Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии



2015-11-23 4364 Обсуждений (0)
Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии 4.80 из 5.00 5 оценок




Функции социологии.

 

Прикладная

Характерной чертой социологии является единство теории и практики, так как значительная часть социальных исследований направлена на решение практических проблем.

функция социального контроля

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. Поэтому в большинстве стран, их органы власти и объединения используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.

Прогностическая

Практическая направленность социологии выражается в том, что она вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Как показывает практика, особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества.

3)функция социального планирования

Большое значение в жизни общества имеет использование социальных исследований для планирования развития различных сфер общественной жизни. Поэтому эта функция появляется во всех странах мира, не зависимо от социальных систем. Она охватывает самые широкие области, начиная от мирового сообщества, отдельных регионов и стран, и заканчивая социальным планированием жизни городов, сёл, отдельных предприятий и коллективов.

Идеологическая

Результаты социальных исследований могут использоваться в интересах каких либо социальных групп, для достижения ими определённых социальных целей. Более того, такие исследования зачастую служат средством манипулирования поведением людей, формированию определённых стереотипов поведения, создавая целые системы ценностных социальных предпочтений.

Избежать этой функции невозможно, даже если поставить целью полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и формулированию положений специальной социальной теории. Ведь социолог занимает социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые социальные процессы с помощью мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения и затрагивает интересы не только его, но и других социальных групп. Тем самым данные выводы приобретают идеологическое содержание. (Пример: недавнее прошлое советской социологии). Для социолога всегда важен объективный анализ общественных явлений и, что бы не допускать идеологических перекосов, необходимо избегать чрезмерных идеологизации и политизации исследований и выводов, в том числе и теоретических. Для этого полезно соотносить их с общественными ценностями.

Гуманистическая

Социология может служить улучшению взаимопониманию между людьми, формированию и совершенствованию общественных отношений.

В различных источниках так же можно встретить такие определения функций социологии как: теоретико-познавателная, управленческая, мировоззренческая, просветительная, профилактическая, практическая. Их трактуют как самостоятельные, но все они практически повторяют вышеуказанные функции социологии

 

Категории социологии и социальные законы.

Категории социологии – это предельно универсальные, фундаментальные понятия, характеризующие уровень осмысления и обобщения основных представлений об общественной жизни, о социальной реальности, которые имеют априорное значение и помогают систематизации и организации научного знания.

Социальный закон – это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, между обществом, с одной стороны, и социальной организацией, трудовым коллективом, семьёй и личностью, с другой.

 

Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.

Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в IV веке до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве" а также Аристотеля "Политики" развиваются представления об общественной жизни. В новое время они получили развитие в работах Руссо, Гоббса, Макиавелли и др. Возникла "социальная философия" - предшественница современной социологии, понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом Контом (1798-1857), учеником выдающегося ученого социалиста-утописта Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), обосновавшего тезис о закономерности исторического процесса.

А. Сен-Симон наряду с Томасом Гоббсом, Джоном Локком, Жан-Жаком Руссо (XVIII в.) считается предшественником общей социологии. Уже в XVII в. в теориях «социальной физики» впервые рассматривались идеи об обществе как системе. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естественнонаучных представлений своего времени о природе. Известные к тому времени законы естественных Наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на противоречивые социальные факты. Этим была обусловлена попытка формализации общественных закономерностей. В XVIII в. общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу, именно так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

Мыслители XIX в. стараются рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если ранее физиократы (Ф. Кенэ (1694-1774) и др.) исходили из автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, подходит к решению проблемы В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии - науки, изучающей самую сложную форму движения материи - общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.

Причинами становления социологии были также переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы: остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, в условиях капиталистического способа производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. прошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в наиболее развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) – итальянский политик и дипломат. Он первым обратился к идеям Платона и Аристотеля и на их основе создал теорию общества и государства. В своём главном труде «Государь» Макиавелли сделал главный акцент на поведение политического лидера и впервые вывел государственно-политические вопросы из-под влияния религии и морали.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - английский философ, который сделал следующий шаг в развитии социологии. Он утверждал, что в отличии от животных, у людей в борьбе за почести и звания, есть ненависть и зависть. От рождения люди не склонны к сотрудничеству и человек не ищет общения со всеми в равной мере. Он предпочитает общество тех кто ему полезнее.

Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.) – немецкий философ, который разделил общество и государство. В его работе «Общественное деление» государство – это одна из человеческих группировок политического характера, в то время как общество – это совокупность группировок и объединений различной природы.

Огюст Конт (1798-1857 гг.) – завершил дело начатое его учителем Сен-Симоном и закончил создание ранней теории индустриального общества. Он дал название науки - социология (1839 г.), которую первоначально назвал «социальной физикой». Он считал, что с помощью социологии и просвещения можно решить все социальные проблемы, а открытые этой наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, что бы научить людей как правильно строить свои взаимоотношения.

Конт поставил социологию выше математики физики и биологии, а её преобразовательную роль в обществе считал столь же важной, как и роль религии.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) - сделал следующий и более глубокий шаг в области научной социологии, особенно в сфере методологии и учении о разделении труда. Его социология называлась функционализмом. Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изучение социальных фактов (плотность населения, частота контактов между людьми, форма жилища и т.д.), предлагал опираться на них и изучать статически. При изучении социальных фактов он рекомендовал широко применять метод сравнения, а так же использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определённой потребностью общества как целого.

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) – внёс наибольший вклад в мировую социологию в Англии. Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина он создал учение о социальной эволюции. Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, а его отдельные части (государство, церковь, образование) - с частями этого организма. Считается, что он первым применил понятия «структура» и «функции» в социологии. Основной закон социального развития по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов, при этом функцию естественного отбора выполняет экономическая конкуренция.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) - представители марксистской школы социологии, которые предложили свой леворадикальный проект переустройства общества. Их целевой заданностью было устранение старого и построение нового общества. Методология Маркса с одной стороны исходила из тезиса о естественно-историческом развитии общества, с другой – с согласования эмпирических данных и теоретических выводов с «историческими интересами эпохи» (это исключительно интересы пролетариата).

Экономическая теория Маркса оказала меньшее влияние на современную науку и большинством западных экономистов не учитывалась. Серьезной критике подверглись его трудовая теория стоимости и концепция сведения сложного труда к простому. Так же испытанием временем не выдержала и теория Маркса относительного и абсолютного обнищания пролетариата. Во многом это можно объяснить тем, что идя вслед за фактами Маркс больше придерживался абстрактных форму английских политэкономов и философских схем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.). Тем не менее, его учение остаётся великим достижением человеческой культуры и имеет огромный эвристический потенциал в социальной теории.

 

Макс Вебер (1864-1920 гг.) - немецкий социолог и энциклопедически образованный учёный. Кроме него основными представителями немецкой школы также были: Г. Зиммель (1858-1918 гг.), Ф. Теннис (1855-1936 гг.), В. Дильтей (1833-1911 гг.), но М. Вебер - самый выдающийся представитель немецкой школы, внесший вклад во все сферы социологии. Его основные работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.), «Хозяйство и общество» (1922 г.) - опубликована после смерти автора. Основные принципы методологии Вебера:

1)тесная связь эмпирической социологии с исторической;

2)первичность социокультурных факторов (в частности религии) при объяснении экономического и трудового поведения.

Он утверждал, что капитализм – это универсально-исторический процесс, охватывающий всю историю человечества.

 

6. . Классический период развития мировой социологии. О. Конт – основоположник науки социологии.

Огюст Конт (1798-1857 гг.) – завершил дело начатое его учителем Сен-Симоном и закончил создание ранней теории индустриального общества. Он дал название науки - социология (1839 г.), которую первоначально назвал «социальной физикой». Он считал, что с помощью социологии и просвещения можно решить все социальные проблемы, а открытые этой наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, что бы научить людей как правильно строить свои взаимоотношения.

Конт поставил социологию выше математики физики и биологии, а её преобразовательную роль в обществе считал столь же важной, как и роль религии. Он считал, что социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы, при помощи 4-х методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причём применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом (сам Конт термин «позитивный» рассматривал в 5 значениях - реальный, полезный, достоверный, точный, организующий).

Конт преклонялся не только перед социологией, но и пред человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид - почти ничто, так как общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Под ним он подразумевал всё человечество или какую то его часть, связанную консенсусом (всеобщим согласием). Учение Конта состояло из 2-х частей: социальной статики (описывающей законы существования) и социальной динамики (описывающей законы и этапы изменения общества).

Конт сформулировал основной закон общественного прогресса (Закон 3-х стадий), по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.

Первая – теологическая или фиктивная (охватывает Древность и раннее Средневековье до 1300 г.) Она делилась на 3 периода: а) фетишизм - люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов; б) политеизм - люди обожествляли природные явления (Древняя Греция и Древний Рим); в)монотеизм - эпоха христианства.

Вторая – метафизическая или переходная (1300-1800 гг.) – для неё характерно разрушение старых верований и распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов (важнейшие события Реформации, Французская революция). Этот упадок общества нуждался в новой идеологии.

Третья – позитивная (с 1800 г.) – это распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности и всех элементов социальной жизни.

Конт совершил поистине революционный переворот в науке об обществе. Он определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна отказаться от таких нерешаемых вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты (к ним Конт относил философские суждения, оторванные от жизни).

7 - 10


11. Причины и последствия отсутствия развития социологии в России в 30-50-х гг. ХХ века.

 

После 1917 года социология в России получает свободу как научная учебная дисциплина. Начинают выходить научно-популярные работы и статьи по актуальной тематике известных отечественных социологов, издаётся учебная литература для школ различных типов. Но после краткого периода академических свобод в годы НЭПа (Новая экономическая политика советской власти, при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету) устанавливается реакция, и ряд видных учёных-социологов вынуждены навсегда покинуть Россию. Термин «социология»начинает приобретать негативный оттенок и использоваться в основном для критики буржуазной социологи. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря. Это сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии.

Большевики хотели покончить с буржуазной социологией, а покончили с социологией вообще. Её место вскоре занял исторический материализм. Представители старой социологии были объявлены идеалистами и были высланы или расстреляны. После 20-х годов на протяжении 30 лет в нашей стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии, не проведено ни одного серьёзного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога.

Первые шаги по возрождению социологии были сделаны в МГУ в 60-е годы ХХ века. Социологам 50-х – 60-х годов пришлось не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований. На философском факультете МГУ была создана межкафедральная социологическая лаборатория, а в 1968 году открыта кафедра методики конкретных социальных исследований.

Лекции по социологии читали профессора и доценты Г.М. Андреева, А.П. Куприян, Л.А. Петровская, В.И. Добреньков, Д.Ф. Козлов, Б.В. Князев, В.Г. Гречихин и др. Ими было подготовлено и издано одно из первых в стране учебных пособий по социологии, организовано чтение лекций на философском и юридическом факультетах и факультете журналистики.

В 1988 году было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшее необходимость высшего социологического образования в стране. А 6 июня 1989 года можно считать днём рождения социологического факультета МГУ, первого после длительного перерыва социологического факультете в СССР.

 


12. Особенности развития социологии в России в настоявшее время.

В конце 1980-1990-х годах в мире социологии были выдвинуты концепции, претендующие на более глубокое осмысление и характеристику происходящих изменений в мире:

1.Глобалисты – объясняющие всё происходящее в мире с геоэкономических, геополитических и транскультурных позиций
2.Мир-социальная концепция( И. Валлерстайн)
3.Современная теория глобального общества в виде глобальной политической системы( Дж. Модельски)
4.Исследование войны и экономики (Дж. Гольдстайн)
5.Изучение социального поля, социального пространства и логики их развития( П. Бурдье)
6.Теория нового институционалзма.
Таким образом, не смотря на существование множества концепций, лицо социологии конца 20 – начала 21 века всё в большей степени определяют теории, которые обращены к человеку, его роли и активности в современном мире.


13. Прикладная социология и её основные понятия.

Прикладная социология — это составная часть социологии как науки. Она нацелена на познание социальных явлений и процессов путем изучения причин их зарождения, механизма функционирования и направленности развития. Прикладная социология опирается на теоретические достижения фундаментальной науки с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур.

Социологическое исследование – это совокупность методологии, частных методик, способов и техники изучения социальных явлений в их конкретном состоянии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания, что содержит социальную проблему;

предмет социологического исследования – это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые наиболее явно выражают не сходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют полюса социального противоречия или конфликта.

социальная проблема– она формируется когда социальный процесс вызывает сомнение, не поддается убедительному объяснению и отражает ситуацию в которой имеют место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов.

программа социального исследования – это документ, содержащий всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приёмов исследования.

гипотеза– она организуют весь процесс исследования и подчиняет его строгой логике.

социальные факты – это понятие было введено в социологию Э. Дюркгеймом, который разделил их на морфологические (это носители материального состава общества – географическое положение, производство, плотность населения) и нематериальные (это компоненты коллективных представлений, имеющих социально-культурное значение – менталитет, религия, государственный строй).

социальные законы – они отражают существенные, необходимые связи социальных явлений и процессов, определяют отношения между индивидами и социальными общностями в процессе социальной деятельности.

социальные закономерности – это объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование, развитие общества, как целостности социальной системы.

социологическая теория – это система логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа социальных структур.

Различают общесоциологические теории (в которых отражаются законы развития и функционирования общественных формаций) и законы перехода одних формаций к другим.

эмпирическая база – это сгруппированные и обобщенные социальные факты, рассматриваемые под углом зрения различных теоретических подходов.

метод – это способ сбора, обработки и анализа данных социологического исследования

14. Программа социологического исследования: сущность, содержание, структура.

Программа имеет свою структуру и включает подробное, чёткое и завершённое изложение 2-х разделов:

1.методологического– в нём даются формулировка и обоснование проблемы, указываются цели, определяется объект и предмет исследования, даётся логический анализ основных понятий, формулируется гипотеза и задачи исследования;

Социальная проблема – это реально существующая в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп или социальных институтов.

Социальные проблемы классифицируются:

1.в зависимости от цели исследования – гносеологические (порождены недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных процессов) и предметные (порождённые столкновением интересов групп населения либо социальных институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества);

2.по масштабам – общенациональные, региональные и местные;

3.по продолжительности существования – краткосрочные, среднесрочные и длительные;

4.по глубине описания противоречий – проблемы затрагивающие одну сторону социального явления и проблемы касающиеся множества сторон явления, отражающие их дисбаланс.

В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремиться точно выразить проблемную ситуацию и её реальное противоречие, избегая при этом широких и абстрактных определений. Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком - люди или объекты способные дать социологу необходимую информацию. Предмет исследования – это выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования. В разделе анализа основных понятий рассматриваются основные понятия, в которых описывается социальная проблема, уточняется их смысл. После чего определятся инструментарий исследования (методы и процедура регистрации свойств и явлений, существенных для установления ожидаемых фактов). Параллельно формируются рабочие гипотезы, совокупность которых отражает возможности теоретической концепции, общую направленность исследования. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования.

2.методического – в нём указываются правила, процедуры, а так же логическая последовательность операций для их проверки, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логически схемы её обработки.

В него также включаются:

1.характеристики методов и приёмов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и т.д.);

2.структура применяемого методического инструментария, указывающая на выявление каких 3.характеристик и свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов;

4.порядок вопросов.

15. Теоретико-методологический раздел программы социологического исследования.
1. Постановка проблемы исследования.
Первое что необходимо сделать социологу при составлении программы исследования, это определить проблемную ситуацию и проблему исследования. Для определения проблемы исследования важно правильно выявить проблемную ситуацию. В социологии понятие проблемной ситуации трактуется как противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием конкретных путей достижения конечных результатов. В основе проблемной ситуации лежит социальное противоречие, нерешенные вопросы
2. Определение цели и задач исследования.

Правильная постановка проблемы помогает чётко сформулировать цель исследования. Цельсоциологического исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социолога.
3. Определение объекта и предмета исследования.

Задача конкретного социологического исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.
4. Определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельности.

Предметисследования – наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которого особенно важно для решения проблемы исследования.

5. Выдвижение гипотез в исследовании

Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его строгой логике. Гипотеза – «научное предположение, которое выдвигается для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть»2. Гипотезы – это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Совокупность гипотез отражает общую направленность исследования.



2015-11-23 4364 Обсуждений (0)
Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)