Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прочитайте и законспектируйте



2015-11-20 712 Обсуждений (0)
Прочитайте и законспектируйте 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмеханический детерминизм. Веками шли поиски разных схем, объясняющих психическую жизнь человека (его "душу").

Первой вехой на этом пути стало древнегреческое философское учение - гилозоизм. Природа представлялась в виде единственного материального целого, наделенного жизнью. Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику. Из этой живой праматерии вырастают все явления без вмешательства каких-либо внешних творческих сил. Душа в отличие от древнего анимизма (от лат. anima - душа) мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненных общим для всего космоса законам и причинам.

Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа определялась как способ организации любых живых тел. Растения также имеют душу (является одушевленными). Будучи формой тела, душа не может рассматриваться независимо от него. Аристотель считал бесперспективными попытки воспроизвести работу живого тела по образцу работы механического устройства. Такая "бионическая" конструкция была "изобретена" знаменитым Дедалом, который якобы сделал подвижной статую Афродиты, влив в нее ртуть. Такое механическое подобие поведения организма Аристотель считал настолько же неприемлемым для объяснения действий реального живого тела, как и представления Демокрита об атомах души, которые приводят в движение другие атомы, из которых состоит организм.

Опора на новую биологию, которая в отличие от гилозоизма открыла своеобразие живого, отделив неорганическое от органического, позволила Аристотелю переосмыслить понятие о причинности.

Его важнейшим достижением стало открытие неотделимости души от живого тела как системы, которая имеет целостную организацию.

В отличие от Демокритовой трактовки причинности (по типу механического действия потоков атомов на организм, воспринимающего эти потоки), Аристотель представлял живое существо иным, чем другие природные тела, рассматривая психическое как биологическое по своей сути. Отсюда следовало и новое понимание его детерминации, которое предполагает зависимость психических явлений не только от внешних действий, но и от ориентации на цель. Это убеждение детерминиста может быть названо прабиологическим (по отношению к биологии Нового времени).

Поведение живых тел регулируется особенной причиной. Аристотель назвал ее "конечной причиной". Под этим имелась в виду целесообразность действий души. Аристотель распространил этот объяснительный принцип на все существующее, утверждая, что "природа ничего не делает напрасно". Такой взгляд получил имя телеологического (от грецк. telos - цель и logos - слово) учения.

Телеологию осудили за несовместимость с наукой, увидев в ней антитезис детерминизма. Подобная оценка объединяла детерминизм с версией, которая отождествляла его с принципом механической причинности. Между тем целесообразность живой природы, теоретически осмысленная Аристотелем, - ее неотъемлемый признак. Его открытие, как показала впоследствии история науки, нуждалось в новой интерпретации детерминизма, чтобы объяснить специфику как биологических, так и психических форм.

Впоследствии через социально-идеологические причины представления Аристотеля были переведены в религиозный контекст. Постулат о нераздельности души и тела был нивелирован. Душа трактовалась как самостоятельная первичная сущность, и ей была приписана роль регулятора жизнедеятельности. Это означало разрыв с детерминизмом и гегемонию телеологии в другом, чем в Аристотеля, и бесперспективном для науки значении.

У философов идеалистического направления целесообразность объяснялась как активность души, которая противостоит активности тела и является высшим началом. Опыт, возвращенный к внешней природе, и ее логический анализ, которые дали первые ростки объективного, основанного на принципе детерминизма знании о структуре и механизмах психики, поглощались религиозным догматизмом, формирующим негативное отношение ко всему внешнему и телесному.

Наивысшая достоверность придавалась особенному "внутреннему опыту", лишенному рациональных оснований. Дальнейшее развитие научно-психологического знания, регулируемого принципом детерминизма, стало возможным в новых социально-исторических условиях. Особенно следует выделить как один из вариантов предмеханического детерминизма попытки вернуться к естественнонаучному объяснению арабскими и западноевропейскими учеными накануне эпохи Возрождения.

В противовес принятым теологической схоластикой приемам рассмотрения души как особенной сущности, для действий которой нет других оснований, кроме как воли божьей, начинает возрождаться созвучный детерминизму подход к отдельным психическим проявлениям. Складывается особенная форма детерминизма, условно ее можно назвать "оптическим" детерминизмом. Он возник в связи с исследованием зрительных ощущений и восприятий.

В древние века зрение считалось функцией души. Но сначала арабские, а затем западноевропейские натуралисты прибавили ему новое значение благодаря тому, что поставили зрительное восприятие в зависимость от оптики. Она разрабатывалась в классических работах арабского ученого Ибн аль-Хайсама.

Для объяснения того, как строится изображение в глазах (то есть психический феномен, возникающий в телесном органе), они использовали законы оптики, связав тем самым психологию с физикой. Сенсорный акт, который считался производным от бесплотного агента (души), выступил в виде эффекта, возникающего по объективным, имеющим математическое выражение, законам распространения физического по своей природе светового луча. Движение этого луча в физической среде зависит от его свойств, а не направляется душой. Зрение относилось в зависимость от законов оптики, включаясь тем самым в новый причинный ряд, подчинялось физической необходимости, имеющей математическое выражение.

События же в физическом мире доступны наблюдению, измерению, эмпирическому изучению, как непосредственному, так и с использованием дополнительных средств (орудия эксперимента). Оптика и оказалась той областью, где соединялись математика и опыт. Тем самым преобразовывалась структура мышления, открывая новые перспективы для детерминизма.

Запишите

Следовательно, к XVII веку в эволюции психической мысли можно выделить три формы предмеханического детерминизма: гилозоистский, прабиологический и оптический.

Прочитайте и законспектируйте.

Механический детерминизм. Научная революция XVII века создала новую форму детерминизма, а именно механический детерминизм.

В эпоху перехода к мануфактурному производству с изобретением и использованием технических устройств схема их действия стала прообразом причинно-механической интерпретации всего сущего, включая организм и его функции.

Все психологическое наследие античности - учение об ощущениях, движениях, ассоциациях, аффектах, - переосмысливается через призму новых наглядно-логических конструктов. Их ядром служило объяснение организма как своего рода машины, то есть определенным образом организованной и автоматически действующей системы. Созданная человеком машина, которая опосредует связи между ним и природой, выступила в виде модели объяснения и человека, и природы. "Привязка" к конструкции - неотъемлемая особенность механодетерминизма.

Этот принцип научного познания в свою очередь прошел ряд фаз в своем развитии, в том числе пяти главных из них - от середины XVIІ к середине XIX столетия.

Первая фаза наиболее типично представлена психологическим учением Декарта. Он отделил душу от тела, превратив понятие о душе в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его роботу по типа механизма, автоматически производящего определенные впечатления: восприятие, движения, ассоциации и самые простые ощущения. Восприятию (сенсорным феноменам) противопоставлялись врожденные идеи, телесным движениям (рефлексам) - волевые акты, ассоциациям - операции и продукты абстрактного мышления, самым простым эмоциям - интеллектуальные ощущения. Эта дуалистическая картина человека расщепляла ее пополам (согласно Декартовой философии, человек - это средоточие двух субстанций: непротяженной - духовной и протяженной - телесной).

Относительно протяженных тел, которые проводят элементарные психические продукты, подтверждалась их безусловная подчиненность принципу детерминизма. Касательно же сознательно волевых актов этот принцип отбрасывался. Здесь господствовал индетерминизм. Если за освобождением тела от души и его моделированием по типа машины стояли преобразования в сфере материального производства, то за возведением сознания в независимую сущность - утверждение самоценности индивида, опорой бытия которого служит собственное критическое мнение. Поскольку же для последней никаких определяющих ее работу оснований не предполагалось, человек выступал как средоточие двух начал (субстанций), как существо, в объяснении психики и поведения которого детерминизм пересекается с индетерминизмом.

Попытку преодолеть это дуалистическое убеждение сделал на философском уровне Спиноза в учении о единой субстанции. Касательно же психологии человека он объяснял его сущность особенным аффектом - влечением, считая, что радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает. Отрицая случайность, как и свободу воли, он дал повод считать его подход к детерминизму сродни фатализму.

Следующие две фазы механодетерминизма представлены в XVIII веке учениями английских (например, Гартли) и французских (Ламетри, Дидро, Кабанис) материалистов. Их предшественники, утверждая детерминизм касательно "низших" психических функций, считали высшие функции (ум, волю), имеющими качественно иную сущность. Их формулу можно обозначить как "человек - полумашина". На смену ей приходит формула "человек - машина". Но хотя идея машиноподобности сохранялась, представление о "машине" все больше из модели становилось метафорой. Ни "вибраторная" машина Гартли, ни "человек-машина, которая чувствует и мыслит" Ламетри не имели никаких аналог в мире автоматов. Машина органического тела становится носителем любых психических свойств, которыми только может наделяться человек.

Гартли мыслил в категориях механики Ньютона. Что же касается французских сторонников детерминизма, то у них он заимствует новые признаки, знаменуя третью фазу в разработке детерминизма.

Она имела переходный характер, объединяя механодетерминистскую ориентацию с идеей развития, навеяной биологией. Телесная машина становилась (вместо Декартовой - гомогенной) иерархически организованной системой, где в ступенчатом ряду выступают психические свойства возрастающей степени сложности, включая наивысшие.

Четвертая фаза механодетерминистской трактовки психики возникла благодаря крупным успехам в области нервно-мышечной физиологии. Здесь в первой половине 19-го века господствовало "анатомическое начало". Это означало установку на выяснение зависимости жизненных явлений от строения организма, его морфологии.

В учениях о рефлексе, об органах чувств и о работе головного мозга сформировался один и тот же стиль объяснения: за основу принималась анатомическая обособленность органов.

Эта форма детерминизма породила главные концепции того периода: о рефлекторной "дуге", о специфической энергии органов чувств и о локализации функций в коре головного мозга.

Организм расщеплялся на два уровня: уровень, зависимый от структуры и связи нервов, и уровень безсубстратного сознания.

К картине целостного организма естественно-научную мысль возвратило открытие закона сохранения и превращения энергии, согласно которому в живом теле не происходит ничего, кроме физико-химических изменений, которые мыслились, однако, не в механических, а в энергетических, терминах.

Однако, какое место психических процессов в этой биоэнергетике?

На этот вопрос последовали два ответа. Поскольку закон сохранения энергии работает в органическом мире неукоснительно, сложилась версия, что течение мыслей и других психических процессов подчиняется законам, по которым совершаются физико-химические реакции в нервных клетках. Так появилась пятая фаза детерминизма в трактовке психики – вульгарно-материалистическая.

Между тем не только успехи научного изучения реакций организма, но и потребности практики (педагогической и медицинской), побуждали искать в ситуации, созданной открытием закона сохранения энергии, другую альтернативу. Эти поиски реализовались в концепции психофизического параллелизма.

Слабость механодетерминизма побуждала научную мысль обратиться к биологии, где в середине прошлого столетия происходили революционные преобразования.



2015-11-20 712 Обсуждений (0)
Прочитайте и законспектируйте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прочитайте и законспектируйте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)