Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗВИТИЕ ОБРЯДОВОГО ХАРАКТЕРА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ



2015-11-23 463 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ ОБРЯДОВОГО ХАРАКТЕРА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Религиозность русского народа первых веков после принятия христианства отличалась крайне развитым обрядовым благочестием. Русские ХV-ХVI века тоже были необычайно привержены к своей вере и считали ее только одну истинно христианскою и лучшею из всех вер. Но русские тогда очень слабо знали свою вору, слабо отличали существенное в вере от второстепенного. И это понятно почему. Монгольское иго нанесло сильный урон просвещению. Юколы если существовали кое-где, то самые жалкие. Народ, лишенный образования, с одинаковым уважением относился и к догматам воры, и к обрядам, и к Священному Писанию, и к писаниям Св. отцов, и к житиям святых, и вообще к всякого рода сочинениям, — и все это считал неизменным, неприкосновенным.

Обрядовое благочестие никоим образом не могло содействовать и развитию нравственной жизни, ибо привязанность к форме, обряду отражалась и во всей нравственной жизни общества.

Добродетелями в это время считалось: частое присутствие при богослужении; строгое соблюдение постов, кроме положенных, еще добровольных, обетных, по понедельникам и в 12 пятниц; пожертвования на храмы; путешествия по св. местам; милостыня и т.п. Пища, одежда, жизнь — все носило печать религии. Все это показывало, что религия — господствующая сила в стране.

Города украшались богатыми храмами, слышен был неумолкаемый звон колоколов, по всем улицам стояли часовни и иконы с зажженными свечами, прохожие крестились перед каждой часовней, но истинное религиозное чувство, которое оживляет обряд и преобразует нравственность человека, было мало развито. При непомерном возвышении обряда тот же обряд держался лишь привычкой, не одушевленный внутренним благочестием, он был слаб и нетверд. Часто к обряду прибегали лишь в особых случаях, например, перед смертью, вообще в случаях так называемых треб. А в повседневной жизни народ часто и не думал о Церкви. Среди множества вопросов и обличении в ХVI в. подверглось обличениям и это противоречие между христианской внешностью и нехристианскими нравами.. Но и обличители были такими же обрядовериями, как, например. Грозный, выступивший с подобными обличениями на Стоглавом Соборе. Вся жизнь Грозного была устроена по монастырскому чину. Царь со своими опричниками упражнялся в богослужении, молитвах, но это не мешало ему казнить и предавать пыткам многих невинных, предаваться грубому разврату.

Молитва определялась не силой душевного умиления, а счетом поклонов, милосердие — счетом алтынов. В двухтомном синодике Грозного записано 3470 убитых им душ. Царь отдал этот синодик в Кириллов монастырь для вечного поминовения.

Под благочестивой внешностью обнаруживалась азиатская грубость нравов. Низшие угнетались высшими, бедные — богатыми, разбой, наезды на чужие дворы, даже на монастыри и церкви, -вое это существовало наряду о внешним благочестием.

Существовали грубые потехи, как, например, кулачные бои. Сходки, пиры часто оканчивались дракой. Семейные торжества и праздники всегда сопровождались пьянством.

Свадебный поезд, по описанию Стоглава, вол священник в епитрахили с крестом в руках, едучи на лошади, а за ним следовала пьяная толпа с дудками и бубнами.

В Иванов день (Купала) и на Крещение мужи, жены и девицы сходились на ночное плясание. В святки гадали и ходили по домам с играми и переряживанием (с козой, цыганом) и т.п.

ДОМОСТРОЙ

Завершением внешнего религиозного благочестия явился “Домострой” — сборник правил семейно-бытовой религиозной жизни описываемой эпохи, составленный известным иереем Сильвестром.

Автор “Домостроя” задался целью увековечить заведенный отцами и дедами порядок семейной религиозной жизни, внушить полнейшее уважение к обряду и создать идеал, образец семейной жизни. Однако обрядовому благочестию трудно было выразить истинный христианский идеал семейной жизни.

Так, например, в основу семейной жизни “Домостроем” положено главенство отца семьи, все перед ним — ребята, умственно и нравственно недозрелые, живущие только его умом. Жена — полная раба его, “Домострой” вооружается против всяких удовольствий женщин, в качестве педагогических вразумлений рекомендует применять побои. Дети — совершенно бесправные перед отцом, от него зависит их судьба, брак, положение в обществе. Отец не должен даже улыбаться своему дитяти.

Нравственные правила “Домостроя” носят тоже характер древнерусского обрядового аскетизма. Дом должен быть устроен по образу монастыря. Входящий в него должен прочитать молитву, как перед келией монаха.

Замечательно то, что семейная жизнь не могла выработать своего нравственного идеала; в обществе остался лишь аскетический идеал, который доходил до отрицания семейной жизни (“человек, с женою и чады живуще, не может спастись”).

Церковь в лице своих лучших представителей боролась с этим внешним благочестием, но в силу недостатка просвещенных лиц не могла в этом направлении много сделать.



2015-11-23 463 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ ОБРЯДОВОГО ХАРАКТЕРА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗВИТИЕ ОБРЯДОВОГО ХАРАКТЕРА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)