Великие и белые: Такие разные русские
В наше время все слышнее раздаются призывы к воссоединению братских восточно-славянских народов. Чаще — к воссоединению русских и белорусов, хотя и об украинцах, об Украине говорят то же самое. Для этого делается мало, но процесс некоего политического и экономического сближения наблюдаем. Мне бы хотелось его приветствовать, однако не могу — по той бесхитростной причине, что нет двух или трех братских славянских народов, а есть один славянский, русский народ. Так писали еще в начале советской власти. В вышедшем в 1926 году путеводителе по Крыму, составленном блестящими профессионалами (получившими настоящее, дореволюционное образование), численность населения Крыма указывалась общая: на полуострове жили тогда примерно триста тысяч русских. А далее они подразделялись на великорусов, украинцев (уже украинцев, не малорусов!) и белорусов. Все три этноса как русские упоминались под общей чертой, что большинством считалось вполне естественным. Раздражало это лишь революционеров и старых украинофилов галицийской формации, проживавших вне России, вроде Ивана Франко и его кружка. А теперь, видимо, следует уточнить и то, что даже погодинская схема о триединстве славянского, русского народа неверна. Русские или, как их иначе называют (это тоже приобретение советского времени), восточные славяне, на самом деле имеют значительно более сложную структуру и должны подразделяться на значительно большее количество субэтносов. Старая наша этнография так и писала. И не путала, например, белорусов с близкими им полищуками. Никто же не отрицает, что среди великорусов есть донские казаки, а есть поморы Архангельской области, и они друг на друга очень непохожи, хотя признают себя русскими как те, так и другие. Еще более сложна картина на Украине. Например, в Ужгородской области, то есть в Закарпатье живут русины, но делятся они на две категории: на тех, кто считает, что они отдельный народ, и тех, кто считает, что они русские. А украинцем там не считает себя никто. Это чисто национальный, обычный, не противоречащий теории этногенеза процесс самоидентификации. Большинство великорусов считают, что мы и белорусы принадлежим к одному народу. И большинство белорусов тоже. Так и не удалось убедить белорусов в том, что они особая, отдельно существующая нация. С большинством украинцев это получилось, но до сих пор большая часть украинского населения, даже считая себя украинцами, предпочла бы жить в одном с нами общем государстве. Такой вывод дают как социологические опросы, так и личные наблюдения автора этой статьи. Сарматы и кельты нам не чужие. У нас общие предки: два народа, жившие в первом тысячелетии христианской эры, — славяне и русы. Различия между славянами и русами подтверждаются таким замечательным памятником, как «Трактат об управлении империей» императора Константина VII Багрянородного, в котором приводятся названия приднепровских народов параллельно по-славянски и по-русски. И названия эти совершенно не похожи. Они из разных языков. Кто наши общие предки-славяне — представить себе легко. Их предками еще до Рождества Христова были, во-первых, протославяне, называвшие себя венедами. Приглядитесь к однокоренным словам: слово вене — самая древняя их форма, но еще в XVIII веке немцы часто называли славян винды, а эстонцы, соседствовавшие со славянами много веков, до сих пор называют их вене. Другим, тоже бесспорным предком славянского мира следует признать кельтов, которые во множестве жили на территории современной Польши, Подкарпатской Руси и Галиции. Кстати, на галльское (кельтское) поселение указывают сами топонимы Галиция, Галич, страна Галлов. Третий, возможный предок (от которого сейчас этнология отказалась, но сто лет назад все крупные русисты и византинисты считали его именно предком) — это сарматы северного Причерноморья, как протославяне и кельты — народ индоевропейского происхождения, арийского языка, но восточной, иранской ветви. Самые прямые потомки сарматов сейчас — осетины, кстати, тоже веками дружественное русским племя. Сложились славяне как народ в регионе Карпат и в соответствии с «Повестью временных лет» расселились до Северного Причерноморья (это вполне славянские земли). К эпохе Великого переселения народов восточная граница славянского мира находилась в низовьях Дона, а что касается западной границы, то даже на Севере, где Дуная никогда не было, в фольклоре постоянно слышится слово «Дунай» — это еще одна древнеславянская ветвь. Гораздо сложнее с происхождением русов — здесь единой точки зрения у историков нет. Некоторые считают древних русов, которые дали нам имя «Русь», славянским племенем или же союзом племен, хотя, судя по византийским памятникам, это сомнительно. Арабы, кстати, тоже прекрасно знали русов и славян и не смешивали их. Существует версия, что русы были германцами. И, наконец, существует версия видного историка Аполлона Григорьевича Кузьмина, что русы — иллиро-фракийское, то есть очень близкое к славянам население. Во всяком случае, русы и славяне были различны. У них были разные прически: даже в X веке славяне носили довольно длинные волосы и бороды, а русы головы брили, как и подбородки, и носили оселедцы с усами. Князь Святослав Киевский, отец святого Владимира, византийским историком Львом Дияконом описывается именно стриженым по русской моде и с длинными усищами. Совместное участие в создании государства славян и русов, прежде всего по Днепру и Западной Двине, как и равноправие этих двух народов в государстве, подчеркивается древнейшим памятником Киева, «Русской Правдой» Ярослава Мудрого, где в преамбуле оговаривает: «Аще ты славянин или русин». То есть закон писан в равной степени для славян и русов и они в равной степени им пользуются. Это очень показательно. И славяне, русы, судя по всему (в том числе и по «Русской Правде»), были исконными оседлыми скотоводами. И все их предки — скотоводы. Это очень серьезно, потому что накладывает определенный отпечаток на национальный характер. Любой оседлый скотовод знает земледелие и землю пашет, и вместе с тем невозможно представить себе земледельца, который не держит домашней скотины. У всего восточно-славянского населения до наших дней сохранился устойчивый стереотип общинного отношения к земле: земля прежде всего Божия, затем общая. Речь идет о русской земле — значит, земля русских людей. Она принадлежит каждому, в том числе и тому, кто ее пашет. Чрезвычайно интересно, что подтверждаемое мифологией изначальное земледельчество славян развивается затем по политическим причинам, по мере распространения крепостничества. Потому что земледелец в сравнении со скотоводом, а также рыбаком, охотником, горожанином наиболее удобоугнетаем. Легче всего покорять и подчинять именно земледельцев. Вот и бывали сначала дореволюционно-крепостнические эпохи, когда в XVIII веке возникло и бурно распространялось исконное земледельчество, а потом уже советская власть закрепила этот исторический процесс, но для нужд неокрепостничества. Таким образом, у славян и русов — общие черты отношения к земле, отношения к системе материальных ценностей плюс общие обширные земли. К концу XI века русы перестают упоминаться в памятниках, видимо, полностью растворившись в славянской, более многолюдной среде. История славян, как полагал Лев Николаевич Гумилев, заканчивается в XIII веке, с которого и начинается история русских. Но даже и без отсылки к Гумилеву с тем, что славяне — единый народ, проживавший на юго-западе нынешней России в I тысячелетии нашей эры, никто не спорит. Так считали и крупнейшие ученые нашего, теперь уже минувшего века, в частности известнейший академик Борис Александрович Рыбаков. Лесостепной народ славяне — участники Великого переселения народов. По расположению названий озер и рек видно, что славяне из региона Карпат частично распространились по лесостепной зоне, а частично продвинулись в Европу. Это тысячелетний процесс, в развитии которого одни славянские племена, продвигаясь на север, постепенно перешли границу лесной зоны, а другие, и прежде всего кривичи (территориально прямые предки белорусов), были вытеснены с запада, с земель нынешней Польши и восточных областей Германии в лесную зону. Замечательный русский ученый XIX столетия профессор Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Осипович Коялович указывает на то, что границы Западной России проходят по границам почв: подзолистые и полуподзолистые почвы заселены белорусами, а там, где начинается чернозем, живут малорусы. И отличия между ними складывались в зависимости от отличий природных, по мере заполнения ими окружающего ландшафта. Древние славяне были народом лесостепным, устраивали их и теплые широколиственные леса Карпат и Закарпатья. И потом русские отнюдь не покинули лесостепную зону, но можно вспомнить, что по линии степей прошло несколько волн кочевников, иные из которых были очень агрессивными. Началось это в эпоху Великого переселения народов, когда славян оттеснили с Дона — то была гуннская волна. Да и после гуннов через восточные славянские земли, через южную часть России проходили хазары, печенеги, мадьяры, половцы, турки... Там время от времени жизнь становилась прямо-таки неуютной. И только после половецкого вторжения в конце XI столетия начинается заметный отток кочевников. Но еще в VIII веке на территории белорусской земли и в северо-восточной Залесской Руси жившее там славянское население начинает возрастать. Господствующим оно станет только с рождением следующего, русского народа. В том, что русский народ сложно устроен на субэтническом уровне — его богатство. Константин Николаевич Леонтьев, выдающийся философ и историк XIX столетия, в статье «Византизм и славянство» устанавливает великую закономерность: «Всякое упрощение системы — всегда деградация». Следовательно, усложнение системы — это процветание, и чем из большего числа ветвей состоит народ, чем он сложнее устроен, тем выше его культурное и этнокультурное обогащение.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |