Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические выводы и основные положения



2015-11-20 3013 Обсуждений (0)
Теоретические выводы и основные положения 4.83 из 5.00 6 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

И.В. Татарникова

 

МЕНЕДЖМЕНТ

Допущено Ученым советом МГТУ

в качестве учебного пособия для студентов экономических

специальностей экономического факультета по дисциплине

«Менеджмент»

 

Мурманск


УДК 005(075.8)

ББК 65.291.21

Т 23

Татарникова И.В Менеджмент: учеб. пособие/ И.В. Татарникова. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – 122 с.

В учебном пособии излагаются основы теории и практики управления организацией, действующей в условиях рыночной экономики.

Ключевыми вопросами данного учебного пособия являются общие основы, сущность, содержание, принципы, функции, социофакторы и этика менеджмента.

Рассматриваются актуальные вопросы коммуникации, корпоративной культуры, внутренних и внешних переменных организации, стилей руководства.

В пособии содержится теоретический материал, тесты, вопросы для самоконтроля, позволяющие лучше подготовить будущих специалистов.

Учебное пособие предназначено для студентов экономического профиля, всех форм обучения.

 

In the manual the bases of the theory and practice of management.

In the popular form all complex of mechanisms and methods, elements of administrative activity at the enterprise, in organization and enterprise activity is described.

Is shown how to use principles and methods of management, to form strategy and tactics, to create organization and to operate operations, to decide tasks arising in job of the chiefs, economists and other experts of organizations, in activity of the businessmen.

The manual is intended for the students of an economic structure, all forms of training.

 

Рецензенты:

кафедра государственного и муниципального управления Мурманского института экономики-филиала Санкт-Петербургской Академии экономики и управления.

Г.Н.Андреева, к.т.н., доцент кафедры естественно-научных дисциплин и информатики Мурманского гуманитарного института.

 

ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА ТАТАРНИКОВА

МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

Печатается в авторской редакции

©Мурманский государственный технический университет, 2010

© И.В. Татарникова, 2010

Содержание

 

Содержание………………………………………………………………………3

Введение……………………………………….…..…………………………...5

Раздел 1. Сущность и содержание менеджмента……………………...……..6

1.1. Теоретические выводы и основные положения…………………….…...6

1.2. Вопросы для обсуждения……………………………………..…………10

1.3. Тесты по разделу 1…………………………..…………………...………11

1.4. Практическое занятие «Менеджмент наука об управлении»………....15

1.5. Деловая игра «Эффективный менеджер»……………………………..16

Раздел 2. История развития управленческой мысли……………………….18

2.1. Теоретические выводы и основные положения………………………..18

2.2. Вопросы для обсуждения………………………………………………..21

2.3. Тесты по разделу 2……………………………………………………….22

2.4. Практическое занятие «Основы управления»………………………….25

2.5. Деловая игра «Анализ возможностей применения японского опыта

управления в российских условиях»………………………………………..26

Раздел 3. Организация как объект управления……………………………...28

3.1. Теоретические выводы и основные положения………………………..28

3.2. Вопросы для обсуждения………………………………………………..31

3.3. Тесты по разделу 3……………………………………………………….31

3.4. Практическое занятие «Управление социально-экономическими системами (организациями)»……………………………………………………....35

3.5. Деловая игра «Анализ факторов внутренней и внешней среды»…….36

Раздел 4. Организационные структуры управления………………………..38

4.1. Теоретические выводы и основные положения………………………..38

4.2. Вопросы для обсуждения………………………………………………..44

4.3. Тесты по разделу 4……………………………………………………….44

4.4. Практическое занятие «Разновидности организационных структур»..47

4.5. Деловая игра «Мобильность организационной структуры предприятия»……………………………………………………………………….48

Раздел 5. Функции менеджмента…………………………………………….50

5.1. Теоретические выводы и основные положения………………………..50

5.2. Вопросы для обсуждения………………………………………………..54

5.3. Тесты по разделу 5……………………………………………………….54

5.4. Практическое занятие «Функции управления»………………………...56

5.5. Деловая игра «Взаимосвязь функций управления»…………………...57

Раздел 6. Мотивация персонала…………………………………………….. 58

6.1. Теоретические выводы и основные положения………………………. 58

6.2. Вопросы для обсуждения………………………………………………..61

6.3. Тесты по разделу 6……………………………………………………….61

6.4. Практическое занятие «Мотивация персонала»……………………….62

6.5. Деловая игра «Мотивация работников предприятия»………………...63

Раздел 7. Стили руководства. Лидерство и лидеры……………………….. 65

7.1. Теоретические выводы и основные положения………………………. 65

7.2. Вопросы для обсуждения………………………………………………. 73

7.3. Тесты по разделу 7……………………………………………………… 74

7.4. Практическое занятие «Эффективное руководство»………………….77

7.5. Деловая игра «Использование различных стилей руководства»……. 78

Раздел 8. Конфликты и методы управления конфликтами……………….. 80

8.1. Теоретические выводы и основные положения………………………. 80

8.2. Вопросы для обсуждения………………………………………………. 84

8.3. Тесты по разделу 8……………………………………………………… 85

8.4. Практическое занятие «Роль конфликтов в организации»……………88

8.5. Деловая игра «Конфликт в гипермаркете»…………………………… .89

Раздел 9. Социальная ответственность и этика делового общения………. 90

9.1. Теоретические выводы и основные положения………………………. 90

9.2. Вопросы для обсуждения………………………………………………. 92

9.3. Тесты по разделу 9……………………………………………………… 93

9.4. Практическое занятие «Составляющие факторы делового общения».96

9.5. Деловая игра «Переговоры как часть работы менеджера»………….. .97

Раздел 10. Управленческие решения………………………………………. .98

10.1. Теоретические выводы и основные положения……………………... 98

10.2. Вопросы для обсуждения…………………………………..……….. 101

10.3. Тесты по разделу 10…………………………………………………. 102

10.4. Практическое занятие «Три спорных решения»…………………… 105

10.5. Деловая игра «Использование метода «ринги» в управлении»…... 107

Раздел 11. Формальные и неформальные организации………………….. 107

11.1. Теоретические выводы и основные положения……………………. 107

11.2. Вопросы для обсуждения……………………………………………. 109

11.3. Тесты по разделу 11…………………………………………………...109

11.4. Практическое занятие «Неформальные организации»……………...113

11.5. Деловая игра «Управление неформальной организацией»………...113

Раздел 12. Эффективность менеджмента…………………………………..115

12.1. Теоретические выводы и основные положения……………………..115

12.2. Вопросы для обсуждения……………………………………………..117

12.3. Практическое занятие «Оценка эффективности решения по

сокращению кадров»………………………………………………………..117

 

Список рекомендуемой литературы……………………………………….119

В В Е Д Е Н И Е

В современном динамично изменяющемся рыночном пространстве все большее значение уделяют изучению управления во всех сферах деятельности, при этом, в процессе изучения менеджмента делается акцент на опыт управления в России.

Изучение менеджмента позволяет получить конкретные знания и навыки в постановке и обосновании целей и задач управления, мотивирование персонала на достижение заданных целей, дать возможность принимать научно обоснованные решения, систематизировать работу предприятия в целом как системы.

В процессе подготовки менеджеров необходимо не только изучение принципов и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления, но и развитие способностей предвидеть развитие ситуации и в соответствии с этим, разрабатывать стратегию и тактику управленческой практики.

Современные российские предприятия представляют собой сложную производственно-хозяйственную систему. Современные руководители должны знать теоретические основы организации производства, методы планирования и анализа финансовой деятельности предприятия, знать принципы формирования коллектива и особенности управления персоналом, иметь представление о методах минимизации рисков в рыночной экономике.

Предлагаемое учебное пособие позволит:

- сформировать четкое представление о роли и задачах менеджера в организации;

- понять особенности мотивации и поведения людей;

- организовать эффективную работу персонала в организации;

- разработать стратегию и тактику управления организацией, оценить ее эффективность.

Практические задания в данном пособии соответствуют реальным экономическим условиям.

Учебное пособие предназначено для студентов и слушателей Вузов по специальностям «Менеджмент» и «Прикладная информатика (в экономике)», но также может быть полезно и другим категориям читателей: руководителям высшего и среднего звена предприятий всех видов деятельности.

Раздел 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Теоретические выводы и основные положения.

 

Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники). В то же время управление можно рассматривать как определенный тип взаимодействия между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.

Особенность управления в рыночных условиях объясняется тем, что деятельность предприятия связана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Ценой риска может быть личная собственность. Управление в рыночной экономике связано с рядом особенностей:

1. Ориентация на спрос и конъюнктуру рынка;

2. производство тех видов товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и гарантируют большее получение прибыли;

3. Обеспечение эффективности деятельности;

4. Прогнозирование возможных негативных ситуаций в деятельности организации с целью их своевременного устранения

Субъект и объект управления в целях эффективного взаимодействия в условиях рыночной экономики должны:

-соответствовать друг другу;

-обладать относительной самостоятельностью;

-осуществлять между собой двустороннее взаимодействие;

Быть заинтересованными в четком взаимодействии.

Термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью, т.е. менеджмент – это управление в социально-экономических системах в условиях рыночных отношений.

Менеджмент – это умение достигать поставленных целей, используя труд людей, интеллект и мотивы поведения.

Менеджмент является наукой. Знание основных принципов, методов, функций управления позволяет организации решать поставленные задачи, добиваться намеченных целей организации.

Менеджмент – это практика, так как вбирает опыт передовых компаний и опыт организаций, не выживших на рынке.

Каждый сотрудник организации является индивидуумом, обладающий своим характером, пристрастиями, привычками, достоинствами и недостатками, проявляющиеся в различных ситуациях по-разному. В этой связи, можно сказать, что менеджмент это и искусство, Искусство управлять людьми.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Различают формальные и неформальные организации. Чаще всего формальные организации это юридические лица.

Менеджмент не существует в отрыве от организации. Организация является объектом менеджмента, а менеджмент предназначен для сохранения ее целостности.

По уровням управления общий менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства организацией:

- высший;

- средний;

- низший.

Дифференциация по уровням управления зависит от ранга командной власти, компетенции принятия решений, степени ответственности.

Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и компетентность функций, выше степень ответственности за принимаемые решения, выше доля стратегических решений, доступ к информации, требования к квалификации менеджера.

На высшем уровне принимаются стратегические решения, касающиеся деятельности всей организации в целом.

На среднем уровне управления принимаются решения для конкретных функциональных подразделений.

Низший уровень управления ориентирован на оперативные решения, касающиеся деятельности непосредственного исполнителя.

По специфике управления организацией различают следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области:

а) Производственный или операционный менеджмент, отражающий практическую деятельность предприятия;

б) Маркетинг-менеджмент, является инструментом взаимодействия и адаптации хозяйственной деятельности предприятия к рынку;

в) Финансовый менеджмент, заключается в управлении финансовой деятельностью предприятия;

г) Инновационный менеджмент, связан с обеспечением конкурентных преимуществ и эффективности функционирования предприятия в рыночной среде.

Менеджер – это наемный профессиональный управляющий, участник трудового коллектива, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность граждан или объединений с целью получения прибыли или экономической выгоды в различных формах.

Современное управление базируется на ряде принципов:

1. Успех зависит от того, насколько удачно организация приспосабливается к условиям внешней среды и происходящим изменениям.

2. В организации должны происходить регулярные обновления, фирма должна ориентироваться на потребителей.

3. Организация должна чувствовать социальную ответственность перед обществом и перед своими сотрудниками.

4. Совершенствование системы мотивации труда с использованием социально-педагогических методов.

5. Привлечение сотрудников к управлению организацией.

Современный руководитель должен знать принципы и методы менеджмента, составляющие основу эффективного управления организацией в условиях рыночной экономики.

Принципы менеджмента - фундаментальные истины, на которых строится система управления в целом или ее отдельные части.

Принципы формируются на основе законов и закономерностей развития экономики и организаций и на основе предшествующего опыта хозяйствования. Принципы имеют смысл только в том случае, если на их основе организация может достигать своих целей.

Принципы менеджмента были сформулированы в ХХ веке представителями классической школы Ф.Тейлором, Г. Эмерсоном, А.Файолем, М.Вебером и другими представителями. Наиболее значимыми являются принципы Г.Эмерсона, сформулированные в книге «Двенадцать принципов управления» (1912г.), и принципы А.Файоля, сформулированные им в книге «Общее и промышленное управление» (1914г.).

Классические принципы менеджмента представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Классические принципы менеджмента

 

Принцип Ф.У.Тейлор (1856-1915) А.Файоль (1841-1925) Г.Эмерсон (1853-1931) М.Вебер (1864-1920)
Отчетливо поставленные идеалы и цели     +  
Здравый смысл     +  
Использование компетентных консультаций     +  
Дисциплина   + +  
Справедливое отношение к персоналу + + +  
Быстрый, надежный и постоянный учет     +  
Диспетчеризация     +  
Наличие норм и расписаний     + +
Нормализация условий труда +   +  
Нормирование операций     + +
Наличие стандартных инструкций     +  
Вознаграждение за производительность   + +  
Разделение труда + +   +
Сочетание власти и ответственности + +   +
Единоначалие   +    
Единство руководства   +    
Подчинение индивидуальных интересов общим   +    
Централизация   +    
Иерархичность управления   +   +
Порядок   +   +
Стабильность пребывания в должности   +    
Инициатива   +    
Корпоративный дух   +    
Обучение персонала +      

В качестве современных принципов менеджмента можно рассматривать систему принципов, предложенную Т.Питтерсом и Р.Уотерманом. К этим принципам относятся.

1. Ориентация на достижение успеха;

2. Быть всегда лицом к потребителю;

3. Самостоятельность и предприимчивость;

4. Производительность;

5. Связь с жизнью;

6. Верность своему делу;

7. Простота структуры и скромный штат управления.

Методы менеджмента – совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.

Различают следующие методы: административные, экономические, социально-психологические.

Административные методы базируются на отношении власти и подчинения. Повышается исполнительность сотрудников, но сковывается инициатива (указания, нормы, взыскания, поощрения).

Экономические методы позволяют улучшить работникам свое материальное положение благодаря качественно выполненной работе. Частое их применение демотивирует работников (премия, повышение заработной платы).

Социально-психологические методы. В рабочем коллективе атмосфера партнерства, равные возможности при распределении поощрений независимо от должности, стажа, опыта работы.

В своей деятельности менеджер должен умело сочетать перечисленные методы. Применение лишь одного из них способно демотивировать работников организации.

1.2. Вопросы для обсуждения:

1. Как вы охарактеризуете сущность и виды управления?

2. Какие различия между менеджером и предпринимателем?

3. В чем сущность организации?

4. Какие методы управления вам известны, охарактеризуйте их.

Тесты по разделу 1

Вариант 1

1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда мы говорим:

а) управление;

б) управление в сфере услуг;

в) управление в рыночных условиях.

 

2. Менеджмент как наука появляется:

а) с появлением первых фабрик, заводов;

б) в конце ХIХ века;

в) в начале ХХ века.

 

3. Какого принципа не существует:

а) плановости;

б) научной обоснованности;

в) предвидения.

 

4. Наиболее эффективное управление персоналом достигается, если:

а) применять экономические методы стимулирования;

б) применять различные методы стимулирования;

в) применять административный метод.

 

5. Менеджмент – это:

а) наука и искусство;

б) наука, практика и искусство;

в) практика.

 

6. К административным методам управления относят:

а) просьбу;

б) взыскание;

в) заботу о здоровом психологическом климате в коллективе.

 

7. Насколько обязательно строить управление предприятием на принципах плановости, научной обоснованности, демократизации управления:

а) обязательно, так как управление, основанное на данных принципах- основа для процветания предприятия;

б) желательно учитывать принципы управления при руководстве фирмой;

в) необязательно, так как их использование приведет к бюрократизации, а возможно и к краху.

 

8. Какого метода управления не существует:

а) социально-психологического;

б) материального;

в) либерального.

 

9. Укажите 5 характеристик, относящиеся к макроокружению организации:

1.-----------------------------------------

2.-----------------------------------------

3.-----------------------------------------

4.-----------------------------------------

5.-----------------------------------------

 

10. Субъектом управления является:

а) ген директор предприятия;

б) совет директоров предприятия;

в) отдел научных исследований и разработок.

 

11. Какого менеджмента не существует:

а) стратегического;

б) финансового;

в) стабилизационного.

 

12.Переход от плановой экономики к рыночной в России объясняется:

а) появлением конкуренции;

б) новым экономическим курсом развития;

в) НТП.

 

 

Вариант 2.

1. Принципы менеджмента – это идеи, которые следует принимать во внимание при управлении:

а) бюджетными организациями и учреждениями;

б) коммерческими организациями;

в) любой организацией.

 

2. Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности означает, что:

а) при выборе управленческих решений принимают участие не только руководители, но и специалисты, чьи знания могут оказаться полезными;

б) ответственность в организации строго распределена;

в) руководитель должен быть не только хорошим координатором, но и профессионально разбираться в тонкостях работы своих подчиненных.

 

3. Пренебрежение принципами менеджмента может привести предприятие:

а) к штрафам и другим экономическим санкциям;

б) к разумной экономии;

в) к угрозе существования.

 

 

4. Принцип демократизации управления предполагает:

а) обязательное участие работников организации в демократических выборах страны;

б) создание атмосферы партнерства и доверия, повышение самооценки работника;

в) доверие и отсутствие контроля над деятельностью некоторых опытных специалистов.

 

5. Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей, это определение:

а) менеджмента;

б) маркетинга;

в) бухгалтерского учета.

 

 

6. Приказ относится:

а) к административным методам управления;

б) к экономическим методам управления;

в) к психологическим методам управления.

 

7. Какого типа экономики не существует:

а) планового;

б) рыночного;

в) адаптивного.

 

8.Рыночная экономика характеризуется:

а) государственным регулированием процесса ценообразования;

б) зависимостью цены от соотношения спроса и предложения;

в) упрощением отношений между производителем и потребителем.

 

9.Плановая экономика характеризуется:

а) самостоятельным планированием предприятия своей деятельности;

б) запланированным числом предпринимателей, которым государство сможет помочь в текущем периоде;

в) отсутствием свободы у производителей.

 

10. В условиях рыночной экономики доход сотрудника предприятия должен включать:

а) оплату по тарифным ставкам в зависимости от сложности труда;

б) рыночную оплату труда в зависимости от спроса на данный труд;

в) компенсацию роста цен и доплату за неблагоприятные условия труда.

 

11. В командно-плановой экономике:

а) планы составляются на 5 лет;

б) план развития экономики составлялся централизованными органами на 3-5 лет и не имел альтернатив;

в) планы составлялись на 3 года с учетом требований внешней среды.

 

12. Наиболее характерно для плановой экономики:

а) наличие дефицита на многие товары;

б) широкий ассортимент различных товаров, так как их выпуск тщательно планировался;

в) появление малого предпринимательства.

 

Практическое занятие

«Менеджмент наука об управлении»

Цель занятия -закрепление имеющихся знаний по теме «Менеджмент как наука»; развитие способности анализировать, приводить аргументы в поддержку своего мнения.

 

Задание.Внимательно прочитайте утверждения и отметьте неверные. Результаты работы обсуждаются на занятии. Ответы студентов должны сопровождаться примерами.

1. Управление- это целенаправленный процесс.

2. Менеджмент является отраслью знаний, а не наукой.

3. принципы менеджмента настолько обязательно использовать при управлении предприятием, насколько и принципы этики.

4. Наиболее эффективным в процессе управления является экономический метод.

5. Менеджером невозможно стать, им нужно родиться.

6. Менеджеры технического уровня больше взаимодействуют со своими подчиненными, чем менеджеры других уровней - со своими подчиненными.

7. Наука выделяет 4 уровня управления: базовый, технический, управленческий, институциональный.

8. Менеджмент – это управление в рыночных условиях.

9. Командно-плановая экономика более выгодна производителям, чем потребителям.

10. Рыночная экономика имеет преимущества и недостатки.

11. Основанными методами менеджмента являются: административный, экономический, социально-психологический.

12. Руководитель подразделения не обязательно лучший специалист, он должен быть лучшим координатором.

13. Менеджмент обязательно включает изучение взаимодействия человека и организации.

14. При управлении организацией сложно следовать принципу научной обоснованности, поскольку многие решения приходится принимать в условиях неопределенности.

15. Коммуникабельность-основное качество менеджера.

16. Менеджмент - англоязычное слово.

17. Менеджер – это наемный работник, принимающий управленческие решения.

18. Профессия менеджер появилась в конце ХIХ века в Англии.

19. Под принципом плановости понимается осуществление в организации планирования, определяющего основные направления его развития.

20. Управление – процесс систематический, исключающий риск.

 

Деловая игра

«Эффективный менеджер»

Цель занятия –определение профессиональных качеств, необходимых менеджеру для эффективной деятельности в организации.

Задание.Сформулируйте основные профессиональные признаки менеджера с учетом требуемых знаний, навыков и личностных характеристик.



2015-11-20 3013 Обсуждений (0)
Теоретические выводы и основные положения 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические выводы и основные положения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3013)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)