Глава 11. СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Тот, кто собирается связать свою жизнь с управлением экономикой России, должен четко видеть задачи развития экономики, и степень трудностей их решения. Результатом деятельности менеджера является степень достижения целей организации. Главной целью экономической системы является рост качества жизни людей. Известный менеджер Питер Друкер заявил: «Нет слаборазвитых стран, есть страны плохоуправляемые». Об этом же говорили и великие ученые древности: Сократ, Платон, Аристотель. От качества управления зависит уровень экономики. Каково же состояние экономики в современной России? О состоянии экономики любой страны, по рекомендации ООН, судят в первую очередь по качеству жизни населения.Качество жизни населения определяют такие показатели как: - ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ. - ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ. - УРОВЕНЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ. Продолжительность жизни населенияявляется интегральным показателем развития экономики страны, так как в нем находят отражение различные аспекты результатов экономической деятельности населения. Во- первых, в этом показателе отражаются материальные условия жизни людей питание, жилье, одежда и др. Во-вторых, в продолжительности жизни находят отражения социальные условия жизни людей: условия жизни людей в обществе, защищенность человека от превратностей жизни, надежда на помощь, уверенность в завтрашнем дне. Чем богаче экономика, тем более мощной является защита каждого гражданина за счет общественных и государственных фондов (пенсии, пособия, помощь при различных катаклизмах и прочее). В-третьих, продолжительность жизни населения страны зависит от влияния экологических факторов. Чем более богата экономика страны, тем больше ее возможности защиты природы и общества от экологических катастроф.
Рассмотрим изменение продолжительности жизни в период с 1990 по 2009 годы на примере России и Японии (таблица 1) Рост экономики в Японии сопровождался и значительным увеличением продолжительности жизни населения. Уменьшение продолжительности жизни в России шло параллельно с ухудшение состояния экономики в стране, а рост экономики сопровождался и ростом продолжительности жизни населения.
Таблица 1 – Показатели продолжительности жизни
Продолжительность жизни населения в России в 2009 году по сравнению с другими странами представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Продолжительность жизни (лет)
Связь продолжительности жизни и потребления продуктов питания населением разных стран прослеживается по данным таблицы 3, где представлена разница в потреблении продуктовпитания по отдельным странам.
Таблица 3 - Потребление продуктов питания (на душу населения в 2009(2008) году, кг)
Кроме показателя продолжительности жизни экономику страны характеризуют также показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. По данным таблицы 4 видно, что по сравнению с другими странами наша страна в 2004 году еще весьма отставала по демографическим показателям от других развитых стран. Но уже в 2009 году естественная убыль населения уменьшилась с 5,9 до 1,8 на тысячу человек, что связано с общим улучшением жизни в стране и с принятием 31 декабря 2007 г. закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому была введена материальная мера поддержки (материнский капитал) семей, решившихся на второго, третьего и более детей.
Таблица 4 - Рождаемость, смертность и естественный прирост населения на 2004/2009 (на 1000 человек населения)
Хотя общая демографическая ситуация в России улучшилась, но показатель смертности продолжает оставаться на высоком уровне по причинам, скорее всего социального характера (таблица 5 и 6).
Таблица 5 – Общие коэффициенты естественного движения населения России
Таблица 6 – Смертность по причинам (умершие на 100000 человек населения)
Таким образом, продолжительность жизни и демографические характеристики общества действительно показывают экономическое состояние общества, его возможности по оказанию услуг социального плана, обеспечению роста качества жизни людей.
Грамотность населения страныхарактеризует потенциал экономического развития, способность экономики к инновациям, определяет конкурентоспособность хозяйства. Уровень образования для многих стран мира становится национальной задачей. Грамотность населения является важнейшим показателем качества стратегического потенциала страны. Грамотность показывает возможность самореализации личности, характеризует эффективность труда и перспективы развития экономики страны. Экономисты CШA подсчитали, что 2/3 прироста национального дохода страна получает за счет роста грамотности. Поэтому вложение в образование во всех развитых странах рассматривается как инвестиции, которые должны приносить прибыль, дополнительный доход. Особенно возрастают требования к грамотности населения в связи с бурным развитием жизни, техники и глобализацией экономики. Грамотность населения страны по рекомендации ООН определяется средним числом лет обучения в расчете на одного жителя страны. По официальной информации этот показатель в России в 90-е годы 20 века составлял 10,7 года, в США - 14,5 лет. По оценке специалистов, в нынешнем столетии, требования к образованию рабочего составят 16-17 лет обучения, к образованию высшего менеджмента 30-35 лет.
Для реализации цели высшего профессионального образования – удовлетворение потребностей личности – резко возросло число специальностей и специализаций, образовательных программ, расширились возможности выбора образовательного учреждения за счет появления негосударственных учебных заведений, увеличивается количество образовательных форм: очное, заочное, на базе среднего, второе высшее, дополнительное и проч. Осуществляется переход на двухступенчатое высшее образование – бакалавриат и магистратура. Глобализации образования служит использование в учебном процессе международной информационной сети Интернет и расширение международных связей, стажировок за рубежом, различных форм обмена студентами. Рост грамотности населения способствует росту экономики, а экономика в свою очередь создает необходимые условия для развития системы образования. Перед образовательной системой России главной задачей сейчас является вхождение ее в мировое образовательное пространство, что связано с глобализацией образования. В связи с этим предстоит решить следующие задачи: 1. Четкое осознание целей образования, как общего, так и профессионального, что обеспечит формирование необходимых программ и реформирование образования. 2. Формирование пирамиды непрерывного профессионального образования с присвоением соответствующих квалификаций и степеней. 3. Переход на новые образовательные технологии с повышением уровня самостоятельной работы и применением новых технических средств. 4. Создание системы дополнительного профессионального образования. По сравнению с 1980 году число студентов на 1000 человек населения выросло в 1,5 раза (таблица 7). Снижение численности студентов в последние годы связано, в основном, со снижением доли населения в возрасте до 20 лет, вызванным снижением рождаемости в 1990-х годах.
Таблица 7 - Численность студентов (на 1000 человек населения)
Доходы населения.Хотя доходы населения косвенно отражается и в показателе продолжительности жизни и в показателе грамотности, существует еще и достаточное количество показателей, позволяющих оценивать уровень жизни в той или иной стране. Во-первых, это доходы населения. Наиболее применимы показатели номинальных и реальных доходов. Номинальный доход - доход населения за период в денежной форме. Номинальный доход включает в себя: заработную плату за период, трансферты и прочие доходы.
Заработная плата – то, что получает работник в соответствии с количеством и качеством его труда. Трансферты - прямые выплаты из бюджета (слово «трансферт» означает «передача»). К трансфертам относятся пенсии, стипендии, пособия и пр., прямо не связанные с количеством и качеством труда человека. Доходы прочие - доходы от предпринимательской деятельности: дивиденды на акции, проценты на ценные бумаги, вложения, доходы от купли – продажи и проч. Существует следующая статистика о структуре денежных доходов населения (структура - соотношение частей одного целого).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (824)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |