Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательная власть



2015-11-20 437 Обсуждений (0)
Законодательная власть 0.00 из 5.00 0 оценок




Высшим представительным и законодательным органом многих государств является парламент.

Слово «парламент» происходит от франц. parle — говорить. Им обозначали высшие представительные и законодательные органы государственной власти. Первые представительные учреждения появляются в Древней Греции и Древнем Риме, а с XII в. развиваются парламентские учреждения в Англии.

В ряде стран парламенты имеют другие названия (Сейм в Польше, Кон­гресс в США, Бундестаг в ФРГ, Кнессет в Израиле, Альтинг в Исландии, Федеральное Собрание в Российской Федерации и т.д.). Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Двухпалатную структуру имеют парламенты в федеративных государствах.

Основная функция парламента — законотворчество («творить законы»). Кроме того, парламент осуществляет контроль за исполнительной ветвью власти.

Важной прерогативой парламента является составление и утверждение государственного бюджета — ежегодного фи­нансового закона. Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета. Для этого при парламенте создаются специальные контрольные структуры, например Счетная палата при Федеральном Собрании Российской Федерации.

Парламент может оказывать влияние на другие ветви власти. Он осуществляет назначение главы правительства и его членов или одобрение состава правительства, предложенного президентом (в зависимости от формы правления). Кроме того, в ряде стран парламент или верхняя его палата при двухпалатной системе назначает на должности в высшие судебные инстанции и прокуратуру.

Парламент может контролировать деятельность правительства путем депутатских запросов, парламентских слушаний о деятельности правительства и, наконец, выражать недоверие правительству. В последнем случае одним из вариантов решения проблемной ситуации является уход правительства в отставку. Решением парламента может быть лишен своих полномочий и глава государства. Процедура отрешения президента от должности (импичмент) более проста в парламентских республиках и более сложна в президентских. В последнем случае процесс отрешения обставлен достаточно жесткими условиями, что практически не позволяет довести его до конца (например, в России, США).

Рис. 3. Здание Совета Федерации Федерального Собрания РФ (Москва)

Парламент России называется Федеральным Собранием Российской Федерации (ФС РФ).

Это законодательный орган, который принимает законы. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (в нее входят 450 депутатов) (рис. 3 и 4).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением предусмотренных в законодательстве случаев. Вопрос о лишении неприкосновенности решает соответствующая палата Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ.

Заседания обеих палат Федерального Собрания РФ проходят раздельно и являются открытыми. В некоторых случаях, предусмотренных в регламентах палат, они проводят закрытые заседания. Для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств палаты могут собираться на совместные заседания.

Рис. 4. Здание Государственной Думы Федерального Собрания РФ (Москва)

Возглавляют палаты председатели, которые вместе со своими заместителями избираются на заседаниях палат. Они призваны вести заседания и ведать внутренним распорядком палаты. В каждой из палат имеются комитеты и комиссии, осуществляющие работу по подготовке и экспертизе законопроектов в различных сферах жизнедеятельности общества (например, комитеты по законодательству, обороне и национальной безопасности, культуре и т.д.). Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

В Совет Федерации ФС РФ входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, и обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации — представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть избран не позднее 3 месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, а член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, формируемого путем ротации, — со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва членом Совета Федерации — представителем в Совете Федерации от данного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть избран член Совета Федерации, избранный законодательным (пред­ставительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия которого были прекращены досрочно. Решение об избрании члена Совета Федерации — представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не позднее 3 месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от законодательного (пред­ставительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации — представитель от этого органа должен быть избран не позднее 3 месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Член Совета Федерации — представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть назначен не позднее 3 месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по решению нового высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) членом Совета Федерации — представителем в Совете Федерации от данного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть назначен член Совета Федерации, назначенный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), полномочия которого были прекращены досрочно. Решение о назначении члена Совета Федерации — представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не позднее 3 месяцев со дня вступления в должность нового высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации — представитель от этого органа должен быть назначен не позднее 3 месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Совет Федерации может утверждать изменение границ между субъектами Российской Федерации, указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения. Он решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России, назначает выборы Президента РФ или отрешает его от должности, назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума ФС РФ дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, может выражать недоверие Правительству, назначать на должность и освобождать от должности Уполномоченного по правам человека, Председателя Центрального банка РФ, выдвигать обви­нения против Президента РФ. Дума может объявлять амнистию — освобождение людей, которые осуждены за престу­пления или в отношении которых возбуждено уголовное дело.

 

6. Правительство РФ.

Исполнительная власть

Правительство — это высший орган исполнительной власти в государстве, непосредственно осуществляю­щий управление на его территории.

Оно возглавляется главой правительства (председателем правительства (как в РФ), премьер-министром, кабинет-министром, канцлером). В состав правительства входят заместители главы правительства и министры, стоящие во главе министерств.

Правительство обладает компетенцией в различных областях жизни общества и государства (экономической, социальной, внешней и внутренней политики и т.д.). Основная функция правительства — управление основными сферами государственной и общественной жизни. Для этого оно вправе издавать нормативные правовые акты (постановления), обязательные для исполнения теми субъектами, к которым они относятся.

По составу правительства бывают однопартийными, т.е. состоящими из представителей одной партии, и коалиционными, в состав которых входят представители двух и более партий.

Деятельность правительства осуществляется посредством функционирования подконтрольных ему органов исполнительной власти, основное место среди которых занимают министерства. Они отличаются друг от друга сферой компетенции и управляют какой-либо одной из сторон жизни общества и государства (экономикой, социальной сферой, армией, внешней политикой и т.д.).

Исполнительные органы государственной власти призваны обеспечивать реализацию политики государства и исполнение законов, принятых парламентом.

В России исполнительную ветвь власти возглавляет Правительство Российской Федерации.Благодаря его деятельности реализуются функции государства. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Председателя Правительства назначает Президент РФ с согласия Государственной Думы, который вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства не позднее двухнедельного срока после вступления в должность. Государственная Дума рассматривает кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Если Государственная Дума трижды отклонит представлен­ные кандидатуры, то Президент сам назначает Председателя Правительства и распускает Государственную Думу. Предсе­датель Правительства после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предлагает кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. К полномочиям Председателя Правительства относятся определение основных направлений деятельности Правительства и организация его работы. С 2008 г. в составе Правительства РФ появилось новое структурное подразделение — Президиум, в составе которого оперативно работают министры, отвечающие за важные направления исполнительской деятельности (рис. 5).

Деятельность Правительства охватывает все сферы обще­ственной жизни. Оно выполняет следующие задачи:

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- обеспечивает проведение на территории всей страны единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства, а также по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др.

Рис. 5. Дом Правительства РФ (Москва)

Решая перечисленные задачи, Правительство издает поста­новления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, а также обеспечивает их исполнение.

В случае если Правительство не справляется с поставленными задачами, оно может быть отправлено в отставку. Решение об отставке Правительства принимает Президент РФ.

Государственная Дума вправе выразить недоверие только Правительству, приняв соответствующее постановление боль­шинством голосов от общего числа депутатов. После этого Президент может объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

На заседаниях Правительства решаются важные вопросы управления, хозяйственной и культурной жизни. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются общим согласием. Деятельность Правительства осуществляется по плану. Правительство вправе принимать обращения, заявления, не имеющие правового характера. В состав Правительства РФ входят руководители федеральных министерств. В соответствии с проводимой реформой в нашей стране созданы федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Например, функционируют Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственная ему Федеральная служба по труду и занятости РФ, Министерство образования и науки РФ, в ведении которого находится Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ, и т.д.

 

7. Судебная власть.

Отдельную ветвь власти составляют судебные органы.Суды осуществляют правосудие в форме разрешения гражданских, административных и уголовных дел. В своей деятельности суд независим и руководствуется только законом.

Высшим судебным органом конституционного контроля является Конституционный Суд Российской Федерации- Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов и действий должностных лиц, решает споры о компетенции между различными органами власти, осуществляет защиту конституционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд Российской Федерации возглавляет систему судов общей юрисдикции, осуществляющих деятельность в форме разрешения гражданских, уголовных и административных дел, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Важное место в системе органов государственной власти занимают правоохранительные органы (прокуратура, например), призванные поддерживать и защищать законность и правопорядок.

 

 

8. Местное самоуправление.

В современной России в соответствии со ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление.

Местное самоуправление способствует приближению власти к народу, созданию минимально бюрократизированного механизма управления обществом. Это предполагает активность населения, осознание гражданами своей ответственности за управление местными делами. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной власти.

Система реального местного самоуправления в России складывалась постепенно. В каждом субъекте Российской Федерации порядок образования, структура и деятельность органов местного самоуправления имеют свои специфические особенности. Однако можно сделать ряд важных общих выводов.

Во-первых, территория местного самоуправления включает в себя городские и сельские поселения (город, район в городе, село, деревня в Российской Федерации, станица, усадьба и т.д.).

Во-вторых, на этих территориях местное самоуправление реализуется в следующих основных формах: местные референдумы; выборы органов местного самоуправления (мэров городов, глав сельских администраций, городских дум, собраний и т.п.); собрания и сходы граждан; деятельность органов местного самоуправления: представительных и исполнительных.

В-третьих, органы местного самоуправления решают следующие вопросы:

- социально-экономическое развитие территории;

- муниципальное образование и здравоохранение;

- охрана общественного порядка;

- обеспечение пожарной безопасности;

- управление муниципальной собственностью;

- содержание муниципальных дорог и транспорта;

- организация торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

- социальная поддержка населения;

- поддержание муниципальных средств массовой информации и др.

В-четвертых, местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу. Она создается из средств, получаемых в виде налога: на землю, на имущество физических лиц, с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, с различных продаж; курортного сбора и т.д.

Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления проблем местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

 

9. Конституционный статус гражданина

 

Правовое положение, правовой и конституционный статус личности(рис. 3.1). Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей.



2015-11-20 437 Обсуждений (0)
Законодательная власть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательная власть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)