Тема 2. Основные «миры» герменевтического пространства человеческого бытия, связь между ними
Общие представления о герменевтическом пространстве бытия, понятия культуроценоза и антропоценоза. Мир повседневности, «мир мертвых», мир природы и мир «других людей» как составляющие смыслового пространства человеческой жизни, их соотношение и диалоговые структуры освоения. Основные принципы диалога. Профанное и сакральное бытие, их роль в жизни человека.
Тема 3. Человек в повседневном мире. Структуры повседневности. Мир повседневности как первичный, фундаментальный мир человеческого бытия. Проблема укорененности человека в структурах повседневности. Роль вещного мира материальной культуры в жизнеосуществлении человека. Структура жилища и поселения, их смысловая наполненность. Феномен вещизма: история и современность. Тема 4. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе. Возможности и культурно-исторические формы реализации «диалога» человека с природой. Ритуальная практика витального энергетического обмена между силами природы и человека. Проблема взаимодействия человека с природой и современность. Тема 5. Человек в социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они». Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии. Формы и механизмы социального конструирования реальности. Проблема этнической самоидентификации, ее важнейшие механизмы и социально-историческая определенность. Специфика этнической самоидентификации русских. Русский космизм и проблема всемирно-исторической миссии России. Евразийство как один из способов культурной самоидентификации россиян. Основные варианты бинарной оппозиции «мы и они». Трансформация оппозиции «мы и они» в современном обществе.
Тема 6. Системы родства как проблема социальной антропологии. Основы и принципы формирования систем родства в архаичном обществе: принцип солидарности группы сиблингов, принцип объединения альтернативных (чередующихся) поколений, принцип единства линиджной группы. Способы гармонизации межличностных отношений в группах кровных родственников и брачных партнеров. Обряд исомы и его связь с системой родства. Трансформация систем родства и свойств в современном обществе.
Тема 7. Миф как способ бытия человека в мире. Миф как специфическое явление человеческой культуры. Логика и диалектика мифа. Структура мифа как проблема социальной антропологии. Представления о жизненных силах в контексте мифологического сознания. Миф как модель судьбы и жизненного пути человека. Фазы мифологического путешествия героя. Роль мифа в регуляции человеческого поведения: мифологическое программирование повседневной и политической сферы жизни людей. Архетипы и метафоры научного мышления. Современная наука и мистицизм.
Тема 8. Обряды перехода, их роль в жизни человека. Связь мифа и ритуала. Сущность, функции и типы ритуалов перехода, их социально-статусная, регулятивная и экзистенционально-гармонизируюшая роли. Моменты символической смерти, испытания и нового рождения в обрядах перехода. Обряды инициации в контексте архаичной и современной культур. Характер исторической трансформации обрядов перехода.
Тема 9. Представления о жизненных силах в мифологическом сознании. Жизненные силы как базовая ценность мифологического сознания. Субстанциональный подход к трактовке жизненных сил в мифологических представлениях (кровь как жизненная сила архаичных культур). Принцип единства групповых и индивидуальных сил в представлениях архаичного человека. Обряды первобытного общества, направленные на сохранение и воспроизводство жизненных сил. Ритуальный обмен и распределение жизненных сил в архаичных культурах.
Тема 10. Пути гармонизации человеческого бытия в современном обществе. Эволюция социально-антропологических проблем в истории человечества. XX век как век социально-антропологической напряженности (по В.С. Барулину). Парадоксальность бытия современного человека. Пути и перспективы гармонизации отношений современного человека с миром природы, миром «других людей» и миром культурных традиций прошлого. Специфика социального мифотворчества и ритуальной практики в России XXI века. Учебный план курса
Тема 1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии. (Лекция – 4 часа, семинары – 2 часа) Лекция 1: 1. Предмет социальной антропологии: различные подходы к определению. 2. Место и роль социальной антропологии в системе социогуманитарного знания. 3. Методологическая специфика социальной антропологии.
Лекция 2.: 1. Возникновение и предметно-методологическое становление социальной антропологии. 2. Основные школы и направления в истории социальной антропологии. 3. Круг теоретических проблем современной социальной антропологии. Семинарское занятие 1. Предмет социальной антропологии: различные подходы к определению. 2. Место и роль социальной антропологии в системе социогуманитарного знания. 3. История социальной антропологии: основные школы и направления.
Литература: 1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 7-24. 2. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб., 1997. 3. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). – М., 1997. 4. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 8-32; 305-339. 5. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001. 6. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991. 7. Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. – М., 1998. 8. Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии //Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994. 9. Резник Ю.М. Социальная антропология как научная дисциплина // Социс - №5 – 1997. 10. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. – М., 2003. 11. Кравченко А.И. Социальная антропология. – М., 2005. – с. 3-72. 12. Иванов В.В. Дуальные структуры в антропологии. – М., 2008.
Тема 2. Основные «миры» герменевтического пространства человеческого бытия, связь между ними (Лекции – 2 часа) Лекция: 1. Понятие смыслового (герменевтического) пространства бытия. Соотношение культуроценоза и антропоценоза. 2. Основные миры смыслового пространства нечеловеческой жизни, их связи и взаимное «представительство». 3. Профанное и сакральное бытие в истории человечества.
Тема 3. Человек в повседневном мире. Структуры повседневности (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа) Лекция: 1. Понятие повседневности, его значение в социальной антропологии. 2. Структуры мира повседневности и их роль в жизни человека. 3. Человек в вещном мире материальной культуры. Феномен вещизма: история и современность.
Семинарское занятие: 1. Понятие повседневности, его значение в социальной антропологии. 2. Структуры мира повседневности и их роль в жизни человека. 3. Человек в вещном мире материальной культуры. Феномен вещизма: история и современность.
Литература: 1. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1983. – С. 118-146. 2. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – С. 32-56. 3. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986. 4. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1995. 5. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. 6. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. - 7. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.
Тема 4. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия(Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа) Лекция: 1. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека. 2. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе. 3. Проблема взаимодействия человека с природой и современность.
Семинарское занятие 1. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека. 2. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе. 3. Проблема взаимодействия человека с природой и современность.
Литература: 1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 28-32 2. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976. 3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура – М., 1989 – с. 121-148. 4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988. – с. 23-47. 5. Бердяев Н.А. Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы. //Русский космизм. – М., 1993. – с. 179-184. 6. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Там же. – с. 332-344. 7. Спенсер Г. Происхождение культа животных // Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1999. – с. 307-329. Тема 5. Человекв социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они». (Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа) Лекция 1: 1. Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии. 2. Процесс этнической самоидентификации и формирования бинарной оппозиции «мы и они». 3. Механизмы и закономерности формирования этнического образа. Особенности этнического образа русского человека.
Лекция 2: 1. Основные варианты оппозиции «мы и они» 2. Эволюция внутреннего и внешнего типов бинарной оппозиции «мы и они» в культурно-историческом контексте. 3. Формирование социальных институтов в контексте оппозиции «мы и они».
Семинарское занятие № 1 1. Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии. 2. Процесс этнической самоидентификации и формирование бинарной оппозиции «мы и они». 3. Механизмы и закономерности формирования этнического образа. Особенности формирования этнического образа русского человека. Литература: 1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995. 2. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – гл. VI-VIII. 3. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – лекции 4-7. 4. Сказки народов Африки. – М., 1976. 5. Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998. 6. Плахин В.Т., Коростелева О.Т. Оппозиция «мы и они»: архетипы и практика этнического поведения //Теория и практика национальной политики Алтая и России. – Барнаул, 1990. 7. Титова Т.А. Этнические стереотипы в многонациональной среде // Человек. – 2007. – № 1. 8. Зильберглейт А.В. Метаморфозы этносов и парадигмы эволюции // Человек. – 2007. – № 1.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |