Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие № 2



2015-11-20 737 Обсуждений (0)
Семинарское занятие № 2 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Основные варианты оппозиции «мы и они»

2. Эволюция внутреннего и внешнего типов бинарной оппозиции «мы и они» в культурно-историческом контексте.

3. Формирование социальных институтов в контексте оппозиции «мы и они».

Литература:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

2. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001. – гл. 4.

3. Тэрнер В. Символ и ритуал. – М., 1983 – с. 104-135.

4. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – гл. VI-VIII.

5. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. – М., 2002.

6. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. – М., 1964.

7. Габдрахманова Т.Ф. Мы-они: отношение к мигрантам в Республике Татарстан // Социс - №2 - 2008.

Тема 7. Миф как способ бытия человека в мире.(Лекции – 6 часа, семинары – 6 часа)

Лекция 1:

1. Специфика мифа как явления культуры.

2. Структура мифа и бинарные оппозиции человеческого сознания.

3. Логика мифа и диалектика.

Лекция 2:

1. Мифологическое программирование повседневной жизни.

2. Механизмы мифологизации политической сферы жизни людей.

3. Архетипы и метаморфозы научного мышления. Современная наука и мистицизм.

Лекция 3:

1. Поэтика мифа и ее гармонизирующая функция.

2. Мифопоэтика народов Сибири: особенности персоносферы.

3. Проблема этнической специфики мифа. Феномен параллельной мифологии.

 

Семинарское занятие № 1

Структура мифа как проблема социальной антропологии.

1. Специфика мифа как явления культуры.

2. Структура мифа и бинарные оппозиции человеческого сознания.

3. Логика мифа и диалектика.

 

Литература:

1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

2. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1993. – гл. XI и XII.

3. Бутинов Н.А. Леви-Строс – этнограф и философ (Раздел «Структура мифа») //Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 461-466.

4. Мелетинский Е.М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Строса //Там же. – с. 467-522.

5. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969.

6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946.

7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура – М., 1989. (гл. V, VI и VII – “Мифология”).

8. Гекман Л.П. Мифопоэтика народов Сибири: персоносфера и модель мира. – Барнаул, 2005.

9. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. – М., 2002.

 

Семинарское занятие № 2

Мифология как регулятор человеческого поведения.

1. Мифологическое программирование повседневной жизни.

2. Механизмы мифологизации политической сферы жизни людей.

3. Архетипы и метаморфозы научного мышления. Современная наука и мистицизм.

 

Литература:

1. Мелетинский Е.М. Миф и XX век / Мелетинский Е.М. Избранные статьи и воспоминания. – М., 1998.

2. Косарев А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость – М., 2000.

3. Цивьян Т.В. Мифологическое порграммирование повседневной жизни. //Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.

4. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 182-185.

5. Баранов А.Н. Политический дискурс: прощание с ритуалом? //Человек – № 6 – 1997.

6. М.-Л. фон Франц. Наука и бессознательное //Человек – № 5 – 1996.

7. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. – М., 1993.

8. Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифы железного века: семиотика советской культуры 1920-1940-х гг. – Барнаул, 2005.

9. Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. – М., 2000.

 

Семинарское занятие № 3.

1. Поэтика мифа и ее гармонизирующая функция.

2. Мифопоэтика народов Сибири: особенности персоносферы.

3. Проблема этнической специфики мифа. Феномен параллельной мифологии.

4. Близнечные мифы в культуре человечества.

 

Литература:

1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 2000.

2. Гекман Л.П. Мифопоэтика народов Сибири: персоносфера и модель мира. – Барнаул, 2005.

3. Мелетинский Е.М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Стросса // Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1983. – С. 467-522.

4. Торшина К.А. Образы близнецов в мифах и культурах // Человек. – 1995. – № 6.

5. Барт Р. Мифологии. – М., 1996.

6. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Киев, 1996.

7. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. – СПб, 1998.

8. Шульгин Н.Н. Альтернативная герменевтика в диалоге культур // Вопросы философии. – 2002. – № 12.

9. Иванов В.В. Дуальные структуры в антропологии. – М., 2008.

Тема 8. Обряды «перехода», их роль в жизни человека(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Понятие ритуальной практики. Связь мифа и ритуала.

2. Сущность, функции и виды обрядов «перехода» в архаичных культурах.

3. Обряд инициации, его роль в жизни человека.

 

Семинарское занятие

1. Сущность и основные этапы обрядов «перехода».

2. Обряды посвящения, их разновидности.

3 Трансформация и роль обрядов «перехода» в жизни современного человека.

 

Литература:

1. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. – М., 2002.

2. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – М., 2000.

3. Тэрнер В. Символ и ритуал. – М., 1983.

4. Немировский В.Г. Тайные организации в контексте социальных изменений. Постнеклассический подход. – Красноярск, 2006.

5. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. – М., 1984.

6. Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифы железного века: семиотика советской культуры 1920-1940-х гг. – Барнаул, 2005.

7. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. – М., 1999.

 

Тема 9. Представления о жизненных силах в мифологическом сознании (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Жизненные силы в системе ценностей архаичного человека.

2. «Витальные субстанции» в мифологических представлениях.

3. Виталистский смысл ритуальной практики в архаичных культурах.

 

Семинарское занятие:

1. Жизненные силы в системе ценностей архаичного человека.

2. «Витальные субстанции» в мифологических представлениях.

3. Виталистский смысл ритуальной практики в архаичных культурах.

 

Литература:

1. Леви-Стросс К. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1999.

2. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века: Колл. монография. – М., 2003. – С. 66-86.

3. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции / Под ред. С.И. Григорьева. – М., 2000.

4. Эскимосские сказки и мифы. – М., 1986.

5. Попов А.А. Душа и смерть по воззрениям нганасанов / Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

6. Полинская М.С. Вступительная статья // Мифы, предания и сказки фиджийцев. – М., 1989.

7. Элиаде М. Азиатская алхимия. – М., 1998.

 

Тема 10. Пути гармонизации человеческого бытия в современном обществе (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Дилеммы человеческого бытия в современном мире.

2. Пути и перспективы гармонизации человеческих отношений с миром природы и миром «других людей».

3. Проблема современного мифотворчества.

 

Семинарское занятие:

Занятие проводится в форме итоговой дискуссии по проблемам бытия человека в современном мире. Студентам предлагается выдвинуть и обосновать собственные социально-антропологические проекты» гармонизации жизни в начале XXI века. Студенты также высказывают свое мнение о том, нужны ли мифы и ритуалы современному человеку и в чем должна заключаться их содержательная, смысловая специфика.

 


Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки

 

1.Перспективы создания единой науки о человеке.

2.Специфические признаки человеческого бытия.

3.Человек как творец и творение культуры.

4.Специфика человеческого общества в сравнении с формами социальности высших животных.

5.Место и роль повседневности в жизни человека.

6.Архетипические бинарные оппозиции освоения мира на уровне повседневности.

7.Проблема существования искусственного интеллекта.

8.«Позитивные» и «негативные» эффекты игрового поведения человека.

9.Соотношение любви и агрессии как модусов человеческого бытия.

10.Проблема степеней свободы для человека любящего.

11.Проблема соотношения доброкачественной и злокачественной агрессии.

12.Проблема примирения человека с неизбежностью смерти.

13.Ритуалы гармонизации отношения человека к природе.

14.Архетипичные и современные формы внутренней и внешней оппозиции «мы и они».

15.Проблема мифотворчества в современном мире.

16.Проблема бессмертия, особенности ее постановки и решения в религиозном, научном и паранаучном сознании.

17.Семантика погребального обряда в культуре различных народов.

18.Пути и возможности преодоления агрессии в современном российском обществе.

19.Культурно-исторические особенности этнической самоидентификации россиян.

