Групповые коммуникации, осуществляемые через неформальных лидеров
Референтная группа оказывает влияние на процесс коммуникации. Хотя информация, в конечном итоге, обрабатывается каждым человеком индивидуально, все же во многих случаях она отфильтровывается, интерпретируется и предоставляется остальным членам группы одним иди несколькими ее представителями. При выборе ресторана, адвоката, марки автомобиля или печенья люди обычно полагаются на мнение своих более опытных родственников или знакомых, способных предоставить точную информацию, дать полезный совет или просто заставить принять то или иное решение. Люди, способные оказывать подобные услуги, называютсянеформальными лидерами. В течение многих лет идентификация неформальных лидеров и попытки воздействия на них считались одной из важнейших задач специалистов по маркетинговым коммуникациям. Ее решение осложняется тем, что неформальные лидеры являются весьма специфичными людьми и стремятся быть подобными как с точки зрения демографических, так и личностных характеристик той аудитории, на которую они оказывают влияние. Например, и неформальный лидер, распространяющий информацию об инвестициях в акции, и заинтересованный инвестор имеют много общего. Однако неформальные лидеры также прислушиваются к СМИ, в особенности к тем, которые владеют информацией, относящейся к сфере их лидерства. Такая заинтересованность обеспечивает частичное решение проблемы идентификации, поскольку логично считать, что люди, подписывающиеся на одно или несколько изданий, посвященных, к примеру, проблемам парусного спорта, как раз и являются неформальными лидерами в данной области. Подобные «подсказки» — интерес к определенному виду деятельности, знание его особенностей, подписка на специальные издания — являются признаками того, что мнение данного человека в каких-то конкретных вопросах способно влиять на мнения других людей. Некоторые категории товаров имеют своих профессиональных неформальных лидеров, которых довольно легко идентифицировать. Такими людьми могут быть автомеханики, косметологи, биржевые брокеры, специалисты по уходу за зелеными насаждениями. Известные многим американцам Марта Стюарт и Джулия Чайлд являются неформальными лидерами в области кулинарии. Возможно, что наиболее известную группу неформальных лидеров составляют врачи. Они не только предлагают варианты медикаментозного лечения или рекомендуют других врачей, но могут также давать советы по применению специальных медицинских приборов, кресел для инвалидов, использованию диет или выбору курортов. Поэтому производители товаров медицинского назначения давно уже начали ориентировать свои маркетинговые коммуникации на врачей, выступающих в роли неформальных лидеров в данной области, а не на их пациентов, являющихся конечными потребителями продукции. Тесты на использование товаров, оценка эффективности рекламной кампании, изучение рекламных предпочтений обычно проводятся на тех ограниченных группах людей, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться неформальными лидерами. Важно, чтобы эти люди не только одобрили данный маркетинг-микс, но и захотели сообщить о нем другим потребителям. (Во врезке «Решайте сами» рассматриваются различные аспекты общественных норм и групповых влияний.) Для специалиста по маркетинговым коммуникациям знание референтных групп может оказаться полезным в различных ситуациях. Например, вы не станете использовать купоны в том случае, если ваша целевая аудитория будет относиться к людям, вырезающим купоны из газет, как к нежелательной группе. Вы также не будете публиковать свою рекламу в «National Enquirer», если ваша целевая аудитория с неприязнью относится к читателям этой газеты. Напротив, вы предпочтете разрабатывать маркетинговые обращения со ссылкой на референтные группы, положительно воспринимаемые вашей целевой аудиторией. В этом смысле референтная группа часто называетсяисточником. Подробнее это понятие будет рассмотрено нами в главе 8 Семья Семья по-прежнему остается одним из самых влиятельных элементов внешней среды. В ней формируются наши ценности, предпочтения и особенности восприятия мира. Семья является ключевым фактором социализации, то есть процесса приобретения людьми навыков, знаний и предпочтений, необходимых для нормальной жизни в обществе. Очевидно, что привычки покупателей и потребителей проявляются в таких типах поведения, которые отражают предпочтения и навыки, формируемые семьей. Эти типы поведения зависят от особенностей семьи индивидуума, от фазы ее жизненного цикла и от порядка принятия в ней покупательских решений. Далее мы рассмотрим эти факторы более подробно. Американская семья Примерно 52% американцев вступают в брак и проводят основную часть своей самостоятельной жизни в составе так называемойпервичной семьи, которая состоит из двух разнополых взрослых людей традиционной сексуальной ориентации и их собственных или приемных детей. Первичная семья может быть родительской (в которой человек рождается или в которую он принимается в качестве приемного ребенка) или воспроизводящей (сформированной в результате брака). Родительская семья может быть источником многих наших предпочтений и ценностей. Хотя мы вносим многие из этих ценностей и предпочтений в воспроизводящую семью, все же после вступления в брак наш стиль жизни и наши покупательские привычки существенно изменяются. В состав расширенной семьи входят помимо членов первичной семьи еще и другие близкие родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди, а также двоюродные братья и сестры. Со времен Второй мировой войны расширенная семья утратила для многих американцев свое былое значение, однако по-прежнему остается влиятельным фактором в некоторых субкультурах. За последние годы в традиционных американских семьях произошло одно важное изменение они стали более малочисленными. Поскольку снижение темпов рождаемости подразумевает и уменьшение числа детей, приходящихся на одну семью, то этот показатель в настоящее время снизился до 1,8 ребенка (в 1955 г. он равнялся 3,5). В результате большинство американцев редко воспринимают себя членами большой семьи, образ которой нередко используется в телевизионной рекламе. Поэтому подобная реклама часто вызывает у потребителей негативную реакцию. Многим матерям-одиночкам бывает трудно дать своим детям хорошее образование. Приведенная нами реклама компании Toyota посвящена решению этой непростой проблемы Приведенная реклама компании Toyota ставит своей целью продемонстрировать заботу о семье Считаете ли вы, что такая реклама принесет компании пользу? Почему? В течение нескольких десятилетий социологи выражали беспокойство по поводу того, что традиционная семья не только сокращается численно, но и просто становится устаревшим общественным институтом (отчасти благодаря росту количества разводов и не оформленных браком отношений). Однако, несмотря на отмеченное в последнее десятилетие увеличение числа случаев сожительства, по данным Бюро переписи, лишь около 2% всех домашних хозяйств состоят из мужчин и женщин, не состоящих в браке, а большинство незарегистрированных пар проживают совместно сравнительно недолгий срок до момента свадьбы или разрыва отношений. Развод является более значительным социальным феноменом. В последнее десятилетие число разводов ежегодно удваивалось, хотя следует отметить, что в большинстве случаев разведенные супруги создавали новые семьи. В результате повторных браков часто возникают смешанные семьи. Например, когда разведенные и имеющие детей мужчина и женщина вступают в новый брак, они создают именно такую семью. По оценкам специалистов, в смешанных семьях скоро будут воспитываться около 25% американских детей.22 Разумеется, после развода может образоваться домашнее хозяйство, состоящее только из одного человека или из одного родителя с детьми. Произошедшее в последнее время резкое увеличение семей последнего типа имело конкретные маркетинговые последствия. Предметы, облегчающие работу по дому, ясли и детские сады, безопасные бытовые приборы, которые могут использоваться детьми в отсутствие взрослых, стали важными элементами жизни семей, в которых остался только один из родителей. Для охвата таких неполных семей необходимо особым образом подбирать время и способ доставки маркетинговых коммуникационных обращений. Большинство родителей-одиночек не имеют времени для регулярного чтения газет и журналов, а также практически не смотрят телепередачи до того, как они уложат спать детей и наведут порядок на кухне. Поэтому следует рассчитывать на то, что данная целевая аудитория увидит или прочтет лишь те маркетинговые обращения, которые будут доставлены во время поздних телепередач или с помощью прямой почтовой рассылки.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |