Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к теме 2



2015-11-23 312 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к теме 2 0.00 из 5.00 0 оценок




При изучении данной темы важно показать сущность исторического подхода в политической науке, необходимость изучения зарождения и развития политических представлений людей на тех или иных этапах развития человеческой цивилизации. Следует подчеркнуть, что в разные исторические эпохи развития политической мысли господствовала та или иная интеллектуальная традиция

Античная и средневековая политическая мысль формировалась в рамках политико-социологической традиции, суть которой – в рассмотрении политики не изолированно, а как части сложной, динамичной и самовоспроизводящейся системы, которую представляет собой общество. Древнегреческие философы искали идеал общественного устройства, который был бы справедливым для всех граждан полиса. Такой подход назывался философско-этическим. В числе многих древнегреческих мыслителей, внесших существенный вклад в формирование этой традиции, особо следует выделить Демокрита, Платона и Аристотеля, в учениях которых были выражены соответственно материалистическое, идеалистическое и дуалистическое мировоззрения. Студенты могут подготовить доклады о каждом из названных ученых, используя не только учебник «История политических и правовых учений», но и хрестоматию по политологии или по философии, разделы, касающиеся взглядов ученых на политику и государство.

Рассматривая средневековую политическую мысль, следует иметь в виду религиозную форму философско-этического подхода к политике и государству, нашедшую отражение в трудах Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Аналогично античной политической философии ученые ищут идеал общественного устройства. Но в эпоху средневековья – это государство, подчиняющееся церкви, божественные ценности, которые оцениваются выше, чем материальные. Фома Аквинский, кроме того, разработал теорию власти и теорию закона, которые являются его вкладом в развитие политической мысли.

Анализируя политическую мысль эпохи Возрождения и Просвещения, студенты должны начать со взглядов итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли, с именем которого связано формирование нового подхода к политике и государству – рационалистического. Студентам важно понять причины смены теоцентрической парадигмы мышления на антропоцентрическую. Важно уяснить вклад Н. Макиавелли в развитие политической мысли: отделение политики от религии, от морали и формирование историко-догматического метода изучения политической сферы общественной жизни. Можно подготовить доклад по трактату Н. Макиавелли «Государь».

Необходимо усвоить сущность эпохи рационализма и Просвещения: человеческий разум, тем более просвещенный, превыше всего, ему подвластны любые задачи в человеческом обществе. Результат разумности человека – создание государства в форме общественного договора, по которому граждане добровольно передают государству часть своих естественных прав и соглашаются подчиняться ему. Студенты должны уметь анализировать взгляды конкретных ученых: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.Ж Руссо, выделяя специфику подходов каждого. Т. Гоббс – сторонник абсолютной монархии, Дж. Локк – основатель либерализма, поддерживающий конституционную монархию и разделение властей на ветви – законодательную, исполнительную и федеративную; Ш.-Л. Монтескье обосновал зависимость возникновения государства от климата, религии, законов, исторического процесса, а также дал социологическое объяснение необходимости разделения государственной власти на ветви – законодательную, исполнительную и судебную, которые должны контролировать друг друга и тем самым уменьшать злоупотребления властью, к чему у любого человека имеется склонность. Ж.Ж. Руссо в отличие от своих предшественников рассматривает как главную ценность не отдельного человека, а целый народ, класс, нацию, поэтому не считает необходимым делить власть народа с кем-либо другим. Это социологическая традиция в отличие от либеральной, индивидуалистической.

При подготовке к четвертому вопросу темы можно рекомендовать студентам прочитать «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса и выступить с докладами. Из материалов этих работ и учебного пособия «История политических и правовых учений» студенты могут составить представление о диалектическом материализме, о материалистическом понимании истории, смене общественно-экономических формаций как результате развития производительных сил и социальной революции.

Студенты на основе анализа произведений М. Вебера,
Э. Дюркгейма и историко-философской литературы приходят к пониманию функционального подхода к политике и государству, который противостоит конфликтологическому, марксистскому. Кроме анализа работ классиков политической науки студенты могут сделать сообщения по материалам произведений других ученых – Гегеля, А. де Токвиля, Л. Гумпловича и русских ученых Новгородцева, Б.Н. Чичерина, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина.

 

Тема 3. Становление и развитие
политической науки в США и Европе
План:

1. Становление и развитие политической науки в США.

2. Политическая наука во Франции.

3. Становление и развитие политологии в России.

 

Литература

1. Зарубежная политология в ХХ столетии. М.: РАН, Институт научной информации по общественным наукам. Институт сравнительной политологии. РАПН, 2001. С. 8–56.

2. Ирхин Ю.В. 2011. Российская политология: четверть века или 255 лет? // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 1. С. 69–84.

3. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2008. 500 с.

4. Муштук О.З.Политология: учебник для вузов. М.: МФПА (Московская финансово-промышленная академия), Университетская серия, 2011. 475 с.

5. Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М.: Изд-во Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 448 с.

6. Пляйс Я.А. Российская политология: перед новыми вызовами // Полис. 2009. № 4. С. 156–162.

7. Политология. Хрестоматия / сост. Б.И. Исаев, А.С. Тураев, А.Е. Хренов. СПб.: Питер, 2006. С. 7–20.



2015-11-23 312 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к теме 2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к теме 2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)