Тема 1. Теоретические основы психологии детей с задержкой психического развития (ЗПР)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Часть 2 Учебно-методическое пособие
Ярославль 2012
Рецензент: Специальная детская психология. Часть 2 [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов дефектологических факультетов вузов /Вачеян Л.А.– Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – с.
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологических факультетов вузов. Раскрывает содержание дисциплины «Специальная детская психология» в разделах «Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии».
Автор-составитель: Вачеян Лариса Александровна, к.пс.н., старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики. УДК ББК
© ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2012
Содержание Пояснительная записка Тема 1. Теоретические основы психологии детей с задержкой психического развития (ЗПР)……. Учебные вопросы…………………. Рекомендуемая литература………………………………………… Содержание раздела дисциплины……..…………………………………………………………… Тема 2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявления минимальной мозговой дисфункции………………………………………………………….. Учебные вопросы………………………………………………………...……………………………. Рекомендуемая литература………………………………………………………………… Содержание раздела дисциплины……..………………………………………………………… Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития…. Учебные вопросы………………………………………...……………………………. Рекомендуемая литература………………………………………………………………… Содержание раздела дисциплины……..………………………………………………………… Тема 4. Психолого-педагогическая диагностика и психокоррекция слабовыраженных отклонений в психическом развитии…………………………………………………………………………… Учебные вопросы…………………………………………………...……………………………. Рекомендуемая литература……………………………………………………………………… Содержание раздела дисциплины……..……………………………………………………… Методические рекомендации к проведению практических занятий………………… Содержание самостоятельной работы студентов………………………….……….. Примерная тематика рефератов и докладов………………………… Приложение Пояснительная записка
Психология детей задержкой психического развития – область психологической науки, изучающая детей, для которых характерно отклонение от нормального темпа психического развития. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания детей, имеющих задержку психического развития. Цель изучения дисциплины - формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной подготовки будущих специалистов, их ознакомления с теоретическими и прикладными аспектами психология детей с задержкой психического развития. Задачи: 1. Овладение теоретическими знаниями по различным разделам психология детей с задержкой психического развития. 2. Изучение прикладных аспектов психологической диагностики отклонений в психофизическом развитии детей с задержанным развитием. 3. Освоение основных методов и приёмов психологической коррекции отклонений в развитии у детей с задержкой психического развития. Наряду с методическими вопросами специальной детской психологии, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами реабилитации, компенсации и социально-психологической адаптации людей с недостатками в развитии, основной акцент в данном методическом пособии делается на формировании практических навыков изучения и психологической коррекции людей с дизонтогениями по типу ретардации. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студенты, освоившие дисциплину должны овладеть: - знаниями по всем разделам дисциплины; - умением проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; - навыками дифференциальной диагностики для определения типа нарушений; - умением формулировать психолого-педагогическое заключение; - навыками консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, воспитания; - умениями и навыками разрабатывать и реализовывать коррекционно-образовательные программы; - навыками психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении. Видами профессиональной деятельности, которыми овладевают студенты, являются: Социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, психодиагностическая, психопрофилактическая, просветительская. Тема 1. Теоретические основы психологии детей с задержкой психического развития (ЗПР) Учебные вопросы 1. Современная терминология, использующаяся для обозначения детей, нуждающихся в специальной психологической помощи: «дети группы риска», «Дети с ограниченными возможностями здоровья» и др. 2. Актуальные проблемы психологии детей со слабовыраженными отклонениями в интеллектуальном развитии. 3. Задержанное развитие как тип дизонтогенеза. 4. Понятие задержки психического развития ребенка. 5. Специфические закономерности психического развития детей с ЗПР. 6. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, предложенная К.С. Лебединской. 7. Классификация детей с ЗПР М.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития. 8. Этиология слабовыраженных отклонений в интеллектуальном развитии.
Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. [Текст] - СПб.: Речь, 2003. 2. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. 3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): Учеб. Пособие [Текст] // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000. 4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В.Кузнецова, Л.И., Переслени, Л.И. Солнцева и др.; По ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003. 5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розонова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003. 6. Коноваленко, С.В. развитие слухо-зрительно-моторной координации у детей с задержкой психического развития. [Текст] // Специальная психология. № 1 (11) , 2007. 7. Левченко, И.Ю., Киселёва, Н.А. Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с задержкой психического развития. [Текст] // Специальная психология. № 1 (7), 2006. Дополнительная литература: 1. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. [Текст] – М., 1982 - 1985. – Т. 5. 2. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. [Текст] – М., 1973. 3. Кучма, В.Р., Платонова, А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. [Текст] - М., 1997. 4. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия [Текст] / Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. 5. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии. [Текст] – М., 1973. 6. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихическая диагностика. [Текст] - М., 1993. 7. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия [Текст] /Сост. В.А.Астапов, Ю.В. Микадзе. – М., 1996. 8. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии [Текст] / Сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 1999. 9. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. [Текст] – М., 1990. 10. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. [Текст] – М., 1990. 11. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития. [Текст] – Н. Новгород, 1994. Содержание раздела дисциплины
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1025)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |