Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Глава 11. СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ




В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Тот, кто собирается связать свою жизнь с управлением экономикой России, должен четко видеть задачи развития экономики, и степень трудностей их решения.

Результатом деятельности менеджера является степень достижения целей организации. Главной целью экономической системы является рост качества жизни людей. Известный менеджер Питер Друкер заявил: «Нет слаборазвитых стран, есть страны плохоуправляемые». Об этом же говорили и великие ученые древности: Сократ, Платон, Аристотель. От качества управления зависит уровень экономики. Каково же состояние экономики в современной России?

О состоянии экономики любой страны, по рекомендации ООН, судят в первую очередь по качеству жизни населения.Качество жизни населения определяют такие показатели как:

- ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ.

- ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ.

- УРОВЕНЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ.

Продолжительность жизни населенияявляется интегральным показателем развития экономики страны, так как в нем находят отражение различные аспекты результатов экономической деятельности населения. Во- первых, в этом показателе отражаются материальные условия жизни людей питание, жилье, одежда и др. Во-вторых, в продолжительности жизни находят отражения социальные условия жизни людей: условия жизни людей в обществе, защищенность человека от превратностей жизни, надежда на помощь, уверенность в завтрашнем дне. Чем богаче экономика, тем более мощной является защита каждого гражданина за счет общественных и государственных фондов (пенсии, пособия, помощь при различных катаклизмах и прочее). В-третьих, продолжительность жизни населения страны зависит от влияния экологических факторов. Чем более богата экономика страны, тем больше ее возможности защиты природы и общества от экологических катастроф.

 
 
Факторы, определяющие продолжительность жизни населения § Материальные условия жизни § Социальные условия жизни § Экологическая ситуация  

 

 


Рассмотрим изменение продолжительности жизни в период с 1990 по 2009 годы на примере России и Японии (таблица 1) Рост экономики в Японии сопровождался и значительным увеличением продолжительности жизни населения. Уменьшение продолжительности жизни в России шло параллельно с ухудшение состояния экономики в стране, а рост экономики сопровождался и ростом продолжительности жизни населения.

 

Таблица 1 – Показатели продолжительности жизни

Год Страна Мужчина Женщина Всего
Япония СССР
Япония Россия
Япония Россия
Япония Россия

Продолжительность жизни населения в России в 2009 году по сравнению с другими странами представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Продолжительность жизни (лет)

  Все население Мужчины Женщины
Россия Венгрия Германия (2010г.) США Япония (2010г.) 68,7 74,0 80,5 78,7 83,0 62,8 70,1 78,0 76,2 79,6 74,7 77,9 83,0 81,2 86,4

 

Связь продолжительности жизни и потребления продуктов питания населением разных стран прослеживается по данным таблицы 3, где представлена разница в потреблении продуктовпитания по отдельным странам.

 

Таблица 3 - Потребление продуктов питания (на душу населения в 2009(2008) году, кг)

  Россия Венгрия Германия США Япония
 
Мясо и мясопродукты
Молоко и молочные продукты
Рыба и рыбопродукты 15 (2008) 3,7 16 (2008) 11 (2008) 49 (2008)
Животное масло 3,9 0,9 5,9 2,2 0,6
Яйца, шт.
Сахар
Растительное масло 13,1
Картофель
Овощи и бахчевые
Фрукты и ягоды
Хлебные продукты

 

Кроме показателя продолжительности жизни экономику страны характеризуют также показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. По данным таблицы 4 видно, что по сравнению с другими странами наша страна в 2004 году еще весьма отставала по демографическим показателям от других развитых стран. Но уже в 2009 году естественная убыль населения уменьшилась с 5,9 до 1,8 на тысячу человек, что связано с общим улучшением жизни в стране и с принятием 31 декабря 2007 г. закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому была введена материальная мера поддержки (материнский капитал) семей, решившихся на второго, третьего и более детей.

 

Таблица 4 - Рождаемость, смертность и естественный прирост населения на 2004/2009 (на 1000 человек населения)

Страна Родившиеся Умершие Естественный прирост населения
Россия 10,2 12,4 16,1 14,2 - 5,9 - 1,8
Венгрия 9,4 9,7 13,1 13,0 - 3,7 - 3,3
Германия 8,6 7,9 10,0 10,2 - 1,4 - 2,3
США (2008г.) 14,0 14,0 8,2 8,1 + 5,8 + 5,9

 

Хотя общая демографическая ситуация в России улучшилась, но показатель смертности продолжает оставаться на высоком уровне по причинам, скорее всего социального характера (таблица 5 и 6).

 

Таблица 5 – Общие коэффициенты естественного движения населения России

Годы На 1000 человек населения Число детей, умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми
родившихся умерших Естественный прирост, убыль (-)
10,7 12,2 -1,5 18,0
9,3 15,0 -5,7 18,1
8,7 15,3 -6,6 15,3
9,0 15,6 -6,6 14,6
9,7 16,2 -6,5 13,3
10,2 16,4 -6,2 12,4
10,4 16,0 -5,6 11,6
10,2 16,1 -5,9 11,0
10,4 15,2 -4,8 10,2
12,0 14,5 -2,5 8,5
12,3 14,1 -1,8 8,1
12,5 14,2 -1,7 7,5
12,6 13,5 -0,9 7,4

 

Таблица 6 – Смертность по причинам (умершие на 100000 человек населения)

Страна Инфекцио-нные и паразитные болезни Злокачест-венные новообра-зования Болезни системы органов кровооб-ращения Болезни органов дыхания Болезни органов пищева-рения Несчастные случаи, убийства, самоубийства и другие внешние воздействия
Россия 2010г. 19,0 122,5 421,2 33,0 42,6 119,9
Россия 2004г. 21,5 130,0 529,9 45,1 42,3 184,1
Венгрия 2004г. 4,5 203,5 359,2 24,0 60,3 62,9
Германия 2004г. 7,4 134,7 199,1 18,4 27,8 28,4
США 2004г. 16,3 132,9 178,8 35,8 20,64 50,2
Япония 2004г. 8,1 120,3 103,3 16,0 15,0 38,6

 

Таким образом, продолжительность жизни и демографические характеристики общества действительно показывают экономическое состояние общества, его возможности по оказанию услуг социального плана, обеспечению роста качества жизни людей.

 

Грамотность населения страныхарактеризует потенциал экономического развития, способность экономики к инновациям, определяет конкурентоспособность хозяйства. Уровень образования для многих стран мира становится национальной задачей.

Грамотность населения является важнейшим показателем качества стратегического потенциала страны. Грамотность показывает возможность самореализации личности, характеризует эффективность труда и перспективы развития экономики страны.

Экономисты CШA подсчитали, что 2/3 прироста национального дохода страна получает за счет роста грамотности. Поэтому вложение в образование во всех развитых странах рассматривается как инвестиции, которые должны приносить прибыль, дополнительный доход. Особенно возрастают требования к грамотности населения в связи с бурным развитием жизни, техники и глобализацией экономики.

Грамотность населения страны по рекомендации ООН определяется средним числом лет обучения в расчете на одного жителя страны. По официальной информации этот показатель в России в 90-е годы 20 века составлял 10,7 года, в США - 14,5 лет. По оценке специалистов, в нынешнем столетии, требования к образованию рабочего составят 16-17 лет обучения, к образованию высшего менеджмента 30-35 лет.

 

 
 

Грамотность = число лет обучения в среднем на 1 человека в течение всей жизни

 

США Россия
14,4 10,5

 

Прогнозный уровень грамотности в 21 веке

 

Для рабочего 16-18
Для менеджера 25-30

 

 


Для реализации цели высшего профессионального образования – удовлетворение потребностей личности – резко возросло число специальностей и специализаций, образовательных программ, расширились возможности выбора образовательного учреждения за счет появления негосударственных учебных заведений, увеличивается количество образовательных форм: очное, заочное, на базе среднего, второе высшее, дополнительное и проч. Осуществляется переход на двухступенчатое высшее образование – бакалавриат и магистратура.

Глобализации образования служит использование в учебном процессе международной информационной сети Интернет и расширение международных связей, стажировок за рубежом, различных форм обмена студентами.

Рост грамотности населения способствует росту экономики, а экономика в свою очередь создает необходимые условия для развития системы образования.

Перед образовательной системой России главной задачей сейчас является вхождение ее в мировое образовательное пространство, что связано с глобализацией образования. В связи с этим предстоит решить следующие задачи:

1. Четкое осознание целей образования, как общего, так и профессионального, что обеспечит формирование необходимых программ и реформирование образования.

2. Формирование пирамиды непрерывного профессионального образования с присвоением соответствующих квалификаций и степеней.

3. Переход на новые образовательные технологии с повышением уровня самостоятельной работы и применением новых технических средств.

4. Создание системы дополнительного профессионального образования.

По сравнению с 1980 году число студентов на 1000 человек населения выросло в 1,5 раза (таблица 7). Снижение численности студентов в последние годы связано, в основном, со снижением доли населения в возрасте до 20 лет, вызванным снижением рождаемости в 1990-х годах.

 

Таблица 7 - Численность студентов (на 1000 человек населения)

 
Россия
Венгрия
Германия
США
Япония

Доходы населения.Хотя доходы населения косвенно отражается и в показателе продолжительности жизни и в показателе грамотности, существует еще и достаточное количество показателей, позволяющих оценивать уровень жизни в той или иной стране.

Во-первых, это доходы населения.

Наиболее применимы показатели номинальных и реальных доходов.

Номинальный доход - доход населения за период в денежной форме.

Номинальный доход включает в себя: заработную плату за период, трансферты и прочие доходы.

 

 

Заработная плата – то, что получает работник в соответствии с количеством и качеством его труда.

Трансферты - прямые выплаты из бюджета (слово «трансферт» означает «передача»). К трансфертам относятся пенсии, стипендии, пособия и пр., прямо не связанные с количеством и качеством труда человека.

Доходы прочие - доходы от предпринимательской деятельности: дивиденды на акции, проценты на ценные бумаги, вложения, доходы от купли – продажи и проч.

Существует следующая статистика о структуре денежных доходов населения (структура - соотношение частей одного целого).

 

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (753)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)