Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Районная школа в экологической географии



2015-11-23 1000 Обсуждений (0)
Районная школа в экологической географии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основателями школы районного направления считаются Г. М. Кржижановский Н. Н. Баранский Н. Н. Колосовский. Их вкладом в географическом описании страны является разработка понятия о «Территориально- производственном комплексе» (ТПК): создание географических характеристик малоосвоенных территорий страны.

Работая первым председателем Госплана, Г. М. Кржижановский(1872-1959) подтвердил на практике прогрессивность концентрации производства и распределения энергии на базе крупных электростанций и районных энергетических систем. При переходе от НЭПа к плановой экономике Г. М. Кржижановский, хотя и защищая планирование от сторонников сохранения регулирования и де-факто самого капитализма Базарова, Громана, Кондратьева и др., стоял на позициях децентрализованного планирования (см. Кржижановский Г. М. Сочинения т. 2 ОНТИ, 1934), отсюда неизбежный конфликт с линией Сталина-Куйбышева-Струмилина именно на централизованное планирование, и в итоге в 1930 Госплан возглавил Куйбышев.
Николай Николаевич Баранский (1881-1963 гг.) о своем первом советском учебнике по экономической географии (1924 г.) позднее писал: "Главным достоинством учебника, по сравнению с другими, более поздними, было наличие определенной методологической линии, почерпнутой из госплановских работ. Благодаря этому имелся "стержень" для фактического материала, что обеспечивало возможность продуманной генерализации... Методология владела материалом. Материал укладывался в определенной системе и мог поэтому хорошо усваиваться. И не было, кроме того, погони за последними конъюнктурными данными". Н. Н. Баранский был крупнейшим организатором географической науки в СССР. Он организовал кафедры экономической географии в МГУ и МГПИ, вместе с А. А. Борзовым организовал географический факультет МГУ, основал географические серии "Вопросы географии" и "География и хозяйство", журнал "География в школе" сыграл очень важную роль в разработке методики преподавания географии,'был автором ряда вузовских и школьных учебников.
Баранский обосновал диалектико-материалистическую методологию экономической географии, экономической картографии, в значительной степени географии населения. При этом он отстаивал два важнейших основания географии: пространственность географического мышления и природную обусловленность социально-экономических процессов. О географическом разделении труда он писал как о "пространственной форме общественного разделения труда, характеризующегося разрывом между местом производства и местом потребления".
С именем Баранского также связаны полевые исследования советских экономико-географов. Но, пожалуй, главнейшей его заслугой является упрочение районного направления экономической географии. "В районном направлении на первый план вышел анализ связей явлений, прежде всего производственных связей, синтез представлений о природных, трудовых, материально-технических ресурсах, образующих базу для комплексного развития каждого района и всей системы районов".

 

 

Николай Николаевич Баранский Николай Николаевич Колосовский


Другим основоположником советской экономической географии стал Н. Н. Колосовский (1891-1954 гг.)-один из разработчиков районов Госплана и первого пятилетнего плана. С 1930 г. он участвовал в комиссиях по созданию Урало-Кузнецкого комбината, был одним из проектировщиков Прибайкальского комплекса, Ангарской энергосистемы. Затем Колосовский работал в Совете по изучению производительных сил (СОПС АН СССР), а во время войны участвовал в работах по размещению эвакуированных промышленных предприятий, в работах по привлечению ресурсов Урала и восточных районов к нуждам войны. За эти работы в 1942 г. он был удостоен Государственной премии. Научно-теоретическая и конструктивная деятельность Н. Н. Колосовского явилась той основой, на которой выросла концепция территориально-производственного комплекса (ТПК). Суть этой концепции заключается в рациональной территориальной организации хозяйства с учетом географического положения, при рациональном использовании природных ресурсов и социально-экономического потенциала. При этом экономический эффект достигается за счет удачного подбора предприятий, соответствующих наличным условиям региона.
Для обоснования ТПК Н. Н. Колосовский разработал метод энергопроизводственных циклов: подбор таких составных частей материального производства, которые в пределах района образуют только взаимосвязанное единство, не производящее излишков и не знающее недостатков, экономно расходующее вещество природы.
Таким образом, в трудах Н. Н. Колосовского районное направление в советской экономической географии получило конструктивный характер. Гносеологически это положение можно представить следующим образом.
Базовым в географическом знании является конкретное страноведческое знание о регионах. Однако высшее назначение науки составляет создание нового на основе объективного знания о предмете. Всякое новое создается на основе синтеза. В свою очередь, одной из важнейших форм синтеза в географии является районирование. Но районирование - это синтез наличного бытия. Для человека же важно, исходя из возможностей наличного бытия, создавать творческий образ и на его основе конструировать новое. Этим творческим образом в экономической географии выступает проект ТПК, на базе которого должны создаваться реально существующие комбинаты и комплексы. Таким образом, в ТПК реализуются творческие подходы человека, его конструктивное отношение к внешней среде на основе районирования, то есть знания о пространственных формах распределения природных ресурсов и условий, размещения наличного производства, расселения населения.
Большая и сплоченная научная школа Баранского-Колосовского, по существу, охватила все разделы и направления современной экономической географии. Она "стала изучать такие территориальные системы производительных сил, как страны, экономические районы, системы расселения, города, транспортные системы и узлы, а затем расширила рамки исследования до территориальных систем сферы обслуживания".
Однако "районная школа" Баранского-Колосовского не была единственной в советской экономической географии. Существенное значение в первые десятилетия XX в. имело унаследованное от дореволюционной географии отраслево-статистическое направление (школа), основателем и многолетним лидером которого был профессор Владимир Эдуардович Ден (1867— 1933 гг.). Возглавляемое им научное направление, фактически одна из научных школ экономической географии, "подверглось серьезной (и, что особенно существенно, партийно-официозной) критике. Но, как вполне справедливо подчеркивает Ю. Д. Дмитревский, школа Дена "имела право на существование в свое время и, в модифицированном виде, имеет право на жизнь и ныне, ибо развитие экономической географии немыслимо без синтеза отраслевого и регионального изучения территории".
Основные положения методологии школы Дена - признание экономической географии экономической наукой, опора на статистическую информацию, "страновой" уровень исследования при изучении отраслей экономики и их размещении. Официальная критика обвиняла "буржуазное" отраслево-статистическое направление ("деновщину") в геттнерианстве, антисоветских построениях геттнерианцев, и таким образом, провоцировалась борьба между представителями этого и районного направлениями, борьба, которая задержала развитие экономической географии в нашей стране. При этом "была забыта... простая истина: нет экстерриториальных (т. е. расположенных вне какой-либо территории. -Авторы) отраслей и нет лишенных тех или иных, принадлежащих к определенным отраслям, предприятий районов". Жизнь показала необходимость не противоборства, а сосуществования обоих направлений, сотрудничества их представителей.
Среди отдельных отраслей экономической и социальной географии, получивших значительное развитие в СССР, необходимо отметить географию населения, в которой трудами Н. Н. Баранского, В. М. Кабо, Г. М. Лаппо и других ученых, было развито представление о каркасе расселения - описательный анализ пространственных форм расселения в виде городов, городских агломераций, транспортных, особенно, железнодорожных путей.

В работах В. Г. Давидовича, Ф. М. Листенгурта рассматривались основные положения о групповой системе расселения - агломерационный подход, используемый в планировании расселения. На основе этого подхода была разработана Госстроем СССР Генеральная схема расселения населения. И, наконец, в работах В. В. Покшишевского, Э. Б. Алаева, Б. С. Хорева разрабатывалось конструктивное направление по созданию единой системы расселения населения СССР. Основной задачей этого направления является развитие различного типа поселений с целью выравнивания уровня жизни по районам и в пределах районов в системе город-деревня.

В 1970-е годы, в связи с переходом от территориального принципа управления экономикой к отраслевому, а также с выходом на первый план социальных проблем, методологический аппарат времён индустриализации, которым оперировала советская районная школа, становился всё менее востребованным и адекватным реальности. Научное направление быстро распадается на ряд отраслевых блоков, представители которых постепенно фактически отказались от принадлежности к советской районной школе. Схожая судьба в тот же период постигла англо-американскую школу пространственного анализа, которая оказывала заметное влияние на советскую экономическую географию в 60—70-е годы XX века.

 

 



2015-11-23 1000 Обсуждений (0)
Районная школа в экологической географии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Районная школа в экологической географии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1000)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)