Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Русская культура второй половины XIII – первой половины XV веков




Блок заданий 1. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

 

Документ 1

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы – то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко – за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.



И в те дни – от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского, – обрушилась беда на христиан.

(Памятники литературы Древней Руси: XIII век. – М., 1981. – С. 131.)

 

Вопросы к документу 1.

Какому выдающемуся поэтическому произведению древнерусской литературы середины XIII в. принадлежат приведенные выше строки? В чем его художественное своеобразие? Какие гипотезы о месте и времени создания этого литературного памятника Вы знаете?

 

Документ 2

И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли

мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

<…> Все то случилось по грехам нашим. Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее – только дым и пепел; и церкви все погорели, и великая церковь внутри изгорела и почернела. И не только этот город пленен был, но и иные многие. Не стало в городе ни пения, ни звона; вместо радости – плач непрестанный.

(Памятники литературы Древней Руси: XIII век. – М., 1981. – С. 189, 191, 195.)

 

Вопросы к документу 2.

Фрагмент какого выдающегося произведения русской литературы XIII столетия приведен выше? Что Вам о нем известно?

 

Документ 3

Когда же наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из этого города в Большой град Китеж. Наутро же, когда проснулся тот нечестивый царь, то приступил приступом с воинами своими к городу и захватил его. И всех людей в городе этом побил и порубил. И не найдя благоверного князя в городе том, начал мучить одного из жителей, а тот, не вытерпев мук, открыл ему путь. Тот же нечестивый погнался вослед князю. И когда пришел к городу, напал на него со множеством своих воинов и взял тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в четвертый день. И ушел из города того нечестивый царь Батый. И после него взяли мощи благоверного князя Георгия Всеволодовича. И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что на берегу озера Светлояра.

И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, что и в прежние времена бывало…

(Памятники литературы Древней Руси: XIII век. – М., 1981. – С. 219.)

 

Вопрос к документу 3.

О каких реальных исторических событиях упоминается в приведенном выше отрывке из «Легенды о граде Китеже»?

 

Документ 4

В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан – насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала… Убит же был Шевкал в 6835 (1327) г. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю… и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове.

(Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV вв. – М., 1981. – С. 63, 65.)

 

Вопросы к документу 4.

Назовите произведение древнерусской литературы XIV в., которому принадлежит приведенный выше отрывок? Отголоском каких событий в русской истории оно выступает?

 

Документ 5

Князь сей Дмитрий родился от именитых и высокочтимых родителей: был он сыном князя Ивана Ивановича, а мать его – великая княгиня Александра. Внук же он православного князя Ивана Даниловича, собирателя Русской земли, корня святого и богом насажденного сада, благоплодная ветвь и цветок прекрасный царя Владимира, нового Константина, крестившего землю Русскую, и сородич он новых чудотворцев Бориса и Глеба. Воспитан же был он в благочестии и в славе, с наставлениями душеполезными, и с младенческих лет возлюбил бога. Когда же отец его, великий князь Иван, покинул сей мир и удостоился небесной обители, он остался девятилетним ребенком с любимым своим братом Иваном. Потом же и тот умер, также и мать его Александра преставилась, и остался он на великом княжении.

И когда воспринял он скипетр державы земли Русской, престол земного царства, отчину свою – великое княжение, по дарованной ему от бога благодати, почести и славу, еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал. И Священное писание всегда с умилением он слушал, о церквах божьих усердно заботился. И на страже земли Русской мужественно стоял, беззлобием отроку уподобляясь, а умом – зрелому мужу. Неприятелю же всегда был страшен он в бранях и многих врагов, на него поднимавшихся, победил. И славный град Москву стенами он на диво всем оградил. И в этом мире прославился – словно кедр в Ливане вознесся и словно финиковая пальма расцвел.

(Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV вв. – М., 1981. – С. 209.)

 

Вопрос к документу 5.

О строительстве какого архитектурного сооружения упоминается в приведенном выше отрывке из «Слова о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»?

 

Документ 6

Братья и друзья, сыновья земли Русской! Соберемся вместе, составим слово к слову, возвеселим Русскую землю, отбросим печаль в восточные страны – в удел Симов, и восхвалим победу над поганым Мамаем, а великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, прославим! И скажем так: лучше ведь, братья, возвышенными словами вести нам этот рассказ про поход великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, потомков святого великого князя Владимира Киевского. Начнем рассказывать о их деяниях по делам и по былям… Вспомним давние времена, восхвалим вещего Бояна, искусного гусляра в Киеве. Тот ведь вещий Боян, перебирая быстрыми своими перстами живые струны, пел русским князьям славы: первую славу великому князю киевскому Игорю Рюриковичу, вторую – великому князю Владимиру Святославичу Киевскому, третью – великому князю Ярославу Владимировичу.

Я же помяну рязанца Софония и восхвалю песнями, под звонкий наигрыш гуслей, нашего великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, потомков святого великого князя Владимира Киевского. Воспоем деяния князей русских, постоявших за веру христианскую!

(Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV вв. – М., 1981. – С. 97, 99.)

 

Вопросы к документу 6.

Назовите выдающееся произведение средневековой русской литературы, которому принадлежат вышеприведенные строки. Каковы его основополагающие идеи, и кто автор этого произведения? О каких событиях русской истории конца XIV в. оно повествует?

 

Документ 7

И построили они каждый отдельную келью и жили для бога, глядя на жизнь преподобного Сергия и ему по мере сил подражая. Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал. Суровой постнической жизнью он жил; добродетели его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх божий постоянный. Ведь «начало мудрости – страх господен»; как цветы – начало ягод и всяких овощей, так и начало всякой добродетели – страх божий. Он страх божий в себе укреплял, и им огражден был, и закону господнему поучался денно и нощно, подобно дереву плодовитому, посаженному у источников водных, которое в свое время даст плоды свои.

<…> Многие люди из различных городов и мест пришли к Сергию и жили с ним, а их имена в книгах жизни. Так понемногу монастырь увеличивался, братья умножались, кельи строились.

(Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV в. – М., 1981. – С. 319, 337.)

 

Вопросы к документу 7.

Первые годы существования какого церковного комплекса описывается в приведенном выше отрывке из «Жития преподобного Сергия Радонежского»? Как Вы думаете, какую роль этот и подобные ему комплексы играли в истории русской культуры?

 

Документ 8

Первое заседание собора было 8 октября в городе Ферраре в Фряжской земле. На соборе присутствовали римский папа Евгений, и с ним двенадцать кардиналов, и архиепископы, и епископы, и капелланы, и монахи. Православной же веры были на соборе греческий император Иоанн и его брат деспот Дмитрий, и вселенский патриарх Иосиф, и с ним двадцать два митрополита, и из русских епископов – Авраамий Суздальский, и архимандриты, и попы, и диаконы, и чернецы, и четыре посла – трапезундский, грузинский, тверской Фома и волошский Микула. Задавали вопросы три митрополита, отвечали – эфесский Марк, русский Исидор, никейский Виссарион.

(Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV в. – М., 1981. – С. 479.)

 

Вопросы к документу 8.

В каком жанре выполнено описание путешествия русского церковного посольства? Какие еще произведения данного жанра XIII – первой половины XV в. Вы знаете?

 

Документ 9

…в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и еще одна. В церкви святого Михаила он изобразил на стене город, написав его подробно и красочно; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им неведомою и необычайною росписью, а в каменной церкви святого Благовещения он также написал «Корень Иесеев» и «Апокалипсис». Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда – сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в беспрестанной ходьбе, беседует с приходящими, а умом обдумывает высокое и мудрое, острыми же очами разумными разумную видит доброту.

(Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV века. – М., 1982. – С. 445.)

 

Вопрос к документу 9.

Что Вам известно о жизни и творчестве выдающегося русского иконописца XIV столетия, о котором идет речь в приведенном выше отрывке из «Письма Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому»?

 

Блок заданий 2.Дайте определение понятиям.

 

Агиография – ______________________________

 

Алтарь – __

 

Апсида – __

 

Аркатура – ________________________________

 

Басма – ____

 

Бочка – ____

 

Былины – ___

 

Гусли – _____

 

Житие – _____

 

Изразец – ____

 

Икона – ______

 

Иконография – ________________________________

 

Иконостас – __

Киноварь – ___

 

Поребрик – ___

 

Кремль – _____

 

Купол – ______

 

Летопись– ___

 

Лицевая рукопись – ___________________________

 

Писало – ____

 

Пергамент – __

 

Полуустав – __

 

Скоропись – __

Собор – ______

 

Устав – ______

 

Хронограф – __

 

Филигрань – __

Блок заданий 3.Ответьте на вопросы.

1) Почему XIII в. стал переломным в истории русской культуры? Приведите аргументы в пользу вашего ответа.

2) «Последствия нашествия монголо-татарских орд для русской культуры были в полном смысле катастрофическими. Исчезли целые разделы ремесел, ибо монголо-татары уводили в плен прежде всего ремесленников. Исчезли города, подобно старой Рязани, и возрождать их пришлось уже на других местах» (Д.С. Лихачев).

Согласны ли Вы с точкой зрения академика Д.С. Лихачева? Какова, на Ваш взгляд, роль татаро-монгольского нашествия и золотоордынского ига в развитии русской культуры? Свой ответ обоснуйте.

3) Перечислите известные Вам произведения древнерусской литературы, в которых нашли отражение события монголо-татарского нашествия?

4) В каких произведениях средневековой русской литературы и как отразились исторические события 1380 г. – битвы на Куликовом поле?

5) По подсчетам специалистов, с 1320-х по 1420-е гг. раннемосковская архитектура пополнилась более чем 30 памятниками, то есть в среднем возводилось по одному каменному сооружению за каждые 3 года. Как Вы полагаете, на какие тенденции в развитии русской культуры указывает этот факт?

6) Какие тенденции в литературе XIV – XV вв. свидетельствуют о росте национального самосознания русского народа?

7) Когда говорят об этой иконе, всегда вспоминают русскую природу ее ясной и тихой поры. Грабарю И.Э. ее краски напоминают цвет слегка уже побуревшего ржаного поля, в котором горят васильки. Лазарев В.Н., глядя на икону, вспоминает об осенних, немного пожухлых листьях.

Дайте название этой иконы. Охарактеризуйте сюжет и историю ее открытия.

8) «Нет в XV веке более звонкого имени. Перечень сохранившихся работ величайшего русского художника средневековья невелик..., но даже части сохранившегося, даже одной-единственной неповторимой Троицы было бы достаточно для бессмертия его имени...». Укажите, о каком художнике идет речь? Что Вам известно о его жизни и творчестве?

Блок заданий 4. Заполните таблицы.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)