Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Барьеры (шумы, помехи) коммуникации



2015-11-23 857 Обсуждений (0)
Барьеры (шумы, помехи) коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок




· Все что препятствует коммуникации, нарушает или или искажает нередко называют коммуникативными барьерами, шумами или помехами. Между этими терминами есть как некая общность значения, так и различия, которые заслуживают отдельного разговора. Условно будем считать, что коммуникативными барьерами является все, в том числе физические помехи, технические шумы, лингвистические, психологические, социальные и др. факторы, которые препятствуют и мешают коммуникации. Остановимся на их классификации и раскрытии содержания.

· В литературе существует классификация коммуникационных барьеров, согласно которой они делятся на 4 класса: технические, языковые, социальные и психологические, в рамках которых есть свое деление.

· Технические барьеры- это шумы и помехи в искусственных коммуникационных каналах. Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно.

· Языковые барьеры возникают в связи с принадлежностью коммуникантов к разным языковым группам, из-за несоответствия языков (скажем, русского английскому, немецкому и др. В настоящее время насчитывается несколько тысяч стихийно возникших языков, наречий и диалектов.

· Социальные барьеры в коммуникации возникают вследствие принадлежности людей к различным социальным группам – возрастным, демографическим, классовым, профессиональным, национальным и т.д.

· Психологические барьеры возникает вследствие различных причин, связанных с психикой коммуникантов. Это могут быть разные темпераменты, настроения, состояния, искажения в перцепции, т.е. восприятии коммуникантом и реципиентом друг друга.

 

Особого внимания заслуживают барьеры речевого характера, связанные с выражением и пониманием нами своих и чужих мыслей, обусловленные особенностями мышления, коммуникативных систем, дикции, интонации, с многозначностью слов и т.п. Речь идет о логических, стилистических, семантических и фонетических барьерах.

 

· Логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

 

· Стилистический барьер – это несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

 

· Семантический (смысловой) барьер обусловлен многозначностью слов, разным их толкованием и пониманием людьми. У разных людей разные смысловые поля, люди могут использовать жаргон, малознакомые большинству людей профессиональные термины и т.д., что и препятствует взаимному пониманию.

 

· Фонетический барьер – это препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Литература

1. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.

2. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: СмартБук, 2009.

3. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: 1966.

 

 

 

 

Лекция № 5

Уровни коммуникации

Вопросы

1. Понятие об уровнях коммуникации.

2. Характеристика уровней коммуникации.

Понятие об уровнях коммуникации

Каждое из средств коммуникации (вербальные, невербальные и т.д.) по-своему передает информацию и потому коммуникацию можно представить в виде определенных уровней, на которых она происходит. При этом уровень не равен иерархии, это не строгая последовательность, т.к. средства коммуникации свободно взаимодействуют друг с другом.

Понимание вопроса об уровнях коммуникации в российской научной и учебной литературе различно. Некоторые авторы говорят о таких уровнях коммуникации, как межличностный, уровень коммуникации в малых группах и уровень массовой коммуникации. Однако в большинстве работ принято выделять такие уровни коммуникации, как:

Семиотический,

Лингвистический,

Металингвистический,

Паралингвистический,

Синтетический.

Одной из первых содержательных работ в России, в которой был рассмотрен вопрос об уровнях коммуникации стала работа В.П. Конецкой «Социология коммуникации» (1997). В ней автор дает свое понимание системности коммуникации и выделил не только подсистемы, но и уровни коммуникации. В основе данной уровневой классификации коммуникации лежат конституирующие коммуникативные средства и коды. На этом основании коммуникация предстает в виде пятиуровневой системы:

1. семиотический уровень, созданный знаками;

2. лингвистический уровень, созданный словами и словосочетаниями, т.е. вербальными средствами;

3. металингвистический уровень, созданный специальными вербальными средствами (термины, научные понятия);

4. паралингвистический уровень, возникший на основе жестов, мимики и т.п., то есть невербальных средств;

5. синтетический уровень, где происходит синтез функционирования вербальных и невербальных средств.

Такое системное представление коммуникативных средств обусловлено их свойством передавать информацию с различной степенью обобщенности. Это свойство - существенная и неотъем­лемая характеристика коммуникации вообще и социальной ком­муникации, в частности. Поэтому оно рассматривается как соци­альная характеристика коммуникации.

 



2015-11-23 857 Обсуждений (0)
Барьеры (шумы, помехи) коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Барьеры (шумы, помехи) коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (857)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)