Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура, динамика и дифференциация межличностных отношений в группе дошкольников



2015-11-23 1109 Обсуждений (0)
Структура, динамика и дифференциация межличностных отношений в группе дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы для обсуждения

1. Понятия «детское общество», «детский коллектив».

2. Общение, отношения и взаимоотношения в группе сверстников.

3. Типы, структура отношений в детской группе.

4. Возрастная динамика взаимоотношений детей в дошкольном возрасте.

5. Возрастные особенности совместной деятельности и общения со сверстниками в дошкольном возрасте.

Литература

1. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. – С. 140-150.

2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976. – С. 5-18, 44-50, 34-44.

3. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988. – С. 29-51.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998. – С. 112- 136.

Занятие 2

Изучение взаимоотношений в детской группе в отечественной психолого-педагогической литературе

Вопросы для обсуждения

1. Изучение коллективных взаимоотношений дошкольников в педагогической и социально-психологической литературе.

2. Проблема межличностных отношений и подходы к ее решению в детской психологии.

3. Освещение проблемы воспитания у дошкольников гуманного отношения к сверстникам.

Литература

1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред Е.О. Смирновой. – М.; Воронеж, 2001. – С. 5-24.

2. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988. – С. 11-29.

3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – С. 17-30.

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ

Вариант игры «Секрет»

Удобным средством одноразового, экономного во времени обследования межличностных отношений является экспериментальная игра «Секрет». Ее рекомендуется организовывать два раза в год (в октябре-ноябре и апреле-мае). Для ее проведения необходимо заранее подготовить картинки (переводные, красочные сюжетные), по три штуки на каждого ребенка и 6-8 запасных (можно поручить это родителям). Игру «Секрет», в которой каждый ребенок «по секрету» от остальных по собственному выбору дарит предложенные ему картинки трем детям группы, желательно организовать в первой половине дня вместо занятий. Ее проводят двое взрослых, непосредственно не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист детского сада или заведующая). В раздевалке, где размещены шкафчики для одежды детей, ставят подальше друг от друга два детских столика с двумя стульчиками у каждого (один стул для ребенка, другой – для взрослого).

Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: «Сегодня все дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется "Секрет". По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Чтобы ребенок легче принял задачу – подарить другим то, что нравится самому, воспитанника заверяют: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее взрослый дает ребенку три картинки и говорит: «Ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют» (последняя фраза произносится скороговоркой, чтобы дети не воспринимали этот совет как обязательный). Если ребенок долго не может решить, кому сделать подарки, взрослый разъясняет: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть».

После того как ребенок сделал свой выбор – назвал имена детей, которым он хочет преподнести подарки, взрослый спрашивает: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку … (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым). Далее ребенка спрашивают: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы ты тогда не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываются в отдельную тетрадь, а на оборотной стороне картинки – имя сверстника, которому она подарена.

По окончании беседы ребенок идет на прогулку с другой группой (по предварительной договоренности с ее воспитателем), чтобы не встречаться с детьми, которые еще не прошли через эксперимент. Когда большая часть детей будет обследована, воспитатель отводит их на участок своей группы. Дети, еще не прошедшие эксперимент, остаются с няней.

При подведении итогов обследования, когда экспериментатор разложит все картинки, подаренные сверстниками тому или другому ребенку, в отдельные стопки, может оказаться, что в группе несколько детей получили большое число подарков (до 9-12), а некоторые – совсем ничего не получили. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель, раздавая подарки детям, не забыл, используя запасные картинки или позаимствовав их у особо популярных дошкольников, дать по 1-2 картинки детям малоавторитетным, чтобы не наносить им эмоциональную травму от сознания того, что о них никто из сверстников не вспомнил, когда делал подарки.

Экспериментальная игра «Секрет» дает богатые характеристики детским отношениям в группе. Так, по количеству полученных каждым ребенком картинок можно судить о его положении в группе сверстников. В первую очередь надо обратить особое внимание на детей, не получивших подарков, а также на тех детей, которые получили отрицательные выборы, то есть кого назвали в числе детей, которым не досталось бы картинок. Анализ содержания отрицательных обоснований («Он всегда дерется», «Толкается», «Жадная») помогает педагогу понять, какие качества ребенка не нравятся сверстникам, и более эффективно осуществлять индивидуальный подход по отношению к отвергаемым детям.

Анализ содержания тех ответов, которые объясняют, почему дети в первую очередь подарили картинку тому или другому ребенку, помогает выявить особенности воспитанников, которым чаще всего дарят картинки. Среди них, как правило, оказываются вожаки группы. Воздействуя на них соответствующим образом, педагог может осуществлять положительное воспитательное влияние на всю группу.

Репина Т.А. Социально-психологи-ческая характеристика группы детского сада. – М., 1988. – С. 220-221.



2015-11-23 1109 Обсуждений (0)
Структура, динамика и дифференциация межличностных отношений в группе дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура, динамика и дифференциация межличностных отношений в группе дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1109)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)