Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пререквизиты и постреквизиты курса



2015-11-23 884 Обсуждений (0)
Пререквизиты и постреквизиты курса 0.00 из 5.00 0 оценок




СИЛЛАБУС

 

 

по дисциплине: Краеведение

 

специальность:группы «Образование», 5В010900 – математика; 5В011000 – физика; 5В011100 – информатика; 5В011200 – химия; 5В010100 – дошкольное обучение и воспитание; 5В010200 – педагогика и методика начального обучения; 5В010300 – педагогика и психология; 5В010500 – дефектология; 5В011300 – биология; 5В050300 – психология; 5В011500 – основы права и экономики; 5В012000 – профессио­наль­ное обучение; 5В090200 – туризм; 5В011900 – иностранный язык: два иностранных языка

 

форма обучения: очная, заочная

 

всего кредитов: 2

 

 

  Форма обучения
Очная Очная сокращенная на базе технического и профессионального послесреднего образования (срок обучения 3 года) Заочная сокращенная на базе технического и профессионального послесреднего образования (срок обучения 3 года) Заочная ускоренная на базе высшего образования (срок обучения 2 года)
Всего часов по РУП В том числе  
лекций      
практических (семинар.)      
лабораторных        
СРСП  
СРС  
Экзамен (семестр) 1,2   1.2 1,2

 

 

Программа дисциплины разработана к.и.н., доцентом Наурызбаевой Э.К., магистром истории, ст.преподавателем Абильмаликовым К.К., магистром истории, преподавателем Тастековой Г.Б. на основании содержания ГОСО РК 6.08.070–2010, утвержденный приказом №514 МОН РК от 3 ноября 2010 года.

 

Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры

 

Протокол № 10 от «12» июня 2014 г.

 

Зав.кафедрой___________ Наурызбаева Э.К.

 

Одобрена методическим бюро факультета

 

Протокол № 6 от «25» июня 2014 г.

 

Председатель___________ Разуваева М.В.

 

Сведения о переутверждении

 

Учебный год Сведения о рабочей программе Дата переутверждения № протокола кафедры   Роспись зав.кафедрой
         
         
         
         
         
         

 

 

1. Данные о дисциплине:

Название дисциплины Количество кредитов Код, цикл дисциплины
Краеведение К09

2. Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. преподавателя Время и место проведения Контактный телефон
К.и.н. Наурызбаева Э.К. М.и. Абильмаликов К.К. М.и. Тастекова Г.Б.. По расписанию дополнительно, СРСП по индивидуальному графику на кафедре.   54-58-74(141) 8(775)2966517

3. Краткое описание курса. Курс «Историческое краеведение» - составная часть общего краеведения и истории Казахстана. Представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными признаками: 1) локальностью исследуемых исторических событий, и 2) деятельным характером. Краеведение является важным средством образовательной связи школы с жизнью. В результате изучения курса будут рассматриваться важные аспекты истории края с древнейших времен до наших дней с элементами вспомогательных исторических дисциплин: исторической географии, топонимики, ономастики, археологии и других.

Цель и задачи курса – вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Этот курс воспитывает патриотические чувства – любовь к Родине, к родному краю, к историческому прошлому народа, дает более правильное представление об общих закономерностях развития той или иной эпохи. В обучении студентов знанию истории края, большое значение имеет комплекс предметов, среди которых видное место занимает курс «Историческое краеведение», который как научная дисциплина вооружает будущих учителей средних общеобразовательных школ, а также работников государственных учреждений, теоретическими, методическими знаниями, прививает им навыки в решении организационных и практических вопросов истории родного края.

Задачи курса: Данный курс рассматривает исторические этапы государства и костанайского края, освещает актуальные проблемы региональной истории,начиная с древнейших времен до сегодняшнего времени. Особое внимание уделено раскрытию проблем современной методики и научной организации дисциплины.

Предмет курса -методологические основы краеведения. Особенности исторического краеведения и его источники. Классификация памятников истории и культуры: памятники истории -здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также науки и техники, культуры и быта народов и т.п.; памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества; памятники искусства -произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства; документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое и культурное развитие села, города, района, области, а также их природные данные. Методологические основы краеведения. Особенности исторического краеведения и его источники. Классификация памятников истории и культуры: памятники истории -здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также науки и техники, культуры и быта народов и т.п.;

· памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

· памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества;

· памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;

· документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

Пререквизиты и постреквизиты курса.

Для освоения данной дисциплины необходимо изучить такие дисциплины как география, политология, философия, история Казахстана, социология.

5. Тематический план дисциплины

Наименование темы Лекции   Неделя  
Введение. Предмет и задачи краеведения. Роль краеведения в школе 1-я неделя
Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX века и их роль в изучении края. 2-я неделя
Письменные памятники, археологические, этнографические и устные источники по истории Костанайской земли 3-я неделя
Географическое положение, районирование и природные условия Костанайского края. 4-я неделя
Каменный век на территории Костанайского Притоболья 5-я неделя
Костанайский регион в эпоху бронзы и железа. Андроновская культура. 6- я неделя
Притобольский регион в VI-XVII вв. 7-я неделя
Тоболо-Торгайский регион в период колонизации края (XVIII-XIX вв.). Борьба за казахские земли. 8-я неделя
Строительство укрепления Тургай и образование Кустанайского уезда. 9-я неделя
Развитие промышленности и торговли на территории Тургайской области(XIX-начала XX вв.) 10-я неделя
Общественно-демократическое движение в Тургайской области в начале XX века. Национально-освободительное движение 1916 года в Тургае. 11-я неделя
Установление Советской власти в крае. Период военного коммунизма, НЭПа, коллективизации. Общественно-политическая жизнь края. 12-я неделя
Костанайцы на фронтах войны, послевоенные годы. 13-я неделя
Освоение целины в Костанайском крае. 14-я неделя
Перестройка и период независимости в истории Костанайской земли 15-я неделя
  Итого

Тематический план и содержание лекционных занятий

№п/п Название темы План лекционных занятий Литература Неделя
Блок I. Историография освоения Костанайского края
Введение. Предмет и задачи краеведения 1. Предмет, цели и задачи краеведения 2. Введение в научный оборот понятия «краеведение», «край», «краеведческий документ» 3. Значение краеведения в школе.   О-Д – 1-40 1-я неделя
Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения. 1. Развитие краеведения в Казахстане и в России. 2. Вклад в краеведение отечественных и зарубежных исследователей 3. Современное значение трудов исследователей XIX –XX вв. по истории края.   О-Д – 1-40 2-я неделя
Исторические источники по краеведению. 1. Археологические стоянки и памятники на территории Костанайской области. 2. Устные предания об истории Костанайской земли. 3. Историография исторического краеведения 4. Архивные документы и их роль. О-Д – 1-40 3-я неделя
Блок II. География и природные условия Костанайской области в современный период
4. Географическое положение Костанайской области 1. Географичесое положение Костанайской области. 2. Социально-экономическое развитие Костанайской области на современном этапе 3. Административное районирование Костанайской области О-Д – 1-40 4-я неделя
Музейное дело и его развитие в области 1. Типы музеев 2. Музеи Костанайской области. 3. Роль музееведения в краеведении. О-Д – 1-40 5-я неделя
Блок III. История и хозяйственная деятельность населения Тоболо-Торгайского региона
6. Деятельность казахских, российских и зарубежных ученых, просветителей и их роль в изучении родного края 1. Казахские исследователи, ученые, изучавшие историю края. Ш.Валиханов, А.Бокейханов, А.Байтурсынов. 2. Вклад русских ученых XVIII-XIX вв. в изучение костанайской земли. О-Д – 1-40 6-7 я неделя
7. Древние жители Северного региона Казахстана 1. Первобытные жители костанайской земли. Быт, хозяйство, религиозные представления. 2. Эпоха бронзы. Андроновская культура. Алексеевское поселение. 3. Скифо-сакский период. Антропологический облик. О-Д – 1-40 8-я неделя
8. Средневековье в истории Северного Казахстана 1. Тюркские племена и кочевые государства на севере Казахстана. 2. Торгайский регион в составе Монгольской империи 3. Формирование казахских родоплеменных объединений 4. Северный Казахстан в составе Ногайского и Сибирского ханств О-Д – 1-40 9-я неделя
Казахское ханство (XV-XVIII вв.) 1. Образование казахского ханства, борьба за северные регионы Казахстана. 2. Быт, хозяйство, традиции и обычаи казахов 3. Проникновение ислама на север Казахстана О-Д – 1-40 10-я неделя
10. Северный Казахстан в колониальный период 1. Присоединение Северной части Казахстана к Российской империи. 2. Строительство Новоишимской линии и Пресногорьковской крепости. Строительство крепости Торгай и города Николаевск. 3. Административные реформы на территории Среднего Жуза. 4. Промышленность, торговля, строительство религиозных учреждений в Торгайской области 5. Первые печатные издания в области О-Д – 1-40 11-я неделя
11. Костанайская область с 1916 по 1991 годы 1. А.Иманов и национально-освободительное движение в Тургае. Революционно-демократическая интеллигенция. 2. Область после Февральской и Октябрьской революций. 3. Костанайская область во время ВОВ (1941-1945 гг.) 4. Освоение целинных и залежных земель Костанайщины. 5. Перестроечное время в истории края О-Д – 1-40 12-я неделя
Блок IV. История Костанайской области и развитие краеведческих организаций в новейшее время
12. Костанайская область: независимый период 1. Ликвидация колхозов, совхозов и общественной собственности 2. Приватизация государственных предприятий. 3. Первые руководители Костанайской области. О-Д – 1-40 13-я неделя
13. Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан 1. Становление архивного дела. 2. Центральный государственный архив Республики Казахстан   О-Д – 1-40 14-я неделя
14. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения 1. Курс краеведения в школе. 2. Методика преподавания краеведения в общеобразовательных учреждениях О-Д – 1-40 15-я неделя

Примечание:литература к лекционным занятиям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «Краеведение»

Тематический план семинарских занятий

№п/п Название темы Вопросы к семинарским занятиям Литература Неделя
Введение. Предмет и задачи краеведения. Роль краеведения в школе 1. Предмет, цели и задачи краеведения 2. Роль краеведения и региональной истории в школе 3. Связь краеведения с другими вспомогательными дисциплинами. 4. Определение основных понятий краеведения О-Д – 1-40 1-я неделя
Исторические источники по истории Тоболо-Торгайского региона с древности до наших дней 1. Тюркские письменные источники об истории края 2. Археологические памятники на территории Костанайской области 3. Этнографические источники по истории быта и культуры насельников Северо-Западного и Северного Казахстана 4. Первые сведения русских ученых-исследователей (XVI-XIX вв.) 5. Материалы архивов об истории Костанайского региона 6. Труды казахской интеллигенции по истории края (Ш.Валиханов, А.Бокейханов, А.Байтурсынов и др.) О-Д – 1-40 2-я неделя
Географическое и экономическое положение Костанайской области 1. Географическое положение и районирование Костанайской области 2. Природно-климатические условия 3. Топонимика Костанайской области 4. Экономическое развитие Костанайской области в начале XXI века О-Д – 1-40 3-я неделя
4. Костанайское Притоболье в древнейший и древний период истории 1. Археологические стоянки и поселения. 2. Орудия труда древних жителей Притоболья. Зарождение кочевого образа жизни 3. Истоки Андроновской культуры. 4. Легенды и предания Костанайской земли. О-Д – 1-40 4-я неделя
Средневековый период в истории Костанайского региона 1. Тюркские племена и политическая история края. Родоплеменной состав. 2. Монгольское нашествие. Присоединение северной территории Казахстана к Монгольской империи О-Д – 1-40 5-я неделя
6. Тоболо-Торгайский регион в период колонизации края 1. Казахские батыры в борьбе против джунгарского нашествия 2. Пресногорьковская крепость. Образование внешних округов и строительство крепости Тургай. 3. Административные реформы в XIX веке. Налоговая система. 4. Колонизация костанайской земли переселенцами. Быт и хозяйство переселенцев 4. Национально-освободительное движение в крае (XVIII-XIX вв.) 5. Казахско-русские торговые связи 6. Быт и хозяйство казахов в период колонизации края 7. Первые переселенческие поселки в Тобольском регионе О-Д – 1-40 6-7 - я неделя
7. Торгайская область во второй половине XIX – начале XX вв. 1. Образование Кустанайского уезда 2. Начало строительства города Николаевск. 3. Развитие земледелия у казахов 4. Торговля и промышленность 5. Первые мусульманские мечети в городе Николаевск 6. Первые образовательные учреждения в крае. О-Д – 1-40 8-я неделя
8. Торгайская область в первой половине XX века 1. Революционно-демократическое движение. 2. Развитие печатных изданий в крае. 3. Революционно-демократическое и мусульманское движение. 4. Национально-освободительное движение 1916 года в Тургае. О-Д – 1-40 9-я неделя
Кустанайская область в 20-30-е годы 1. Гражданская война на костанайской земле 2. Кустанайская область после революции 1917 года. Установление советской власти. НЭП и военный коммунизм. 3. Коллективизация крестьянских хозяйств и общественно-политическая жизнь в 20-30-е годы 4. Народное образование. Ликвидация безграмотности О-Д – 1-40 10-я неделя
10. Кустанайская губерния в 30-х годах 1. Территориально-административная реформа 2. Промышленность и культурное строительство 3. Репрессии казахской интеллигенции. Тоталитарный режим и система ГУЛАГ 4. Голод 1931-1933 годов О-Д – 1-40 11-я неделя
11. Костанайская область во время Великой Отечественной Войны 1. Мобилизация и эвакуированные промышленные предприятия на Костанайской земле. 2. Костанайцы на фронтах войны. Костанайцы – Герои Советского Союза. 3. 151-я отдельная стрелковая дивизия. 4. Военные госпитали, транспорт, связь и сельское хозяйство в годы войны О-Д – 1-40 12-я неделя
12. Послевоенные годы на Костанайской земле. Освоение целинных земель. 1. Восстановление промышленности и сельского хозяйства 2. Политическая жизнь в 40-70-е годы. 3. Освоение целинных и залежных земель. Костанайцы - Герои Социалистического Труда. 4. Развитие недропользования О-Д – 1-40 13-я неделя
13. Костанайская область в эпоху перестройки. 1. Политическая и культурная жизнь края в 80-90-х годах. 2. Экономическое развитие и приватизация в крае. Переход на рыночные рельсы производства. Ликвидация колхозов и совхозов. О-Д – 1-40 14-я неделя
14. Костанайская область сегодня 1. Знаменитые костанайцы – Ш.Валиханов, Ы.Алтынсарин, А.Байтурсынов и др. 2. Костанайцы-труженники, почетные граждане Костаная, знаменитые личности. О-Д – 1-40 15-я неделя
Итого

Примечание:литература к семинарским занятиям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «Краеведение»

Тематический план самостоятельной работы студента и преподавателя (СРСП)

При необходимости это может быть либо индивидуальная консультация, либо занятие, дублирующее пройденную лекцию, либо одновременная консультация сразу нескольким студентам по возникающим у них вопросам, либо как занятие, углубляющее и расширяющее знания, полученные студентами на лекционных и семинарских занятиях. СРС проводится в аудиторное время, по расписанию.

Содержание Формы работы Литература Время контроля
Археологическое изучение Казахстана   Обсуждение проблемных аспектов темы, письменных работ по данной теме выбранных студентами О – 1-4 Д – 1-13 1-2 неделя
Этнология и ее роль в изучении родного края Обсуждение темы, проведение защиты реферата по теме выбранной студентами   О – 1-4 Д – 1-13. 3 -4 неделя
Памятники архитектуры и искусства. Исторические памятники на территории Казахстана Устный ответ, заслушивание рефератов, эссе, обсуждение дискуссионных вопросов по теме О – 1-4 Д – 1-14   5 -6 неделя
Истоки краеведения в Казахстане Написание эссе – 2,3 страницы, обсуждение рефератов по теме, коллоквиум О – 1-4 Д – 5,13 7 -8 неделя
Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края Устный ответ, обсуждение аннотаций, рефератов по теме самостоятельной работы О – 1-4 Д – 5,12,13 9 -10 неделя
Архивы и их фонды. Топонимика как источник изучения истории родного края Консультации, работа с литературой, устный ответ, заслушивание рефератов по теме, обсуждение проблемных вопросов О – 1-4 Д-5-13 11 -12 неделя
Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения Устный ответ, обсуждение планов поисковой работы, дискуссия о перспективах школьного краеведения О – 1-4 Д-5-13     неделя
Становление и развитие краеведения в Казахстане Работа с материалами периодической печати О – 1-4 Д-5-16 неделя
Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане. Защита презентаций О – 1-4 Д-5-23 неделя

Содержание дисциплины

Тематический план лекционных занятий



2015-11-23 884 Обсуждений (0)
Пререквизиты и постреквизиты курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пререквизиты и постреквизиты курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (884)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)