Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность спроса и факторы, его определяющие



2015-11-20 1199 Обсуждений (0)
Сущность спроса и факторы, его определяющие 2.86 из 5.00 7 оценок




Термин "спрос" в экономической науке означает плате­жеспособную потребность, то есть потребность, удовлет­ворение которой субъект способен оплатить. Из этого опре­деления вытекает, что спрос на то или иное экономическое благо зависит от цены. Продемонстрируем эту зависимость при помощи табл. 8.1.

Таблица 8.1. Спрос индивидуального потребителя на йо­гурт (данные произвольные)

 

Цена 1 упаковки,грн Величина спроса за неделю, шт.

Как видим, уменьшение цены на 1 упаковку йогурта обу­словило увеличение спроса на него (при прочих неизменных условиях). Изобразим эту зависимость графически (рис. 8.1).

Ни данные таблицы, ни кривая индивидуального спроса не дают ответа на вопрос, какая цена в отмеченных вариан­тах является рыночной. Они лишь показывают, каким об­разом будет меняться величина спроса при изменении цены, если все другие факторы останутся неизменными. И цифро­вое, и графическое изображение свидетельствуют об обрат­ной связи между величиной спроса на экономическое благо и ценой этого блага. Это означает, что увеличение цены на экономическое благо обусловит уменьшение спроса на него, и, наоборот, уменьшение цены будет способствовать увели­чению спроса.

Связь между ценой и величиной спроса устойчива. При­чина изменения спроса — модификации цены. Эта обратная




Глава 8


спрос и предложение. Теория рыночного равновесия

В- третьих, такое поведение объясняется эффектом до-хода содержание которого состоит в том, что снижение цен на потребительские товары равнозначно увеличению дохо-да. Поэтому по более низким ценам потребитель может при­обрести больше этих благ, не ограничивая себя в потребле­нии других.

И, наконец, поведение потребителя определяет также эф­фект замещения в связи с тем, что потребитель заинтересо­ван в том, чтобы заменить потребление дорогих товаров бо­лее дешевыми (при прочих неизменных условиях), то есть, если они качественны, отвечают стандартам и т. п. Напри­мер, если цена на кефир уменьпіится, а на йогурт будет оста­ваться высокой, потребитель может заменить потребление йогурта кефиром.

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индиви­дуальный спрос — это спрос отдельного потребителя. Ры­ночный спрос — это сумма индивидуальных спросов, предъ­являемых каждым потребителем, по разным ценам.

При помощи табл. 8.2 рассмотрим связь между индиви­дуальным и рыночным спросом.

Для построения графика рыночного спроса путем сложе-Ия ИнДивидуальных спросов (рис. 8.2) ограничимся одним Учением цены (йогурт стоит 2 грн).


 


Глава 8

Как видно из рис. 8.2, между рыночным спросом и ценой также существует обратная зависимость. Функциональная зависимость спроса от цены выражается уравнением

QD = f(P),

где QD — величина спроса на экономическое благо; Р — цена экономического блага.

Цена — наиболее важный фактор, определяющий объем (величину) спроса. Но существуют и другие факторы, влия­ющие на него. Что же происходит с кривой спроса, когда из­меняются неценовые факторы?

Неценовые факторы спроса:

количество покупателей (увеличение количества по­купателей повышает объем рыночного спроса и наоборот);

доходы потребителей (увеличение доходов повыша­ет спрос);

ожидания потребителей (ожидание роста цен в буду­щем увеличивает текущий спрос и наоборот);

цены на взаимозависимые товары. Если возрастает цена на товар-субститут (взаимозаменяемый товар), то спрос на этот товар уменьшается, а на его заменитель увеличива­ется. Например, повышение цены на растительное масло приведет к сокращению спроса на него и увеличению спроса на маргарин. Если возрастает цена на товар-комплемент (до­полняющий), то уменьшается спрос и на данный товар, и на дополняющий. Например, возрастание цены на бензин вы­нуждает собственника автомобиля меньше пользоваться им, а потому сокращается спрос и на бензин, и на масла, и на тормозную жидкость и т. п.;

емкость рынка. Чем более развит рынок, тем больше он побуждает экономических субъектов к поиску новых ис­точников дохода для увеличения своего платежеспособного спроса;

климатические условия (в курортной зоне поздней весной, летом и ранней осенью спрос на купальные костю­мы, экскурсионные услуги, воду, мороженое и т. п. возрас­тает).


Спрос и предложение. Теория рыночного равновесия

Необходимо различать понятия "изменение объема (ве-ины) спроса" и "изменения в спросе". Изменения объе­ма спроса зависят от цены и графически характеризуются движением точки по кривой спроса.

Изменения в спросе обусловливаются неценовыми фак­торами и награфике изображаются смещением кривой спроса вправо (увеличение) или влево (уменьшение).

Изобразим влияние неценовых факторов на изменение положения кривой спроса (рис. 8.3).



Q Рис. 8.3. Смещение кривой спроса вследствие влияния на спрос неценовых факторов

 


Смещение кривой DD до DlDl означает, что неценовые Факторы вызывают изменения, свидетельствующие о воз­растании спроса. Движение по кривой DD от точки А к точ­ке В, по кривой D2D2 от точки А2 к точке В2 отражает измене­ние объема спроса под влиянием цены.

Движение от точки А к точке A1 от А к А2, к А к В1 и т. д. означает влияние на изменения в спросе неценовых факторов.


Глава 8

8.2. Предложение: содержание и факторы, на него влияющие

Предложение — это объем экономических благ, который производители хотят и могут поставить на рынок по разной цене за определенный период времени.

Устойчивая причинно-следственная связь между ценой и объемом экономических благ, который производитель спосо­бен поставить на рынок, выражается законом, предложения.

Содержание закона предложения состоит в том, что чем выше цена (при прочих неизменных условиях), тем больше экономических благ по данной цене произ­водители готовы предложить на рынок на протяже­нии определенного периода времени, и, наоборот, чем низке цена, тем меньше экономических благ производи­тель пожелает и сможет поставить на рынок.

Из определения следует прямая связь между ценой и ве­личиной (объемом) предложения благ. Изобразим эту зави­симость сначала табл. 8.3, а затем графически (рис. 8.4) кривой предложения (Supply), которая обозначается ан­глийской буквой S. Для этого по оси абсцисс откладываем объем предложения (Qs), а по оси ординат — цену (Р).

Таблица 8.3. Предложение йогуртов индивидуальными производителями

 

 

 

Цена за 1 упаковку, грн Предложение йогурта на протяжении недели одним производителем, піт. Рыночное предложение, шт.
I II III
1 100 3 000

Информация, отраженная в табл. 8.3, графически изо бражена в виде кривых предложения (рис. 8.4).



 


Глава 8

ных объемов экономических благ, предложенных всеми производителями этого блага по определенной цене.

Кривая рыночного предложения строится аналогично рыночной кривой спроса (рис. 8.4, гр. 4). Как видим, кривая рыночного предложения SS равняется сумме кривых инди­видуального предложения S1S1 + <S2S2 + S3S3.

Движение какой-либо точки по кривой предложения SS (либо по S1S1 >S2>S2; S3S3 и т. д.) отражает изменение объема предложения в зависимости от цены. Так, движение по кри­вой SS от точки А к точке В показывает уменьшение объема предложения с 3000 до 1850 hit. йогурта, обусловленное снижением цены с 3 до 2 грн за единицу.

Изменения в самом предложении смещают кривую «SS к S'S' и S"S" (гр. 4, рис. 8.4). Смещение кривой предложения SS вправо к S'S' означает ее увеличение, а влево — умень­шение.

Рассмотрим факторы, обусловившие смещения кривой рыночного предложения SS.

Неценовые факторы, влияющие на предложение

Технологический прогресс. Использование новейших технологий, например, в производстве йогуртов, дает воз­можность сократить период созревания продукта, продлить срок сохранения йогуртом полезных свойств, уменьшить се­бестоимость единицы продукции. Это способствует расши­рению предложения йогуртов на рынке, в связи с чем кри­вая «SS смещается вправо.

Изменение цен на ресурсы. Повышение цен на ресурсы (при прочих неизменных условиях) обусловит возрастание затрат на производство, увеличение себестоимости продук­ции, что заставит предпринимателя сократить предложение своего товара. Кривая SS сместится влево.

Изменение цен на родственные товары. Если, к при­меру, цена на маргарин увеличивается, а на йогурты остает­ся неизменной, то предприниматель, производящий йогур" ты, будет искать альтернативный способ использования сво­их ресурсов и, вероятно, направит их на производство


спрос и предложение. Теория рыночного равновесия

маргарина, уменьшив тем самым производство йогуртов. Кривая SS при этом сместится влево.

Изменения в фискальной политике. В случае увеличе-ния ставки налогообложения кривая SS (при прочих неиз­менных условиях) сместится влево. Если, напротив, возра­стут трансферты бизнесу, она сместится вправо.

Ожидания предпринимателей. Оптимистические ожи­дания предпринимателя будут способствовать смещению кривой SS вправо, а пессимистические обусловят ее смеще­ние влево.

На смещение кривой предложения могут влиять измене­ния моды, религиозные традиции (в период поста, к приме­ру, уменьшается потребление мяса и продуктов животного происхождения) и другие факторы.

 

8.3. Эластичность спроса и предложения

До настоящего момента мы рассматривали влияние цены и неценовых факторов на спрос и предложение экономиче­ских благ, не принимая во внимание того, что отдельные блага или их группы неодинаково чувствительны к измене­ниям в ценах и неценовых факторах.

Способность одной экономической переменной реаги­ровать на изменения, произошедшие в другой экономи­ческой переменной, называют эластичностью.

Количественно эластичность измеряется показателем, который называется коэффициентом эластичности (Е).

Коэффициент эластичности — это мера реагирования одной переменной на сдвиги, произошедшие в другой пере­менной, выраженная в виде процентных изменений. Ины­ми словами, коэффициент эластичности — это отношение процентного изменения одной величины к процентному из­менению другой.

Различают эластичность спроса по цене, по доходу и пере-крестную эластичность. Рассмотрим каждую из них.




Глава 8



 


Глава 8

Для единичного эластичного спроса сдвиг цены обусло­вит точно такое же изменение величины спроса, потому об­щий доход от реализации останется стабильным.

Закон спроса не распространяется на экономические бла­га с абсолютно эластичным и абсолютно неэластичным спро­сом. Эти крайние ситуации имеют не столько практическое сколько теоретическое значение, хотя иногда абсолютно не­эластичный спрос встречается. В качестве примера абсолют­но неэластичного спроса могут служить инсулин для инсу-линозависимых больных диабетом или антиастматические препараты для астматиков. То есть речь идет о благах, ис­ключительно важных для обеспечения жизнедеятельности, цена на которые не ограничивает спрос. Его может ограни­чивать только уровень дохода потребителя.

Значительно сложнее привести пример абсолютно эла­стичного спроса. Экономическая теория описывает и ситуа­цию, когда уменьшение цены приведет к сокращению спро­са на экономическое благо, а увеличение цены — к возрас­танию спроса. Данная ситуация называется эффектом Гиффена, а товары, спрос на которые таким образом реаги­рует на сдвиг цены, — товарами Гиффена. (Английский эко­номист Р. Гиффен впервые исследовал этот эффект.) Кривая спроса для товаров Гиффена имеет не отрицательный (ни­сходящий), а положительный (восходящий) наклон.

Для описания влияния факторов на эластичность спроса по цене необходимо рассмотреть структуру товаров по их чувствительности к изменениям цены. Для этого из общей массы товаров необходимо выделить взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (товары-комплементы).

Взаимозаменяемые товары — это товары, способные удовлетворять одну и ту же потребность независимо друг от друга. Например, потребность в жирах можно удовлетво­рить растительным маслом, свиным или говяжьим салом либо же маргарином.

Взаимодополняемые товары — это товары, потребле­ние одного из которых обязательно требует потребления


спрос и предложение. Теория рыночного равновесия

других. Например, использование полезных свойств авто-

мобиля невозможно без применения масел, бензина, тор­мозной жидкости и т. п.

Товары-субституты и товары-комплементы по-разному реагируют на изменение цен своего парного товара.

Для товаров-субститутов увеличение цены одного товара обусловливает возрастание объема спроса на другой (парный) товар. Увеличение цены на растительное масло обусловит возрастание потребления маргарина (при прочих равных условиях).

Для товаров-комплементов увеличение цены одного товара сопровождается уменьшением объема спроса на другой парный товар. Увеличение цены на бензин вынуж­дает собственника автомобиля меньше его использовать, что сократит спрос и на бензин, масла и другие сопутствующие товары.



2015-11-20 1199 Обсуждений (0)
Сущность спроса и факторы, его определяющие 2.86 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Сущность спроса и факторы, его определяющие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)