Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Социология морали и личность




Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия

). Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.

Основные социальные функции морали:

  • регуляторная,
  • ценностно-ориентационная
  • социализирующая.

Социология моралиизучает причины, определяющие формирование морали различных социальных групп, связанные с функционированием норм морали проблемы, а также занимается анализом метода и теории, которые могут быть пригодны для их исследования.

Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.

Мораль и право

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство.



В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

  • право вырабатывается государством, мораль — обществом;
  • право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
  • за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение и критика.

Мораль и нравственность

Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Мораль и религии

Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицированна в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества (древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики), или которые могут выглядеть безрелигиозными (конфуцианство китайской цивилизации).

С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам (см. гой) и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.

Со стороны многих атеистов религия часто представляется как учение, которое несет в себе аморальность. При этом часто в критике используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.

 

Нравственность

 

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта:

1. ценности

2. регулятивы.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).
Профессиональная этика и этика делового общения

В системе прикладного этического знания важное место зани­мает профессиональная этика — совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловече­ских моральных ценностей, с учетом особенностей его профес­сиональной деятельности и конкретной ситуации.

Выделяются традиционные виды профессиональной этики: педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (например, инженерная этика) или усилени­ем его влияния в обществе (например, журналистская этика).

Профессиональные этики — и традиционные, и новые — имеют ряд особенностей — общих и специфических (частных). Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают следующее.

1. Высшие моральные ценности, сохраняя свое общечеловеческое значение, обретают в них некоторые особые черты.

Так, имеют свои особенности проявления добра и зла в юри­дической практике, страдания и сострадания в медицине, долга и совести в военном деле. Совершенно особую роль в профессио­нальных этиках — роль их основы — играют такие категории, как долг и ответственность.

2. В недрах конкретной специальности формируются специально-профессиональные моральные нормы и ценности, характерные только (или особенно) для данного рода деятельности, которые впоследствии могут обретать все более широкий смысл, превращаясь иногда в общечеловеческие.

Например, принцип справедливости из главных целей и норм юридической деятельности, основополагающего принципа юрис­пруденции, вырос сегодня до общечеловеческой моральной ценно­сти. Или принцип демократичности, выступающий как один из основополагающих моральных принципов во всех сферах чело­веческого общения, пришел из профессиональных политиче­ских сфер.

3. В сфере профессионального общения нарушается равенство сторон — субъект-субъектность их отношений. Нарушение это не несет в себе никакого унижения и предусматривается особыми условиями взаимодействия сторон — условиями зависимости других людей от действий специалиста, которая обусловливает необходимость возникновения и существования специальных этических кодексов, предписаний и «правил поведения» специалиста в условиях неравенства.

Сегодня в этой устоявшейся традиции возникают проблемы, связанные с профессиональным общением в условиях демокра­тизации общества, предполагающих равенство и отсутствие принуждения. Как, например, решается в этой ситуации проблема дистанции педагога и учащихся или вопрос о необходи­мости принуждения нерадивых учащихся к выполнению до­машних заданий? Как врачу совместить традицию врачебной тайны и заповедь «не повреди» с новым принципом «информиро­ванного согласия», когда врач, реализуя право больного распоря­жаться собственной жизнью, обязан поставить его в известность о неблагоприятном диагнозе? Можно ли обвинять следователя, всю жизнь имеющего дело со злом, в том, что он, забыв прин­цип презумпции невиновности, проявляет «опережающую по­дозрительность» в общении с людьми?

4. Одной из сторон профессиональной этики выступает ее корпоративность — преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций). Корпо­ративность может проявляться:

  • в сохранении и культивировании профессиональных тайн и секретов, недопущении к ним «непосвященных»;
  • в проявлениях особой «цеховой солидарности» — помощи и защиты «своих» в любых условиях, причем с этической точки зрения трудно однозначно определить, добро это или зло;
  • в создании и сохранении традиций, обычаев, особенностей внешнего вида и одежды, которые играют роль профессиональных символов.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, со­держания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах — требованиях по отноше­нию к специалистам.

Особенности профессиональной этики заставляют нас не только признать ее право на существование как одного из важ­нейших направлений прикладной этики, но и рассматривать, анализировать и изучать ее проявления. В процессе обретения будущим специалистом своего профессионального статуса он должен осознать необходимость и смысл профессиональных этических норм и принципов; специфику своей профессии и мо­ральных предписаний, действующих в ее сфере; обратить внима­ние на роль «человеческих отношений» в каждом виде профессио­нальной деятельности; выработать у себя систему личностных норм — ориентиров в своей профессии, являющихся основой обобщенного Морального кодекса профессии в целом.

Этика делового общения занимает особое место в системе прикладной и профессиональной этик:

  • по сравнению с другими видами она максимально «технологизирована»;
  • по своему статусу, значению и формам она включает в себя и нормативную, и ситуативную этики;
  • она может выступать как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

Сегодня в деловых отношениях все большую популярность приобретает так называемая метракорпоративная модель — новая модель деловой этики, в которой корпорация (объедине­ние, фирма, предприятие) рассматривается как «материнский» («метра») общественный институт. Роль этики здесь видится не только в максимизации прибыли и оптимизации производства, но и в том, что корпорация заботливо, «по-матерински» регла­ментирует эту деятельность, направляя, стимулируя или огра­ничивая ее с учетом собственных интересов и интересов других людей. Эта регулятивная функция новой этики деловых отноше­ний проявляется в форме моральной ответственности, содер­жание которой определяется спецификой конкретной отрасли. Основной моральный долг предприятия (фирмы, учреждения) метракорпоративная этика деловых отношений видит в том, чтобы служить:

  • клиентам и потребителям, удовлетворяя их запросы и пожелания, заботясь о максимально возможном снижении цен (!) и повышении качества продукции;
  • собственным сотрудникам, соблюдая их интересы, стремясь к повышению их доходов, способствуя гуманизации их труда, заботясь о сохранении рабочих мест;
  • вкладчикам капитала (инвесторам), обеспечивая им доход и вознаграждение за риск, выступая в роли «опекуна» вкладчика;
  • обществу, обеспечивая жизнеспособность окружающей среды, используя получаемые средства на благо общества, внедряя новые методы научного управления, способствуя техническому прогрессу. Проявляется в участии в социальных, культурных, благотворительных проектах, в обеспечении общественного прогресса.

Нравственное служение, составляющее суть метракорпоративной этики, касается всех. Каждый на своем месте призван служить обществу, коллегам, клиентам, пациентам, покупате­лям, вкладчикам. От руководства также требуется «служение» своим сотрудникам. Это:

  • внимание к их личностным особенностям, точке зрения, потребностям, интересам, настроению;
  • предоставление сотруднику возможности свободного раскрытия и реализации собственной индивидуальности;
  • защита его от необоснованных вмешательств со стороны: защита частной сферы его жизни, его личных данных;
  • гарантия социальных и профессиональных прав личности;
  • отсутствие дискриминации и соблюдение равноправия по национальным, возрастным, половым и другим основаниям;
  • справедливая оплата труда — одинаковое вознаграждение за одинаковый труд;
  • обеспечение и признание сферы персональной ответственности сотрудника;
  • уважение и оценка профессионализма при выполнении им своей работы;
  • привлечение сотрудников к управлению предприятием.

Соблюдение требований «служения» отвечает принципам современной деловой этики, создавая необходимые условия для положительной мотивации работника к труду. Последняя обеспечивается прежде всего удовлетворенностью человека сво­им трудом, которая, в свою очередь, выступает необходимым условием успеха, к которому стремится каждый. Что же при­носит человеку удовлетворение в процессе труда? Это:

  • интересная, увлекательная работа;
  • работа с коллегами, уважающими вас;
  • одобрение и стимулирование вашей хорошей работы;
  • возможность самосовершенствования;
  • общение с людьми, разделяющими ваши идеи об улучшении работы;
  • возможность действовать самостоятельно, а не только исполнять приказы;
  • возможность видеть результаты своего труда;
  • работа под руководством квалифицированных, уважаемых людей;
  • работа, требующая напряжения сил;
  • доступ к информации, касающейся вашей работы и фирмы
    в целом.

Эти условия, создающие положительную мотивацию к высо­копроизводительному труду, во-первых, нацелены на реализа­цию гуманистической идеи самовыражения личности, базирую­щейся на том, что человек способен сам устанавливать для себя задачи, находить пути их решения и контролировать себя. Во-вторых, все они способствуют достижению успеха, высту­пающего главным ориентиром, целью и моральной ценностью деловых отношений.

 

1. Профессиональная этика — это нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни — трудовой (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной и т. д.). Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством него к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, в конечном счете к обществу в целом.

Профессиональная этика изучает:

- отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу, классу, государственным интересам;

- нравственные качества личности специалиста, необходимые в данной профессии;

- специфику нравственных отношений специалистов и людей;

- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и нравственные нормы, которые выражают эти отношения;

- профессиональную деятельность как нравственное качество личности;

особенности профессионального воспитания, его цели и методы.

Из всего вышеназванного следует, что профессиональная этика неразрывно связана с общей, универсальной этикой, она как бы вырастает из нее и, соединяясь с практикой, показывает, что все высшие моральные законы всегда относительны в реальном проявления и зависят от ряда факторов, главный из которых — это профессиональное разделение труда.

Перечислим основные социальные функции профессиональной этики:

1) содействие успешному решению задач профессии;

2) роль посредника, сочетающего интересы общих и профессиональных групп населения;

3) участие в согласовании интересов общества и личности в рамках данной социальной группы;

4) сохранение моральных традиций, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий;

5) осуществление связи и наследования прогрессивных моральных норм в трудовой сфере жизни общества.

Применительно к сфере социально-культурного сервиса профессиональная этика специалистов, работающих в ней, представляет совокупность специфических требований и норм нравственности, реализующихся при выполнении ими профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов. Профессиональная этика преследует своей целью сформировать у работников понятие своего профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения как с клиентами, так и со своими коллегами.

2. Норма в профессиональной этике — это главное, это первооснова высокого профессионализма. Соблюдение моральных норм, исторически сложившихся в рамках отдельного вида профессиональной деятельности, есть условие и требование времени.

Совокупность норм создает целостное единство, которое называется профессиональной моралью. Возникнув исторически, профессиональная мораль стала определенной духовной реальностью, обладающей относительной самостоятельностью. Она начинает жить по собственным законам и превращается в объект осмысления, изучения, анализа, усвоения, становится силой, определяющий поведение представителей той или иной профессии.

Профессиональная этика — это те специфические особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его профессиональной и служебной деятельности. Для каждой профессии особое значение имеют те или иные профессиональные моральные нормы, складывающиеся исторически.

Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе идеалов, которые выводят ее из-под давления конъюнктуры, ориентируют на непреходящее и высокое.

Профессиональные моральные нормы отражают сушность нормативной этики.

В чем ее суть? Проблематика нормативной этики охватывает такие вопросы, как: а) что именно является "хорошим" (добрым, должным, ведущим к счастью и т.д.)? б) какие именно ценностные ориентиры являются предпочтительными? в) в чем и как обосновать определенные ценностные ориентиры? г) как себя вести в ситуациях определенного типа? И т.д.

В структуру (состав) нормативной этики входят: а) набор (или система) определенных ценностных положений (принципов, норм, оценок), б) набор (или система) доводов, аргументов в защиту данных ценностных положений, в) философская (или религиозная, или научная) картина мира и человека как основание для такого рода аргументации.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (891)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)