Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспертно- аналитический метод оценки результативности системы качества высшего учебного заведения



2015-11-23 807 Обсуждений (0)
Экспертно- аналитический метод оценки результативности системы качества высшего учебного заведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Международные и европейские стандарты, на которых основывается сертификация систем качества, в том числе, и высших учебных заведений, предлагают только общие подходы к формированию систем качества и оценке уже разработанных систем. Эти рекомендации помимо общих положений, по сути, касаются двух смысловых аспектов: целесообразности использования процессного подхода при разработке системы качества и необходимости разработки методик количественного описания преобразований, происходящих в процессах. В свою очередь, применение процессного подхода способствует разработке соответствующих количественных методик оценки стабильности функционирования системы.

Обеспечение и стабильность заданных качественных характеристик на выходе каждого процесса системы качества связаны с таким свойством процессов и системы в целом, как результативность. Если понимать под результативностью соответствие реальных значений характеристик на выходе процесса с теми значениями характеристик, которые заданы нормативно- техническими документами, то методики оценки результативности могут быть достаточно практичными, понятными, основанными на вероятностно- статистических подходах.

Обобщенный алгоритм экспертно- аналитического метода оценки результативности системы качества высшего учебного заведения [43] включает определенные этапы.

A. Разработка структуры процессов системы качества

Разработка сети процессов, составляющих систему качества, удобна с применением таких программных средств, как CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support)- технологии. Элементом CALS – технологий, формализованным в нормативных документах, является методология структурного системного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique, SADT), отличающаяся универсальностью. Наиболее доступным на сегодняшний день SADT-средством является Design/IDEF, в частности, методология функционального моделирования (Integration Definition for Function Modeling, IDEF), являющаяся графической интерпретацией процессного подхода. Для разработки и управления бизнес- процессами систем качества может быть использована методология BPM и программный инструмент Business Process Management System (BPMS), предоставляющий необходимые визуальные средства для разработки схем бизнес-процессов. Визуальный редактор бизнес-процессов, являющийся компонентом BPMS, такой же, как и в IDEF -диаграммах.

B. Экспертный квалиметрический анализ

Особенностью процессов, составляющих систему качества высшего учебного заведения, является зачастую субъективный характер оценки его выходных характеристик и необходимость использования соответствующих экспертных методов. Поскольку один и тот же процесс может быть сформирован из различных элементов (например, качество учебного процесса определяется: требованиями образовательного стандарта, учебных программ, качеством учебно- методических пособий, учебно- лабораторного оборудования, совершенством компьютерного обеспечения и т.п.), необходимо иметь возможность сравнительного квалиметрического анализа выходных характеристик одних и тех же процессов при различных вариантах сочетаний этих элементов. Причем, интегральная квалиметрическая оценка предполагает использование расчетных моделей различной сложности, при этом, более сложная структура модели также требует большего объема данных, которые должны быть учтены в расчетах.

C. Выбор критериев результативности отдельных процессов.

При выборе критерия результативности отдельного процесса необходимо учесть вид расчетной модели для определения результативности всей системы качества. Вне зависимости от вида модели, количественный анализ уровня качества основывается на статистических данных о процессе. Показатели результативности процессов системы качества – это количественные характеристики, являющиеся результатами измерения, оценки или расчета, решение этой задачи носит название формирования сбалансированной системы показателей (Balanced Score Card, BSC). Если расчетная модель оценки результативности системы качества должна определять вероятность возникновения несоответствий или их отсутствия в системе, тогда критериями результативности каждого отдельного процесса должны быть вероятностные характеристики. Как правило, характер статистики по значениям выходных параметров процессов, составляющих системы качества, дискретен. Поэтому для количественного описания процессов системы целесообразно использовать не аналоговые выражения вероятностных характеристик случайных функций, а их оценки - результаты определения значений вероятностных характеристик по ограниченной совокупности выборочных данных.

D. Расчет итоговой результативности системы качества.

Практический опыт показывает, что для оценки итоговой результативности системы качества наиболее удобен вероятностный анализ структурной схемы процессов. По характеру расположения процессов схема может быть: последовательной, параллельной, параллельной с резервированными процессами. Если структурная схема процессов имеет более сложный характер, тогда общая структура может быть представлена типовыми паттернами, а при расчете учитывают взаимосвязи между этими паттернами. В зависимости от взаимодействия процессов различают также структурные схемы прямого и компенсационного преобразования (с контрольными процедурами, т.е. обратными связями). Расчет статистических характеристик отдельных процессов и на выходе всей системы, их наглядное представление, презентация результатов могут быть упрощены при использовании программных средств имитационного моделирования.

 



2015-11-23 807 Обсуждений (0)
Экспертно- аналитический метод оценки результативности системы качества высшего учебного заведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспертно- аналитический метод оценки результативности системы качества высшего учебного заведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (807)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)