Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коллизии и мотивы нравственного поведения личности



2015-11-20 3277 Обсуждений (0)
Коллизии и мотивы нравственного поведения личности 4.67 из 5.00 3 оценки




1. Динамика этико-нравственного становления личности в условиях

современного общества

Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, так же как сложна и многогранна сама жизнь. Но стержнем всего процесса явля­ется нравственное воспитание, так как оно формирует основу личности, при­общает ее к вечным, глубинным человеческим ценностям. Каждый растущий человек заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравствен­ный опыт, этико-нравственные чувства и представления. «Ребенок, не усво­ивший элементарных норм нравственности как безусловных, категорических императивов - этого нельзя делать никогда, ни за что, ни при каких условиях! - едва ли станет нравственным человеком. Но нравственность не сводится к системе запретов и предписаний. Каковы бы ни были источники моральных норм и правил, нравственное решение и связанные с ним риск и ответствен­ность могут быть только индивидуальными» (И.С. Кон). Опыт этот приобре­тается прежде всего в процессе воспитания и путем постоянного нрав­ственного выбора: как поступить в данной жизненной ситуации.

Нравственное развитие личности проходит три стадии (Колберг С):

доморалъный уровень - ребенок исполняет требования из страха нака­зания,

конвенциалъный уровень - соблюдение морали определяется стремле­нием принадлежать группе, обществу; соответствовать их требованиям в це­лях самосохранения (ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка),

автономный уровень - личность добровольно избирает нравственное поведение, так как имеет твердые убеждения, что жить в обществе надо в со­ответствии с нормами, принятыми этим обществом; свобода выбора ограни­чивается нравственными рамками и совестью индивидуума (ориентация на универсальный этический принцип).

Современные представления о сути нравственного воспитания подрас­тающего поколения претерпели существенные изменения в связи со сменой ценностных ориентации в обществе, под влиянием новых научных концеп­ций, реальных достижений в области воспитания.

Утратили воспитательный эффект словесные формы нравственного про­свещения: длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями.


Им на смену пришел индивидуальный подход, опора на жизненный опыт ре­бенка. Традиционные методы нравственного воспитания, ориентированные на привитие воспитанникам норм и правил общественного поведения, сего­дня действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (педагог, родитель, взрослые, общественное мнение, угроза наказания и др.) Задачей сегодняшнего дня, в условиях свободного, демократического обще­ства, должно стать внутреннее принятие и соблюдение личностью нрав­ственно-этических норм и правил поведения. Вся психическая жизнь челове­ка может быть определена границами «норма», «нарушение», «патология». Норма - руководящее начало, правило, образец, стандарты поведения, регла­ментирующие отношения людей.

Но в эпоху неустоявшихся моральных ценностей сделать это достаточно трудно в связи с отсутствием определенного нравственного идеала в общест­ве и «расплывчатостью», «размытостью» критериев нравственной воспитан­ности. Однако и сегодня перед педагогами (родителями, общественностью и др.) ставятся глобальные задачи нравственного воспитания учащихся:

- формирование нравственного сознания, основными категориями кото­рого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка,

- развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, достоинство, долг, ответственность, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.),

- формирование опыта поведения, соответствующего принятым этиче­ским нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро).

Чем старше становится воспитанник, тем более сложные психо­логические мотивы контролируют его желания и чувства. Если пер­вокласснику достаточно знать правила совместной работы в классе и друж­ной игры, то уже у школьников 3-4 классов формируются более сложные способы управления своим поведением, основанные на единстве интеллекту­альных, эмоциональных и волевых процессов. Наиболее успешно нравствен­ные нормы формируются в тех условиях, где школьники получают возмож­ность вырабатывать способы поведения на основе выбора, без определенной положительной или отрицательной оценки со стороны педагога. Норма дос­таточно подвижна, но ее продуктивная обобщенность ориентирует воспитан­ника на выработку собственной позиции, формирует внутренний личностный контроль. Внутренний контроль является важнейшим показателем сформи­рованное™ нравственных качеств личности; его действие может привести к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются прове­ренные собственным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ученика в интел­лектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения нравственным представлениям повышает само­оценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Складываю­щийся опыт отношений к окружающей действительности и к себе зависит от того, что выступает доминантой в структуре личности: чувства или разум на


различных этапах возрастного развития, что является первичным при приня­тии того или иного решения.

Нравственная воспитанность (или невоспитанность) личности в зависи­мости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях:

- «низкая» нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении воспитанника, недостаточно осознающего нормы и требования общественной морали,

- «высокая» нравственная воспитанность проявляется в единстве разви­того нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Есть ли моральное право у педагога ломать нравственную природу лич­ности ребенка во имя какого-либо нравственного идеала? Аргументируйте свой ответ.

2. Прокомментируйте высказывание Б.Т. Лихачева. Выскажите свою пози­цию.

«Нравственность формируется в преодолении противоречий, в борьбе с безнравст­венностью. Каждому ребенку нужно пережить и одолеть свою дозу трудностей, разре­шения противоречий, приобрести ничем невосполнимый опыт подлинной нравственной жизни: удовлетворение от добрых дел, победы над собой и внешними препятствиями; укрепление силы духа от выбора принципиального поведения; раскаяния по поводу внеш­него шага; радости от доброты; смелости от борьбы со злом».



2015-11-20 3277 Обсуждений (0)
Коллизии и мотивы нравственного поведения личности 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Коллизии и мотивы нравственного поведения личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)