Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЧЛЕНЕНИЕ ОБЪЕМОВ И ПЛОСКОСТЕЙ



2015-11-20 4106 Обсуждений (0)
ЧЛЕНЕНИЕ ОБЪЕМОВ И ПЛОСКОСТЕЙ 4.80 из 5.00 5 оценок




 

Объемные членения. Подавляющее большинство архитектурных сооружений внешне представляет собой элементарные геометрические объемы. В основном это параллелепипеды, кубы, цилиндры, полуцилиндры, полусферы, применяемые отдельно или в различном сочетании (рис.66). Основой объемной формы многих архитектурных сооружений является прямоугольный параллелепипед*. Эта исходная форма путем пластической разработки, изменения пропорциональных отношений членения объема может давать большое разнообразие конкретных решений.

Один из наиболее распространенных способов расчленения единого объема - это выделение отдельных его элементов, образующих более или менее значительные выступы по всей высоте здания. Такие выступы на фасаде называются ризалитами.

Расчленение здания ризалитами распространено в архитектурных композициях разного стилевого характера. Ризалиты могут быть образованы путем выдвижения части объема или посредством незначительного выступа на стене. Однако и в том и в другом случае ризалит отражает внутреннюю планировочную организацию здания.

К числу объемных элементов здания относятся выступы во всю высоту или только в нижней части, полуцилиндрические или многогранные, называемые апсидами (рис. 67). Изнутри здания апсиде соответствует большой запад, или ниша, носящая то же наименование.

Рис. 66. Объемные построения архитектурных сооружений на основе простых геометрических тел

 

Апсиды появились в архитектуре Древнего Рима, но особое распространение они получили в церковных зданиях, став специфической формой культовых сооружений.

Своеобразным объемным элементом здания является эркер. Эркером называется часть внутреннего помещения, выступающая из плоскости стены, огражденная стенками с окнами по периметру. Снаружи эркер представляет собой выступающий из стены объем в виде призмы или полуцилиндра (рис. 68).

 


* Исключение составляют некоторые сооружения с иррегулярными формами, образующими «пещерные пространства». Целью использования подобного приема является обострение образного решения. Примером могут служить астрофизическая лаборатория (башня Эйнштейна) в Потсдаме, капелла в Рон-Шамп (Франция), здание аэровокзала в аэропорту им. Кеннеди в Нью-Йорке (см. рисунок на обложке).

С появлением вантовых конструкций связано возникновение сооружений с усложненной геометрической формой, покрытий двоякой кривизны, коноидов, гиперболических параболоидов и др., например крытая арена в Роли (Северная Каролина, США), или стадион Польского университета, комплекс спортивных сооружений в Токио и др.


По высоте эркеры располагаются на фасаде здания различным образом: охватывают один, два или несколько этажей или следуют по всей его высоте. Они могут быть связаны с горизонтальными членениями фасада или размещаться свободно на плоскости стены. Эркеры могут быть и угловыми. В плане они также бывают разной формы — в виде полукруга, квадрата, трапеции, треугольника, половины восьмиугольника.

Обычно эркеры максимально раскрыты световыми проемами или даже имеют сплошное остекление, почему их иногда называют «фонариками». Этот элемент здания применяют преимущественно в жилых домах. Эркеры имеют определенное практическое значение: увеличивают полезную площадь помещений, улучшают их инсоляцию*, расширяют обзор изнутри, обеспечивают большую связь интерьера с наружным пространством. Все это делает эркеры ценным композиционным элементом жилых зданий, особенно в условиях умеренного климата. Эркеры не только улучшают интерьер и внешний вид здания, придавая большую пластичность фасаду, но и способствуют выявлению образа жилого дома (рис. 69).

Рис. 67. Церковь Спаса Преображения в Новгороде

Выразительным элементом, используемым при пространственном членении здания, являются лоджии. В наиболее распространенной форме лоджия представляет собой запад, образовавшийся благодаря заглублению части наружной стены внутрь здания. Таким образом 'получается помещение, включенное в объем здания, в котором отсутствует наружная стена. Помещение лоджии может быть отграничено от внешнего пространства колоннами, аркадой, балюстрадой, перилами (рис. 70). Лоджии бывают открытыми и с двух сторон, если они расположены на углу здания. Они могут быть и небольшими по площади и очень обширными, представляя собой целый открытый зал. Применение лоджий было широко распространено в итальянской архитектуре Возрождения, причем это наименование применяется и к самостоятельным сооружениям в виде крытых террас, портиков или аркад, открытых с трех сторон (например, известная Лоджия деи Ланци во Флоренции).

Лоджия как пространственный элемент значительно обогащает пластику здания и служит связующим звеном между интерьером и внешним пространством. Большие лоджии характерны для местностей с теплым климатом, где они используются большую часть года в качестве рабочего или жилого помещения. В холодном климате лоджии могут быть использованы как открытый вестибюль общественных или зрелищных сооружений, для защиты от непогоды, а также в качестве разгрузочной площадки, особенно если входы в здание выходят непосредственно на тротуар (рис. 71).

В современной архитектуре лоджии широко применяются при строительстве жилых домов, гостиниц, домов отдыха и санаториев как защищенные от ветра и атмосферных осадков изолированные наружные помещения (рис. 72).

Вертикальные членения. Расчленения объема по вертикали можно достичь, создавая небольшой выступ, который в кирпичных или каменных зданиях образуется обычно утолщением стены. Такой выступ, проходящий по всей высоте здания, называется раскреповкой (см. рис. 68). Часто говорят: «фасад раскрепован» или «фасад расчленен раскреповками». Раскреповка более органична, если она обусловлена планом, иначе ее применение становится формальным. Такое членение объемов широко применялось в архитектуре разных эпох, так как оно позволяло очень простыми средствами расчленить поверхности по вертикали, достигнув желательных соотношений отдельных частей здания. Обычно раскреповка, проходя по всей высоте здания, членит все элементы, которые она пересекает: карнизы, тяги и т. п.


* Инсоляция — освещенность солнечными лучами.

Рис. 68. Формы ниш (а) и эркеров (б) в плане. Креповки стены в плане (в)

 

Рис. 69. Эркеры на жилом доме

Крепование применяется не только для членения плоскости стены, креповаться могут и отдельные элементы, как карниз или антаблемент (см. рис. 35,80). Раскреповки особенно часто применялись в архитектуре барокко как характерное для этого стиля средство пластической выразительности.

К элементам вертикального членения фасада нужно отнести также ордер, колонны или пилястры которого представляют собой сильные и пластически выразительные вертикали, позволяющие самым различным образом расчленять или объединять объемы здания.

Элементом вертикального членения плоскости является также лопатка — вертикальный выступ на стене, подобный пилястре, но лишенный таких ее элементов, как база и капитель, и не связанный правилами ордерной пропорциональности. Лопатки часто применялись в архитектуре XVIII в., особенно в зданиях утилитарного назначения. Примером такой «лопаточной» архитектуры может служить здание Кадетского корпуса в Ленинграде. Иногда лопатки имеют внизу профиль, играющий роль базы, и завершение из профилей, придающее лопатке подобие пилястры; такой тип лопаток применен на фасадах здания Ленинградского университета.

В современной архитектуре ясно читаемыми вертикальными элементами являются стойки каркаса, когда они выявлены на фасаде здания (см. рис. 31).

Горизонтальные членения. В архитектуре классицизма было распространено применение выступов, расчленяющих объем здания по вертикали. Такой выступ создавался обычно путем утолщения стены нижележащего этажа и служил для размещения на нем трехчетвертных или приставных колонн (см. рис. 4,12, 34).

Обычно горизонтальные членения образуются поясками, или тягами, представляющими собой подобие карнизов, полок или горизонтальных выпусков с небольшим выносом, к ним относятся междуэтажные и подоконные тяги. Как явствует из их названия, первые выражают на фасаде плоскость междуэтажных перекрытий, вторые проходят под оконными проемами (см. рис. 53, 76).

 

Рис. 70. Лоджия на здании Ассигнационного банка в Ленинграде
Рис. 71. Лоджий на здании кинотеатра «Родина» в, Ленинграде

В классической архитектуре первый этаж часто завершался междуэтажной тягой в виде широкой полки, поддерживаемой небольшим профилем. Эта полка делалась гладкой, или разрабатывалась орнаментом меандр или бегущая волна. Такого рода горизонтальные тяги обобщенного профиля с сильным рельефом носят название кордона. Пример такого кордона — горизонтальная тяга в виде вала с полочкой, опоясывающая гранитные набережные Невы.

Система вертикальных и горизонтальных членений дает возможность сопоставить отдельные части здания в самых разных отношениях, помогая выявлению композиционного замысла, подчеркивая главные и подчиненные элементы композиции и их соотношение. Членение архитектурной формы является тем приемом пластической проработки, с помощью которого формируются и получают конкретное выражение такие средства архитектурной композиции, как пропорции, масштабность, ритм.

Однако расчленение поверхностей здания нельзя рассматривать только как способ решения пластических задач. Происхождение тех или иных членений обычно бывает связано с архитектоникой сооружения, конструктивными или строительными приемами. Так, отдельные подоконные доски, имеющие в каменной архитектуре практическое назначение, сливаясь, образуют подоконную тягу. Вертикальные членения на фасаде во многих случаях являются конструктивными частями сооружения. Это стойки каркаса, выступы, служащие для укрепления стены, которые играют роль контрфорсов, или ребер жесткости; ризалиты соответствуют внутреннему строению здания.

Характер и стиль архитектуры подчеркивают те или иные элементы членения, которые определяют структуру данного сооружения, выявляют его композиционное построение. Так, классической архитектуре свойственна известная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений. Даже в зданиях с четко выраженным строем вертикальных элементов, например в античных храмах, вертикали колонн, окружающих целлу, уравновешиваются сильной горизонталью антаблемента. В архитектуре флорентийских дворцов раннего Возрождения преобладают подчеркнутые горизонтальные членения, и наоборот, в средневековой готической архитектуре господствуют вертикальные членения (см. рис. 20, 76). Но и в пределах одного архитектурного стиля или направления сооружения различаются системой членений, отражающей разновидности стиля, местные особенности, характер сооружений.

Рис. 72. Система лоджий на фасаде Хилтон-отеля в Стамбуле
Рис. 73. Административное здание в Братиславе

В современной архитектуре наряду с таким членением фасадов как тяги, пояса, гурты, раскреповки и другие (с соответствующим рисунком и характером форм), широко используются приемы, диктуемые тектоникой современного здания. Так, распространенная в современной архитектуре система сплошных горизонтальных ленточных окон подчеркивает горизонтальные членения фасада (рис. 73). Еще более сильный пластический эффект создают ряды сплошных балконов. Наружные элементы конструкции используются как вертикальные членения (см.рис.31). В решении фасадов современных зданий используются различные композиционные приемы расчленения - построенные на пре обладании горизонтальных или вертикальных членений, на известной равновесии тех и других элементов или на основе равнозначности послед них, что создает своеобразную сетчатую или ячеистую структуру фасад (см. рис. 45, 72).

СТЕНЫ

Основу стеновой тектонической системы составляют несущие, конструктивные, стены, на которых покоятся перекрытия, своды, лестницы и другие несомые элементы. Тектоника стены тем выразительнее, чем четче выявлены ее сущность и структура - для каменной стены система кладки, для деревянной — бревенчатая поверхность и т.д. (см. ряс. 76 - 78).

Стена может быть глухой, лишенной отверстий, как в крепостные стенах, или раскрытой проемами, форма, размеры, число и расположение которых создают ту или иную характеристику стены. Увеличение размеров и числа проемов имеет предел, за которым наступает дематериализация образа стены, переход ее в другую тектоническую категорию — каркасную или стоечную. Можно полагать, что это происходит в том случае, когда площадь проемов превышает

Рис. 74. Кладка каменной стены. Виды рустов: а - кладка с правильной перевязью; б - ленточки, протесанные на постелях и боковых гранях; в - естественный руст, или «скала»: лицевая сторона камня не обработана; г - декоративный руст со сложным профилем; д - и - виды рустов.

50% площади стены. Во многих современных сооружениях (в том числе и в массовом жилищном строительстве) стена утратила конструктивное значение, превратившись в несомую, ограждающую, оболочку иногда в виде сплошной стеклянной поверхности *.

Рассмотрим структуру каменной стены, сложенной из отдельных правильных блоков тесаного камня, представляющих собой прямоугольные параллелепипеды **. Блоки укладываются так, что их боковые плоскости соприкасаются с такими же гранями соседних камней, а нижняя грань, называемая нижней постелью, укладывается на верхнюю постель нижележащего камня (рис. 74). Боковые грани и постели должны быть отесаны в виде правильных гладких плоскостей, чтобы плотно примыкать к соседним камням ***.

Задняя грань — хвост, обращенная внутрь стены, не обрабатывается. Передняя, лицевая, грань, или лицо, может обрабатываться по-разному. Но во всех случаях обязательно выполнение основного правила всякой кладки - соблюдение перевязи швов, т.е. расположение вертикальных швов вразбежку. В результате естественным образом создается структура лицевой поверхности тесаной каменной стены с рисунком из сетки горизонтальных и вертикальных швов.

Расшивка на швы может иметь различный характер (рис. 75): правильная перевязь, когда вертикальные швы находятся на одинаковом расстоянии друг от друга или равномерно повторяются и совпадают по вертикали через ряд; неправильная перевязь, когда блоки имеют разную длину, и поэтому вертикальные швы находятся на разном расстоянии и не обязательно совпадают по вертикали через ряд. Естественно, что последний вид кладки экономичнее, так как в этом случае в дело идут камни любой длины. Еще более экономична кладка с неодинаковой высотой рядов - «не под одну скобу». При этом виде кладки на блоки идут камни любой длины и высоты.

Помимо кладки с непрерывными горизонтальными рядами встречается кладка с перебивкой горизонтальных швов. Этот прием особенно характерен для кладки из необработанных плитообразных известняков с естественными поверхностями постелей и разной толщиной плит ****. Такая кладка выполняется иногда и из тесаного камня.

 

 


* Г. Гегель в «Эстетике» отмечает: «Стена не имеет своим единственным принципом поддерживание как таковое, а по существу служит для ограждения пространства». Эта мысль интересна тем, что она была высказана в то время, когда стены являлись основными конструктивными элементами (Гегель Г.Соч., т.XIII, Лекции по эстетике. Кн. II, М., 1940, с. 221).

** В данном случае стена может быть не целиком из каменной кладки, а облицована камнем, что, с точки зрения ее внешнего вида, безразлично. На практике таким приемом пользуются гораздо чаще.

*** Плоскости примыкания камней прочных пород обычно не отесывались целиком. Чисто стесывалась только полоска — ленточка по контуру, а средняя часть углублялась — «вынималась», чтобы не обрабатывать лишнюю поверхность. Запас прочности камня обычно настолько велик, что оставшаяся площадь поверхности ленточек достаточна для сопротивления нагрузкам.

**** Такие камни называются постелистыми. К ним относятся известняки, добываемые в окрестностях Ленинграда (пудожский, волховский, гатчинский и др.) имеющие горизонтальную слоистую структуру. При выломке получаются плитообразные блоки с естественными постелями.

Рис. 75. Виды каменной кладки: а, б - из тесаных камней с правильной разбивкой швов; в - с неправильной разбивкой швов; г - с разной высотой рядов; д - с перебивкой горизонтальных швов; е - из нетесаных постелистых камней. Рис. 76. Палаццо Строцци во Флоренции

При чистой теске лица камней поверхность стены получается гладкой, с рисунком из тонких швов. Между тем если боковые грани и постели должны быть чистотесаными (чтобы плотнее примыкать друг к другу), то лицевая поверхность может практически оставаться необработанной (см. рис. 74). Этот способ применялся еще в античной архитектуре, особенно в римской, при строительстве инженерных и оборонительных сооружений из соображений экономии - для уменьшения количества тески. У древних римских строителей такая кладка называлась opus rusticum, т. е. деревенская работа. Отсюда термины руст, рустичная кладка, рустованная стена, характеризующие кладку из камня с необработанной лицевой поверхностью. В дальнейшем этот термин приобрел более широкий смысл: так стали называть кладку из камня выступающей лицевой гранью. Подобные выступы создавались путем обработки естественного руста, например протесыванием узкой полоски - ленточки - по периметру лица камня. Первоначально это промежуточная стадия чистой тески: средняя часть стесывалась после того,

Рис. 77. Палаццо Диаманта в Ферраре

как была выполнена кладка. Впоследствии эта промежуточная форма превратилась в самостоятельный вид руста (см. рис.74).

В случае, когда стесывание средней части лицевой поверхности камня производилось не на всю глубину выступа от плоскости ленточек, выступы получались прямоугольными, чистотесаными, разделенными широкими декоративными швами, образованными ленточками. Эти швы делались как прямоугольными, так и треугольными в сечении*. Русты такой формы носят название квадров (см. рис. 14).

При дальнейшем развитии формы руста видоизменялись. Так, в архитектуре раннего Возрождения встречались русты закругленной формы — их кромки обтесывались по кривой (рис. 74, 76). Иногда обработка кромок усложнялась путем введения профилей, в результате чего возникли сложные, профилированные русты. Такие русты, сложные в обработке и требующие больших затрат, являются прямой противоположностью своего прототипа, возникшего в результате стремления к экономии работы и средств. В дальнейшем рустами стали называть и широкие швы, которые разделяют выступы рустов или квадров. Разновидностью квадров являются пирамидальные квадры, обработанные в виде пологой пирамиды (рис. 77)**. В некоторых случаях пирамидальные выступы имеют вид усеченной пирамиды, усеченного конуса, куба и т.п. - приемы, распространенные в испанской архитектуре XV—XVI вв. (рис. 78).

Если первоначальная форма руста с необработанной лицевой поверхностью возникла как строительный прием, то последующее развитие в сложный руст превратило его в декоративный прием, применявщийся и в сооружениях, построенных из кирпича, где русты выполнялись в штукатурке.

Рис. 78. Здание «Каза конхас» в Сеговии

Разработка поверхности стены рельефной фактурой способствует достижению определенного художественного эффекта. Грубо обработанные поверхности естественного камня создают живописную игру светотени. Обработка квадрами активно выявляет тектонику каменной стены и придает ей выразительность. Сочетание необработанных поверхностей камня с гладкими поверхностями стены или стеклом позволяет достичь контрастности в композиции — прием, широко применяемый в современной архитектуре.

Рустами или квадрами обрабатывались не только плоскости стены, но и столбы и колонны. В архитектуре Возрождения был распространен прием укрепления углов зданий блоками больших размеров. Этот прием в еще большей степени выражен в архитектуре Франции XVII в., где стена, сложенная из кирпича, закреплялась на углах кладкой из естественного камня. Применялись также формы в виде пилястр или лопаток, сложенных из рустов, называемые столбом из рустов, дли цепью из рустов.

Появление s современном строительстве новых приемов возведения стен оказывает решительное влияние на архитектуру здания в целом, и в частности на характер поверхности стены. Быстрое развитие крупнопанельного строительства настоятельно ставит перед архитекторами задачу найти соответствующие формы, органически связанные со структурой здания. Решение этой задачи наталкивается на известные трудности вследствие необычных размеров строительных элементов.

 


* Уширенные швы треугольного сечения возникли из строительного приема стесывания прямоугольных кромок с лицевой стороны камня («снятие фасок») для предохранения их от обкалывания при переносе и установке.

** Руст такой формы иногда называют «бриллиантовым».


Основным средством нахождения архитектурного решения стены из крупноблочных элементов должно быть выявление формы блоков и их взаимное расположение, определяемое разбивкой швов. Однако кладка из крупных блоков, разделенных швами, производит впечатление немасштабной каменной кладки. В настоящее время этот вид конструкции несколько утратил актуальность, так и не дав вполне удовлетворительных архитектурных решений. Попытка ввести дополнительные декоративные швы в блоки не увенчалась успехом, так как решение задачи сводилось к имитации каменной кладки *.

В более выгодном положении находятся крупнопанельные сооружения, размер элементов которых настолько увеличился, что не вызывает опасных сравнений, создавая новое качество путем выявления тектоники с минимальным привлечением декоративных средств.

Выявлению поверхности стены в современной архитектуре способствует применение новых облицовочных материалов. Поскольку наружная стена в современных зданиях все более перестает быть несущей конструкцией и превращается в ограждающую, ее характер в большей степени определяется размерами и формой стеновых навесных панелей, системой их размещения и крепления к конструктивным элементам. Это создало свободу трактовки стеновых поверхностей и позволило применить для их облицовки самые разные материалы с разной фактурой — листовую нержавеющую сталь и алюминий, стеклянные плитки и мозаику, причем их выбор зачастую диктуется преимущественно декоративными задачами, а не стремлением выявить архитектонику сооружения.

Практика устройства солнцезащитных приспособлений в современных зданиях с большими поверхностями остекления выявила новые приемы решения поверхностей сооружений, в которых стена иногда совершенно теряет свой структурный характер. Эти приемы приводят к отрыву формы внешних поверхностей здания от его структуры и способствуют развитию декоративизма, не связанного с тектоникой здания. Тем не менее использование всех этих средств создает большое разнообразие способов выражения и представляет значительный формальный интерес.

Наряду с приемами обработки поверхности каменной стены, вытекающими из ее структуры, в классической каменной архитектуре применялись чисто декоративные способы выявления ее поверхности. К ним относятся такие приемы пластической обработки, как филенки - неглубокие впадины, обрамленные обычно тонкими профилированными – рамками**. Филенками обрабатывались не только плоскости стен, но и отдельные архитектурные элементы плоской формы, например пилястры. Поле филенок выполнялось из того же материала, что и стена, ил» из другого материала или отличалось по цвету, что имело место преимущественно в архитектуре интерьеров, например филенки из искусственного мрамора — стюка на фоне стены другого цвета. Иногда поле филенок заполнялось скульптурным или живописным орнаментом.

Углубление в стене, имеющее более сильный рельеф (до половины его ширины), называется нишей. По форме различают ниши прямоугольные в плане с прямым перекрытием, полуциркульные - прямоугольные в плане, перекрытые полуцилиндром, полукруглые - полукруглые в плане с полукуполом наверху и круглые — выемка в виде полушара или части шара (см. рис. 68). Полуциркульные или полукруглые ниши часто обрабатывались, как арки, т.е. архивольтом и импостами. Ниши часто используются для постановки скульптур, ваз, светильников и т. п. Благодаря сильному рельефу ниша концентрирует игру светотени, что делает ее выразительным пластическим элементом. В композиции планов ниши нередко использовались для разгрузки больших массивов кладки.

 

 
 


* Подобные ощущения, конечно, определяются привычными представлениями, вызывающими определенную эстетическую оценку. Развитие новых конструкций и соответствующих их форм влияет на возникновение новых эстетических представлений и критериев.

** Филенкой (нем. Fullung от fullen—заполнять) называют также: 1) в столярном деле — досчатый щиток, которым заполняется обвязка в дверях, деревянных панелях, мебели и т. п.; 2) в малярном — узкая окрашенная полоска, отделяющая плоскости, покрытые разными колерами.




2015-11-20 4106 Обсуждений (0)
ЧЛЕНЕНИЕ ОБЪЕМОВ И ПЛОСКОСТЕЙ 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: ЧЛЕНЕНИЕ ОБЪЕМОВ И ПЛОСКОСТЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4106)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)