20.Этнический образ «русского человека» и его социально-исторические трансформации.

21.Соотношение мифа с позднейшими формами общественного сознания и элементами культуры (наукой, идеологией, рекламой).

22.Миф и сказка: структурное единство и различия.

23.Близнечные мифы и их роль в объяснении социо-культурного многообразия мира.

24.Ритуалы «перехода» и их аналоги в современном мире.

25.Системы родства в архаичном обществе и их связь с типологией современной семьи.

26.Этноцентризм: сущность и культурно-исторические формы проявления.

27.Проблема смысла жизни в философии, антропологии и социологии.

28.Архетипы человеческого мышления и поведения в контексте массовой культуры современного общества.


Примерные темы курсовых работ

1.Соотношение глобального, национального и индивидуального в человеке.

2.Соотношение социальной антропологии и социологической науки.

3.Связь «мира повседневности» с другими «мирами» смыслового пространства бытия.

4.Особенности взаимодействия современного человека с вещным миром материальной культуры.

5.Тенденции изменения духовного мира человека в эпоху постмодернизма.

6.Игровой элемент в политической культуре.

7.Символы мужского и женского начала в истории культуры.

8.Соотношение «естественного» и «искусственного» в процессе освоения человеком мира.

9.Соотношение мифа и ритуала в архаичных культурах.

10.Идеи витализма в мифологическом сознании.

11.Антропологические идеи и методологические ориентации в истории русской социологии.

12.«Сакральное» и «профанное» в архаичной и современной культуре.

13.Этнический образ в системе идеалов и норм современного человека.

14.Механизмы социального обсуждения в архаичном и современном обществе.

15.Агрессивное поведение: биологические и социальные предпосылки.

16.Смысловое пространство бытия: инварианты и культурно-историческая специфика.

17.Разумность и рассудочность в системе ценностей современной культуры.

18.Формы взаимодействия человека с природой: история и современность.

19.Мифология как регулятор человеческого поведения.

20.Парадоксальность как атрибут бытия человека в мире.

21.Антропоцентризм как черта русской духовной культуры.

22.Соотношение универсального и индивидуального в человеческом бытии.

23.Современная эпоха как эпоха социально-антропологической напряженности.


Вопросы к экзамену по социальной антропологии

 

1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии.

2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии.

3. Место и роль социальной антропологии в системе социогуманитарного знания.

4. Проблема соотношения и взаимодействия социологии и социальной антропологии.

5. Основные школы и направления в развитии социальной антропологии.

6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции.

7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними.

8. Понятия культуроценоза и антропоценоза.

9. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи.

10. Дискуссионные проблемы антропогенеза в современной антропологии.

11. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика.

12. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.

13. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде.

14. Homo sapiens: многогранность и критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.

15. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры.

16. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества.

17. Игровой элемент в контексте современной культуры

18. Человек любящий. Сущность и виды любви.

19. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества.

20. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности.

21. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения.

22. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии.

23. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых».

24. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры.

25. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.

26. Человек в вещном мире материальной культуры. Система вещей и ее современные трансформации.

27. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия.

28. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы освоения человеком природы.

29. Проблема этнической самоидентификации и отношения человека к другим людям.

30. Основные варианты бинарной оппозиции «мы и они».

31. Проблема систем родства в социальной антропологии. Принципы формирования систем родства.

32. Миф как элемент культуры. Специфика мифологического освоения человеком мира.

33. Структура мифа как проблема социальной антропологии.

34. Миф как регулятор человеческого поведения. Связь мифа и ритуала.

35. Персоносфера мифопоэтики в культуре различных народов.

36. Обряды перехода в архаичных культурах: сущность, виды, социальная роль.

37. Современные трансформации обрядов перехода, их роль в жизни человека и общества.

38. Представления о жизненных силах в мифологической картине мира

39. Человек в современном мире: антропологические константы и трансформации.

