуре древнего Рима. Сложный ордер сформировался в поздний период римской архитектуры. Тосканский ордер. Тосканский ордер (рис. 58) стоит несколько особняком в ряду других канонических ордеров, созданных на основе ордеров античных сооружений. По описанию Витрувия, тосканский ордер имел каменные колонны, перекрытые деревянными архитравами, что позволяло значительно увеличить интерколумнии. Этрусские храмовые сооружения, в которых тосканский ордер существовал в первоначальном своем виде, не сохранились*. Канонический тосканский ордер, созданный теоретиками эпохи Возрождения, трактуется как каменный всех его частях. Для его формирования были использованы элемен' дорического ордера в несколько упрощенном виде, заимствованные некоторых римских памятников.
Тосканский ордер наиболее простой, обобщенный по своему рисунку: профили его гладкие, без порезок. Капитель высотой в один моду состоит из трех основных частей, присущих всем римским ордерам: верхней, прямоугольной в плане доски, называемой абакой, или абаке четвертного вала, круглого в плане, называемого эхином, и шейк являющейся продолжением фуста колонны, отделенной от последнего профилем астрагала, который принадлежит уже стволу. Внизу фуст колонны заканчивается профилем выкружки с полочкой. База образована полувалом и квадратной в плане плитой, называемой плинтом.
* Этруски, или туски,—древнее население Средней Италии. Их культура оказала большое влияние на формирование античной римской культуры.
Антаблемент состоит из архитрава, завершающегося полочкой с выкружкой, гладкого фриза и карниза, который имеет венчающую часть в виде четвертного вала, свешивающуюся часть, состоящую из слезниковой плиты с профилем астрагала, я поддерживающую часть, имевшую профиль каблучка. Дорический ордер. Дорический ордер* (рис. 59) сложился в собственно Греции. Он является наиболее распространенным ордером древне греческой архитектуры. Название ордера встречается уже у Витрувия. По сравнению с тосканским канонический дорический ордер имеет более стройные пропорции (см. рис. 57). Известны две его разновидности, различающиеся главным образом построением карниза. Поддерживающая часть карниза дорического ордера первого тип имеет ряд плит, расположенных под слезниковой плитой. Эти выпуски, которые в конструктивном отношении можно было бы рассматривать как консоли, поддерживающие слезник, носят название модульонов**. Эта разновидность ордера называется «дорический орде с модульонами». Нижняя поверхность модульонов - обработана своеобразными деталями, называемыми каплями, или гуттами, которые представляют собой усеченные конусы, прикрепленные к модульону верхней частью. Карниз имеет довольно большой вынос, равный двум модулям. * Дорийцы, или доряне, - одно из основных древнегреческих племен. ** Видимо, потому, что ширина их по фасаду равняется одному модулю. Друг их наименование мутулы. Другой тип дорического ордера - ордер с зубчиками - отличаете тем, что в поддерживающей части вместо модульонов размещены сухарики, или зубчик и (называемые еще дантикулами), - небольшие часто посаженные выпускные камни в форме параллелепипеда. Он представляют собой как бы небольшие консоли, поддерживающие свешивающуюся плиту. Эти элементы в каменной форме, возможно, тоже являются отзвуком первоначально деревянного перекрытия в виде наката из жердей или тонких брусков. Фриз дорического ордера обладает существенными особенностям! Он имеет ряд своеобразных элементов в виде слегка выступающих прям» угольников, обработанных с углов фасками, а на фасадной плоскости - двумя вертикальными треугольными в сечении желобками*. Этот элемент дорического фриза называется триглифом. Нижняя полка карниза, слегка выступающая над плоскостью фриза, огибает триглиф, образуя капитель триглифа. Триглифы располагаются на одной оси с модульонами и имеют ту же ширину, т.е. 1 модуль, а высоту 11/2 модуля. Промежутки между триглифами, называемые метопами, иногда обрабатывались рельефными скульптурными изображениями. Архитрав увенчивается выступающей полкой, в которую упираются триглифы. Эта полка называется тенией. Каждому триглифу соответствует маленькая полочка, называемая реголои. Под ней расположено шесть капель, оси которых совпадают с ребрами врезов триглифа. * Эти врезы иногда имеют в сечении полукруглую или стрельчатую форму. Виньола называет их желобками. Эти капля имеют форму половин или трех четвертей усеченных кону сов, примыкающих к плоскости архитрава. Нижняя поверхность слезниковой плиты, называемая соффитом обрабатывается