Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономический закон конкуренции



2015-11-20 3334 Обсуждений (0)
Экономический закон конкуренции 4.67 из 5.00 6 оценок




Впроцессе конкуренции между субъектами производ­ства и реализации товаров возникают существенные и устой­чивые связи, которые свидетельствуют о том, что конкурен­ция неслучайное явление, а объективно принудительная хозяйственная сила, приобретающая форму экономическо­го закона конкуренции.

Закон конкуренции выражает существенные, вну­тренне необходимые, устойчивые, причинно-следс­твенные связи между экономическими субъектами в борьбе за наиболее выгодные условия производства и Реализации товаров с целью получения наибольшей прибыли.


Глава 9

Закон конкуренции и каждая форма его проявления име­ют внутренние противоречия: между предложением произ­водителей и спросом потребителей; между разными пред­приятиями-производителями; между разными предприя­тиями-потребителями; между мелкими, средними и круп­ными предприятиями, преследующими собственные эгоистические интересы. Все хозяйственные субъекты дей­ствуют независимо друг от друга, каждый из них стремится реализовать свой экономический интерес — получить при­быль в силу различных затрат производства и отличий в по­требительских характеристиках товаров. Однако рынок не может создать равные условия реализации интересов всех производителей, так как действует закон стоимости и по­требители выбирают только товары, которые отвечают их интересам.

Итак, объективно возникает противоречие между усло­виями производства товаров и возможностями их реализа­ции с получением желаемой прибыли. Это противоречие разрешается посредством закона конкуренции. Именно кон­куренция влияет на издержки производства товаров, их цены, а следовательно, и на величину прибыли.

Содержание и роль закона конкуренции в рыночной эко­номике более полно раскрывается через функции, которые он выполняет (рис. 9.1).

Функция ценообразования. Это одна из важнейших функций конкуренции. Особенность этой функции заклю­чается в том, что конкуренция влияет на уровень индивиду­альных затрат производства любого товара, сводя их к обще­ственно необходимым издержкам, которые и определяют равновесную рыночную цену товара.

Конкуренция является тем механизмом, который уста­навливает цену на уровне, при котором достигается рыноч­ное равновесие и реализация товаров.

Функция регулирования. Ориентируясь на конкурентно установленные рыночные цены, предприниматели направ­ляют свои капиталы из малодоходных отраслей в те отрас­ли, товары которых пользуются спросом и дают больше при­были. В результате перелива капитальных ресурсов между


конкурЄнция и монополия в рыночной экономике


Глава 9

более эффективных способов производства и реализации то-варов, развитию предпринимательской инициативы, повы­шению квалификации кадров и т. п. Это, в свою очередь, по­вышает эффективность всего общественного производства. Контролирующая функция. Конкуренция контролиру­ет конкурентоспособность каждого производителя по двум основным показателям:

— во-первых, соответствие индивидуальных затрат про­изводства его товаров общественно необходимым издерж­кам производства подобных товаров;

— во-вторых, соответствие ассортимента и качества его товаров нуждам потребителей, т. е. его полезности для них.

Если товар продан на рынке по цене, установленной на основе конкуренции, которая возмещает затраты производ­ства и приносит прибыль, то это свидетельствует, что това­ропроизводитель работает в соответствии с общественно нормальными условиями производства. А конкурентно установленная рыночная цена является для них нормати­вом рационального хозяйствования.

Функция дифференциации товаропроизводителей. Товаропроизводители, как субъекты конкурентных рыноч­ных отношений, при равных исходных экономических воз­можностях могут иметь разные конечные результаты своей деятельности. Желательных результатов товаропроизводи­тели способны достичь лишь тогда, когда каждый из участ­ников рынка может конкурировать и побеждать конкурен­тов благодаря преимуществам собственного производства.

Бели хозяйствующие субъекты не будут стремиться к по­стоянному повышению эффективности производства, их индивидуальные затраты производства будут более высоки­ми, чем общественно необходимые, они станут неконкурен­тоспособными, банкротами. И, наоборот, конкуренция поо­щряет и создает условия для дальнейшего развития и про­цветания тем товаропроизводителям, которые наиболее эффективно используют ресурсы производства для получе­ния наилучших конечных результатов.

