Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Использование индексов в экономико-статистических расчетах. Индекс потребительских цен. Индекс цен производителей промышленной продукции




В экономике и бизнесе используются различные индексы. Начиная с 1993г. в соответствии с международными стандартами в органах статистики Республики Беларусь рассчитываются следующие индексы:

- Индексы цен в потребительском секторе экономики;

- Индексы цен производителей промышленной продукции в производственном секторе.

Одним из важнейших показателей статистики цен, широко используемым в экономической и социальной политике государства, является индекс потребительских цен (ИПЦ). Как экономическая категория, ИПЦ отражает изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, фактически потребляемых населением. ИПЦ исчисляется для характеристики изменения общей суммы потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги.

Для регулярного наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и услуги отобран 31 город Республики Беларусь, где проживает более 50% населения республики и свыше 70% городского населения.

В каждом городе в выборочную совокупность включаются все возможные места массовой регулярной продажи каждого вида товара (услуги), включая торговые организации всех форм собственности (магазины, универмаги, киоски), городские рынки, организации, оказывающие платные услуги населению, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле и сфере услуг на постоянной основе.

Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой репрезентативную (представительную) выборку товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Для наблюдения за потребительскими ценами в Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь в настоящее время отобрано более 400 наименований товаров и видов услуг, характеризующих фактическую структуру потребительских расходов населения республики.

Критерием включения товара (услуги) в набор для наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) является доля расходов на их покупку, которая должна составлять не менее 0,01% от общих потребительских расходов.

Потребительский набор товаров и услуг состоит из трех основных групп: продовольственные товары; непродовольственные товары; платные услуги.

Исходной информационной базой для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на товары (услуги) - представители.

Регистрация цен (тарифов) проводится регистраторами областных и Минского городского управлений статистики в период с 10-го по 30-е число ежемесячно. Сбор информации о ценах (тарифах) в конкретной торговой организации, оказывающей платные услуги населению, в отчетный период осуществляется в один из двух календарных дней, предшествующих или следующих за днем сбора информации предыдущего месяца.

ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в Республике Беларусь. В связи с этим ИПЦ используется:

•Правительством Республики Беларусь, профсоюзами, гражданами для принятия решений по экономическим вопросам;

•при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые;

•для индексации размеров доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий, обеспечивающих сохранение уровня жизни населения.

Расчет сводного ИПЦ производится по варианту формулы Ласпейреса, в котором используется относительный показатель изменения цены по сравнению с предыдущим периодом:

 

Индексы цен производителей промышленной продукции (ИЦППП) относятся к числу важнейших показателей, характеризующих ценовые процессы в промышленности. Они применяются для сравнительного анализа изменения цен в различных отраслях промышленности, в качестве дефляторов при определении объемов производства в условиях инфляции, при переоценке основных фондов, пересмотре ставок арендной платы, расчетах стоимости приватизируемых средств, а также для выполнения экономических расчетов и прогнозирования на макроуровне. Точность определения индекса цен производителей промышленной продукции зависит от репрезентативности выборки, по которой ведется статистическое наблюдение за ценами. Выборка считается репрезентативной, если доля стоимостного объема производства отобранных товаров составляет 60-70 процентов стоимости общего объема продукции отрасли, подотрасли промышленности. Выборка, по которой в настоящее время ведется наблюдение за изменением ИЦППП состоит из 1027 промышленных организаций республики. Собираются сведения более чем по 3200 наименованиям конкретных изделий. Сводный индекс цен производителей промышленной продукции рассчитывается по промышленности в целом, ее отраслям и подотраслям, а также отдельно по средствам производства, промежуточным и потребительским товарам. С января 2005г. для расчета ИЦППП используется структура производства промышленности за 2003 год, расширена сеть опорных организаций, добавлены новые товары для наблюдения за ценами. Данные о ценах организаций являются конфиденциальной информацией и используются только для формирования сводных индексов цен без предоставления кому-либо данных по конкретным организациям. Цены, запрашиваемые от организаций, отражают цены не в конкретный день месяца, а за весь месяц. Организации ежемесячно указывают три цены: за текущий месяц, за предыдущий месяц и за месяц, предшествующий предыдущему. Регистрируются цены фактических сделок с отгрузки продукции организаций, которые были совершены в течение отчетного месяца, без налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и платежей из выручки. Регистрируется цена, представляющая собой оценку стоимости товара в момент его выхода за ворота предприятия. Такая цена называется ценой франко-предприятие. Расчет сводного индекса цен производителей промышленной продукции производится по формуле Ласпейреса, которая предполагает использование постоянной системы весов, основанной на структуре выпуска промышленной продукции в базисном периоде.

Индекс потребительских цен (Consumer Index Price) является наиболее популярным индексом в США. Этот индекс ежемесячно публикуется Бюро статистики труда в качестве основного инструмента для измерения стоимости жизни в США.

Другим важным индексом цен, публикуемым Бюро статистики труда является индекс цен производителей (Producer Price Index). Индекс PPI является лидирующим индикатором для индекса CPI. Иначе говоря, увеличение индекса PPI приводит к увеличению индекса CPI и наоборот.

41. Финансовые индексы (Доу-Джонса, S&P 500, NASDAQ).

Такие финансовые индексы, как индекс Доу-Джонса, S&P 500 и NASDAQ, используются для оценки изменения стоимости акций в США.

Группа индексов Доу-Джонса рассчитывается на базе средней арифметической (традиционно они называются индексами, хотя по характеру расчета являются средними).

Чарльз Доу - один из создателей индекса Доу-Джонса, основатель The Wall Street Journal, родоначальник теории определения трендов на рынке акций.

Теория Доу - теория, согласно которой рынок находится на подъеме, если фондовые индексы начинают превышать ранее зафиксированную максимальную точку подъема.

Существует 4 индекса Доу-Джонса.

Промышленный индекс Доу-Джонса DJIA(Dow Jones Industrial Average) - это индекс, вычисленный по курсам акций 30 наиболее котируемых "голубых фишек" США. В течение последних 100 лет он является старейшим непрерывно действующим индексом рынка США. Его состав не является неизменным: компоненты его могут изменяться в зависимости от позиций крупнейших промышленных корпораций в экономике США и на рынке, однако в современных условиях такие случаи довольно редки. В принципе на его составляющие приходится от 15 до 20% рыночной стоимости акций, котируемых на Нью-йоркской фондовой бирже. Количество компаний в списке в 1896 году составляло 12, в 1916 увеличилось до 20, а с 1928 года по сегодняшний день составляет 30. Значение индекса за 1928 год было принято за 100. Индекс называется средним (average), т.к. первоначально он вычислялся как среднее арифметическое котировок акций. Первое значение этого индекса 26 мая 1896 года равнялось 40,94. Методология вычислений претерпела некоторые изменения. В силу того, что иногда американские компании производят дробление акций (stock split), когда увеличивается число акций в обращении без увеличения их суммарной номинальной стоимости, необходимо уменьшать количество компаний, входящих в индекс, чтобы избежать искусственного занижения индекса. Однако слово "средний" (average) в названии индекса осталось.

Индекс Доу-Джонса котируется в пунктах. С недавнего времени на него появились фьючерсные контракты в Чикаго.

Транспортный индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Transportation Average - DJTA) - средний показатель, характеризующий движение цен на акции 20 транспортных корпораций (авиакомпаний, железнодорожных и автодорожных компаний).

Коммунальный индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Utility Average - DJUA) - средний показатель движения курсов акций 15 компаний, занимающихся газа - и электроснабжением.

Составной индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Composite Average - DJCA) - показатель, составляющийся на базе промышленного, транспортного и коммунального индексов Доу-Джонса.

Фондовый индекс Standard & Poor's 500 является наиболее популярным “эталоном” для оценки результатов широкого рынка. В настоящее время на компоненты S&P 500 приходится около 70% общей стоимости акций американских компаний; инвестиции в индексные фонды, портфели которых полностью привязаны к этому индексу, достигают приблизительно $1 трлн., и еще гораздо более значительные суммы вложены в другие фонды, которые в той или иной степени отслеживают результаты S&P 500. Неудивительно, что в умах искушенных инвесторов S&P 500 практически ассоциируется с фондовым рынком в целом.

Однако не все знают, что состав этого индекса в значительной степени зависит от субъективного мнения 7 человек, которые раз в месяц собираются на 44-м этаже небоскреба на Уотер-стрит в Нью-Йорке. Подобно комитетам по приему в элитные загородные клубы, Комитет Standard & Poor's заседает в обстановке полной конфиденциальности: протоколы его заседаний никогда не предаются огласке. Тем не менее, некоторые эксперты рынка встревожены тем, что в последнее время составители индекса вносят в него изменения, используя совершенно новые и, по мнению этих экспертов, потенциально разрушительные методы. Представители Комитета систематически выводят из состава индекса медленно растущие “стоимостные” акции компаний “старой” экономики, заменяя их “горячими” акциями более новых секторов, однако для инвесторов подобные сдвиги чреваты чрезвычайно серьезными последствиями.

Сводный индекс NASDAQ строится на основе взвешенной рыночной стоимости акций эмитентов, специализирующихся в области высоких технологий (так называемая, "новая экономика"). Это означает, что ценная бумага каждой компании влияет на индекс пропорционально рыночной стоимости компании. В течение торговой сессии калькулируется рыночная стоимость более 5000 компаний.

NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation) — не фондовая биржа в строгом смысле слова. Добиться, чтобы акции вашей компании были допущены на NASDAQ (пройти листинг) куда проще, чем на NYSE (Нью-Йоркская фондовая биржа); кроме того, на этой площадке торгуются акции как американских компаний, так и зарубежных (таких примерно 500 из пяти тысяч — например, российский Golden Telecom). NASDAQ (внебиржевой рынок акций) возник в США в 1971 году по инициативе чиновников Комиссии по ценным бумагам и биржам, поскольку в 60-х годах внебиржевой рынок в США имел невысокую ликвидность, и финансовая отчетность по компаниям была труднодоступна (компании, котирующиеся на фондовой бирже, наоборот, должны предоставлять полную отчетность о себе). Разумеется, практически все новоприбывшие на рынок компании направляют свои стопы в NASDAQ (это куда проще, чем NYSE), а поскольку большинство заметных новичков в последнее время относились к так называемому высокотехнологичному сектору, эта биржа естественным образом стала ассоциироваться с состоянием дел в интернет-индустрии.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (730)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)