40. Проблема гармонизации бытия человека в мире в социальной антропологии.

 


Учебно-методическое обеспечение курса

Основная:

1. Кравченко А.И. Социальная антропология. – М., 2005.

2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1999.

3. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2001.

4. Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998.

5. Марков Б.Ф. Философская антропология. – СПб., 1997.

6. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций) – М., 1997.

7. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. – М., 2001.

8. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

9. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб., 1997.

10. Иванов В.В. Дуальные структуры в антропологии. – М., 2008.

 

Дополнительная:

1. Антропова В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

2. Барт Р. Мифологии. – М., 1996.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.

5. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. -

6. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

7. Борисковский П.И., Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979.

8. Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии //Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.

9. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. – М., 1999.

10. Габдрахманова Т.Ф. Мы-они: отношение к мигрантам в Республике Татарстан // Социс - №2 - 2008.

11. Египетская книга мертвых (любое издание).

12. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. – М., 1964.

13. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза //Человек – № 1. – 1997.

14. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиатические системы. – М., 1065.

15. Козлова М.С. Экологический смысл эволюции человека. //Человек – № 41998.

16. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. Архетипы первобытного сознания как программы адаптации к окружающей среде /Человек – субъект общественных отношений. Барнаул, 1991.

17. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. О квазидиалоге в интеллектуальных системах первобытности /Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. Новосибирск, 1988.

18. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. Оппозиция «Мы и Они»: архетипы и практика этнического поведения /Теория и практика национальной политики Алтая и России. Барнаул, 1990.

19. Косарев А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эврестическая значимость. – М., 2000.

20. Леви-Строс К. Мифологики. В 3-х томах. – М.-СПб., 2000.

21. Леви-Строс К. Печальные тропики. – М., 1999.

22. Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

23. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

24. Мейтленд Иди. Возникновение человека. Недостающее звено. – М., 1977.

25. Мелетинский Е.М. Избранные статьи и воспоминания. – М., 2000.

26. Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. – М., 1998.

27. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984.

28. П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

29. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

30. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969.

31. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.

32. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001.

33. Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М., 1972.

34. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – гл. XIII – XV.

35. Тибетская книга мертвых (любое издание).

36. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

37. Тэрнер В. Символ и ритуал. – М., 1983.

38. Франц М.-Л. Наука и бессознательное //Человек. 1996. №5.

39. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности //Социс – № 7 и № 10 – 1992.

40. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

41. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М., 1998. – с. 564-588.

42. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре //Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

43. Цивьян Т.В. Мифологическое порграммирование повседневной жизни. //Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.

44. Эванс-Притчард Э. История антропологической мысли. – М., 2003.

45. Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. //Человек – № 6 – 1997; № 1 – 1998.

46. Элиаде М. Азиатская алхимия. – М., 1998.

47. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

48. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – М., 2000.

49. Элиаде М. Тайные общества. – К. София. М., 2002.

50. Эскимосские сказки и мифы. – М., 1986.

51. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001.

52. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

Художественная:

1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.

2. Булгаков М.А. Собачье сердце.

3. Достоевский Ф.М. Бесы.

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.

5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.

6. Замятин Е.И. Мы.

7. Лонгорелло Г. Песнь о Гайаване (в переводе И.А. Бунина).

8. Мелвилл Г. Тай-Пи.

9. Миклухо-Маклай Н.Н. Дневники разных лет.

10. Мифы, предания и сказки Западной Полинезии. – М., 1986.

11. Стивенсон Р.Л. Пять лет на Самоа.

12. Толстой Л.Н. Воскресение.

13. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича.

14. Чехов А.П. Рассказы («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Хамелеон», «Душечка», «О любви» и др.).

15. Шмелев И. Лето господне.

16. Шмелев И. Солнце мертвых.

17. Эскимосские сказки и мифы. – М., 1986.


 

О.Т. Коростелева

 

 



2015-11-20 737 Обсуждений (0)
Семинарское занятие № 2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие № 2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)