Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)




В российской практике оценки существует следующая трактовка подходов к оценке бизнеса

(предприятия).

Доходный подход(income approach) — общий способ определения стоимости предприятия

и (или) его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов,

основанных на расчете ожидаемых доходов.

Доходный подход основывается на допущении, что рациональный инвестор (будущий

владелец) не заплатит за предприятие сумму больше, чем сумма доходов, которые предприятие

принесет ему в будущем. Поэтому задача сводится к прогнозированию деятельности компании на

перспективу и определению величины доходов, приносимых собственным капиталом. При этом

учитывается, что будущие доходы, если их оценивать сегодня, будут меньше на величину

упущенной выгоды.

Доходный подход является основным для оценки рыночной стоимости действующих

предприятий, которые и после их перепродажи новым владельцам последними не планируется

закрыть (ликвидировать). Этот подход является наиболее приемлемым для оценки бизнеса. Он

основан на применении оценочного принципа ожидания.

Рыночный (сравнительный) подход(market approach) — общий способ определения

стоимости предприятия и (или) его собственного капитала, в рамках которого используется один

или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными уже

проданными предприятиями.

Рыночный подход, называемый в оценке бизнеса методом компании-аналога, базируется на

допущении, что наибольшая стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, которая

может быть получена за аналогичное предприятие. Основная идея этого метода — найти

предприятия-аналоги, у которых известны либо цена акций, либо цена сделки при приобретении

предприятия. Далее при расчетах исходят из гипотезы о прямой пропорциональности цены и

некоторых финансовых показателей (например, чистой прибыли на акцию). Следовательно, если

мы знаем соотношение цены и чистой прибыли на акцию аналога, то мы можем рассчитать цену

акций своего предприятия, умножив свою чистую прибыль на полученное по аналогу соотношение.

Рыночный подход особенно эффективен в условиях существования активного рынка

сопоставимых объектов собственности. Он основан на применении принципа замещения и принципа вклада и используется для оценки предприятия как действующего.

Имущественный (затратный) подход(asset based approach) — общий способ определения

стоимости предприятия и (или) его собственного капитала, в рамках которого используется один

или более методов, основанных непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия

за вычетом обязательств.

Имущественный подход исходит из того, что стоимость предприятия соответствует затратам,

которые понес владелец. Все затраты как текущего, так и капитального характера материализуются

в имуществе предприятия. Деятельность компании может финансироваться и за счет

заемного капитала. Задача определения стоимости собственного капитала сводится к расчету

рыночной стоимости всех активов предприятия, которая затем уменьшается на величину заемного

капитала.

Имущественный подход — это естественный подход для оценки предприятия, которое будет

закрываться с распродажей имущества по его рыночной стоимости. Оценка ликвидационной

стоимости предприятия осуществляется в рамках этого подхода. Подход используется для

определения стоимости предприятия как действующего только в следующих случаях:

• если оцениваемое предприятие относится к категории финансовых компаний с преобладающей

долей финансовых активов. Их рыночная стоимость либо берется с фондового рынка,

либо специально оценивается исходя из ожидаемых по активу доходов (используется доходный

подход);

• если оцениваемое предприятие имеет повышенную долю нематериальных активов, которые

ценны лишь тогда, когда они используются.

Подход основан на принципах замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования,

сбалансированности, экономического разделения.

При выборе методов оценки бизнеса необходимо учитывать область применения, цели,

преимущества и недостатки, которые несет в себе каждый подход и метод. Перечисленные

подходы и методы не только не является взаимоисключающими, но и дополняют друг друга. При

оценке бизнеса в зависимости от целей оценки, искомой стоимости, поставленных условий,

состояния объекта и экономической среды используют сочетание нескольких методов, наиболее

подходящих в данной ситуации.

Грамотный подход к бизнесу однозначно требует, чтобы любая его оценка делалась в расчете

на изначально указываемые сценарии (цели) развития (определения стоимости) предприятия,

которых, в принципе, может быть два:

1) оценка предприятия как действующего (on-going-concern);

2) оценка ликвидационной стоимости предприятия (в расчете на его ликвидацию,

подразумевающую прекращение бизнеса).

Характеристика подходов к оценке бизнеса приведена в табл.2.3.

Вне зависимости от того, рассчитана ли стоимость бизнеса методами, основанными на

прогнозе на будущее, или же за основу берутся ретроспективные данные, оценка бизнеса опирается

на ряд ключевых переменных. Их относительная важность может быть различной в зависимости

от конкретной ситуации, но на заключение о стоимости влияют такие внутренние переменные,

требующие корректировки, как:

1) размер оцениваемой доли бизнеса (контрольная или миноритарная);

2) наличие голосующих прав;

3) ликвидность доли и (или) бизнеса;

4) положения, ограничивающие права собственности;

5) финансовое положение оцениваемого объекта.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)