Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СИНТЕЗА





С древнейших времен архитектурные сооружения включали элементы пластических искусств — скульптуру, живопись, орнамент, а также литературные тексты, что создавало художественный синтез на основе архитектуры. Способы осуществления такого синтеза отличаются большим разнообразием применяемых элементов пластических искусств и композиционных приемов*.

В соответствии с архитектурным замыслом и той ролью, которая отводится в архитектурной композиции элементам художественного синтеза, выбираются определенные приемы их размещения и композиционной увязки с архитектурной формой. Так, скульптура или живопись могут быть локализованы на определенных участках архитектурного сооружения, например барельефы в тимпане фронтона, скульптурные фигуры в нишах, живописный плафон в зеркале овода, или распространены по всему объему или поверхности сооружения, как скульптуры на средневековых храмах Индии или фресковые росписи древних русских храмов.

При всем разнообразии способов включения элементов пластического декора в архитектурную композицию можно отметить некоторые общие закономерности. Элементы художественного синтеза не обладают той самостоятельностью, которая свойственна отдельному произведению искусства. Будучи взаимосвязаны с той архитектурной средой, в которую они включены, элементы художественного синтеза подчиняются тем задачам, которые стоят перед архитектурной композицией в целом. Это определяет их специфику, отличает от произведений станкового искусства или отдельно стоящей монументальной скульптуры.

Особенности различных приемов декоративной обработки, предпочтение того или иного вида искусства и их зависимость от стиля и исторической эпохи изучаются историей искусства и архитектуры. Здесь можно коснуться лишь некоторых основных приемов использования скульптурных и живописных элементов, непосредственно связанных с архитектурой.

Наиболее распространенный вид скульптуры в архитектуре — барельеф**. Характер самого барельефа предполагает наличие поверхности, на которой он выступает. Барельефы могут размещаться на плоскости в виде свободно расположенных декоративных пятен или ограничиваться рамками филенок или впадин, которые они заполняют (см. рис. 34). Иногда барельефы, особенно орнаментального характерна, вписываются в какую-нибудь определенную форму (круг, квадрат и т. п.), хотя физических границ этой формы не существует. Барельефы часто применялись для заполнения поля стены, образуемого сочетанием архитектурных форм,— тимпаны фронтонов или арок или части каких-либо архитектурных форм — метопы, фризы антаблемента, пилястры (см. рис. 56, 70, 77, 81). Нередки случая, когда барельефы образуют самостоятельные фризы, не связанные со структурными элементами здания. Филенки и впадины круглой, овальной или эллиптической формы, называемые медальонами, часто заполнялись тематическими или орнаментальными барельефами.



 


* По содержанию элементы синтеза также различны. Они бывают идейно-тематические (фигуры рабочего и работницы на выставочном павильоне СССР в Париже, барельефы на фронтонах Адмиралтейства, посвященные созданию флота в России, росписи Сикейроса и Риверы на общественных зданиях Мехико), символические (скульптурные аллегории на подножиях ростральных колонн в Ленинграде, мозаики на здании университетской библиотеки в Мехико), декоративные (статуи на парапете Зимнего дворца, скульптурные маски на замковых камнях, панно на фасаде здания Музея Леже в Бьо). Эти элементы могут сочетаться, создавая разновидности художественного синтеза.

** Барельеф (фр. bas-relief) — низкий рельеф. Горельеф (фр. haut-relief)—высокий рельеф, в котором изображение выступает на плоскости более чем наполовину своего объема, например горельефы тимпанов Исаакиевского собора.


Наряду с барельефами в архитектурную композицию включается и круглая скульптура*. Естественно, что характер этой скульптуры отличается от станковой и других видов скульптуры, она обычно менее самостоятельна, подчиняется задачам архитектурной композиции. Это не означает, что архитектурная скульптура может быть более низкого художественного качества: фронтонные скульптуры античных греческих храмов, барельефы фриза и метоп Парфенона являются образцами мировой скульптуры.

Круглая скульптура в архитектуре располагается различным образом: статуи размещаются на фоне гладкой стены (здания Адмиралтейства, Публичной библиотеки), на парапете здания (Зимний дворец), в нишах (театр драмы им. А. С. Пушкина). Примером синтеза скульптуры и архитектурной формы могут служить Ростральные колонны в Ленинграде.

Скульптурным элементом, используемым в архитектурных сооружениях, является картуш — декоративная скульптурная композиция в виде щита или стилизованного изображения свитка рукописи, окруженного орнаментом. Иногда такой картуш развивается в большую скульптурную группу, как на аттике здания Сената в Ленинграде. Картуши обычно размещались над порталами, на фронтонах и аттиках, образуя декоративное пятно на фасаде здания. Картуш служил полем для герба, девиза, надписи, года постройки здания и т. п. (см. рис. 53, 77, 80).

Прием введения живописи в архитектурную композицию распространен как в исторических памятниках архитектуры, так и в современных сооружениях крупного общественного значения. Так же, как скульптура, живопись в архитектуре имеет особый характер, отличающийся от других видов живописи. Она должна быть композиционно связана с самим зданием. Техника ее выполнения весьма специфична и соответствует тем задачам, которые перед ней ставятся. Главнейшими ее видами являются мозаика, фреска и сграффито.

Мозаика представляет собой картину или орнамент, выполненные из кусочков цветных камней или разноцветных кусочков стеклянных сплавов — смальты, которые укрепляются на растворе или на мастике непосредственно на поверхности стены, свода или на полу. После затвердевания раствора, мозаичная поверхность составляет одно целое с той частью сооружения, на которой она выполнена. Такой способ художественной обработки поверхности называется «прямым набором» в отличие от «обратного набора», когда кусочки камня или смальты, предварительно набранные насухо, наклеивают лицевой стороной на бумагу и затем накладывают на раствор, покрывающий заранее изготовленные бетонные армированные доски. Эти доски затем собирают на месте и крепят на стене с помощью штырей и выпусков концов арматуры из досок швы между досками при этом заделывают на месте после установки. Последний способ распространен в современной практике.

Мозаики широко применялись в архитектуре античной Греции и Рима преимущественно для отделки полов, причем не только в общественных и культовых зданиях, но и в жилых домах. Иногда такие мозаики представляли собой сложные фигурные композиции, как известная мозаика «Битва Александра с Дарием», или сложные орнаментальные композиции, замечательный образец которых (в копии) находится в ленинградском Эрмитаже. Особое распространение мозаики получили в раннесредневековой и византийской архитектуре. Прекрасные образцы мозаичных уборов сохранились в некоторых памятниках древнерусской архитектуры, например в Софийском соборе в Киеве.

С XIII в. до второй половины XIX в. мозаики применялись очень редко. Примером применения мозаик в период поздней классики могут служить мозаичные панно в Исаакиевском соборе в Ленинграде. В современной архитектуре мозаики используются для украшения некоторых крупных сооружений общественного значения—в новом здании Ратуши в Стокгольме, на фасаде музея Леже в Бьо (ряс. 99), в ряде станций Московского и Ленинградского метрополитена и др. Разновидностью мозаики является пластинчатая, или флорентийская, мозаика. В этом случае рисунок набирается из сравнительно крупных пластинок камня, вырезанных по форме изображения в соответствии с абрисом соседних камней.

 


* Термин «круглая скульптура» применяется для обозначения обычной объемной скульптуры в отличие от барельефа.

 

Рис. 99. Музей Леже в Бьо

Распространенным видом живописного декора в архитектурных сооружениях является фреска. Фреской называется стенопись, выполненная водяными красками по сырой штукатурке. Краски проникают в толщу слоя штукатурки, составляя с ним единое целое. Этот способ создает прочную и долговечную стенную живопись, но довольно сложен по технике исполнения, так как требует большой уверенности и быстроты в работе художника при нанесении рисунка и красок в течение короткого времени, пока не высох штукатурный раствор, причем внесение исправлений сопряжено с большими трудностями.

Фреска представляет собой монументальный вид живописи, органично связанный с архитектурой, и в последнее время она снова находит все более широкое распространение в современной архитектурной практике.

Другим видом монументально-декоративной живописи является роспись клеевыми красками по сухой штукатурке, которая, однако, уступает по прочности и долговечности, а отчасти и по художественным возможностям фресковой живописи.

Рис. 100. Палаццо Кореи во Флоренции. Фрагмент фасада

В эпоху Возрождения и более позднее время в архитектуре классицизма были широко распространены декоративные монохромные (однотонные) росписи, подражающие лепке. Этот род росписей носит название гризайль*.

Различного рода малярно-живописные отделочные работы—роспись орнаментов по трафарету, роспись, имитирующая декоративный камень или дерево, и т. п. объединяются общим названием альфрейные работы.

Видом стенописи является своеобразный способ декоративной обработки фасадов, называемый сграффито.

На слой цветной штукатурки наносится тонкий слой - «накрывка» штукатурки другого цвета**. После высыхания раствора наружный слой процарапывается металлическим грифелем по заранее нанесенному рисунку. Таким образом, создается узор одного цвета или тона на фоне другого. Обычно цвета нижнего и верхнего слоев штукатурки берутся в контрастных отношениях. Большая прочность сграффито позволяет применять его на наружных стенах зданий. Особенности этой техники придают орнаментам, выполненным сграффито, графический характер. Способ сграффито был распространен в архитектуре раннего Возрождения. Его иногда используют и в современной архитектуре (рис. 100).

Для античных греческих храмов характерна полихромия - многоцветная окраска зданий с орнаментальной росписью деталей. Так, в храмах доричес


* Гризайлем расписаны здание Русского музея. Колонный и Купольный залы Таврического дворца, залы Зимнего дворца в Ленинграде и др.

** Иногда верхний слой образуется путем покрытия слоя цветной штукатурки известковым молоком (жидким известковым раствором).


кого ордера триглифы и мутулы окрашивались в голубой цвет, метопы и тения — в красный, профили расписывались орнаментом в виде листьев, а также иоником, меандром. Цветовое решение (не говоря о мозаике, фресках и других живописных способах декоративной обработки) достигается также применением естественных материалов разных цветов для отделки стен — цветных каменных пород, кирпича в сочетании с камнем и т. п. Эти приемы художественной обработки применялись в архитектуре разных эпох и стилей. В архитектуре классицизма таким способом отделаны фасады и некоторые помещения Мраморного дворца и интерьеры Исаакиевского собора в Ленинграде, насыщенные красочной гаммой богатейших облицовочных материалов, как разноцветные мраморы, малахит, ляпис-лазурь в сочетании с позолоченной бронзой.

В архитектуре русского классицизма в качестве отделочного материала интерьеров удачно применялся цветной искусственный мрамор — стюк, исполнение которого в этот период достигло большого технического и художественного совершенства.

Широкое применение стюка определялось не столько экономическими, сколько художественными соображениями, так как стюковые облицовки позволяли создать значительно более разнообразную гамму цветов и оттенков, чем естественный камень. Замечательные образцы таких отделок украшают помещения Эрмитажа, Русского музея, Зимнего и Павловского дворцов.

Среди способов цветной декоративной обработки архитектурных сооружений следует выделить керамические облицовки, в частности облицовки многоцветными керамическими плитками, покрытыми глазурью. Этот прием декора известен с древних времен и применялся в архитектуре Древней Ассирии, Вавилона и Персии. Впоследствии он получил широкое распространение в архитектуре мусульманского Востока и отчасти в русской архитектуре XVI—XVII вв.

Особое место в цветовом оформлении здания занимают облицовки из расписной многоцветной керамики, покрытой глазурью. Особенно широкое распространение облицовки из расписных глазурованных керамических плиток нашли в средневековой мусульманской архитектуре. Великолепными образцами подобного декора являются сооружения вредней Азии, Ирана, Турции, средневековой мусульманской архитектуры Испании. В современной архитектуре цветная керамика также находит широкое применение, например университет в Мехико-сити, здание ЮНЕСКО в Париже, гостиница «Россия» в Москве.

Необходимо упомянуть еще один своеобразный декоративный прием — применение прозрачных цветных стекол в световых проемах, так называемых витро, или витражей. Витражи были особенно распространены в европейской средневековой архитектуре, главным образом в культовых зданиях. Композиции из витражей носили как орнаментальный, так и сюжетный характер. Пример введения витражей в современную архитектуру — церковь в Ранси (Франция). Этот декоративный прием был использован при строительстве станции московского метрополитена «Новослободская», где витражи выполнены в виде панно, подсвеченных изнутри*.

В последнее время в практику строительства внедряются отделочные материалы из пластических масс, что открывает широкие возможности для включения цвета в архитектурную композицию в самых разнообразных сочетаниях и различной интенсивности.

 

 


* В данном случае введение витро следует признать крайне неудачным как по композиционному замыслу, так и по недостаточно высокому художественному качеству самих витражей.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)