Концепции государственного управления
На современном этапе сформировались 3 ключевые концепции государственного управления: - концепция правового государства; - концепция представительной демократии; -концепцияпубличной администрации (Public Administration, или old public management) - Современные англосаксонские концепции New Public Management – Public Governance -концепцииэффективного государства и публичной ценности Концепция правового государства (таблица 2) предложена в XVII—XIXвв. в работах теоретиков либерализма: Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта, Т. Джефферсона и др. Термин «правовое государство» сформулирован в работах немецких юристов Т. К. Велькера, Р. Фон Моля и др. Правовое государство основывается на следующих принципах: - верховенства прав и закона; - гарантий прав и свобод человека; - равенства всех перед законом и судом; - взаимной ответственности гражданина и государства; - политического плюрализма; - разделения властей. Развитие правового государства связано и происходит на основе формирования и становления гражданского общества. Гражданское общество(civil society). - сфера спонтанной активности граждан, не опосредованной государством. В рамках институтов гражданского общества формируются и вызревают общественные интересы. Таблица 2 - Концепция правового государства
Представительная (партисипативная) демократия направлена на достижение действенной свободы и равенства, обеспечения реального участия как можно более широких слоев населения в осуществлении власти. Принципы: - осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты. - органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. - облегчается учёт существующих в обществе интересов; - снижены возможности для дискриминации отдельных групп. Представительная (партисипативная) демократия направлена на достижение действенной свободы и равенства, обеспечения реального участия как можно более широких слоев населения в осуществлении власти. Принципы: - осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты. - органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. - облегчается учёт существующих в обществе интересов; - снижены возможности для дискриминации отдельных групп. Исходная идея: Демократия - government of the people, by the people, for the people (правление народа, избранное народом и для народа). (Авраам Линкольн) Таблица 5 - Концепция представительной демократии
Концепция представительной демократии предполагала передачу представительным органам функций законотворчества и контроля со стороны граждан (полностью или частично). В отличие от прямой демократии это позволяло оперативно решать глобальные стратегические вопросы общего характера. Уинстон Черчилль: «Демократия - плохая форма правления, но ничего лучшего человечество пока не придумало». В 70-х годах XX в. в мире начался кризис классической политико-административной модели государственного управления. Решение проблем видели в профессионализации государственного управления. Таблица 6 - Концепция государственного администрирования (бюрократическая или старый государственный менеджмент)
Рыночный тип государственного управления выразился достаточно очевидно в административных реформах 80–90-х годов в ряде стран мира. Были определены пути выхода из кризиса: • Обеспечить углубление демократизации общества и повышение производительностигосударственного сектора. • Обеспечить клиентоориентированность в деятельности государственных структур. • Сократить расходы на содержание госаппарата,обеспечить антикоррупционностьдеятельности органов власти. • Модернизировать государство так, чтобы скорость, прозрачность и подотчетность были глубоко встроены в механизмы функционирования его аппарата. На смену термину «публичное управление» (Public Administration или old public management) пришли термины: «публичное руководство» (public governance), «надлежащее руководство» (good governance), «многоуровневое управление» (multi-level governance). Отличие новой концепции эффективного государства и публичной ценности от концепции публичной администрации (Public Administration, иногда называемой old public management) в динамизме изменений текущих потребностей публичного управления, в вопросах заказа и поручения непубличным субъектам реализации публичных заданий(outsourcing), а также в реагировании на проблемы обеспечения качества публичных услуг (адаптивность). Правительства "должны обеспечивать услуги и товары гражданам в точном соответствии со своими обещаниями... представляющими собой своего рода соглашения между избирателями и теми, за кого эти избиратели голосуют» (Хольцер М. Производительность, государственное управление и демократия // Эффективность государственного управления. М.: Консалтбанкир, 1998. С. 17.) Суть надлежащего руководства (good governance),заключается в создании публичной ценности (системы ценностей), которые соотносятся с принципами устойчивого развития, общественного диалога, солидарности, социально-ориентированной рыночной экономики и социальной справедливости. Публичная ценность определяется как стратегия публичного управления (strategic public management) и наиболее важный элемент public governance. Публичные менеджеры: - лица, управляющие публичной сферой на основе выборности(в первую очередь лица, руководящие исполнительными органами территориального самоуправления); - лица, выполняющие публичные задания по назначению (лица, занимающиеся публичными услугами в органах правительственной администрации); - лица на руководящих должностях в частном секторе, занимающиеся преимущественно оказанием услуг (в значении исполнения публичных заданий) публичному сектору; - лица, занимающиеся оказанием таких услуг на руководящих должностях в организациях третьего сектора публичной администрации (т.е. в неправительственных организациях) [23]. - лица, осуществляющие (или инициирующие) публичную политику. Публичные менеджеры должны иметь: - полномочия для осуществления надзора за исполнением заданий в рамках публичного управления; - полномочия по принятию решений в области реформы отраслевого направления деятельности публичной администрации или совершенствования работы структурного подразделения администрации. Документы «Программы развития» ООН подчеркивают смысл термина «governance». Говоря о «хорошем управлении» («good governance»), разработчики программы связывают его с управленческой стороной деятельности всей системы власти в стране: «"Governance" можно рассматривать в качестве практики экономической, политической и административной власти по управлению делами государства на всех уровнях. [Это понятие] объединяет механизмы, процессы и институты, через которые граждане и группы выражают свои интересы, реализуют свои законные права, выполняют обязанности и балансируют между различиями» [UNDP, 2002]. К ключевым характеристикам «хорошего управления» относятся: – участие (все граждане обладают голосом в принятии решений – прямо или посредством легитимных институтов, представляющих их интересы; такое широкое участие строится на свободе ассоциаций и слова, а также на способности к конструктивному диалогу); /c. 249/ – верховенство права (честность и беспристрастность правовых структур, особенно тех, которые обеспечивают соблюдение прав человека); – прозрачность (свобода информации; ее полнота и доступность для всех, кто в ней заинтересован); – чувствительность (все институты чутко реагируют на потребности граждан); – ориентация на согласие (соблюдение баланса интересов для достижения широкого консенсуса по вопросу о том, что более всего отвечает потребностям группы и какими способами, с помощью каких процедур этого следует добиваться); – справедливость (все граждане имеют возможность улучшить свое благосостояние); – результативность и действенность (максимально эффективное использование ресурсов для удовлетворения потребностей граждан); – подотчетность (правительство, частный бизнес и структуры гражданского общества подотчетны общественности и институциональным носителям прав); – стратегическое видение (лидеры и общественность исходят из долговременных перспектив управления и развития личности, и отчетливо представляют себе те меры, которые необходимы для их реализации) [UNDP, 2002]. Согласно трактовке Комитета по публичному менеджменту ОЭСР, «governance» есть обеспечение и распределение власти и авторитета, призванных охранять конституционные ценности. Таблица 7 - Концепция качественного (надлежащего) руководства (good governance) и публичной ценности
Современные административные реформы связываются им с переходом от присущего новому государственному менеджменту инструментализма к системным подходам, нацеленным на восстановление или более полный учет политических и моральных аспектов администрирования [Public, 2002]. Различия между этими подходами можно описать в форме следующих противополагаемых тезисов (см. табл. 8). Таблица 8 - Перспективы модернизации государственного управления
«Открытое правительство»– это система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и общества, качество и сбалансированность принимаемых решений в условиях нарастающей динамики социальных и экономических процессов в современной России. «Открытое правительство» обеспечивает наилучшую доступную экспертизу, вовлечение гражданского общества и бизнеса в принятие государственных решений. Важнейшими приоритетамиявляются: • повышение информационной открытости и «понятности» действий органов власти; • предоставление ими открытых данных; • обеспечение прозрачности и подотчетности государственных расходов, закупок и инвестиций; • реализация эффективной системы общественного контроля. Стандарт открытости федеральных органов исполнительной властиутвержден распоряжением Правительства РФ и является обязательным к внедрению министерствами и ведомствами. Стандарт призван: • обеспечить повышение информационной открытости органов власти, сделать их работу понятной; • обеспечить подотчетность ОИВ, обратную связь с обществом; • расширение возможностей участия общества в разработке и экспертизе принимаемых решений; повышение эффективности и качества решений; • развитие механизмов общественного контроля.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (11315)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |