Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Теория стоимости (цены) капитала




Концепция стоимости (цены) является одной из базовых в теории капитала. Она затрагивает два основных вопроса: исчисление процентов, которые нужно уплатить владельцам финансовых ресурсов; определение нормы рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.

В соответствии с указанными аспектами различают «цену капитала данного предприятия», и «цену предприятия в целом как субъекта на рынке капиталов», одним из показателей которой является дисконтированная величина денежного потока заработанного компанией в течение определенного будущего периода времени.

Процесс оценки стоимости капитала последовательно осуществляется на предприятии по следующим этапам: Оценка стоимости отдельных элементов собственного капитала предприятия; Оценка стоимости отдельных элементов привлекаемого предприятием заемного капитала; Оценка средневзвешенной стоимости капитала предприятия.

Рассмотрим методику оценки стоимости капитала предприятия в разрезе каждого из перечисленных этапов. 1. Оценка стоимости отдельных элементов собственного капитала предприятия. Цена каждого источника различна и может быть определена следующим образом:

1. для элементов собственного капитала:

1.1.стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде (СКфо) определяется по формуле:

СКфо = ЧПс * 100 / Сксреднег, % где ЧПс – сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в процессе ее распределения за отчетный период; Сксреднег - средняя сумма собственного капитала в отчетном периоде.

Стоимость дополнительно привлекаемого акционерного (пае­вого) капитала рассчитывается в процессе оценки дифференцирован­но по привилегированным акциям и по простым акциям (или дополни­тельно привлекаемым паям).

• Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии привилегированных акций определяется с учетом фиксирован­ного размера дивидендов, который по ним заранее предопределен. Это значительно упрощает процесс определения стоимости данного эле­мента капитала, так как обслуживание обязательств по привилегиро­ванным акциям во многом совпадет с обслуживанием обязательств по заемному капиталу.

• Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии простых акций (или дополнительно привлекаемых паев) тре­бует учета таких показателей:а) суммы дополнительной эмиссии простых акций (или суммы дополнительно привлекаемых паев); б) суммы дивидендов, выплаченных в отчетном периоде на одну акцию (или суммы прибыли выплаченной собственникам на
единицу капитала); в) планируемого темпа роста выплат прибыли собственникам капитала в форме дивидендов (или процентов); г) планируемых затрат по эмиссии акций (или привлечению дополнительного паевого капитала).

2. для элементов заемного капитала:

Заемный капитал в процессе финансового управления оцени­вается по следующим основным элементам: 1) стоимость финансового кредита (банковского и лизингового); 2) стоимость капитала, привле­каемого за счет эмиссии облигаций; 3) стоимость товарного (коммер­ческого) кредита (в форме краткосрочной или долгосрочной отстрочки платежа); 4) стоимость текущих обязательств по расчетам.

Стоимость банковского кредита, несмотря на многообразие его видов, форм и условий, определяется на основе ставки процента за кредит, которая формирует основные затраты по его обслужива­нию. Эта ставка в процессе оценки требует внесения двух уточнений: она должна быть увеличена на размер других затрат предприятия, обус­ловленных условиями кредитного соглашения (например, страхования кредита за счет заемщика) и уменьшена на ставку налога на прибыль с целью отражения реальных затрат предприятия.

1.2) банковский кредит: СБК = (ПКб *(1- Снп)) / (1 – ЗПб), % СБК –стоимость заемного капитала, привлекаемого в форме банковского кредита,% где ПКб – ставка процента за банковский кредит, %; Снп – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; ЗПбк – уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме, выраженный десятичной дробью.

1.3) лизинговый кредит:

Стоимость финансового лизинга — определяется на основе став­ки лизинговых платежей (лизинговой ставки). Стои­мость финансового лизинга оценивается по следующей формуле:

СФЛ=(ЛС-НА)*(1-Снп) / (1-ЗПфл)

где СФЛ — стоимость заемного капитала, привлекаемого на усло­виях финансового лизинга, %; ЛС — годовая лизинговая ставка, %; НА — годовая норма амортизации актива, привлеченного на условиях финансового лизинга, %; Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дро­бью;

ЗПфЛ — уровень расходов по привлечению актива на условиях финансового лизинга к стоимости этого актива, выра­женный десятичной дробью.

Управление стоимостью финансового лизинга основывается на критерии: стоимость финансового лизинга не должна превы­шать стоимости банковского кредита, предоставляемого на аналогич­ный период (иначе предприятию выгодней получить долгосрочный бан­ковский кредит для покупки актива в собственность).

2.1.) Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций:

3.1.) а) стоимостьтоварного (коммерческого) кредита, предостав­ляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа. Расчет стоимости товарного кредита, предоставляемого в фор­ме краткосрочной отсрочки платежа, осуществляется по следующей формуле:

СТКк = ((ЦС х 360) (1- Снп)) / ПО), %

где СТКк –стоимость товарного кредита, предоставляемого на условиях краткосрочной отсрочки платежа, % ЦС – размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию, %; Снп – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; ПО – период предоставления отсрочки платежа за продукцию, в днях.

б) стоимость товарного (коммерческого) кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселем формиру­ется на тех же условиях, что и банковского, однако должна учитывать при этом потерю ценовой скидки за наличный платеж

Экономический смысл приведенного капитала: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже его текущего значения.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)