между модульонами легкими впадинами. Триглифы располагаются по осям колонн и в промежутках между ними. Количество их зависит от ширины интерколумниев. При расположении триглифа над угловой колонной между триглифом и углом фриз остается часть метопы - прием, характерный для римского дорического ордера. Некоторые исследователи объясняют форму дорического антаблемента с его своеобразными элементами повторением в камне традиционных форм ранее существовавших конструкций из дерева. Можно прел полагать, что архитрав этих конструкций состоял из ряда горизонтально положенных брусьев, на которые укладывались балки перекрытия. Торцы их, обшитые вертикальными дощечками, стали прообразом триглифов. Снизу эти доски обвязывались шедшей вдоль всего архитрав рейкой – тенией - и защемлялись планочками - реголами, прикрепленными деревянными гвоздями (нагелями). Они превратились в капли под триглифами - гутты. Поверх триглифов клалась обвязка, в которую упирались стропильные ноги, выявившиеся в дорическом карнизе в вид модульонов. Фуст дорической колонны разработан по длине двадцатью желобками - каннелюрами. В поперечном разрезе каннелюры представляют собой части окружности и образуют вертикальные грани - ребра каннелюр (см. рис. 52). Капитель и база канонического дорического ордера не существенно отличаются от аналогичных элементов тосканского ордера. В римском прототипе дорического ордера база отсутствует*. Ионический ордер. Ионический ордер (рис. 60) сформировался в Древней Греции, в ионийских колониях Малой Азии. Характерной особенностью ионического ордера является его своеобразная капитель: две ее стороны имеют один характер обработки, две другие - иной. Форма ее могла произойти от деревянной подбалки или бруска, который в деревянных конструкциях подкладывается под балку на опору, чтобы уменьшить свободный пролет (см. рис. 50). Пропорции ионического ордера приобретают еще большую стройность. Развитие карниза идет за счет поддерживающей части. Наличие целой системы выступающих элементов в виде каблучка, зубчиков и четвертного вала позволяет дать слезниковой плите довольно значительный вынос. Фриз часто выполняется из другого, более декоративного материала, украшается скульптурным орнаментом или надписями. Архитрав имеет троечастное деление. Он состоит из трех выступающих одна над другой полок - фасций. Основные элементы дорической капители, как абака, эхин и астрагал, также составляют основу ионической капители, но полка абаки в ней как бы вытягивается и заворачивается в спирали - волюты. Эхин в виде четвертного вала, обработанного иониками, частично закрывается завитками волют, а место примыкания эхина к завиткам волют - пальметтами. Спираль волюты состоит из трех витков и подходит к центру, так называемому глазку, в виде маленького слегка выпуклого кружка. На боковом фасаде волюта имеет вид свертка, перетянутого посредине ремнем. Эта форма называется балюстрой. Фуст колонны обработан каннелюрами, не схожими с каннелюрами дорической колонны: они отделяются друг от друга полосками поверхности фуста, так называемыми дорожками. Сами каннелюры более глубокие и в сечении представляют собой полуокружность (см. рис. 52). База ионического ордера Виньолы состоит из вала и двух скоций, разделенных профилем двойного астрагала—прямого и обратного, однако в этой канонической форме она применялась очень редко.
* В архитектуре классицизма римский дорический ордер применен в зданиях Таврического дворца (вариант с зубчиками), улицы Зодчего Росси, «Новой Голландии и др. в Ленинграде (см. рис. 12).
Использование ионического ордера связано с некоторыми трудностями, вызванными особенностью капители, которые не свойственны дорическому ордеру, имеющему капитель с одинаковыми сторонами. Действительно, в колонном портике, окружающем здание, с капителями, повернутыми волютами на фасады, капители угловых колонн ориентированы на один фасад волютами, а на другой - балюстрами. В таком случае задача разрешалась применением угловой капители с волютами на двух смежных сторонах и с балюстрами на двух других, причем угловая волюта располагалась по диагонали угла (рис. 61). Но если с помощью угловой волюты можно было решить углы наружных колоннад, то получить удовлетворительное решение входящих углов при постановке колонн вокруг внутреннего помещения оказывалось невозможным*. Другое решение - четыре угловые волюты, расположенные по диагоналям. Эта так называемая диагональная ионическая капитель с четырьмя одинаковыми фасадами встречается уже в греческой архитектуре**.
*Иллюстрацией этого положения могут служить верхний вестибюль Академии художеств и помещение церкви Инженерного замка в Ленинграде. ** В архитектуре русского классицизма примером использования ионического ордера являются здания Академии наук, б. Мариинской больницы (больница им. В.В. Куйбышева), Публичной библиотеки в Ленинграде (см. рис. 34). Ионический ордер с диагональными капителями применен в Преображенском соборе и здании Смольного в Ленинграде, в здании б. Румянцевского музея в Москве.
Коринфский ордер. Коринфский ордер (рис. 62) появился в архитектуре античной Греции позднее других ордеров: ранняя архитектура Древней Греции не знала этой разновидности ордера. Но и в позднейшую эпоху коринфский ордер в Греции использовался редко и не в качестве основного ордера, а обычно в интерьерах. В каноническом римско-коринфском ордере колонна имеет высоту, равную 20 модулям, т. е. она становится еще более стройной*. Структура архитрава такая же, как в ионическом ордере, с добавлением нового элемента в поддерживающей части карниза - полки с модульонами
* Витрувий не дает прямых указаний на соразмерности коринфского ордера. В каноне Палладио высота колонны принята равной 19 модулям. В сохранившихся римских памятниках с коринфским ордером высота колонн колеблется от 191/2 до 2072 модулей. в виде кронштейнов (см. рис. 51). Форма кронштейна, гладкого или пластически разработанного, представляет интерес как пример художественного выражения такого конструктивного элемента, который, с точки зрения статики, является телом равного сопротивления. В карнизе кронштейны располагаются непосредственно под слезниковой плитой, поддерживая ее. Для капители коринфского ордера характерна скульптурность пластической разработки. Основа ее состоит из колоколообразной корзины, или колокола, на которой лежит профилированная абака, имеющая своеобразную форму в плане - квадрат со срезанными углами и вогнутыми сторонами (рис. 63). Корзина капители окружена двумя рядами акантов-стилизованных листьев аканта по восемь в каждом ряду, причем каждый лист верхнего ряда расположен между двумя листьями нижнего*. В четырех местах из-за листьев выступают стебли, которые вверху соединяются в волютообразные завитки, поддерживающие углы абаки**. Изображение стилизованных акантовых листьев является одним из самых распространенных орнаментальных мотивов античной архитектуры как греческой, так и римской. Различают более остро нарисованный греческий акант (acantus spinosus - акант колючий) и акант с более округлым рису ком, характерный для римского зодчества (acantus mollis - акант мягкий) (см. рис. 63). Фуст колонны имеет 24 каннелюры по форме такие же, как в ионическом ордере***. Сложный ордер. Сложный, или композитный, ордер является модификацией коринфского, или, вернее, композицией, составлена из элементов коринфского и ионического ордеров. Основные пропорции его те же, что и у коринфского ордера. Сложный ордер является целиком произведением римской архитектуры и относится к позднему периоду ее развития. В нем можно усмотреть черты известного упадка, проявляющегося в излишней сложности и нагромождении форм. Особенно это относится к капители, представляющей собой синтез нижней части коринфской капители с двумя рядами листьев и наложенной на нее диагональной ионической капители. Построение антаблемента сходно с п строением антаблемента коринфского. Сложный ордер носит подчеркнуто декоративный характер. Образцы этого ордера сохранились среди остатков терм Каракаллы и на триумфальных арках в Риме. В архитектуре русского классицизм варианты этого ордера нашли отражение в Нарвских триумфальны воротах и костеле св. Екатерины в Ленинграде. ГРЕЧЕСКИЕ ОРДЕРА**** Помимо различий в содержании, характере, конструктивны и строительных приемах римской и греческой архитектуры, существует ряд особенностей в формообразовании, отличающих греческие ордера от римских. * Акант — травянистое растение, распространенное в районах Средиземноморского побережья. ** Эти стебли назывались caulicoli (лат. Caulis - стебель). Виньола термином caulicolo обозначает маленькие волюты, поддерживающие углы абаки. *** В архитектуре русского классицизма коринфский ордер нашел широкое применение. Это здания театра драмы имени А. С. Пушкина, Казанского и Исаакиевского соборов. Мраморного дворца в Ленинграде (см. рис. 53). **** Хронологически греческие ордера предшествовали римским и послужили для них прототипом. Изложение раздела «Классификация ордеров» начато с канонически ордеров из методических соображений, так как на их примере легче ознакомиться с общими закономерностями ордера и терминологией. Дорический ордер (см. рис. 48). Пропорции этого ордера характеризуются большим разнообразием в разные периоды развития и значительно отличаются от пропорций дорического римского ордера. Та( в архаическом храме Геры в Олимпии высота колонны равняется всего четырем диаметрам, высота колонн Парфенона—памятника эпохи рас цвета греческой архитектуры - 51/2 диаметра, храма в Немее - 61/2 Отношения высоты колонны к высоте антаблемента также весьма различны и отличаются от отношений, характерных для римских ордеров. В архаических дорических памятниках Греции это отношение доходило до 1 : 2, т. е. высота антаблемента была равна половине высоты колонны. В Парфеноне антаблемент укладывается только три раза в высоте колонны. Фуст греческой колонны утоняется кверху по кривой. В ранних памятниках наблюдается утрированное утонение, особенно в верхней части, как в базилике в Пестуме. В памятниках классического периода утонение более сдержанное. Редки случаи утонения по прямой, без энтазиса, как в храме Посейдона в Пестуме и в пропилеях на мысе Суниум. Своеобразную форму имеют элементы дорической греческой капители (рис. 64). Абака капители представляет собой простой плинт без профиля наверху. Эхин выполнялся по кривой, близкой к параболе. Форма эхина капители претерпела на протяжении веков такие изменения, что по его характеру можно датировать памятник. В раннюю эпоху эхин имел распластанную форму, большой вынос и значительную кривизну. Дальнейшая эволюция идет по пути уменьшения выноса и смягчения кривой. В классическую эпоху эхин имеет небольшой вынос и идет вверх почти по прямой линии под углом, приближающимся к 45°. Переход от эхина к шейке осуществляется с помощью небольших врезов — ремешков, или аннулеи, которые в горизонтальном направлении подчеркивают основание эхина. Их число Обычно от трех до пяти. Шейка отделяется от фуста колонны тоже врезами, называемыми гипотрахелиями. Каннелюры (от 16 до 24) заканчиваются под аннулями арочкой или пологой кривой или теряются у основания капители*. Характерной особенностью колонны греко-доричеокого ордера является отсутствие базы**.
* В поперечном сечении они представляют собой эллиптические или трехцентровые кривые (см. рис. 52). ** Единственным примером базы греческого дорического ордера являются храм Зевса в Акраганте и святилище Деметры в Элевсине.
В греческом дорическом ордере в отличие от римского угловой триглиф ставился непосредственно на угол. Чтобы крайняя метопа не оказалась шире остальных, расстояние между крайними колоннами уменьшалось. Естественно, что в этом случае ось угловой колонны не совпадала с осью триглифа (рис. 65). Профили, которыми обрабатывались элементы греческого дорического ордера, были различны по очертанию и отличались индивидуальным характером: все они — киматии, скоции, торы и др. - образовывались кривыми второго порядка. Карниз – гейсон - венчался профилем в виде эхиноподобной слабой кривой или в виде гуська - симы. Пропорции греческого ионического ордера также отличаются разнообразием. Так, высота колонн храма Нике в Афинах равна 71/4 диаметрам, Эрехтейон имеет колонны высотой, равной 9 диаметрам, колонны некоторых малоазиатских храмов еще более стройны - до 10 диаметров по высоте. Детали греческого ионического ордера также обладают некоторыми особенностями, например капители с провисающим нижним поясом абаки — канапеобразная капитель (см. рис. 64). Каннелюры, отделенные друг от друга дорожками, имеют очертание эллиптической или трехцентровой кривой. Базы различаются рисунком и своеобразием профилей. Характерной их особенностью являются очень большие скоции и ряды маленьких валиков, а также расчленение торов горизонтальными каннелюрами. В греческой архитектуре имеется очень немного памятников коринфского ордера. Он применялся в небольших декоративных сооружениях или в интерьере.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3705)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |