Принципы и подходы к организации образовательного процесса в ДОУ
1. Общедидактические принципы; • доступность обучения; • систематичность и последовательность; • наглядность; • прочность и осознанность знаний; • научность; • принцип связи обучения с жизнью; • индивидуализация процесса обучения; • опора на возрастные особенности детей. 2. Специальные принципы, специфические для организации образовательного процесса в каждом виде ДОУ; комплексность, • вариативность обучения в зависимости от уровня подготовленности воспитанников и их способностей, индивидуализации обучения, • принципы формирования мотивационной основы обучения, • смены видов деятельности и динамичности детского восприятия на занятиях. 3. Принципы, отражающие ориентацию на современные образовательные технологии. Принцип развивающего обучения; • Принцип проектного обучения и др. Модели организации образовательного процесса в ДОУ. Учебная модель; • организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов (по сферам познания или по видам деятельности). • Инициатива и управление деятельности принадлежит всецело взрослому. Позиция взрослого – учительская. Модель рассчитана на заблаговременное и жесткое программирование образовательной среды, развертывание образовательных содержаний в логике учебного предмета. • ОП осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. • Предметная среда обслуживает урок. • Комплексно-тематическая; Тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности. • Реализация темы в разных видах детской деятельности (игра, рисование и др.) • Более свободная позиция, приближает её к партнерской. • Менее жесткой в этой модели становится и организация предметной среды. • Стандартный набор тем придает системность образовательному процессу. • Однако образовательный процесс направлен на расширение представлений у ребенка об окружающем, а не на его развитие. • Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого Предметно-средовая • Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как их деятельного носителя. • Взрослый в этой модели – лишь организатор предметной среды, его функция – подбор развивающего материала. • Топография образовательной среды не меняется на протяжении всего дошкольного возраста. Меняется лишь сам ребенок, вычерпывая в процессе многократных упражнений развивающее содержание, заложенное в предметном материале. • Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка приводит к утере системности образовательного процесса. Комплексно-тематическая модель: Тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности. Реализация темы в разных видах детской деятельности (игра, рисование и др.) Более свободная позиция, приближает её к партнерской. Менее жесткой в этой модели становится и организация предметной среды. Стандартный набор тем придает системность образовательному процессу. Однако образовательный процесс направлен на расширение представлений у ребенка об окружающем, а не на его развитие. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого. Типы обучения в дошкольном образовании. В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное. Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляетдеятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний. Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и по-знавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребен-ка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы. В исследованиях (И. Я. Лернер, Н. Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова и др.) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. Очевиден нравственный аспект проблемного обучения: вместе «открыли», например, почему «заплакали стекла» в раздевальной комнате, когда прибежали туда, застигнутые на участке внезапным дождем. Мысль одного ребенка (стекла запотели от пара) дала продолжение догадке других детей (откуда появился пар в комнате - может быть, с нашей влажной одежды?; почему влажными стали только стекла?). Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, спорят или соглашаются. Складывается определенный стиль делового сотрудничества, в основе которого - диалог равных партнеров (Т.А.Куликова). Задача педагога - руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок. Он вовлекает детей в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Наиболее эффективными являются, прежде всего, те вопросы, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблемные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получаемыми знаниями. Ценны вопросы, активизирующие образное мышление детей, воображение. Учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2159)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |