Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)



2015-11-23 1508 Обсуждений (0)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 2. Технология оценки стоимости бизнеса (предприятия)

Задание на оценку и договор об оценке бизнеса (предприятия). Информационное обеспечение

оценки бизнеса (предприятия). Состав информации. Показатели макроэкономического и

регионального уровней, отраслевые показатели, которые могут повлиять на бизнес. Информация

о бизнесе, который оценивается. Корректировка данных финансовой отчетности. Финансовый

анализ. Подходы и методы оценки бизнеса (предприятия). Методы согласования результатов,

полученных с использованием трех подходов к оценке бизнеса. Отчет об оценке бизнеса

(предприятия). Временная оценка денежных потоков.

Тема 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ И ДОГОВОР ОБ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Процесс оценки стоимости бизнеса (предприятия) — это сложный трудоемкий процесс,

состоящий из нескольких этапов. Основные требования к процессу оценки стоимости объекта

собственности состоят в следующем:

• правильно идентифицировать объект и связанные с ним права;

• учесть цель и предполагаемое использование результатов оценки;

• определить масштабы поиска и сбора данных;

• выявить любые имеющиеся ограничивающие условия;

• определить эффективную дату оценки;

• определить оцениваемый вид стоимости;

• рассмотреть имеющиеся ограничения.

В Постановлении Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N№519 «Об утверждении стандартов

оценки» сформулированы следующие этапы проведения оценки:

1) заключение с заказчиком договора об оценке;

2) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;

3) анализ рынка, к которому относится объект;

4) выбор методов оценки в рамках каждого из подходов оценки и осуществление

необходимых расчетов;

5) обобщение результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;

6) составление и передача заказчику отчета об оценке.

Рассмотрим перечисленные этапы последовательно применительно к оценке бизнеса.

Подготовка задания на оценку бизнеса начинается с этапа определения проблемы,

заключающегося в следующих основных моментах:

1) идентификация предприятия;

2) выявление предмета оценки;

3) определение даты оценки;

4) формулирование целей и функций оценки;

5) определение вида стоимости;

6) ознакомление заказчика с ограничительными условиями.

Далее осуществляется предварительный осмотр предприятия, определяются требования к

исходной информации и источникам ее получения, ограничительные условия, состав группы

экспертов-оценщиков, составляется задание на оценку (прилагается к отчету об оценке) и

календарный план оценки.

В соответствии с Международными стандартами оценки описание задания по оценке бизнеса

должно включать следующие сведения:

1) идентификацию бизнеса, интерес собственности в бизнесе или ценную бумагу,

подлежащие оценке;

2) дату оценки;

3) толкование стоимости;

4) собственника доли;

5) цель и использование оценки.

После выполнения этих мероприятий готовится и заключается договор об оценке стоимости

бизнеса (обязательные требования к договору об оценке сформулированы в ст.10 Федерального

закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

В Международных стандартах оценки перечислены факторы, которые должен принимать

во внимание оценщик бизнеса. Всю необходимую для оценки бизнеса информацию можно

разделить на четыре группы:

1. Информация макроэкономического и регионального уровней, включающая данные по

экономическим перспективам, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес, в том числе

политическим перспективам и государственной политике.

2. Информация по состоянию и перспективам конкретной отрасли (или данные о состоянии

соответствующего сектора рынка), которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес.

3. Информация о компаниях-аналогах или о сопоставимых продажах.

4. Информация о бизнесе, который оценивается.

Состав информации макроэкономического и регионального уровней:

1) стадия экономического цикла;

2) занятость населения и уровень жизни;

3) процентные ставки и их динамика;

4) уровень и динамика инфляции;

5) уровень политической стабильности;

6) ставки налогов и возможность их изменения в будущем;

7) влияние потенциальных изменений в государственном законодательстве или в

международных конвенциях;

8) информация с рынков капитала, например, достижимая ставка отдачи по альтернативным

инвестициям, сделки на фондовом рынке, слияния и поглощения.

Основные источники макроэкономической информации:

1) программы правительства и прогнозы;

2) законодательство РФ;

3) аналитические обзоры российских информационных агентств;

4) аналитические обзоры зарубежных информационных агентств;

5) периодическая экономическая печать.

Информация по состоянию и перспективам конкретной отрасли (сектора рынка):

1) рыночный спрос на продукцию;

2) основные соотношения (пропорции, коэффициенты) у лидеров отрасли;

3) будущий конкурент;

4) мощность клиентов и поставщиков;

5) нормативно-правовая база;

6) рынки сбыта;

7) условия конкуренции.

Основные источники макроэкономической информации:

1) законодательство РФ;

2) отраслевые информационные издания;

3) периодическая экономическая печать.

Состав информации о компаниях-аналогах:

1) рыночные цены открыто продаваемых акций или долей в партнерствах либо приобретения

долей в бизнесе или бизнесов схожего направления;

2) подробные данные о сопоставимых предприятиях: продукция, объем продаж, рынки

сбыта, управление, доходность, финансовое состояние, методы бухгалтерского учета

и др.;

3) критерии, по которым производился отбор предприятий для сравнения.

Состав информации о бизнесе, который оценивается:

1) характеристика бизнеса, интерес в собственности на бизнес или ценная бумага,

подлежащая оценке, в том числе права, привилегии и обязательства, факторы,

влияющие на контроль и любые соглашения, ограничивающие продажу или передачу;

2) характер, история и перспективы бизнеса;

3) активы, обязательства, собственный капитал и финансовое состояние бизнеса;

4) способность бизнеса приносить прибыли и выплачивать дивиденды;

5) имеет ли бизнес неосязаемую стоимость (патенты, изобретения, ноу-хау, товарные

знаки, гудвилл и т.п.);

6) предыдущие сделки с долями в бизнесе, являющемся предметом оценки;

7) информация о менеджерах высшего уровня и персонале;

8) подробные сведения о поставщиках;

9) основные средства, запасы, расходы на управление, дивидендная политика;

10) прочая информация, которая, по мнению оценщика, нужна.

Источники информации о бизнесе, которые следует получить от заказчика:

1) документы о регистрации земли, кадастровые выписки и т.п.;

2) устав юридического лица, устав акционерного общества, реестр акционеров, книги

протоколов и т.п.;

3) балансовые отчеты и отчеты о прибылях и убытках за предыдущие годы (прошедшие

аудит);

4) счета управленческого учета, бюджеты, прогнозы;

5) опись фиксированных активов и ценных бумаг;

6) контракты с клиентами;

7) экологический аудит;

8) список обязательств.

Практика оценочной деятельности показывает, что основную часть сведений для использования

в расчетах оценщик получает из финансовой отчетности.

Использование финансовых отчетов.К основным формам бухгалтерской (финансовой)

отчетности, принятым в России, относятся:

• Бухгалтерский баланс (форма N№1);

• Отчет о прибылях и убытках (форма N№2);

• Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

• Отчет об изменениях капитала (форма N№3);

• Отчет о движении денежных средств (форма N№4);

• Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N№5).

Перечисленный набор отчетных данных является предпочтительным для комплексного

анализа и расчета оценочных показателей стоимости предприятия. Основные формы — это

бухгалтерский баланс (форма N№1) и отчет о прибылях и убытках (форма N№2), а формы 3, 4, 5

раскрывают содержание и движение средств основных статей форм N№1 и N№2.

Основные направления использования финансовых отчетов — это:

1) корректировка данных финансовой отчетности;

2) финансовый анализ.

Финансовый анализ и корректировка данных преследуют три цели:

1) выявить связи, существующие между показателями отчета о прибылях и убытках и

баланса, в том числе тенденций изменения во времени, для того, чтобы оценить риск,

присущий операциям данного бизнеса, и перспективы относительно результатов

будущей деятельности;

2) провести сравнение с аналогичными бизнесами, чтобы оценить параметры риска и

стоимости;

3) скорректировать данные отчетов за прошлые периоды, чтобы оценить экономические

возможности и перспективы бизнеса.

Корректировка данных финансовой отчетности.Корректировка данных проводится по

следующим основным направлениям:

1) инфляционная корректировка;

2) нормализация бухгалтерской отчетности;

3) трансформация бухгалтерской отчетности.

Инфляционная корректировка. Целью инфляционной корректировки является приведение

ретроспективной информации к сопоставимому виду, а также учет инфляционного изменения

цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконта. Один из основных методов

освобождения финансовой отчетности от инфляции — метод учета изменения общего уровня цен.

Может быть проведена переоценка всех статей финансовых отчетов по изменению курса рубля

относительно курса более стабильной валюты, например доллара.

Нормализация бухгалтерской отчетности. Цель — определение доходов и расходов,

характерных для нормально действующего бизнеса. Нормализация отчетности (в отличие от

трансформации) производится всегда. Нормализованная финансовая отчетность может использоваться

только в целях оценки.

Общие корректировки финансовой отчетности бизнеса проводятся с целью приближения к

экономической реальности, как потока доходов, так и баланса, и включают:

• элиминирование влияния чрезвычайных событий на показатели отчета о прибылях и

убытках и баланса (если таковые имеются);

• элиминирование влияния позиций, не относящихся к операционной деятельности на

показатели отчета о прибылях и убытках и баланса. К таким позициям можно отнести

персонал и активы, без которых можно обойтись, излишние активы;

• корректировку амортизации;

• корректировку отчетности по товарно-материальным ценностям;

• корректировку вознаграждения собственника (собственников);

• корректировку затрат на приобретение арендуемых, снимаемых или получаемых по

иным контрактам объектов от связанных сторон.

При сравнительном анализе балансовых отчетов предприятий-аналогов и оцениваемого

предприятия рекомендуется учитывать различия в применяемых методах бухгалтерского учета,

к основным их которых относятся следующие:

• оценка товарно-материальных запасов производится либо по средней себестоимости

либо методом ЛИФО, либо методом ФИФО;

• стоимость основных средств погашается по стандартным нормам амортизационных

отчислений либо ускоренным способом;

• прибыль от реализации продукции признается либо по мере отгрузки, либо по мере

оплаты.

Трансформация бухгалтерской отчетности. Трансформация отчетности — это корректировка

счетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета. Трансформация не

является обязательной в процессе оценки. Трансформация отчетности производится в целях

соответствия:

1) Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО — IAS), разработанным

независимой организацией — Комитетом по международным стандартам финансовой

отчетности (КМСФО — IASC);

2) стандартами GAAP (вариант МСФО, используемый в США).

Подробно необходимость и методические основы трансформации бухгалтерской отчетности

российского предприятия в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета

для решения задачи оценки стоимости предприятия изложены в книге: Сычева Г.И., Колбачев Е.Б.,

Сычев В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — С.62–93.

Финансовый анализ.Финансовый анализ является частью общего, полного анализа

хозяйственной деятельности, который состоит из двух взаимосвязанных разделов: финансового

анализа и управленческого анализа. Анализу хозяйственной деятельности посвящено значительное

количество публикаций российских экономистов, одной из которых является книга А.Д.Шеремета

«Теория экономического анализа».

Задачи финансового анализа при оценке бизнеса (предприятия) несколько отличаются от

традиционно формулируемых и включают в себя:

• обоснование прогнозных значений доходов и расходов;

• оценку реально сложившегося финансового состояния;

• выявление скрытого или явного банкротства;

• выявление резервов с целью установления реальных возможностей наилучшего и

наиболее эффективного использования.

В процессе оценки стоимости бизнеса (предприятия) оценщику необходимо подготовить

независимое финансовое заключение, что позволит более обоснованно определить прогнозные

денежные потоки и другие показатели, формирующие стоимость бизнеса.

При подготовке независимого финансового заключения в общем случае оценщик может

пользоваться нерегламентированной методикой финансового анализа. Такие методики приведены

подробно в следующих источниках: Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса:

Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011; Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка стоимости

предприятия (бизнеса). — М.: МарТ, Ростов-на-Дону: МарТ, 2014; Шеремет А.Д. Теория

экономического анализа. — М.: Инфра-М, 2012.

В целях обеспечения единого методического подхода при проведении финансового анализа

в случаях банкротства Приказом от 23 января 2001 г. N№16 Федеральной службой России по

финансовому оздоровлению и банкротству утверждены «Методические указания по проведению

анализа финансового состояния организаций.

Нерегламентированные методики финансового анализа включают следующие основные

направления:

• анализ финансовых результатов;

• анализ финансового состояния;

• анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Основными методами финансового анализа являются:

• горизонтальный (временной);

• вертикальный (структурный);

• трендовый;

• сравнительный (пространственный);

• коэффициентный (вычисление относительных показателей);

• факторный.

Одно из основных направлений финансового анализа — анализ финансового состояния

предприятия — включает следующие этапы:

• общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса;

• анализ финансовой устойчивости предприятия;

• анализ ликвидности баланса;

• анализ финансовых коэффициентов.

Подробное описание всех этапов приведено в книге: Шеремет А.Д. Теория экономического

анализа. — М.: Инфра-М, 2012. — С.226–248.

В целях финансового анализа можно использовать большое количество коэффициентов,

однако оценщик выбирает наиболее важные с его точки зрения пропорции с учетом целей оценки.

Важным требованием использования коэффициентов в сравнительном подходе является единая

методика расчетов по сравнению с компаниями-аналогами. Результаты финансового анализа могут быть использованы следующим образом.

Анализ показателей в денежном выражениииспользуется для установления тенденций

изменения во времени показателей по счетам доходов и расходов и связей между ними,

относящихся к доле бизнеса. Эти тенденции и связи используются для оценки потока доходов,

ожидаемого в будущем, наряду с капиталом, необходимым для того, чтобы бизнес обеспечивал

этот поток доходов.

Анализ величин, выраженных в процентах, позволяет сопоставить показатели по счетам

отчета о прибылях и убытках с объемом поступлений и показатели по счетам баланса с

суммарными активами. Анализ процентных долей используется для сравнения тенденций

изменения соотношений (между общим объемом поступлений и показателями расходов или между

показателями по счетам баланса) для рассматриваемого бизнеса во времени, а также сходными с

ним бизнесами.

Анализ в терминах финансовых соотношений (коэффициентов)используется для

сопоставления относительного риска рассматриваемого бизнеса для различных периодов времени,

а также сходными с ним бизнесами.



2015-11-23 1508 Обсуждений (0)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)