Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 5. «Последовательные картинки» (стимульный материал)



2015-11-23 954 Обсуждений (0)
Задание 5. «Последовательные картинки» (стимульный материал) 0.00 из 5.00 0 оценок




Назначение — выявление возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий, уровень развития связной речи, качество фразы, состояние лексико-грамматического строя и звукопроизношения, вербального воображения.

Инструкция - «Вот здесь на картинках один рассказ. Все картинки перепутались. Найди, с чего все началось, что было потом, чем все закончилось. Когда все разложишь, составь рассказ».

Стимулъный материал - несколько серий, состоящих из 2-3-х катинок, каждая из них отражает какое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрьтыи смысл. При проведении пен. хологического обследования возможно использование самосто-, ятельно изготовленного стимульного материала.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки ц просят его разложить их по порядку так, чтобы получился рассказ Внимательно наблюдают за действиями ребенка, обращают внимание на следующие качественные показатели: последовательность рас-кладки, способность самостоятельно составить рассказ, качество рас­сказа, последовательность рассказа. По мере необходимости оказы­вают дозированную помощь в раскладывании картинок. В случае, если ребенок разложил картинки неверно, не следует сразу же торо­питься исправлять его. По ходу составления рассказа, ребенок может самостоятельно исправить допущенную ошибку. С другой стороны, при неправильном раскладе может получиться связный и по-своему логичный рассказ-повествование. (Если рассказа нет, следует перейти к другому виду помощи.) В этом случае надо выслушать ребенка, а затем перейти к другому этапу помощи. Стимулирующая и органи­зующая помощь', см. в задании №1. Разъясняющая помощь: если ре­бенок начинает рассказ без раскладывания картинок, обследующий уточняет, что картинки необходимо сначала разложить по порядку и только затем составлять рассказ. Если ребенок неверно разложил картинки и составил связный рассказ, экспериментатор выслушивает его, а затем уточняет: «Ты придумал интересный рассказ, но картинки надо было разложить по-другому, попробуй исправить».

Введение наглядности: первая картинка выкладывается взрос­лым, далее ребенку предлагается продолжить самостоятельно. Если он справился - дается следующее задание.

Конкретная помощь: экспериментатор рассказывает весь сюжет самостоятельно, подчеркивая слова «раньше», «потом» и сопровож­дает свой рассказ последовательным выкладыванием картинок. За тем снова перемешивает картинки, дает ребенку разложить их само­стоятельно.

Задание 6. «Нарисуй целое» (по Е.А. Стребелевой и А.А. Ка таевой).

Назначение — выявление уровня развития наглядно-образного мышления. Оценивается целостность зрительного восприятия, спо собность воссоздавать зрительный образ по представлению, зри­тельное внимание, память, наличие и характер речевого сопровож- дения и произвольной регуляции деятельности, состояние графом торных навыков.

Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезанная на части. Что на ней нарисовано? (Груша). Представь, какая она должна быть целая и нарисуй её.

Что на ней нарисовано? (Груша). Представь, какая она должна быть целая и нарисуй ее».

Стимульный материал: изображение груши, разрезанное на че­тыре части (диагональный разрез), лист бумаги, фломастеры.

Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить кар­тинки на части. После того, как ребенок называет изображенный на ней предмет, обследующий предлагает нарисовать его целым. В случае, если ребенок неправильно назвал или вообще не назвал изо­браженный на картинке предмет, взрослый уточняет правильное название предмета. Обследующий спрашивает ребенка: «Посмотри внимательно, ты правильно назвал?»: если такая помощь недоста­точна, самостоятельно называет тредмет. После «нахождения» на­звания предмета, ребенок приступает к его изображению. По ходу выполнения задания обследующий обращает внимание на следую­щие качественные показатели: уровень зрительного восприятия предмета, качество воссозданного целостного образа, зрительное восприятие цвета, пространственное расположение изображения на листе бумаги, размер полученного изображения. При необходимости ребенку оказывается дозированная помощь.

Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1.

Разъясняющая помощь: данный вид помощи необходим, когда ре­бенок не понимает смысла инструкции «Нарисуй целое изображение». В этом случае необходимо дать соответствующее разъяснение типа: «Посмотри, на картинке кусочки груши, если их соединить вместе, получится целая груша. Представляешь, какая она будет? Тогда нари­суй ее». Если ребенку недостаточно такое уточнение, ему необходимо дать указание типа: «Подумай, какая бывает груша, круглая, овальная, треугольная? Какого она цвета? Что у нее есть? Нарисуй ее». После этого, как ребенок закончит рисунок, следует задать уточняющий во­прос: «Ты все правильно нарисовал, ничего не забыл?».

Задание 7. «Исключение 4-го лишнего предмета» (модифицированный вариант методики С.Я. Рубинштейн)

Назначение — предназначена для исследования операций абстра-гирования и обобщения, уровня развития зрительного восприятия.

Инструкция: «Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета похожии, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой? Почему этот предмет не подходит? Каким словом можно назвать эти предметы?

С'тимульный материал - 6 карточек с четырьмя предмет изображениями на каждой, одно из которых лишнее.

Процедура проведения - ребенку последовательно предъявляю задания из 6 серий, начиная с первой. Ребенок должен назвагь жснные на картинках предметы. Затем ребенка просят найти изображенных предметов «лишний». По ходу выполнения задан экспериментатор обращает внимание на следующие качественнее показатели: способность определять «лишний» предмет, уровещ развития обобщающих понятий, избирательность мышления. По мер; необходимости ребенку оказывается дошрованная помощь.

Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1. Разъясняющая помощь: «Посмотри внимательно на карточке. сравни между собой, определи, какие из них похожи друг на друга, назови их одним словом и покажи ту картинку, которая на этой карточке лишняя». Введение наглядности: из четырех указанных на карточке карти­нок взрослый объединяет между собой две картинки, просит ребен­ка из оставшихся двух выбрать одну похожую на две найденные, а одну непохожую, лишнюю, и объяснить, почему это так.

Конкретная обучающая помощь: рассматривая карточку, взрос­лый обращает внимание ребенка на то, что на трех картинках кар­точки (показывает их) нарисованы предметы, которые относятся к одной группе и которые можно назвать одним общим словом. Спрашивает у ребенка, каким словом можно назвать показанные предметы. Затем обращает внимание ребенка на четвертый предмет, относящийся к другой категории.

Спрашивает, каким обобщающим словом его можно еще назвать, например «собака - это кто?» (до­машнее животное). Уточняет, что эта картинка не похожа на три другие и является лишней. После этого ребенку предлагается вы­полнить задания других серий.

Задание 8. «Обведи и дорисуй» (автор М.М. Нудельман).

Назначение - выявление уровня развития невербального вообра­жения, креативности, состояние графомоторных навыков; оценива­ется также наличие и характер речевого сопровождения.

Инструкция: «Перед тобой лежат фигурки. Возьми любые, об­веди их, дорисуй что-нибудь так, чтобы получилась картина».

Стимульный материал - геометрические фигурки-шаблонЫ (круг, квадрат, треугольник), изготовленные из картона, фломасте­ры, лист бумаги.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигурки, фломастеры, лист бумаги. Предлагают рассмотреть фигурки, на звать их и, используя фломастеры, выполнить задание сошласно инструкции. По ходу выполнения задания обследующий оценивает следующие качественные показатели: уровень развития невербалього воображения, ведущая рука, уровень развития моторной функции руки, стереотипность, шаблонность мышления, речевая регуля-ция деятельности. При необходимости ребенку оказывается соот­ветствующая помощь.

Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1.

Разъясняющая помощь: данный вид помощи необходим, когда ребенок не понимает смысла слов «дорисуй что-нибудь, чтобы по­лучилась картина». В этом случае необходимо дать следующие разъяснения. «Подумай, во что можно превратить эту фигурку и нарисуй это». «Подумай, на что похож круг, и нарисуй это». «По­думай, что бывает круглое, и нарисуй это».

Задание 9. «Эхо» (автор Т. А. Фотекова)

Назначение - предназначена для исследования уровня сформиро-ванности фонематического восприятия.

Инструкция: представь, что ты «эхо». Сейчас я произнесу слоги. Послушай внимательно и постарайся, как эхо, точно также повто­рить их.

Цепочки из слогов с оппозиционными звуками:

БА-ПА-БА ПА-БА-ПА

ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА

ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА

РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА

ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША;

Могут использоваться и другие цепочки. Процедура проведения. Взрослый произносит цепочку слогов. Ребенок должен повторить предложенную цепочку слогов. Если Цепочка произносится ребенком неверно, взрослый не обращает на это внимание ребенка, продолжает произносить следующую слого-ВУЮ цепочку. Особенности выполнения задания (в т.ч. допускаемые ошибки) фиксируются в протоколе обследования.

Примечания. Практическое использование данного диагностиче­ского комплекса заданий предусматривает индивидуальную проце­дуру его проведения, вариативность в определении предъявляемой последовательности заданий и применении всех рангов сложности задания в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Ориентировочное время, затрачиваемое на процедуру обследо­вания, составляет в среднем 50 минут в зависимости от осо­бенностей деятельности ребенка. Обследование может проводиться

Операциональный компонент:

Запас знаний и представлений о предмете и атрибутах исследование (соответствует возрасту, недостаточен, существенно ограничен) Выбор адекватного способа выполнения задания

Примечания

Раздел IV. Методические материалы к проведению меро­приятий по выявлению детей с ограниченными возможно­стями развития среди учащихся (воспитанников) образова­тельных учреждений общего типа.



2015-11-23 954 Обсуждений (0)
Задание 5. «Последовательные картинки» (стимульный материал) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 5. «Последовательные картинки» (стимульный материал)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (954)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)