Экономический закон конкуренции
Впроцессе конкуренции между субъектами производства и реализации товаров возникают существенные и устойчивые связи, которые свидетельствуют о том, что конкуренция неслучайное явление, а объективно принудительная хозяйственная сила, приобретающая форму экономического закона конкуренции. Закон конкуренции выражает существенные, внутренне необходимые, устойчивые, причинно-следственные связи между экономическими субъектами в борьбе за наиболее выгодные условия производства и Реализации товаров с целью получения наибольшей прибыли. Глава 9 Закон конкуренции и каждая форма его проявления имеют внутренние противоречия: между предложением производителей и спросом потребителей; между разными предприятиями-производителями; между разными предприятиями-потребителями; между мелкими, средними и крупными предприятиями, преследующими собственные эгоистические интересы. Все хозяйственные субъекты действуют независимо друг от друга, каждый из них стремится реализовать свой экономический интерес — получить прибыль в силу различных затрат производства и отличий в потребительских характеристиках товаров. Однако рынок не может создать равные условия реализации интересов всех производителей, так как действует закон стоимости и потребители выбирают только товары, которые отвечают их интересам. Итак, объективно возникает противоречие между условиями производства товаров и возможностями их реализации с получением желаемой прибыли. Это противоречие разрешается посредством закона конкуренции. Именно конкуренция влияет на издержки производства товаров, их цены, а следовательно, и на величину прибыли. Содержание и роль закона конкуренции в рыночной экономике более полно раскрывается через функции, которые он выполняет (рис. 9.1). Функция ценообразования. Это одна из важнейших функций конкуренции. Особенность этой функции заключается в том, что конкуренция влияет на уровень индивидуальных затрат производства любого товара, сводя их к общественно необходимым издержкам, которые и определяют равновесную рыночную цену товара. Конкуренция является тем механизмом, который устанавливает цену на уровне, при котором достигается рыночное равновесие и реализация товаров. Функция регулирования. Ориентируясь на конкурентно установленные рыночные цены, предприниматели направляют свои капиталы из малодоходных отраслей в те отрасли, товары которых пользуются спросом и дают больше прибыли. В результате перелива капитальных ресурсов между конкурЄнция и монополия в рыночной экономике Глава 9 более эффективных способов производства и реализации то-варов, развитию предпринимательской инициативы, повышению квалификации кадров и т. п. Это, в свою очередь, повышает эффективность всего общественного производства. Контролирующая функция. Конкуренция контролирует конкурентоспособность каждого производителя по двум основным показателям: — во-первых, соответствие индивидуальных затрат производства его товаров общественно необходимым издержкам производства подобных товаров; — во-вторых, соответствие ассортимента и качества его товаров нуждам потребителей, т. е. его полезности для них. Если товар продан на рынке по цене, установленной на основе конкуренции, которая возмещает затраты производства и приносит прибыль, то это свидетельствует, что товаропроизводитель работает в соответствии с общественно нормальными условиями производства. А конкурентно установленная рыночная цена является для них нормативом рационального хозяйствования. Функция дифференциации товаропроизводителей. Товаропроизводители, как субъекты конкурентных рыночных отношений, при равных исходных экономических возможностях могут иметь разные конечные результаты своей деятельности. Желательных результатов товаропроизводители способны достичь лишь тогда, когда каждый из участников рынка может конкурировать и побеждать конкурентов благодаря преимуществам собственного производства. Бели хозяйствующие субъекты не будут стремиться к постоянному повышению эффективности производства, их индивидуальные затраты производства будут более высокими, чем общественно необходимые, они станут неконкурентоспособными, банкротами. И, наоборот, конкуренция поощряет и создает условия для дальнейшего развития и процветания тем товаропроизводителям, которые наиболее эффективно используют ресурсы производства для получения наилучших конечных результатов. Соответственно происходит и дифференциация в распределении доходов между товаропроизводителями. Это отве-
Глава 9 Отрицательные последствия конкуренции состоят в том, что она порождает свою противоположность — монополию; способствует разорению и банкротству малых и сред-них предприятий; усиливает безработицу, инфляцию, имущественное и социальное расслоение населения; порождает коммерческую тайну, нечестные формы борьбы и пр. Однако в целом конкуренция имеет меньше отрицательных последствий, чем положительных. Кроме того, с целью устранения и ослабления отрицательных последствий конкурентной борьбы и усиления ее положительных результатов в развитых странах осуществляется государственная конкурентная политика, которая направлена на создание благоприятных условий развития конкуренции и на недопущение недобросовестных действий в борьбе. Поэтому конкуренция была и является важнейшим механизмом функционирования рыночной экономики, движущей силой ее эффективного развития. 9.2. Виды экономической конкуренции Конкуренция, как видно из предыдущего параграфа, — сложная и многогранная категория рыночной экономики. Познать ее без глубокого анализа структуры, т. е. ее видов, из которых она состоит и которые взаимодействуют между собой, затруднительно. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно классифицировать конкуренцию на виды по определенным критериям (рис. 9.2). Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли. Функцией внутриотраслевой конкуренции является сведение индивидуальной стоимости товаров к их единой обще-ственной (рыночной) стоимости, которая определяется сред-ними затратами в отрасли. При таком соперничестве побеж-
Рис. 9.2. Классификация видов конкуренции дают владельцы тех предприятий, у которых вследствие передовой техники, технологии и организации производства индивидуальная стоимость товаров меньше чем их общественная стоимость, что дает им возможность получать сверхприбыль. В соответствии с современным неоклассическим подходом эта сверхприбыль представляет собой экономическую прибыль, определяемую как разность между совокупным доходом фирмы от реализации продукции и экономическими издержками, включающими наряду с внешними также внутренние издержки, которые, в свою очередь, включают нормальную прибыль. Следствием внутриотраслевой конкуренции является внедрение новых до- Глава 9 стижений науки и техники, снижение издержек производства, повышение качества продукции. Однако внутриотраслевая конкуренция не устраняет различий в величине норм прибыли на одинаковые капиталы, вложенные в разные отрасли. Эту проблему решает межотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение капитала. Она осуществляется в форме стихийной миграции капиталов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой прибыли. В результате формируется средняя норма прибыли в масштабах экономики, которую получают товаропроизводители по принципу: "Равновеликая прибыль на равновеликий капитал". Перемещая капиталы в более эффективные отрасли и сферы производства, межотраслевая конкуренция способствует оптимальному использованию производственных ресурсов общества и одновременно установлению необходимых пропорций в экономике. В современной реальной практике можно встретиться с ситуацией, когда в отдельных отраслях высокая прибыльность применения капитала по сравнению с другими сохраняется довольно продолжительные промежутки времени. Главной причиной такого положения являются препятствия на пути проникновения в значительно монополизированные отрасли и сферы новых капиталов. Поэтому в современных условиях преобладающая часть межотраслевого перелива капитала происходит в пределах многоотраслевых концернов и конгломератов. Экономические субъекты — участники внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, в зависимости от рыночных условий и целей, которые они перед собой ставят, могут осуществлять следующие типы конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, гарантирующий. конкуренция и монополия в рыночной экономике Креативный тип конкурентного поведения предусматривает обеспечение субъекту преимуществ над соперником путем введения новых компонентов (продукция, технологии, формы организации производства и т. д.). Важным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения. Приспособленческий тип конкурентного поведения состоит в упреждении действий конкурентов в области модернизации производства. Он применяется, когда предприниматель не уверен в своих инновационных возможностях и старается скопировать прежде всего в сжатые сроки достижения своих соперников. Гарантирующий тип конкурентного поведения призван обеспечить стабилизацию на продолжительную перспективу достигнутых позиций на рынке и повысить их за счет улучшения качества продукции, обновления ее ассортимента, предоставления дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием и др. Этот тип конкурентного поведения применяется, как правило, тогда, когда предприниматель не обладает возможностью существенно изменить производственную и коммерческую программы и имеет слабую инновационную базу. С образованием и развитием мирового хозяйства возникает и международная конкуренция. Международная конкуренция — это конкуренция национальных и транснациональных экономических субъектов за наиболее выгодные условия производства и реализации экономических благ на мировом рынке. Международная конкуренция объединяет внутриотраслевую и межотраслевую формы конкуренции. Она способствует движению капиталов и товаров между разными государствами, обеспечивает сбалансированное развитие мирового рынка и глобального хозяйства. Доминируют на мировом рынке национальные и транснациональные ком-пании наиболее развитых стран мира. Глава 9 Совершенная (свободная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее. Совершенно конкурентный рынок характеризуется такими чертами: — большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает влияние на рыночную цену, она формируется на основе спроса и предложения; — каждый производитель выпускает однородный (стандартизированный) продукт, который не отличается от продукта других продавцов; — барьеры для входа на рынок минимальны или отсутствуют вообще; — никаких искусственных ограничений спроса, предложения, перемещения ресурсов; — каждый продавец и покупатель владеет полной информацией о спросе, предложении и цене товаров на рынке. В условиях совершенной конкуренции отсутствует борьба с конкретным конкурентом. Она сталкивает фирму с рынком. Рынок полностью обезличен. Все конкуренты независимы друг от друга, действия предпринимателя зависят не от отдельного конкурента, а от рынка вообще. Конкурентное поведение формируется таким образом, что производители должны оперативно реагировать на изменения общих рыночных условий. Рынок совершенной конкуренции — это идеальная модель, к которой приближались рынки классического капитализма XVIII—XIX вв., когда их субъектами были разрозненные и сравнительно небольшие предприятия. Однако в реальных условиях хозяйствования совершенной конкуренции в чистом виде почти не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков является несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция возникает там, где отсутствуют указанные выше условия свободной конку- конкуренция и монополия в рыночной экономике ренции. Главный признак несовершенной конкуренции — способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль. Различают три типа рыночных структур несовершенной конкуренции: рынок абсолютной (чистой) монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополи-стической конкуренции. Абсолютная монополия (гр. моно — один и "поло" — продаю) — это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необходимый товар по предложенной цене. Вход новых фирм в отрасль закрыт экономическими, техническими или юридическими барьерами, поэтому одна фирма фактически представляет всю отрасль. Продукция недифференцированна и не имеет близких заменителей. Все это обеспечивает монополисту получение монопольной сверхприбыли. Аналогичная ситуация, при которой в роли монополиста выступает не продавец, а покупатель, определяется как чистая монопсония. Это рынок, где множество продавцов предлагает свою продукцию лишь одному покупателю. Ситуацию, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем, называют двусторонней, или билатеральной, монополией. Такой тип монополии возникает на рынках водо-, тепло и газоснабжения, рынках оружия, стратегических ресурсов и т. п. Однако рынок абсолютной монополии встречается очень Редко. Он, как и рынок абсолютной (свободной) конкуренции, является лишь идеальной моделью, к которой стремятся реально существующие рынки. По данным американских экономистов, вСША приблизительно лишь 6 % валового внутреннего продукта (ВВП) производится в условиях, близ-ких кчистой монополии. в современных условиях доминируют рынки монополи- стической и олигополистической конкуренции. Глава 9 Монополистическая конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции. Монополистическая конкуренция синтезирует некоторые черты совершенной конкуренции и монополизма. Совершенную конкуренцию она напоминает двумя аспектами: — большое количество продавцов и покупателей; — вход на рынок и выход из него — практически свободны, хотя и есть некоторые препятствия. Отличие состоит в том, что при совершенной конкуренции выпускается и продается продукция идентичная (стандартизированная), а при монополистической — дифференцированная (гетерогенная). Дифференциация товаров создается благодаря высокому качеству продукции, совершенной форме, дизайну, более приемлемой упаковке, фирменным маркам и знакам, лучшим условиям продажи и после реализационного обслуживания, интенсивности рекламы, удобного места продажи и т. п. Все это создает определенные преимущества продавцам этих товаров, привлекает покупателей, которые платят более высокую цену за такие товары. В этом и заключается монопольностъ производителей на свою дифференцированную продукцию, позволяющая им повышать цену и получать дополнительную прибыль. Концепцию монополистической конкуренции в первой трети XX в. одновременно разработали независимо друг от друга Э. Чемберлин и Дж. Робинсон. Они обратили внимание на то, что дифференциация однотипных товаров приводит к тому, что вместо единого рынка образуется сеть частично отделенных друг от друга, но взаимосвязанных между собой рынков. При этом существует разнообразие цен, затрат на производство, объемов выпуска определенных товаров. Такая дифференциация и порождает определенное монополистическое поведение отдельных производителей- конкуренция и монополия в рыночной экономике Наиболее распространенными рынками монополистической конкуренции являются рынки одежды, обуви, безал-когольных напитков, парфюмерии, сельхозпродукции, услуг предприятий общественного питания, шоу-бизнеса т п. Участниками монополистической конкуренции могут быть как крупные, так и средние и малые предприятия. Олигополистическая конкуренция (гр. "олигос" — мало) — это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров. Для олигополии характерны следующие черты: — малое количество предприятий в отрасли, которые могут контролировать основную часть рынка как однородной, так и дифференцированной продукции; — высокие барьеры для входа в отрасль; — большая взаимозависимость предприятий-олигополис-тов между собой как по цене, так и по выпуску продукции; — контроль над ценой является существенным в случае согласования действий конкурирующих предприятий. В зависимости от количества субъектов различают "жесткую" олигополию, когда на рынке главную роль играют 3—5 предприятий, и "мягкую" олигополию, когда основную часть продукции отрасли выпускают и продают 10 и больше предприятий. Исходной моделью олигополистического рынка является модель дуополии, когда на рынке действуют и конкурируют между собой только две фирмы. Существует еще и такая форма несовершенной конкуренции, как олигопсония. Это тип рыночной структуры, при которой функционирует не-большое количество покупателей определенного товара. Предприятия-олигополисты владеют способностью реа- лизовывать свою сверхприбыль на основе понимания своей взаимозависимости и прогнозирования реакции конкурен- тов в процессе принятия решений об объемах производства, или об уровне цен на свою продукцию. Они готовы идти или за олигополистом, "лидером по ценам", или присоединить- ся к общему курсу на рынке и согласовывать свою цену с Глава 9
Таблица 9.1. Типы рынков по показателям уровня концентрации и степени развития конкуренции
конкуренция и монополия в рыночной экономике
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |