Черты, структура и функции рынка
Характерными чертами современного рынка являются: экономическая свобода, конкуренция, мобильность ресурсов, автономность действий участников рынка, полная информированность субъектов, социализация и глобализация экономических связей (рис. 7.2). Формы проявления экономической свободы: ~ свобода выбора сферы применения своих способностей; ~ свобода выбора сферы применения своего капитала;
рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура _ свобода выбора партнеров; _ свобода ценообразования; _ свобода выбора уровня риска; _ полная ответственность за свои решения, действия и их последствия. Конкуренция в наиболее общем понимании означает, что тем, чем занимается один из хозяйствующих субъектов, могут свободно заниматься и другие. Она (конкуренция) является одним из самых важных стимулов экономического роста и в то же время в процессе эволюционного развития порождает монополизм, ограничивающий и деформирующий конкуренцию. Формы конкуренции по критериальным признакам: а) в зависимости от конкурирующих субъектов: — между производителями и потребителями; — между производителями однородной продукции; — между производителями разнородной продукции; — между собственниками капитала и рабочей силы; — между собственниками капитала; — между собственниками рабочей силы; — между частными собственниками капитала и государством; — между собственниками рабочей силы, их профсоюзными объединениями и государством; между монополизированным и немонополизирован-ным секторами экономики; между олигополиями; внутри монополии; — внутри немонополизированного сектора и т. п.; б) в зависимости от объектов: по поводу рынка сбыта; - за право первоочередного владения информацией; - по поводу инноваций и т. д.; Глава 7 в) в зависимости от рыночных форм: — совершенная; — несовершенная; г) в зависимости от законности: — добросовестная; — недобросовестная; д) в зависимости от последствий: — свободная; — олигополистическая; — монополия; — монополистическая конкуренция. Мобильность ресурсов означает: — готовность работников на протяжении своей трудовой деятельности несколько раз менять сферу приложения своих способностей (территориальные перемещения, исполнение новых функций, обусловленных измененной структурой производства, и т. п.); — альтернативность использования таких ресурсов, как земля и капитал, в связи с изменением структуры производства, потребностей, а также в связи с ограниченностью ресурсов; — расширение сферы свободного движения значитель Полная информированность участников рынка обеспечивается прежде всего за счет использования наиболее прогрессивных новейших технологий, в частности Интернета, где очень быстро можно получить достоверную информацию из любой точки планеты. Цена и ценность информации с развитием рынка возрастают. Продавцы, предоставляющие недостоверную инфор-мацию, должны нести полную экономическую ответственность за возможные негативные последствия ее использования. Рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура На современном этапе главными в этой отрасли являются проблемы защиты: — частной жизни; — коммерческой тайны и конфиденциальной информации; — государственной тайны. Автономность действий участников рынка предусматривает свободный выбор ими экономического поведения. Вместе с тем развитая рыночная экономика предусматривает, что, к примеру, выбор банковской деятельности в качестве сферы приложения капитала может завершиться как процветанием, так и банкротством для банкира, но клиенты при этом не должны пострадать. Принципы функционирования рыночной экономики отражены на рис. 7.3. Глава 7 • товарный рынок, выступающий в виде: — рынка потребительских вещественных товаров и рынка потребительских услуг; — рынка научно-технических разработок и информации; • финансовый рынок, выступающий в виде: — денежного рынка; — рынка ценных бумаг; — валютного рынка; б) в зависимости от условий, в которых действуют хо — свободный (полиполистический) рынок (много продавцов; много покупателей; однородные товары; свободный вход на рынок и выход с рынка; доступная информация); — монополизированный (олигополия, монополия) (несколько или один продавец; множество покупателей; наличие входных барьеров на рынок; ограниченный доступ к информации); — монополистическая конкуренция (относительно большое количество продавцов и покупателей; дифференцированные товары; свободный вход на рынок и выход из него); — регулируемый (государство законодательно ограничивает экономическую свободу отдельных хозяйствующих субъектов, формируя и защищая конкурентную среду); в) по территориальному признаку: — местный; — региональный; — национальный; — мировой; г) в зависимости от соответствия действующему зако — легальный (разрешенный законом и открытый для налогообложения); — теневой (не зарегистрированный, уклоняющийся от налогообложения); д) в зависимости от способа формирования: — стихийный; — организованный. рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (858)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |