Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕРМИHОЛОГИЧЕСКИЙ МИHИМУМ 17 страница




В) Писатель Грин – Александр Степанович Гриневский – умер в июле 1932 года в Старом Крыму – маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.

Грин прожил тяжелую жизнь. Отец Грина – участник польского восстания 1963 года – был сослан в Вятку, работал там счетоводом в больнице, спился и умер в нищете. Сын Александр – будущий писатель – рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Учился он плохо, но запоем читал Майн Рида, Жюля Верна, Густава Эмара и Жаколио.

«Слова "Ориноко", "Миссисипи", "Суматра" звучали для меня как музыка,»- говорил потом об этом времени Грин. (К. Паустовский)

Упражнение 63. Найдите в текстах упр. 62 существительные, употребленные в значении иного разряда, чем тот, к которому они принадлежат обычно. Докажите это.

Упражнение 64. Найдите в текстах упр. 62 случаи перехода в имена существительные слов других частей речи.

Упражнение 65. К каким разрядам относятся выделенные имена существительные? В значении каких разрядов они употреблены в этих предложениях?

Пески Афганистана; на витринах вина, сыры, фрукты; народ не устраивают ни Зюгановы, ни Чубайсы; вдали, у подножья высот, курились туманные бездны (В. Луговской)



Упражнение 66. Образуйте формы единственного и множественного числа от следующих существительных. Как они образуются? Какие из существительных употребляются только в единственном числе, какие – только во множественном? Почему?

 

Окна, ребенок, именины, друг, родня, Екатеринбург, масло, ворота, сумерки, крестьянин, студенчество, лето, год, финансы, воображение, Капри, книги, воздух, счеты, старье.

Упражнение 67. Выделите в упр. 66 те существительные, которые употребляются только в одном числе, но обозначают считаемые предметы.

Упражнение 68. Найдите среди приведенных ниже слов существительные с омонимией форм числа. Составьте с ними предложения так, чтобы существительные обозначали: а) один предмет; б) множество предметов. Имеют ли число остальные существительные? Почему?

 

Сани, жмурки, дрова, очки, дрязги, ножницы, джунгли, будни, щи, брюки.

Упражнение 69. Определите род у следующих существительных. Докажите свое мнение. У каких существительных не удалось определить род? Почему? Запишите существительные в таком порядке: а) существительные мужского рода; б) женского рода; в) среднего рода; г) общего рода; д) не имеющие родовой характеристики.

 

Кино, невежда, животное, день, шахматы, топорище, осень, шоссе, щи, тюль, мозоль, Сочи, вуз, пламя, плакса, меню, кашне, умница, доктор, кофе, домишко, Миссисипи, шимпанзе, воображение, опилки, УрГУ, каникулы, скряга.

Упражнение 70. Поставьте выделенные существительные в начальную форму. Все ли существительные имеют ее? Всегда ли она равна именительному падежу единственного числа?

 

Я довольна туфлями. Поесть бы щец. Совсем нет дров. Вы не видели моих детей? Бабушка поехала к своим сыновьям. Положим нитки рядом с ножницами. Мой сосед по купе.

Упражнение 71. Определите падеж выделенных словоформ. Что "помогает" определить падеж?

 

а) Стены в доме были пустые. Я увидел пустые стены. От дома остались три стены. Он стоял у стены.

б) Купил пальто. Пальто висит на вешалке. Я доволен новым пальто. Подошел к пальто. Говорили о пальто. Все пальто висят на месте.

в) Мать любит дочь. Дочь любит мать.

Упражнение 72. Определите тип склонения следующих существительных. У каких существительных это не удалось сделать? Почему?

 

Молодежь, сутки, тревога, супруг, дедушка, легкие (орган человеческого тела), дуб, племя, войско, родные (родственники), учительство, дорога, удовольствие, учительская, дорога, путь, будущее, ворота, стол, мышь.

Упражнение 73. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих существительных. Для каких существительных окончание -а(-я) не допускается современной литературной нормой? Выполняя упражнение, пользуйтесь словарем.

 

Профессор, директор, инженер, учитель, доктор; берег, месяц, город, поезд, луг; договор, перепел, катер, паспорт, вечер; глаз, рукав, рог, обшлаг, клапан; офицер, повар, сторож, шулер, фельдшер; адрес, буфер, номер, хутор, торт; порт, колокол, парус, флюгер; год, снег, век, бок, суп; слог, сорт, дом, бег, шелк; голос, фронт, рукав, ордер, орден.

 

Упражнение 74. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных. Какие существительные в этой форме имеют нулевое окончание? При затруднениях обращайтесь к словарю.

 

Аршины, апельсины, мандарины, арбузы, помидоры; калмыки, таджики, узбеки, монголы, татары, киргизы, буряты, зулусы, метисы, тунгусы; генералы, адмиралы, офицеры, комиссары, солдаты; бока, рукава, берега, рога, глаза, крючки, очки, носки, чулки, платки, пироги, утюги, сапоги, враги, круги; дружки, лужки, сапожки, пирожки, утюжки; партизаны, капитаны, ветераны, великаны, тираны; кузова, лацканы, невода, волосы, омуты.

Упражнение 75. Проведите полный морфологический разбор имен существительных, выделенных в упр. 62 курсивом.

 

3.2.2 Имя прилагательное

Упражнение 76. Найдите имена прилагательные среди выделенных слов. Определите, какой частью речи являются остальные выделенные слова. Докажите свое мнение.

 

а) Липкий пластилин – липнущий к рукам пластилин. Висящая лампа – висячая лампа. Вертлявый мальчик – вертящийся мальчик. Молчаливая женщина – молчащая женщина.

б) Сапожная мастерская – мастерская работа. Заговорил с рулевым – рулевое колесо. Мы пошли к близким знакомым. Избитая истина – избитая собака. Потерянный вчера нож – потерянный вид. Блестящий бок самовара – блестящий ответ.

в) Как грустно мне твое явленье, весна, весна! Пора любви! (А. Пушкин) Грустно думать об этом. Мне было грустно. Мы весело трудились довечера. Лицо его было весело. Всем было весело. Все это было плохо. Она по-русски плохо знала … (А. Пушкин) Мне стало плохо. Течение реки сдержано плотиной. Он отвечал сдержанно. Его поведение очень сдержанно. Население здесь раскованно. Все танцуют раскованно, изящно. Лошадь уже раскована. Дитя воспитано в неге. Дитя умно и воспитанно. Вести себя воспитанно. Его лицо сосредоточенно. На чем сосредоточено усилие? Сосредоточенно наблюдать за ребенком.

г) Он свежее весны, жарче летнего дня. Стучится тихо, потом погромче, потом смеется. И стало в памяти моей прошедшее ясней. Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину, тем робче старый круг друзей в семью стесняется едину, тем реже он; тем глубже звон заздравных чаш и наши песни тем грустнее . Пушкин).

д) Он играл прелюдию и фугу ре минор Баха. Она танцевала па-де-де из балета Минкуса «Дон Кихот». Скрипач исполнил рондо каприччиозо Сен-Санса. На нем была куртка цвета хаки. Носят ли сейчас юбки мини?

Упражнение 77. Выделите все имена прилагательные в тексте и определите их разряд: качественные, относительные, притяжательные.

 

Мой первый увиденный гриб – это маленький крепенький масленок, с круто заостренной шляпкой, покрытой темно-коричневой, красноватой, даже маслянистой кожицей. Ножка толстая, крепкая и короткая. Испод гриба затянут белой пленкой. Когда ее уберешь, откроется чистая желтоватая, лимонного оттенка нижняя сторона шляпки и на ней две-три капли белого молочка. Именно такие боровые маслята родились в нашем лесочке. Мы брали самые ядреные, величиной не более колечка, образуемого большим и указательным пальцем. (В. Солоухин)

Упражнение 78. Определите разряд имен прилагательных.

 

Собачья будка – собачья упряжка – собачья преданность. Кроличий след – кроличья шапка. Куриное перо – куриный суп – куриные мозги. Розовый куст – розовое платье – розовые мечты. Медвежья берлога – медвежья шапка – медвежий угол. Хрустальный стакан – хрустальный звон. Туманное изложение – туманное утро. Лисий мех – лисья шуба – лисьи повадки

Упражнение 79. Выделите качественные прилагательные, перешедшие в относительные, а также относительные, перешедшие в качественные.

 

Звонкий голос – звонкий согласный – звонкий смех – звонкий колокольчик. Живая изгородь – живой взгляд – живые глаза – живой интерес. Кислый плод – кислый вкус – кислая реакция – кислый сироп. Глухой старик – глухой край – глухой согласный – глухой голос. Воздушный путь – воздушная среда – воздушный шар – воздушный пирог. Душевная тревога – душевная боль – душевный человек. Деревянный мост – деревянный пол – деревянный башмак – деревянное лицо. Скорый поезд – товарный поезд – почтовый поезд – скорый шаг.

Упражнение 80. Образуйте все возможные степени сравнения от следующих имен прилагательных. Определите способ их образования: суффиксальный, приставочный, использование слова с другим корнем, использование вспомогательного служебного слова. Если степень сравнения образовать нельзя, объясните почему.

 

Старый, бабушкин, малахитовый, стремительный, медовый, павлиний, гордый, горький, хороший, тонкий, сыроватый, простой, клейкий.

Упражнение 81. Употребите данные прилагательные в краткой форме. Если это невозможно, объясните причину: краткая форма омонимична форме прошедшего времени (гнил, был); обозначает масть животного (гнедой, вороной); по происхождению это относительное прилагательное (стальной голос) и т.п.

 

Алчный, аляповатый, бесчисленный, бывалый, верный, ветреный, глубокомысленный, гремучий, добрый, дружеский, едкий, живой, жилой, здоровый, злой, искусственный, истинный, кислый, крепкий, ласковый, ловкий, мерзлый, мороженый, нежный, нервный, общий, ответственный, полный, пустой, резкий, родственный, светлый, сиплый, теплый, топкий, ужасный, усталый, франтоватый, хилый, холодный, ценный, чистый, шустрый, щеголеватый.

Упражнение 82. Объясните смысловые и синтаксические различия приведенных ниже кратких и полных имен прилагательных.

 

Больной человек – человек болен, мудрый человек – человек мудр, низкий потолок – потолок низок, светлый день – день светел, смешной человек – человек смешон, тяжелая болезнь – болезнь тяжела, узкие ботинки – ботинки узки.

Упражнение 83. Подберите существительные к следующим паронимам. Объясните разницу в их значениях.

 

Водный – водяной – водянистый, глиняный – глинистый, дипломатичный – дипломатический, земляной – землистый – земельный – земной, интеллигентный – интеллигентский, комичный – комический, кровный – кровяной – кровавый, логичный – логический, масляный – масленый – маслянистый, национальный – националистический, педагогичный – педагогический, поэтичный – поэтический, реальный – реалистический, социальный – социалистический, человечный – человеческий – человечий, нетерпимый – нестерпимый, виновный – виноватый – повинный, эстетичный – эстетический, явный – явственный, эффективный – эффектный, деловой – дельный – деловитый.

Упражнение 84. В следующих примерах найдите ошибки в употреблении кратких и полных имен прилагательных.

 

Лермонтовские земли очень живописные. Он в высшей степени честен, скромен, порядочен, сердечен, принципиален, тверд в своих убеждениях, гражданственен и трудолюбив. Биография его обычная для сельского хлопца. Саша строен, подтянут, загорел. Хорошей книги с плохим языком быть не может, а язык "Первой любви" отличен. На танкере будут различные устройства для борьбы с огнем, причем в зависимости от объекта эти устройства различные. Доклад был очень удачный по форме и по содержанию.

Упражнение 85. Поставьте прилагательные в скобках в краткую форму.

 

Человеку (свойственный) оптимизм. Он всегда (искренний) и откровенен. Этот человек (родственный) мне по духу. Костюм совершенно (безукоризненный). Этот процесс (естественный). Успех пьесы (несомненный). Ваш аргумент (беспочвенный). За семинар (ответственный) Иванов. Его вклад в науку очень (существенный).

Упражнение 86. Найдите ошибки в употреблении прилагательных, исправьте их, объясните исправления.

 

Он оказался в более лучшем положении. Ответ был посредствен и крайне лаконичный. Мы решили наиболее важнейшую проблему. У него оценки замечательны. Сначала они читали маленькие, а потом побольше рассказы. Положение становилось безвыходным. Эти явления искусства столь ярки, своеобразны и новаторски, что порой кажется: не продолжают традиций, а создают их впервые. Ученик был способный к математике. Прием был очень торжественен. Регламент был очень строгий и жесткий. Эта комната недостаточно светлая для занятий. Каждый ответствен за свою работу.

Упражнение 87. Проведите полный морфологический разбор выделенных прилагательных упр. 77.

3.2.3 Имя числительное

Упражнение 88. Выделите среди однокоренных слов числительные. К каким частям речи относятся остальные слова? Почему?

 

Четвертый, четвертной, четверть, четыре, четырежды, четвертовать, четвертак, четверка, в-четвертых; пять, пятерка, пятерня, пяток, пятый, пятеро, в-пятых; десять, десятина, десятник, десятеро, десятка, десяток; сто, сотня, сотенная, сотый.

Упражнение 89. Найдите в тексте числительные и определите их разряд по значению и структуре. Какие еще слова имеют значение количества? К каким частям речи они относятся? Перепишите текст, записывая числительные прописью.

 

Около пяти тысяч лет назад в долине Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце четвертого тысячелетия до н. э. правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство. Около 2800 г. до н.э. правителем этого государства стал фараон Хуфу (это имя греческие историки переделали в Хеопс). Он решил большую часть своих доходов, получаемых с закабаленного сельского населения, тратить на создание гробницы-пирамиды, которая будет во много раз выше и величественнее всех прежних царских гробниц. На стройке пирамиды работали чужеземные рабы и земледельцы-египтяне. В столицу согнали до ста тысяч человек.

Первые десять лет ушли на подготовительные работы. После этого двадцать лет строилась гигантская каменная пирамида. Она была завершена в тридцать первый год правления царя.

2 млн. 300 тыс. каменных глыб весом 2,5 т каждая были гладко обтесаны и прилажены друг к другу. Высота пирамиды достигала 280 локтей (около 147 метров), то есть примерно высоты пятидесятиэтажного дома. Узкий коридор вел в погребальную камеру высотой в 5 м, шириной 5 м и длиной 10 м. Слуги царя продержали после смерти его тело 70 дней в соленой воде, залили душистой смолой и обернули готовую мумию погребальными пеленами.

Упражнение 90. Являются ли числительными слова из упр. 89, указывающие на количество: небольшие, один (из них), часть, много (раз), многие, пятидесятиэтажный?

Упражнение 91. В чем отличие количественного значения у числительных в составе следующих предложений?

 

Я это повторил два раза. Я это сто раз повторял. Он мне должен тысячу рублей. Он говорит тысячу слов в минуту. В парке посадили сто деревьев. У тебя всегда сто отговорок найдется.

Упражнение 92. Объясните, почему выделенные слова не могут быть названы числительными.

Пропасть дел, бездна глупости, масса упреков, тьма народу, кипа книг, груда бумаг, стая волков, табун лошадей, стадо коров, море огней, лес рук, град похвал, капля сомнения, крошка внимания.

Упражнение 93. Составьте предложения со словами сто, тысяча так, чтобы они были: а) числительным; б) существительным.

Упражнение 94. Отграничьте неопределенно-количественное числительное от омонимичного ему наречия.

 

Он много читал. Он прочитал много книг. Мало ли у меня было планов? Лучше скажи мало, нохорошо. Добавь в суп немного соли. Немного отдохнем. Способных, но бедных живописцев слишком много. Он много работал и много выставлялся (о художнике). Я мало жил и наслаждался мало (А.Пушкин). На вернисаже было мало знакомых. Она продолжала идти по дорожке несколько замедленными шагами. Он купил несколько книг.

Упражнение 95. Какой частью речи является слово один?

 

Дай мне один рубль, пожалуйста. Это напоминает мне одного человека. Один уехал в Москву, другой – в Петербург. Один ты ничего не изменишь. Один ты виноват. В этом деле есть одна небольшая сложность. Он совершенно один: спутники исчезли. Мальчик купил еще один пирожок. Теперь вокруг было одно только чистое небо. Его понимала одна мать. Десятки способов спасения сына приходили ей в голову, но ни один не подходил, а между тем она чувствовала, что есть какой-то один-единственный, но верный способ.

Упражнение 96. Составьте правильные сочетания слов с собирательными числительными и запишите их.

Двое (друзей, героев, неожиданностей, цыплят, ножниц, сапог, калош, штанов, подметок, полок, брюк); трое (вас, граждан, патриотов, патриоток, звездочек); четверо (гусят, малышей, песков, сирот, детишек, обезьян, детей, лосят, суток, пауков, поросят); пятеро (строителей, плакс, клякс, свидетелей, саней); семеро (смелых, девушек, мудрых, слонов, ребят).

Упражнение 97. Перепишите текст, заменяя цифры словами, поставьте числительные и существительные в нужном падеже.

 

Мальчик съел (1,5 груши). Варенье сварили из (1,5 стаканов) земляники. К (1,5 литра) молока добавили (2/3 литра) сливок. Он живет в (590 км) от Москвы. Учителя пришли на экскурсию с (240 учеников). Директор все знал о своих (369 учащихся). Организовали встречу с (38 ветеранов) войны. К 344 прибавить 898; от 859 отнять 84; 685 разделить на 2 и 2/3; 5 умножить на 5,5; из 989 вычесть 357; к 2 и 3/4 прибавить 5 и 1/3. Революция произошла в (1917 год).

Упражнение 98. Проведите полный морфологический разбор выделенных в упр. 89 числительных.

 

3.2.4 Местоимения

Упражнение 99. Найдите в тексте все местоимения. Какую часть речи они заменяют? Определите разряд и роль каждого местоимения в предложении.

 

а) В длинной и довольно нескладной речи (что служит к большей чести Негрова, ибо в этой нескладности отразилось что-то вроде того, что у людей называется совестью) он изъявил ему свое благоволение за его службу и намерение наградить его достойным образом. (А. Герцен)

б) Я тот, кому внимала

Ты в полуночной тишине,

Чья мысль душе твоей шептала,

Чью грусть ты смутно отгадала,

Чей образ видела во сне.

Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных…

(М. Лермонтов)

в) Всем, чем к земле родной привязан,

Чем каждый день и час дышу,

Я, как бы ни было, обязан

Той книжке и карандашу,

Тому ребячьему смятенью,

С каким касался их рукой

И приступал к письму и чтенью -

Науке первой городской.

Я счастлив тем, что я оттуда,

Из той зимы, из той избы

(А. Твардовский)

Упражнение 100. Определите, слова каких частей речи приобрели значение местоимения и перешли в эту часть речи (их можно заменить местоимениями).

Данное мальчиком обещание. Данная работа очень важна. Только один ученик выполнил задание. Один знакомый рассказал мне об этом. Книга, известная мне с детства. При известных условиях вода превращается в пар. В настоящей статье излагается новая теория о происхождении вселенной. Настоящее не радует россиян. Вчера он просидел у нас целый вечер. Целая, а не разбитая ваза. Мы занялись делами. Дело было под вечер. Известный художник. Во всем в этом мире есть известная доля свободы и необходимости.

Упражнение 101. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Во всех ли предложениях они остались местоимениями? У местоимений укажите разряд.

Твой взгляд. Твой уже пришел? (Вопрос к соседке о ее муже); Он сам не рад. Сам не придет: уже поздно; Я ушел. Мое творческое я; Иметь свои деньги. Мы были окружены своими; Все мы рады празднику. В лесу все темней и темней. Искусство все победит. Все хочет петь; Он прожил здесь всего четыре года. Всего, что пережито было, не забыть; Что, дремучий лес, призадумался, грустью темною затуманился? (М. Кольцов). Все, что случилось, казалось невероятным. Книга, что купил отец, лежит на столе. Учитель объявил, что завтра мы идем в поход; Я не знал, чем его занять. Лучше пойти навстречу, чем дожидаться здесь; Если выберешь минуту, то приходи. Передай мне то, что обещал. То солнце прячется, то светит очень ярко; Что он сказал? Что он молчит? Что, ему лучше?

Упражнение 102. Определите разряд выделенных местоимений.

 

Папа сказал, что можно взять с собой. Что там будет? Всего, что пережито было, не забыть. Ее потребности. Любоваться ее лицом. Рассмотреть его внимательно. Волки! Их здесь всегда много, их вой наводит ужас. Все мы плакали. Все, что случилось, взволновало нас.

Упражнение 103. Поставьте местоимения в начальную форму.

 

Нет моего пальто; дай мне книгу; никакие трудности нас не испугают; некому пожаловаться; никому не говори; твой вид; сказать тебе; ее книга; увидеть ее; их судьбы; нечего делать; ничем не поможешь; не о ком говорить; нас нет дома; случилось нечто ужасное.

Упражнение 104. Проведите полный морфологический разбор местоимений упр. 99 в.

3.2.5 Глагол

Упражнение 105. Выпишите из текста все глагольные формы. Определите тип формы, глагол, от которого они образованы и способ образования.

 

Издалека увидели мы перед сосенками, в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

И точно – кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки. Досадно, что чуточку переросли. Быть бы им поменьше, поядренее. Эти, наверно, тронуты червяком. Сразу ведь по виду, по размеру определяешь, что можно ждать от гриба, хотя бывают и радостные неожиданности. Без всякой надежды срезаешь боровик, а он крепкий, тяжелый, словно свиное сало, и ни одной червоточинки. Все маслята оказались свежие, здоровые, ядреные. (В. Солоухин)

 

Упражнение 106. Определите, какие однокоренные глаголы использованы при образовании данных форм.

 

Сидя, сел, садись, севший, сидит, садящийся, сиди, сядет, сели, сидящий, садясь, сидим, сядем, сядь; ляжет, ложись, лежит, лежа, ляг, лежащий, лежал, ложился, ложась, ложусь, ложившийся, лежи; вставай, встань, встающий, встанем, вставший, вставая, встали, вставали; обновленный, обновившись, обновляемый, обновляя, обновляясь, обновим, обновляли.

Упражнение 107. Определите, составляют ли видовую пару следующие глаголы.

 

Кричать – закричать, кричать – крикнуть, кричать – покричать, покричать – покрикивать, кричать – раскричаться; петь – певать, петь – пропеть, петь – спеть, петь – распеться, распеться – распеваться, петь – припевать.

Упражнение 108. Определите, образуют ли следующие глаголы видовую пару. Распределите глаголы по группам: а) соотносительные по виду; б) двувидовые; в) одновидовые.

 

Хлынуть, казнить, нуждаться, ловить, десоветизировать, чередовать, ринуться, жениться, рыбачить, демократизировать, брать.

Упражнение 109. Определите вид каждого глагола в упр. 105. Составьте видовые пары и определите способ их образования. Есть ли среди этих глаголов такие, которые не имеют видовой пары (одновидовые) или передают значение разных видов одной формой (двувидовые)?

Упражнение 110. Определите переходность всех глаголов в упр. 105. Укажите признаки переходности.

Упражнение 111. Определите наклонение у всех глаголов упр. 105. Какое наклонение здесь не представлено? Выделите формальные показатели наклонения: суффиксы, вспомогательные слова. Каковы показатели изъявительного наклонения?

Упражнение 112. Выделите в тексте формы изъявительного, сослагательного и повелительного наклонения. Определите, как они образованы и какие формы употреблены в значении иного наклонения, чем то, к которому они принадлежат.

 

Он будет очень стараться. Пусть уж все скорее будет закончено. Он ушел было, но вернулся. Что бы ты сделал в таком случае? Я требую, чтобы ты извинился. Надо будет уйти. Пусть будет жизнь твоя легка. Не ходить бы тебе туда. Сейчас я бы и не то сделал. В эту минуту и войди отец. Тут я и оступись, да сломай себе ногу. Давай не будем говорить об этом. Что бы ни случилось, будь мужествен. Пускай меня обвиняют, я ничего не скажу. Пошли отсюда!

Упражнение 113. Найдите случаи употребления одних наклонений в значении других.

 

1. «Эй, пошел, ямщик!…» – «Нет мочи:/ Коням, барин, тяжело;/ Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы…» (А. Пушкин) 2. А в те поры все важны, в сорок пуд… Раскланяйся – тупеем не кивнут. (А. Грибоедов) 3. Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы! Учились бы, на старших глядя. (А. Грибоедов) 4. Щепотки волосков лиса не пожалей, Остался б хвост у ней. (И. Крылов) 5. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. (Н. Гоголь) 6. Если вы позволите, я бы присел. (А. Куприн) Хороша лошадь! Выезжена! Скачи хоть на пятьдесят верст.

Упражнение 114. Образуйте от данных глаголов возможные формы повелительного наклонения. Укажите способ их образования. Определите, от каких глаголов не образуются формы повелительного наклонения и почему.

 

Привезти, обобщить, обобщать, замечать, укрепить, забросить, указать, разбрасывать, крикнуть, дополнять, уточнить, стеречь, положить, лечь, бежать, выходить, уйти, отцвести, зажечься, извергаться, куститься, нереститься, смеркаться, вечереть.

Упражнение 115. От глаголов образуйте все возможные формы времени. Установите зависимость системы времен глагола от его вида.

 

Выздороветь – выздоравливать, настоять – настаивать, обессилеть – обессилить, промокать – промокнуть, разыграть – разыгрывать, стихать – стихнуть, гибнуть, ездить, зажечь, идти, исколесить, окрепнуть – крепнуть.

Упражнение 116. Определите, в каком значении- прямом или переносном - употреблены временные.

 

Он славно пишет, переводит. (А. Грибоедов) Пришел я в ночь. Наутро в час обедни вдруг слышу звон, ударили в набат, крик, шум. Бегут на двор царицы. Я спешу туда ж – а там уже весь город. (А. Пушкин) «Завтра я уезжаю», – сказал он, подумав. (А. Чехов) «Тише, молчать, – отвечал учитель чистым русским языком, – молчать или вы пропали». (А. Пушкин) Татьяна то вздохнет, то охнет; письмо дрожит в ее руке (А. Пушкин). Пес как прыгнет, завизжит… (А. Пушкин) Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. (М. Шолохов)

Упражнение 117. Образуйте от глаголов все формы лица. Найдите глаголы, от которых образуются все личные формы. Объясните почему.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.041 сек.)