Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


К вопросу о формировании этически компетентного специалиста




Вопросам этики в профессиональной деятельности в последнее время уделяется всё большее внимание в менеджменте социо-культурного сервиса и туризма. Во-первых, это связано с отношением к организации как социокультурной системе, в центре которой находится человек. Во-вторых, с пониманием роли организационной культуры в оптимизации управленческого процесса и её влиянием на эффективность системы в целом . Культура организации характеризует поведение её членов, способ решения ими проблем, отношение к внешним воздействиям; это набор представлений о способах деятельности, нормах поведения; набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации. Деятельность менеджеров в современном мире должна способствовать развитию и возвышению личности, воспитанию профессионала, обладающего информационной, валеологической компетентностью, деловой и психологической зрелостью, способного принять ответственность. Эффективность руководства и лидерства в организации связана с пониманием ценностей личности, группы, общества, соответствием управленческих процессов моральным стандартам. Этическая компетентность специалиста может быть соотнесена с такими функциями культуры организации, как гуманистическая, ценностно-нормативная, коммуникативная.
Современный менеджмент не только предполагает определённые отраслевой спецификой управленческие решения и действия, но и предъявляет требования к их характеру, указывая на императивность и универсальность этической направленности профессиональной деятельности. Моральное лидерство менеджеров - одно из необходимых условий устойчивого развития организации в любой сфере.
Этические стандарты, принятые в организации, и реальная этическая практика создают организационный климат, способный мотивировать к инновациям, могут усилить эффективность профессиональной деятельности . И зрелым, и начинающим, и будущим менеджерам необходимо знать сущность деловой этики, уметь определять присущие организации (турфирме) этические нормы, вырабатывать этическую сензитивность, учитывать интересы всех субъектов управления и действовать в соответствии с этическими нормами на практике.
В профессиональном становлении специалиста любой сферы деятельности первостепенное внимание . Один из простых и эффективных путей преодоления этических проблем в сфере профессиональной деятельности - не иметь их. Однако избежать ситуаций, требующих этических знаний и поведения, невозможно. Поэтому необходимы специальные программы по развитию этической компетентности, интегрированные в существующую культуру организации, имеющие позитивные цели (учить и направлять, а не ловить и осуждать), сфокусированные на отличии правильного от неправильного. Отметим, что целый ряд вопросов в области этики может не возникнуть, если справедливость, уважение, взаимопомощь, доброта, дружелюбие - фундаментальные этические ценности и нормы организации.

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

1. Предмет этики. Этика как наука, нравственный опыт и система ценностей.

2. Ценности авторитарной и гуманитарной этики.

3. Альтруизм, гедонизм, эгоизм как нравственные позиции и системы ценностей

4. Восточная и западная традиции в понимании судьбы.

5. Нравственные ценности религиозной этики.

6. Гуманизм и возрождение.

7. Понятие морали и нравственности.

8. Нравственный смысл свободы

9. Этика долга (И.Кант)

10. Счастье как нравственная ценность

11. Современные теории личности.

12. Этика в системе гуманитарного знания

13. Основные направления современной этики

14. Этические модели поведения в образовательном процессе

15. Этика деловых отношений

16. Межнациональные отношения как нравственная проблема

17. Ложь как этическая проблема

18. Актуальные проблемы нравственности в современной России.

19. Нравственные ценности образования.

20. Смысл жизни как этическая проблема

21. Нравственные ценности Ветхого и Нового Завета

22. Искусство и мораль

23. Художественные и нравственные меры таланта

 

 

Вопросы к экзамену

1. Предмет и задачи этики.

2. Этика в системе гуманитарных наук.

3. Этика и философия.

4. Этическое самосознание личности. Становление индивидуальности.

5. Понятие об общечеловеческих нравственных принципах и их модификациях в истории общества

6. Понятие аксиологии. Нормативные функции этического знания.

7. Структура нравственного самосознания личности.

8. Проблема истинности морального суждения.

9. Моральные ценности и нравственный идеал.

10. Этические модели поведения: перфекционистская, гедонистическая, утилитаристская, прагматическая.

11. Этика эпохи Возрождения

12. Этика античности

13. Этико-психологические основы общения. Психология общения и этикет.

14. Профессиональная этика.

15. Социально-регулятивная роль мифологического сознания.

16. Этика Аристотеля: добродетели этические и дианоэтические.

17. Этика древнего востока

18. Особенности этической мысли средневековья

19. Этика нового времени

20. Моральный кодекс христианства

21. Роль науки Нового времени в становлении нравственных ценностей.

22. Этика Просвещения: рационализм целей и идеалы гражданского служения.

23. Власть и нравственный выбор. Стратегии поведения интеллектуала в отношении власти.

24. Предпосылки продуктивного общения.

25. Психологические приемы влияния на партнера.

26. Моральный кодекс переговоров.

27. Этика жестов и движений.

28. Этика управления. Этический кодекс управленца.

29. Этика деловых контрактов.

30. Культура еды. Деловой завтрак, обед, ужин.

31. Этика рекламы.

32. Стратегия формирования положительного образа фирмы.

33. Этикет государственного учреждения

34. Понятие профессиональной этики.

35. Функции профессиональной этики. Нормы в профессиональной этике и профессиональная мораль.

36. Этические принципы поведения специалиста по сервису.

37. Поведение и облик менеджера по туризму. Компетентность и профессиональное совершенствование.

38. Этические обязанности по отношению к клиенту. Отношение с клиентами коллег. Этические обязанности перед профессией.

39. Профессионально этический кодекс менеджеров по туризму.

40. Этика конфликта

 

Перечень основной литературы.

  1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека.- М., 1996.
  2. Белякова Г. Профессиональная мораль. - М., 1990.
  3. Браим И. Этика делового общения. - Минск, 1996.
  4. Ботавина Р. Этика деловых отношений. - М., 2004.
  5. Вандербильт Л. Этикет. - М., 1995.
  6. Венедиктова В. О деловой этике и этикете. - М., 1991.
  7. Вечер Л. Секреты делового общения. - Минск, 1996.
  8. Вознесенская Л., Марчук Н. Основы международного общения. М.,1997.
  9. Вольф И. Современный этикет. - М., 1996.
  10. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. М.,1999.
  11. Государственная служба: теория и организация. - Ростов н/Д, 1998.
  12. Грязнова О. Мастерство телефонного разговора. - М., 1996.
  13. Гусейнов А. Золотое правило нравственности. - М., 1988.
  14. Золотая книга хорошего тона. - Смоленск, 1997.
  15. Кислица С.А. Конфликтология в социальной работе. – Ростов н/Д, РГУ ПС, 2006 г.
  16. Кондрашов В. Этика. - Ростов н/Д, 2002.
  17. Курылев В. Современные социальные познания. - М., 1999.
  18. Культура парламентской речи. - М., 1994.
  19. Культура устной и письменной речи делового человека. - М.,1997.
  20. Культура языка государственного служащего. Учебное пособие. Справочник. - М., 1998.
  21. Курбатов В. Стратегия делового успеха. - Ростов н/Д, 1995.
  22. Курбатов В. Искусство управлять общением. - Ростов н/Д, 1997.
  23. Лосский Б. Условия абсолютного добра. - М., 1998.
  24. Лившиц Р. Духовность и бездуховность личности. - М., 1997.
  25. Малая энциклопедия этикета. - М., 2002.
  26. Медведева Г. Этика социальной работы. - М., 2003.
  27. Опалев А. Умение общаться с людьми. - М., 1997.
  28. Радугин А.А. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2003.- 224 с.
  29. Очерк истории этики. - М., 1990.
  30. Психология и этика делового общения. - М., 1999.
  31. Психология госслужбы. Очерки социальной психологии. - М., 1997.
  32. Скрынник А. Моральное зло. - М., 1998.
  33. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.
  34. Шрейдер Ю. Лекции по этике. - М., 1994.
  35. Этические основы социальной работы. // Краткий курс. - М., 1994.

Юнгхолм С. Гуманистические ценности социальной работы. - М., 1996.

Дополнительная литература

· Алексеева Т. А. Справедливость. Морально-политическая философия Дж. Роулса. М. 1992

· Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно. СПб.,1993.

· Аргайл М. Психология счастья. М.,Прогресс,1990

· Аристотель. Никомахова этика. Соч. т. 4, М.,1984

· Бакштановский В. Моральный выбор личности: альтернативы и решения., М., 1983

· Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства., СПБ.,1867

· Бербешкина З. А. Справедливость как социально-философская категория. М.,1983

· Бердяев Н. А. О назначении человека., М., Республика.,1993.

· Бердяев Н. А. Самопознание., Л., Лениздат. 1991

· Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., Правда.,1989.

· Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры., СПб., 1992

· Диалоги о гуманизме. Сборник., СПб. 1992

· Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М. Наука. 1989.

· Вебер М. Избранные произведения., М. Прогресс. 1990.

· Венедиктова Н. О деловой этике и этикете. М. 1994.

· Вышеславцев В. П. Этика преображенного эроса., М. Республика. 1994.

· Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности., М. Прогресс. 1990

· Гоббс Т. Левиафан. М.,1964

· Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1986.

· Джемс В. Прагматизм. М.,1910

· Джемс У. Психология. М.,1991

· Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.,1974.

· Докинз Р. Эгоистичный ген. М.,Мир. 1993

· Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М. 1921

· Зомбардо Ф. Застенчивость., М. 1991

· Зомбарт В. Буржуа., М. 1994

· Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. Т. 4. ч. 1

· Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М. 1989

· Кон И. Дружба. 1989.

· Краус В. Нигилизм сегодня или долготерпение истории. М. 1994

· Козловски П. Культура Постмодерна. М. 1997

· Козловски Петер. Принципы этической экономии. СПб.:Экон. школа,1999.

· Кропоткин П. Этика. М. 1991

· Лабиринты одиночества., М. 1989

· Лоренс К. Агрессия. М. 1994

· Лосский Н. Условия абсолютного добра. 1994.

· Малахов С. "Экономический человек" и рациональность экономической деятельности. Психологический журнал. 1990. N. 6

· Мень А. Сын человеческий. М. 1991

· Милль Дж. Ст. Утилитаризм. О свободе., Спб. 1900

· Моральные ценности и личность. М.,МГУ. 1994.

· Мунье Э. Персонализм. М.,1992

· Ненасилие:философия, этика, политика., М.,1993

· Ницше Ф. Воля к власти. М.,1994

· Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.,1987.

· Паркинсон С. Законы Паркинсона. М.,1990

· Питер Л. Принципы Питера. М.,1990

· Права человека. Основные международные документы. М. 1989

· Пригожин В. И. Социология организаций. М.,1980

· Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. М. 1992

· Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х т. Т 1. М.,1990

· Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.,1981

· Университет в ХХ1 веке. Ведомости. Вып. 16. Под ред. В. И. Бакштановского. Тюмень, 2000.

· Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990

· Фрейд З. Психология бессознательного. М.,1990.

· Фромм Э. Душа человека. М., 1992

· Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990

· Фромм Э. Человек для себя. Минск,1992

· Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994.

· Хайек Ф. Дорога к рабству. М.,1992

· Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

· Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992

· Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. СПб.,1995

· Якубсон Я. Г. О педагогической этике. Л., 1987




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (694)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)