Соответственно происходит и дифференциация в распре­делении доходов между товаропроизводителями. Это отве-



 


Глава 9

Отрицательные последствия конкуренции состоят в том, что она порождает свою противоположность — моно­полию; способствует разорению и банкротству малых и сред-них предприятий; усиливает безработицу, инфляцию, иму­щественное и социальное расслоение населения; порождает коммерческую тайну, нечестные формы борьбы и пр.

Однако в целом конкуренция имеет меньше отрицатель­ных последствий, чем положительных. Кроме того, с целью устранения и ослабления отрицательных последствий кон­курентной борьбы и усиления ее положительных результа­тов в развитых странах осуществляется государственная конкурентная политика, которая направлена на создание благоприятных условий развития конкуренции и на недо­пущение недобросовестных действий в борьбе. Поэтому кон­куренция была и является важнейшим механизмом функ­ционирования рыночной экономики, движущей силой ее эффективного развития.

9.2. Виды экономической конкуренции

Конкуренция, как видно из предыдущего параграфа, — сложная и многогранная категория рыночной экономики. Познать ее без глубокого анализа структуры, т. е. ее видов, из которых она состоит и которые взаимодействуют между собой, затруднительно. Поэтому, на наш взгляд, целесо­образно классифицировать конкуренцию на виды по опре­деленным критериям (рис. 9.2).

Внутриотраслевая конкуренция это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгод­ные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли.

Функцией внутриотраслевой конкуренции является све­дение индивидуальной стоимости товаров к их единой обще-ственной (рыночной) стоимости, которая определяется сред-ними затратами в отрасли. При таком соперничестве побеж-


 

Конкуренция и монополия в рыночной экономике

Рис. 9.2. Классификация видов конкуренции

дают владельцы тех предприятий, у которых вследствие передовой техники, технологии и организации производ­ства индивидуальная стоимость товаров меньше чем их об­щественная стоимость, что дает им возможность получать сверхприбыль. В соответствии с современным неоклассиче­ским подходом эта сверхприбыль представляет собой эконо­мическую прибыль, определяемую как разность между совокупным доходом фирмы от реализации продукции и экономическими издержками, включающими наряду с внешними также внутренние издержки, которые, в свою очередь, включают нормальную прибыль. Следствием вну­триотраслевой конкуренции является внедрение новых до-


Глава 9

стижений науки и техники, снижение издержек производ­ства, повышение качества продукции.

Однако внутриотраслевая конкуренция не устраняет раз­личий в величине норм прибыли на одинаковые капиталы, вложенные в разные отрасли. Эту проблему решает меж­отраслевая конкуренция.

Межотраслевая конкуренция это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение ка­питала.

Она осуществляется в форме стихийной миграции капи­талов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой при­были. В результате формируется средняя норма прибыли в масштабах экономики, которую получают товаропроизво­дители по принципу: "Равновеликая прибыль на равновели­кий капитал".

Перемещая капиталы в более эффективные отрасли и сферы производства, межотраслевая конкуренция способ­ствует оптимальному использованию производственных ре­сурсов общества и одновременно установлению необходи­мых пропорций в экономике.

В современной реальной практике можно встретиться с ситуацией, когда в отдельных отраслях высокая прибыль­ность применения капитала по сравнению с другими сохра­няется довольно продолжительные промежутки времени. Главной причиной такого положения являются препят­ствия на пути проникновения в значительно монополизиро­ванные отрасли и сферы новых капиталов. Поэтому в совре­менных условиях преобладающая часть межотраслевого перелива капитала происходит в пределах многоотраслевых концернов и конгломератов.

Экономические субъекты — участники внутриотрасле­вой и межотраслевой конкуренции, в зависимости от ры­ночных условий и целей, которые они перед собой ставят, могут осуществлять следующие типы конкурентного пове­дения: креативный, приспособленческий, гарантирующий.


конкуренция и монополия в рыночной экономике

Креативный тип конкурентного поведения предусма­тривает обеспечение субъекту преимуществ над соперником путем введения новых компонентов (продукция, техноло­гии, формы организации производства и т. д.). Важным при­знаком креативной конкуренции является стремление ры­ночных контрагентов к изменению существующей структу­ры спроса и предложения.

Приспособленческий тип конкурентного поведения со­стоит в упреждении действий конкурентов в области модер­низации производства. Он применяется, когда предприни­матель не уверен в своих инновационных возможностях и старается скопировать прежде всего в сжатые сроки дости­жения своих соперников.

Гарантирующий тип конкурентного поведения призван обеспечить стабилизацию на продолжительную перспекти­ву достигнутых позиций на рынке и повысить их за счет улучшения качества продукции, обновления ее ассортимен­та, предоставления дополнительных услуг, связанных с га­рантийным обслуживанием и др. Этот тип конкурентного поведения применяется, как правило, тогда, когда предпри­ниматель не обладает возможностью существенно изменить производственную и коммерческую программы и имеет сла­бую инновационную базу.

С образованием и развитием мирового хозяйства возни­кает и международная конкуренция.

Международная конкуренция это конкуренция на­циональных и транснациональных экономических субъ­ектов за наиболее выгодные условия производства и реа­лизации экономических благ на мировом рынке.

Международная конкуренция объединяет внутриотрас­левую и межотраслевую формы конкуренции. Она способ­ствует движению капиталов и товаров между разными госу­дарствами, обеспечивает сбалансированное развитие миро­вого рынка и глобального хозяйства. Доминируют на мировом рынке национальные и транснациональные ком-пании наиболее развитых стран мира.


Глава 9

Совершенная (свободная) конкуренция это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, неза­висимо действующие производители продают идентич­ную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.

Совершенно конкурентный рынок характеризуется та­кими чертами:

— большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает влияние на рыночную цену, она формируется на основе спроса и предложения;

— каждый производитель выпускает однородный (стан­дартизированный) продукт, который не отличается от про­дукта других продавцов;

— барьеры для входа на рынок минимальны или отсут­ствуют вообще;

— никаких искусственных ограничений спроса, предло­жения, перемещения ресурсов;

— каждый продавец и покупатель владеет полной инфор­мацией о спросе, предложении и цене товаров на рынке.

В условиях совершенной конкуренции отсутствует борь­ба с конкретным конкурентом. Она сталкивает фирму с рын­ком. Рынок полностью обезличен. Все конкуренты незави­симы друг от друга, действия предпринимателя зависят не от отдельного конкурента, а от рынка вообще. Конкурент­ное поведение формируется таким образом, что производи­тели должны оперативно реагировать на изменения общих рыночных условий.

Рынок совершенной конкуренции — это идеальная мо­дель, к которой приближались рынки классического капи­тализма XVIII—XIX вв., когда их субъектами были разроз­ненные и сравнительно небольшие предприятия. Однако в реальных условиях хозяйствования совершенной конку­ренции в чистом виде почти не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков яв­ляется несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция возникает там, где от­сутствуют указанные выше условия свободной конку-


конкуренция и монополия в рыночной экономике

ренции. Главный признак несовершенной конкуренции — способность отдельных участников рынка в опреде­ленной мере влиять на цены и получать тем самым до­полнительную прибыль.

Различают три типа рыночных структур несовершенной конкуренции: рынок абсолютной (чистой) монополии, ры­нок монополистической конкуренции, рынок олигополи-стической конкуренции.

Абсолютная монополия (гр. моно один и "поло" продаю) это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необ­ходимый товар по предложенной цене.

Вход новых фирм в отрасль закрыт экономическими, техническими или юридическими барьерами, поэтому одна фирма фактически представляет всю отрасль. Продукция недифференцированна и не имеет близких заменителей. Все это обеспечивает монополисту получение монопольной сверхприбыли.

Аналогичная ситуация, при которой в роли монополиста выступает не продавец, а покупатель, определяется как чи­стая монопсония. Это рынок, где множество продавцов пред­лагает свою продукцию лишь одному покупателю. Ситуа­цию, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем, называют двусторонней, или билатеральной, монополией. Такой тип монополии возни­кает на рынках водо-, тепло и газоснабжения, рынках ору­жия, стратегических ресурсов и т. п.

Однако рынок абсолютной монополии встречается очень Редко. Он, как и рынок абсолютной (свободной) конкурен­ции, является лишь идеальной моделью, к которой стремят­ся реально существующие рынки. По данным американских экономистов, вСША приблизительно лишь 6 % валового внутреннего продукта (ВВП) производится в условиях, близ-ких кчистой монополии.

в современных условиях доминируют рынки монополи-

стической и олигополистической конкуренции.


Глава 9

Монополистическая конкуренция это такая ситу­ация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции.

Монополистическая конкуренция синтезирует некото­рые черты совершенной конкуренции и монополизма.

Совершенную конкуренцию она напоминает двумя аспек­тами:

— большое количество продавцов и покупателей;

— вход на рынок и выход из него — практически свобод­ны, хотя и есть некоторые препятствия.

Отличие состоит в том, что при совершенной конкурен­ции выпускается и продается продукция идентичная (стан­дартизированная), а при монополистической — дифферен­цированная (гетерогенная).

Дифференциация товаров создается благодаря высокому качеству продукции, совершенной форме, дизайну, более приемлемой упаковке, фирменным маркам и знакам, луч­шим условиям продажи и после реализационного обслужи­вания, интенсивности рекламы, удобного места продажи и т. п. Все это создает определенные преимущества продав­цам этих товаров, привлекает покупателей, которые платят более высокую цену за такие товары. В этом и заключается монопольностъ производителей на свою дифференцирован­ную продукцию, позволяющая им повышать цену и полу­чать дополнительную прибыль.

Концепцию монополистической конкуренции в первой трети XX в. одновременно разработали независимо друг от друга Э. Чемберлин и Дж. Робинсон. Они обратили внима­ние на то, что дифференциация однотипных товаров приво­дит к тому, что вместо единого рынка образуется сеть ча­стично отделенных друг от друга, но взаимосвязанных меж­ду собой рынков. При этом существует разнообразие цен, затрат на производство, объемов выпуска определенных то­варов. Такая дифференциация и порождает определенное монополистическое поведение отдельных производителей-


конкуренция и монополия в рыночной экономике

Наиболее распространенными рынками монополистиче­ской конкуренции являются рынки одежды, обуви, безал-когольных напитков, парфюмерии, сельхозпродукции, услуг предприятий общественного питания, шоу-бизнеса т п. Участниками монополистической конкуренции мо­гут быть как крупные, так и средние и малые предприятия.

Олигополистическая конкуренция (гр. "олигос" мало) это тип рыночной структуры, при которой не­сколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров.

Для олигополии характерны следующие черты:

— малое количество предприятий в отрасли, которые мо­гут контролировать основную часть рынка как однородной, так и дифференцированной продукции;

— высокие барьеры для входа в отрасль;

— большая взаимозависимость предприятий-олигополис-тов между собой как по цене, так и по выпуску продукции;

— контроль над ценой является существенным в случае согласования действий конкурирующих предприятий.

В зависимости от количества субъектов различают "жест­кую" олигополию, когда на рынке главную роль играют 3—5 предприятий, и "мягкую" олигополию, когда основ­ную часть продукции отрасли выпускают и продают 10 и больше предприятий.

Исходной моделью олигополистического рынка является модель дуополии, когда на рынке действуют и конкуриру­ют между собой только две фирмы. Существует еще и такая форма несовершенной конкуренции, как олигопсония. Это тип рыночной структуры, при которой функционирует не-большое количество покупателей определенного товара.

Предприятия-олигополисты владеют способностью реа-

лизовывать свою сверхприбыль на основе понимания своей

взаимозависимости и прогнозирования реакции конкурен-

тов в процессе принятия решений об объемах производства,

или об уровне цен на свою продукцию. Они готовы идти или

за олигополистом, "лидером по ценам", или присоединить-

ся к общему курсу на рынке и согласовывать свою цену с




Глава 9



 


Таблица 9.1. Типы рынков по показателям уровня концентрации и степени развития конкуренции

 

 

Рынки Количественные параметры индексов Типы рынков
Лернера (L) Херфиндаля— Хиршмана (ННІ) рыночной концентрации (СR) по уровню концентрации по уровню конкуренции
Чистой конку­ренции L = 0 ННК1000 CR < 45 Низкоконцен­трированный Высококонкурентный
Абсолютной монополии L>0 ННІ = 10 000 OR = 100 Абсолютно концентриро­ванный Абсолютно неконкурентный
Монополисти­ческой конку­ренции L>0 1000 <HHI< 2 000 45 < CR < 70 Умеренно концентриро­ванный Потенциально конкурентный
Олигополисти-ческой конку­ренции L>0 2 000<ННІ<10000 70 < CR < 100 Значительно концентриро­ванный Ситуационно-конкурентный

конкуренция и монополия в рыночной экономике



2015-11-20 3334 Обсуждений (0)
Экономический закон конкуренции 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Экономический закон конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)