Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Р.2.2. 2. Принцип системности




 

Запишите.

Системность - объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому свойственные целому новые характеристики.

Законспектируйте.

За простотой афоризма, который свидетельствует, что "целое больше своих частей", скрыт широкий спектр вопросов, как философских, так и конкретно-научных. Ответы на них побуждают выяснить, по каким критериям и на каких основах из большого количества явлений обособляется особенная категория объектов, которые приобретают значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Идея системности имеет многовековую историю познания. Словосочетание "Солнечная система" или "нервная система" давно вошли в повседневный язык. От древних представлений о космосе как упорядоченном и гармоничном целом (в отличие от хаоса) к современному триумфу систем типа «человек-компьютер» и трагедий, порождаемых деградацией экосистем, человеческая мысль следует принципу системности.



Системный подход как методологический регулятив был "изобретен" не философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его как один из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно найти новые феномены, прийти к важным открытиям. Так, например, американский физиолог Уолтер Кеннон считал синонимом системности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойств системы, ее стремления к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов, которые его нарушают. Рабочее значение этого принципа заключается в том, что, руководствуясь им, исследователь в любом компоненте системы видит один из способов, призванных решать главную задачу, - удержать равновесие системы.

Запишите.

Из исследований биологического гомеостаза Кеннон сформулировал "общие принципы организации", действительные для любых "сложных объединений" (систем в отличие от "не-систем"):

- дифференциация и интеграция функций "сотрудничающих частей", с целью решения общей для всей системы задачи;

- согласование внешних и внутренних отношений;

- саморегуляция, обеспечиваемая своевременным поступлением сигналов об отклонении от "средней позиции" и принятого курса;

- последующее включение механизмов, которые возобновляют стабильность, и др.

Прочитайте.

Принцип системности в образе гомеостаза оказался весьма продуктивным не только в физиологии, но и в других науках: в учении о биоценозе (совокупность живых организмов, которые населяют данный участок суши или водоема), генетике, кибернетике, социологии и психологии. Принцип системности не исчерпывается гомеостазом, хотя и служит одним из его важнейших, эвристически сильных, воплощений.

Психическая организация - это системный объект, который функционирует сам по себе, независимо от наших знаний о нем. Во многовековой эволюции научной мысли возникали разные теоретические конструкты, объясняющие, как эта организация устроена, из каких частей состоит, как они между собой связаны, насколько слаженно работают и т. д.

От научной мысли требуется, чтобы это знание было построено по определенной логике и его разные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принцип системности. Не все концепции выдерживают испытание этим критерием, потому для выяснения специфики знаний, адекватных принципу системности, следует сопоставить их с несколькими типами "несистемных" теорий.

Это следующие типы: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм.

Законспектируйте.

Холизм (от грецк. hоlоs - целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая ее как первичное начало, которое не из чего не выводится. В психологии подобное начало выступало в представлениях о душе, сознании, личности.

Сознание или личность действительно есть целостностями, но системными, потому их изучение предполагает специальный анализ обозначенной этими терминами области явлений, ее многомерного устройства, уровней ее организации, отношений с естественной и социальной средой, механизмов сохранения целостности и т.п. Только тогда открывается перспектива построения теории, воспроизводящей свойства и функции сознания и личности как системных объектов.

Элементаризм - это методологический подход, согласно которому система строится из элементов, которые, взаимодействуя между собой, приобретают новое качество как части целого и теряют его, выпадая из этого целого. Подобно тому как холизм абсолютизирует целостность, элементаризм оставляет без внимания интегральность системы, считая каждый из ее компонентов самодостаточной величиной. Связи с другими такими же величинами понимаются как объединения, попадая в которые они не подвергаются существенным преобразованиям. В психологии подобный стиль мышления, ориентированный на физический, точнее механический способ объяснения природы, согласно которому она сводится к взаимодействию неделимых частиц, привел к попыткам найти неделимые элементы в запутанной "материи" сознания.

В период становления психологии как отдельной научной дисциплины ее основатели предложили программу выявления с помощью эксперимента сенсорных "атомов", из которых состоит структура сознания. Это направление (представленное в работах Вундта, Титченера, Маха и др.) известно под названием структурализма.

В разных ответвлениях элементаризма выделяли другие психические "атомы" - акты, функции, реакции. Неудовлетворенность этими вариантами вызывала дискуссии, стимулировала разработку концепций, или вообще отбрасывающих структурную организацию душевной жизни (образ "потока сознания" у Джемса), или предлагающих начинать ее изучение из первичных целостностей (например, гештальты в гештальтпсихологии).

Эклектизм (от грецк. - выбирающий) - это еще один антипод системности, который означает объединение разнородных, лишенных внутренней связи, порой несовместимых друг с другом идей и положений, замена одних логических оснований другими. Так, приступив к разработке своей теории физиологической психологии, Вундт исходил из того, что первичным материалом сознанию служат сенсорные образы, которые соединяются при помощи ассоциаций. Но потом, увидев ограниченность этой схемы, он ввел в качестве "верховного" организатора процессов сознания особенную волевую силу - аперцепцию. Несовместимость этих двух способов объяснения очевидна. Джемс сетовал, что создание Вундта напоминает ему червя, которого можно разрезать на части и каждая из них будет ползать сама по себе.

Редукционизм. Еще одной установкой, которая противостоит принципу си- стемности в психологии, является редукционизм (от лат. - отодвигание назад), который сводит или целое к частям, или сложные явления к простым. Сведение, например, сложной организованной деятельности к более простому отношению "стимул - реакция" или к условному рефлексу препятствует системному объяснению этой целостности. Опасность несовместимой с принципом системности редукционистской установки особенно велика в психологии из-за своеобразия ее явлений, "сопредельных" по отношению к биологическим и социальных.

Осуществлялись попытки свести, например, такую умственную операцию, как обобщение к генерализации нервного процесса в коре больших полушарий (физиологический редукционизм) или свести личность к совокупности общественных отношений (социологический редукционизм), а познавательную активность описать как прием и переработку информации (кибернетический редукционизм).

Обращение к физиологии, социологии, кибернетике обогатило аппарат собственно психологических понятий благодаря преимуществам междисциплинарных контактов, которые, однако, являются эффективными лишь тогда, когда не ведут к "истреблению" этих понятий.

Организм - это биологическая система, общество, - социальная. С ними взаимосвязана психологическая система, которая имеет свое строение и закономерности развития. С целью отделить ее от других систем Н.Н.Ланге в свое время предложил назвать эту систему психосферой. "Общение" (взаимодействие) систем продуктивно только в "диалоге", где каждая говорит собственным, а не чужим голосом.

 

Прочитайте

Основные понятия системного подхода. В методологии системных исследований используется ряд понятий, важнейших для формирования этого направления. Это такие понятия, как «целое», «часть», «система», «структура», «элемент», «множество», «связь», «отношение», «уровень» и др. Важнейшими среди этих понятий являются понятия «целое» и «часть».

Например, ткань, которая состоит из множества клеток, можно назвать «целым», а клетки - «частями». В этом случае под «целым» подразумевается то, что состоит из отдельных объектов какого-либо класса. В то же время «целое» - не просто сумма, поскольку мы могли бы рассмотреть множество разрозненных клеток, которые не образуют целого, а лишь увеличивают свое количество. Целое должно быть чем-то большим, чем просто сумма (множество) элементов. Например, ткань - это не просто множество клеток, но некоторое новое качество, отсутствующее у каждой отдельной клетки. (Такое новое качество, которое появляется только у целого, называют еще «сверхаддитивным» или «эмерджентным» свойством. Такое качество выражается образованием некоторой структуры в системе, которая состоит из разных связей и отношений объектов, которые входят в ее состав).

Следовательно, когда говорят о целом, то предполагают:

1. Некоторое множество объектов.

2. Эти объекты могут входить в определенные взаимодействия друг с другом, порождать новое качество (состояние), отсутствующее у отдельных объектов.

Это состояние и есть «целое». Сами объекты - это «части». Наименьшие части, из которых может образоваться целое, называют «элементами». Понятие «система», «структура» - это во многом синонимы понятия «целое». Связи и отношения - проявления целого, и практически они тоже представляют собой формы целого. В конечном итоге, остаются три первичных понятия в системном подходе: целое; часть; множество (частей).

Совокупность частей является необходимым, но недостаточным условием для образования целого. Там, где целое, всегда есть части, но не наоборот - возможна совокупность частей без целого. Чтобы возникло целое, в совокупности частей должен появиться еще некоторый фактор («сверхаддитивности»), который выражает возникновение целого как нового состояния, - для каждой части и для всего количества частей. Целое как новое качество формирует определенный новый уровень существования по сравнению с уровнем отдельных частей и их множеств. Поэтому понятие «уровень» - также одно из основных понятий системного подхода. Когда предусматривается образование множества целых - не только целых первичных частей, но и целых, состоящих из самих целых, то в этом случае возникает последовательность все более высоких уровней, и говорят об уровнях организации или уровнях существования разных порядков.

Запишите

Приведем некоторые примеры видов целого.

1. Количественное целое. В таких целых феномен целостности связан преимущественно с накоплением некоторого «критического» числа элементов. Отдельный случай количественных целых представляет собой бесконечное целое, в котором образование высшего уровня требует бесконечного числа элементов низшего уровня. В этом случае эффект целостности выражается в достижении бесконечного количества (например, Вселенная). Часто логика количественного целого выражается в идее «качественного скачка», возникающего в связи с накоплением определенного количества элементов.

2. Полное целое. В таких целых важна полнота некоторого набора элементов, которые все вместе составляют целостную и законченную структуру. Например, это может быть система органов в организме, где каждый орган выполняет свою специализированную функцию, и для нормальной жизнедеятельности организма необходим полный набор таких функций - питание, выделение, размножение... Полное целое похоже на мозаики, в которых целое изображение состоит из множества отдельных частей, и каждая часть должна занимать свое место для воспроизведения полноты целого. Здесь каждая часть, казалось бы, нарушает некоторое равновесие в свою сторону и требует компенсации противоположным нарушениям, чтобы в сумме снова вернуться к равновесию. Поэтому в полных целых наблюдается некоторая циклическая структура, сумма всех элементов которой замыкает определенный цикл. Таковой является музыкальная гамма и гармоничное музыкальное произведение. Отдельные звуки в целостном музыкальном произведении как нарушают равновесие, так и восстанавливают его. Развертывание музыкального произведения обычно происходит как сложная последовательность нарушений-возобновлений таких многомерных и разноуровневых равновесий. То же верно и для любого эстетичного целого - архитектурного сооружения, живописного произведения или литературного романа. Везде в основе гармонии лежат разные полные целые, выстраиваемые как сложные системы равновесий. Таким образом, в полных целых эффект целостности дополнительно допускает некоторые средства выражения того или иного равновесия.

3. Зависимое целое. В этих целых эффект целостности связан с образованием разных форм связей или зависимости между элементами. Например, такими являются коммуникационные целые, в которых связи элементов выражаются в установлении информационных каналов общения между элементами. Развитие сети Интернет выражается сегодня в том числе в нарастании числа связей между разными пользователями. В зависимых целых каждый элемент проникает в другие элементы через установление тех или иных связей - возникает эффект многократного проникновения всего во все, способный приводить к возникновению нового уровня существования.

4. Синтетическое целое. В таких целых объединяются в новое целое разные, более частные, виды целого. Например, в существовании живого организма могут проявляться как количественное, полное, так и зависимое целое. Примером высокосинтетического целого есть человеческое сознание, в котором есть и эффекты бесконечности, и сложные равновесия, и многократная взаимозависимость отдельных состояний.

В психологии принцип системности - один из самых главных методологических принципов. К системным объектам, которые изучаются психологией, относятся психика, сознание, личность, интеллект, деятельность и др. Системные определения имеют также отдельные структурные подсистемы психики или личности, - например, мотивационно-ценностная система личности, ценностно-смысловая система и др.

Системный подход в психологии. По мнению многих ученых-психологов, природа психического может быть раскрыта только на основе системного подхода, когда психическое рассмотривается во множестве внешних и внутренних связей, в которых оно существует как целостная система. Только на основе системного подхода могут быть объединены и многочисленные области психологической науки.

Сейчас наступило время, когда в психологии созрели условия для действительной и последовательной реализации системного подхода. Первый шаг в этом направлении - систематизация и классификация данных, накопленных в различных психологических дисциплинах, выявление их связей и разработка переходных концепций или «концептуальных мостов» (П.К.Анохин) между ними, а также между психологией и другими областями научного знания. Как отмечал Д.И.Менделеев, действительно научная систематизация заключается не просто в «разложении по полочкам» изученной частичности. Она допускает расположение исследуемых явлений в таких связях, которые раскрывают их существенные отношения и глубокие основы.

В психологии о системном характере психических явлений шла речь еще на заре ее развития как самостоятельной науки (И.М. Сеченов, Г. Эбингауз). Большой вклад в развитие системных идей внес В.М. Бехтерев своими работами в области комплексного изучения человека.

На ранних стадиях развития психологической науки делались многочисленные попытки механически разложить психику на элементы, рассмотреть каждый из них отдельно, выявить их особенности и раскрыть связи, в которые они вступают. Однако такой элементаристский подход не оказался очень продуктивным. Предлагаемые аналитические описания в большинстве своем не были достаточно четкими. Психика «оказывала» сопротивление попыткам механического расчленения. Изучение каждого отдельно взятого явления или процесса сталкивалось с влиянием множества факторов и условий, с невозможностью его надежной изоляции от других явлений и процессов. В экспериментальных исследованиях так или иначе проявлялся системный характер психики. Как реакция на попытки поэлементного разложения психики возникло направление исследований, которое объявило целостность и неразложимость психики основным принципом.

О гештальте. Напомним, что после открытия X. Эренфельсом так называемых «гештальт-качеств» - специфических перцептивных структур - начался бурный период открытий ряда уникальных феноменов, формулировок новых для того времени принципов и постулатов. Сформировалась гештальтпсихология, в которой антиэлементаризм получил свое выражение в самой заостренной форме. Основной тезис гештальтпсихологии заключается в том, что явления психики строятся не путем синтеза элементов, существующих до этого изолировано, а с самого начала являются организованными целыми «единицами», - гештальтами. Ситуативнисть восприятия или мышления находит выражение в существовании особенным образом структурированного поля; решение проблемы заключается в движении по этому полю в направлении, которое обеспечивает совпадение структуры ситуации и структуры ее виденья субъектом. Основатели гештальтпсихологии X. Эренфельс, В. Келер, М. Вертгеймер и К. Коффка сформировали специфический категориальный аппарат для обозначения гештальт-феноменов, таких, как «схватывание», «озарение» (инсайт) и др., открыли ряд закономерностей функционирования гештальтов. Законы гештальта - это законы организации целого. В теоретических построениях гештальтистов, несомненно, содержится рациональное зерно: благодаря их исследованиям целостность стала не просто названием. Но принцип целостности подчеркивает лишь один момент системной организации психических явлений.

Очень ярко идеи системного подхода представлены в психологической концепции выдающегося психолога современности Ж.Пиаже. Все огромное наследие теоретико-эмпирических исследований Пиаже содержит указания и доказательства существования определенной иерархии структур, которые надстраиваются друг над другом, взаимодействующих между собой. На вершине этой иерархии оказывается расположенным интеллект, продолжающий и завершающий совокупность адаптивных процессов, линия развития которых направлена на достижение «тотального равновесия» в форме действий-операций разного порядка: сенсомоторных, перцептивных и собственно интеллектуальных.

Целостность и интегральный характер психики является существенной методологической проблемой психологической науки; именно они в течение всей истории были предметом острейших дискуссий. Анализируя то или иное явление с позиций системного подхода, недостаточно констатировать, что оно является целостным. Далее возникает вопрос: почему что-то является целым и единым? Чтобы ответить на него, необходимо раскрыть системные основания и базовое системное качество этого явления, понять единый строй его закономерностей. Общеметодологические процедуры, которые разрабатываются системным подходом, относятся к изучению:

- законов образования целого,

- законов строения целого,

- законов функционирования целого,

- законов развития целого,

- взаимосвязи явления (системы) с родовой системой,

- взаимосвязи явления (системы) с иными системами,

- взаимосвязи явления (системы) с внешним миром и т. п.

Эти процедуры являются существенными звеньями любого процесса научного познания. Так или иначе все они проявляются в исследованиях психических явлений, хотя в разных психологических дисциплинах соотношения между ними и складываются по-разному.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)