Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этика делового общения



2015-11-20 1058 Обсуждений (0)
Этика делового общения 0.00 из 5.00 0 оценок




В каждой культуре в любую историческую эпоху существует специаль­ная система правил, предписывающих человеку определенное поведение. Эта система правил включает «жесткие» законодательные правила, за нарушение которых накладываются предусмотренные законом санкции (вплоть до смертной казни), и «мягкие» этические правила, рекомендующие совершать или не совершать определенные поступки, поддерживаемые силой общест­венного мнения.

«Золотое правило» нравственности, сформулированное еще в глубокой древности, гласит: «Не делай другим ничего такого, чего бы ты сам не хотел претерпеть со стороны других». «Золотое правило» является универсальным и в различных формулировках представлено во всех религиях: «Что ненави­стно тебе самому, не делай никому» (Евангелие от Матфея); «Что вредно те­бе, не делай другому» (Талмуд); «Чего не хочешь себе. Не делай другому» (конфуцианство).

Этические нормы, в которых выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности по­ступков людей, выступают одним из главных регуляторов деловых отноше­ний. Можно говорить о неизбежности столкновения с вопросами этики в хо­де деловой практики.

Для решения сложных неоднозначных задач и управления деловыми си­туациями нужно определить систему ценностей и осознать для себя лично, что означает понятия «честность», «порядочность», «справедливость». Осоз­нание своей системы ценностей всегда поможет принять верное решение, а для этого нужно обратиться к изучению этики в целом и деловой этики в ча­стности. Слово «этика» (греч. etika от etnos - обычай, нрав) обычно пони­мается в двух значениях:

1) этика - это философская дисциплина, изучающая мораль и нравствен­
ность: их принципы, развитие, нормы, роль в обществе. Слово «этика» впер­
вые было введено Аристотелем, изложившим в систематизированном виде
основные понятия этики в своем труде «Никомахова этика»;

2) этика в широком смысле - система универсальных и специфических
нравственных требований и норм поведения,
реализуемых в процессе обще­
ственной жизни.

Важнейшие категории этики - «добро», «зло», «справедливость», «долг», «совесть».

1 Чернышова Л.И. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов.- М: ЮНИТА-ДАНА, 2008.- 415 с.

2 См.: Кибанов А.Я., Захаров К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М: ИНФРА-М, 2003. С. 5.


Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является долж­ным для человека, т.е. соответствует неким законам человеческого бытия. Иммануил Кант в предисловии к «Критике практического разума» предло­жил замечательный образ, сопоставив величие и незыблемость морального закона внутри нас и звездного неба над головой. Действительно, и то и дру­гое свидетельствует об эфемерности человеческого бытия по сравнению с космическими и моральными законами и вместе с тем о способности челове­ческого разума постигать их и восхищаться ими.

Глубинный смысл этики состоит в том, что при решении практических задач она заставляет считаться с чем-то, далеко выходящим за пределы этих задач. Казалось бы, с точки зрения достижения цели удобнее не считаться с моральными ориентирами. И не считаются, чему несть числа в нашей сего­дняшней действительности. Хороший с точки зрения морали поступок, как подсказывает здравый смысл, очень часто противоречит сиюминутной выго­де. Как возлюбить ближнего как самого себя, если ближний - конкурент? Не проще ли конкурента убрать? Зачем придерживаться норм нравственности, если другие их постоянно нарушают? И все же исторический опыт подсказы­вает, что отказ от нравственных требований в конечном счете пагубно сказы­вается на всей жизни отдельного человека и общества в целом.

Афоризмы великих мыслителей, раскрывающие сущность этических по­нятий

Без любви добра не бывает. Нужно первее добрым сделаться и тогда доб­ро творити. (Святитель Тихон Задонский).

Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни (А. Швейцер).

Всяк, кто добро творит, не убегает света и не ищет тьмы: не боится до обличения, яко права дела его. Но кто зло творит, убегает света и ищет тьмы: темные бо дела во тьме совершаются (Святитель Тихон Задонский).

Зло есть неосуществленное добро (Н. Бердяев).

Зло есть грубейшая форма невежества (Н.К. Рерих).

Закон, живущий в нас, называется совестью (И. Кант).

Совесть есть голос Божий, отвращающий от зла (Святитель Тихон Задон­ский).

Справедливость - это право совести (И. Кант).

Благом называется то, что является лучшим для каждого существа, т.е. нечто по самой своей природе достойное избрания (Аристотель).

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет (А. Швейцер).

Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен (А. Бергсон).

Страшен не грех, но бесстыдство после греха (Иоанн Златоуст).

Нравственное достоинство - это уважение человека к закону чело­вечности в своем собственном лице (И. Кант).

Противоречие между должным, определяемым требованиями нравствен­ного закона, и сущим, определяемым интересами и потребностями реальной жизни, пронизывает всю сферу человеческих отношений. Но особенно остро это противоречие проявляется в этике деловых отношений.


Этика делового общения, представляющая собой частный случай этики в широком смысле слова, включает в себя конкретные этические принципы, регулирующие деловые отношения. Все без исключения направления дело­вой этики базируются на основополагающих нормах этики.



2015-11-20 1058 Обсуждений (0)
Этика делового общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этика делового общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1058)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)