К концу курса студент должен:
1) знать определения базовых понятий и владение терминологией в области МКК;
2) знать различные точки зрения отечественных и зарубежных лингвистов по проблеме понимания в МКК и по проблемам межличностной интеракции;
3) уметь обнаружить ошибки, допущенные в процессе межличностной и межкультурной интеракции, ведущие к непониманию;
4) уметь выделять культуремы в процессе межкультурного общения
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Действующие дисциплины
| Последующие дисциплины
|
1. Философия
2. Культурология
3. Психология
4. Социология
5. Общее языкознание
6. История языкознания
7. Культура речевого общения
| 1.Общее языкознание.
2.Лексикология.
3.Теоретическая грамматика.
4.Практический курс первого иностранного языка (английского)
5.Теория перевода.
6. Устный и письменный перевод
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Аудиторные занятия
Лекционные занятия студентов 5 семестр
Неделя
| Кол.часов
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
|
|
| Понятие коммуникации, теория деятельности как методологическая основа теории коммуникации
| М
|
|
| Коммуникация и ее виды, основные единицы вербальной коммуникации: тексты, коммуникативные акты.
Структура коммуникативного акта
| Д
|
|
| Этническая, национальная, территориальная, социальная принадлежность коммуникантов, личностные характеристики: пол, возраст, уровень образования, характер. Понятие «культурная идентичность». Культура и поведение
| Э
|
|
| Текстовая деятельность.
Языковая и концептуальная картины мира. Языковая личность, вторичная языковая личность
| М
|
|
| Проблема понимания
| М
|
|
| Понятие межкультурной коммуникации. Объект, предмет и методы исследования, междисциплинарные связи
| М
Э
|
|
| Основные направления научных исследований по теории межкультурной коммуникации
| М
Д
|
|
| Понятие культуры. Функциональная общность культур, культурная специфика
| Д
|
|
| Диалог культур, вторичная адаптация/социализация, инкультурация
| М
Д
|
Семинарские занятия студентов 5 семестр
Неделя
| Кол.часов
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
|
|
| Понятие коммуникации, теория деятельности как методологическая основа теории коммуникации
| М
|
|
| Коммуникация и ее виды, основные единицы вербальной коммуникации: тексты, коммуникативные акты
Структура коммуникативного акта
| Д
|
|
| Идентичность коммуникантов, личностные характеристики: пол, возраст, образование, характер. Национально-культурная специфика речевого поведения. Культура и поведение
| Э
|
|
| Текстовая деятельность;
Языковая и концептуальная картины мира;
Языковая личность, вторичная языковая личность
| М
|
|
| Проблема понимания
| М
|
|
| Понятие межкультурной коммуникации. Объект, предмет и методы исследования, междисциплинарные связи
| М
Э
|
|
| Основные направления научных исследований по теории межкультурной коммуникации
| М
Д
|
|
| Понятие культуры. Функциональная общность культур, культурная специфика
| Д
|
|
| Диалог культур, вторичная адаптация/социализация, инкультурация
| М
Д
|
Индивидуальная работа преподавателя со студентами
Индивидуальная работа преподавателя со студентами 5 семестр
Неделя
| Кол.часов
|
Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
|
|
| Роль и место МКК в системе знаний
| П
|
|
| Успешность МКК
| Д
|
|
| Проблемы инкультурации и аккультурации
| Э
|
|
| Корпоративная культура
| ПБ
|
|
| Обсуждение рефератов
| ПБ
|
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов 5 семестр
Неделя
| Кол.часов
|
Соответствующий номер темы либо название темы, вынесенной на самостоятельную проработку
| Методы
|
|
| Основные принципы деятельностного подхода в психологии как научная методология для теории межкультурной коммуникации. Понятие деятельности в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.
| П
|
|
| Что такое «кинесика» и «проксемика» в межкультурной коммуникации.
| И
|
|
| Типы общения и понимания: симпатия и эмпатия. Правила Беннета.
| ПГ
|
|
| Отражение реальности посредством языковой картины мира.
| П
|
|
| Каковы изменения в культурной и языковой картинах мира, происшедшие за последние десятилетия? Приведите примеры.
| П
|
|
| 1. Параметры для описания влияния культуры на человеческую деятельность.
Основные сферы деятельности, осуществляемые посредством коммуникации.
| И
|
|
| Прикладной аспект межкультурной коммуникации.
| И
|
|
| Уровни организационной культуры.
| И
|
|
| Влияние окружающей среды на инкультурацию.
| И
|
Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
№
| Наименование метода
| Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения
|
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Электронный читальный зал содержит базы данных в электронном виде.
|
| Мультимедийные лекции-презентации
| Лекция по корпоративной культуре.
|
Средства обучения